Пятница
29.03.2024
04:04
Категории раздела
Разработки уроков [171]
Творчество учителей [36]
Проза, поэзия. эссе
Вход на сайт

Поиск
Наш опрос
Какому источнику информации Вы доверяете?
Всего ответов: 435
Закладки
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Сайт учителей русского языка и литературы Казахстана
    Главная » Статьи » Литература в школе. Учителя » Разработки уроков

    Урок литературы в 8 классе по теме "Цыганы"
    А.С. Пушкин. «Цыганы». Романтический конфликт в поэме. Система образов. Конфликты и противоречия в душе Алеко и Земфиры

    Цель:
    - продолжить знакомство учащихся с жизнью и творчеством Пушкина; выявить основной конфликт; рассмотреть образы Земфиры и Алеко как романтического героя;
    - развивать аналитическое мышление, эстетическое чувство, память, речь;
    - воспитывать чувство собственного достоинства, уважение к окружающим.

    Ход урока
    I. Организационный этап.
    II. Ребята, прежде чем начать изучение новой темы, я бы хотела, чтобы вы ответили на мои вопросы и из первых букв ваших ответов, составили фамилию писателя, произведение которого мы будем изучать на уроке.
    1.Главный член предложения, отвечающий на вопрос Кто? Что? ( Подлежащие)
    2.Рыба , имеющая несколько названий :речной, европейский, обыкновенный. Вид хищных, занесен в Красную книгу (Угорь)
    3. Акакий Акакиевич Башмачкин, герой какой повести Гоголя ? « Шинель»
    4. В каком звании был Тушин в романе» Война и мир»( капитан)
    5. Самый распространенный сочинительный союз (и)
    6.Какая неизменяемая часть речи, обозначает признак действия, признак другого признака, реже признак предмета? ( наречие)
    Правильно, ребята! Это Пушкин.
    II. Актуализация
    1. Сообщения учителя
    Сообщение о жизни и творчестве А.С. Пушкина.
    Александр Сергеевич Пушкин родился 26 мая 1799 года в Москве в дворянской помещичьей семье (отец его был майор в отставке).
    Семья принадлежала к самой образованной части московского общества. В их доме собирались поэты, художники, музыканты. Свои первые в жизни стихи поэт написал по-французски. Не случайно его прозвище в Лицее было «француз».
    В 12 лет, получив начатки домашнего воспитания (довольно беспорядочного), Александр был отвезен учиться в новое, только что открывшееся 19 октября 1811 г. учебное заведение - Царскосельский Лицей под Петербургом. Это было место, где располагалась летняя резиденция русских императоров.
    Пушкин сохранил лицейскую дружбу и культ Лицея на всю жизнь. Лицеисты выпускали рукописные журналы и уделяли много внимания собственному литературному творчеству.
    Лицей заменил Пушкину детство. Но лицей был окончен - детство прошло. Началась жизнь…
    Цыганы» — последняя южная романтическая поэма Александра Сергеевича Пушкина. Проведя несколько дней в таборе бессарабских цыган, стихотворец работал над поэмой с января по октябрь 1824 года, сначала в Одессе, потом в Михайловском. Окончательная редакция датирована последними месяцами того же года. На сюжет поэмы С. Рахманинов написал в 1892 г. свою первую оперу «Алеко».
    Поэма рассказывает о любви цыганки Земфиры и юноши Алеко, который оставил «неволю душных городов» ради степного приволья. На протяжении двух лет он кочует по степи вместе с вольными цыганами и своей любимой.
    «Цыганы» воспроизводят базовую коллизию «Кавказского пленника» (1821), восходящую к повести Шатобриана «Атала» (1801): разочарованный байронический герой не в состоянии раствориться среди «благородных дикарей», хотя и страстно желает этого. В этой поэме Пушкин постепенно освобождается от своего былого байронизма; налицо «эволюция от свободного, сладкозвучного и ласкающего стиля его юности к суровой красоте последних вещей» (Д. С. Мирский)[1].

    III. Формирование новых понятий и способов действия
    1. Выразительное чтение
    Учитель под лирическую музыку читают эпилог поэмы А.С. Пушкина «Цыганы».
    2. Беседа
    - В эпилоге автор раскрывает нам основную тему этого замечательного произведения. Какова она?
    Главная тема – свобода личности, вольница.
    - Как вы думаете, почему поэма, посвященная теме свободы, воли, заканчивается словами «…И всюду страсти роковые, И от судеб защиты нет»?
    Пушкин показывает, что свобода не всеми понимается одинаково, что свобода поступков одного человека может причинять горе другим людям.
    - Эта мысль и стала основной идеей поэмы «Цыганы».
    - Но так ли уж свободен и счастлив этот дикий народ, как думал Алеко, стремясь в цыганский табор? Давайте попробуем разобраться в этом. Обратимся к началу поэмы. Какую картину вы представляете, читая этот отрывок?
    Цыганы кочуют по степям Бессарабии, они ночуют в изодранных шатрах под звездами, несмотря на это их сон мирный, жизнь в таборе идет своим чередом. Они привыкли к воле, их не смущают бескрайние степи, вечное движение, непогода, они просто живут.
    - В чем привлекательность такой жизни?
    Они свободны, вольны. Их ничто не тяготит, не держит на одном месте. Они в постоянном движении. Их жизнь полна романтики.
    - Кто из героев поэмы олицетворяет эту вольную жизнь? Является символом вольности?
    Земфира.
    А вот романтиком автор считает другого героя. Кого?
    Алеко.
    Опишите его
    Он жаждет свободы, он сменил жизнь среди богатого народа «на бродящую бедность и волю», как говорит старый цыган. Он с презрением отвергает общество, где люди стыдятся любви, гонят мысли, просят денег и цепей, ставит себя выше этого общества. Алеко стремится к свободной жизни «естественного» народа, далекого от цивилизации, т. к. считает, что они свободны от страстей и пороков просвещенного общества, от корыстолюбия и тщеславия.
    - Скажите, а как Алеко попал в цыганский табор?
    Именно Земфира приводит его в табор, объясняя отцу, что Алеко тоже хочет быть цыганом. И тут же называет себя его подругой.
    - Как отец реагирует на это? Зачитайте.
    Цыган рад гостю. Он приглашает Алеко остаться под «сенью шалаша», пробыть в нем столько, сколько он сам захочет. Старик не противится мгновенному увлечению дочери, он предоставляет ей полную свободу, как и Алеко. Они вправе сами сделать выбор своего жизненного пути.
    - И они сделали этот выбор: Алеко остался в таборе, живет жизнью цыган, он свободен, как ему кажется. И так пролетели 2 года.
    - Почему несчастлив Алеко?
    Земфира изменилась. Она уже не так относится к нему, разлюбила его.
    Мудрый старик, узнав, что Земфира разлюбила Алеко, и увидев смятение в душе Алеко, рассказывает ему историю о самом себе, преподает ему урок доброты, принятия свободы чужой воли.
    - Что это за история? Зачем ее рассказывает старик?
    Чтобы Алеко понял, что воля, не скованная законами, жизнь дикого человека не так уж безоблачна.
    - Что говорит Алеко, выслушав рассказ старика?
    Что он не такой. Ничто его не остановит. Он не простит измены. Он готов даже спящему, т. е. беззащитному человеку отомстить. Алеко не умеет и не хочет ценить свободу других людей. Он не задумываясь посягает на нее.
    - Какую жестокость совершает Алеко, когда видит Земфиру с ее новым возлюбленным?
    Он убивает девушку.
    - Итак, мы видим, что герои попадают в сходные ситуации, но как по-разному решается конфликт! Сопоставляя героев, автор показывает два разных понимания свободы - эгоизм Алеко и великодушие Старика.
    - А что такое свобода для Земфиры? Для Старика?
    Для Земфиры свобода – веселая беззаботная жизнь, которая ни к чему не обязывает. Она ничего не требует и хочет, чтобы и от нее тоже ничего не требовали.
    Для Старика свобода – это покой, это жизнь в согласии с собой и другими. Он понимает свободу, как умение прощать и понимать других.
    - А как понимает свободу автор?
    Он любит своих героев, соглашается со стариком, с сожалением расстается с Алеко. Любуется Земфирой. И всем своим произведением показывает, что «цивилизованному» человеку нельзя жить в мире, где царят законы вольницы. Появление Алеко в «диком», нетронутом просвещением мире, привело к кровавой драме.
    - А.С. Пушкин не дает прямого ответа на вопросы «Что значит быть свободным?», «Может ли человек быть свободным?» Он предоставляет читателю право самому ответить на них.

    IV. Применение. Формирование умений и навыков
    1. Творческое задание. Составление кластеров. - Как понимает человеческую свободу Алеко и старый цыган? ( класс делится на 2 группы, каждая группа выполняет определенное задание)


    Работа с текстом: выберете из текста описание картин



    Цыганы шумною толпой
    По Бессарабии кочуют.

    Два трупа перед ним лежали;
    Убийца страшен был лицом.


    «Оставь нас, гордый человек!
    Мы дики; нет у нас законов,
    Мы не терзаем, не казним —
    Не нужно крови нам и стонов —
    Но жить с убийцей не хотим…
    Ты не рожден для дикой доли

    Послушай: расскажу тебе
    Я повесть о самом себе.

    Подведение итогов урока.
    Выставление оценок

    Домашнее задании
    2. Выучить наизусть отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Цыганы».
    VI. Этап рефлексии
    Категория: Разработки уроков | Добавил: natasha_shef (01.12.2014)
    Просмотров: 9275 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 5.0/1
    Всего комментариев: 3
    3 ladykurmanaj  
    0
    Очень интересный урок. Был проведён тщательный анализ произведения, образы Земфиры и Алеко глубоко рассмотрены. Понравилось, что отрывок из поэмы читают под лирическую музыку. На этапе закрепления подобрано задание, заставляющее учащихся размышлять.

    1 Алтаевна  
    0
    Урок построен интересно. Каждый этап урока грамотно продуман. Используются стратегии критического мышления. Продумана индивидуальная и групповая работа с учащимися.Посредством такого урока ребята смогут выявить основной конфликт в поэме "Цыганы".

    2 natasha_shef  
    0
    Спасибо за теплый отзыв об уроке.

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]