Пятница
26.04.2024
08:18
Категории раздела
Разработки уроков [171]
Творчество учителей [36]
Проза, поэзия. эссе
Вход на сайт

Поиск
Наш опрос
Какому источнику информации Вы доверяете?
Всего ответов: 435
Закладки
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Сайт учителей русского языка и литературы Казахстана
    Главная » Статьи » Литература в школе. Учителя » Разработки уроков

    Урок на тему «Замерзают мои георгины» Жизнь и судьба поэта Н.Рубцова».
    Федотова Валентина Петровна, учитель русского языка и литературы.
    Средняя школа № 7 г. Костаная.
    Урок на тему «Замерзают мои георгины» Жизнь и судьба поэта Н.Рубцова».

    Цели: 1).дать представление о жизни и поэтическом мире Н.Рубцова, совершенствовать умение анализировать поэтический текст;
    2).развивать навыки самостоятельной работы с литературой, умение выбирать материал для сообщения, устного выступления; совершенствовать навыки устной речи;
    3).прививать любовь к поэзии, к России, русскому языку.
    Оборудование:
    выставка книг поэта, записи песен на стихи Н.Рубцова.

    ХОД УРОКА.

    Звучит песня в исполнении Марины Капуры «В горнице».
    В горнице моей светло.
    Это от ночной звезды.
    Матушка возьмет ведро,
    Молча принесет воды…
    Красные цветы мои
    В садике завяли все.
    Лодка на речной мели
    Скоро догниет совсем.
    Дремлет на сене моей
    Ивы кружевная тень,
    Завтра у меня под ней
    Будет хлопотливый день!
    Буду поливать цветы,
    Думать о своей судьбе,
    Буду до ночной звезды
    Лодку мастерить себе…
    Учитель. Когда звучат песни на стихи Н.Рубцова «В горнице моей светло…», «Я уеду из этой деревни…», «Потонула во тьме отдаленная пристань…» и другие – рождается ощущение, что звучат не стихи, а вдруг вырвавшаяся из недр жизни стихия.

    Литературная деятельность Н.Рубцова длилась всего несколько лет, и он не успел обрести зрелости поэтического стиля. Иногда его стихи далеко не совершенны. В них не трудно обнаружить неточные строки, но в его стихах нет фальши, искусственности. Всех, кто слушал его стихи, покоряла их личностность и глубина.

    Н.Рубцов легко соглашался прочитать или спеть свои стихи, но не житейские расспросы отвечал нехотя. И сегодня немногое известно из его жизни. Н.Рубцов просто не придавал никакого значения внешним обстоятельствам своего бытия, а духовная его жизнь глубоко и полно выразилась в стихах, которые он не таил ни от кого.

    1 ученик. Читает стихотворение

    До конца,
    До тихого креста
    Пусть душа
    Останется чиста!
    Перед этой
    Желтой, захолустной
    Стороной березовой моей,
    Перед жнивой
    Пасмурной и грустной
    В дни осенних
    Горестных дождей,
    Перед этим
    Строгим сельсоветом
    Перед этим
    Садом у моста
    Перед всем
    Старинным белым светом
    Я клянусь:
    Душа моя чиста.
    Пусть она
    Останется чиста
    До конца,
    До смертного креста.

    2 ученик. При жизни Рубцова вышло всего 4 сборника: «Звезда полей» в 1967г., «Душа хранит» 1969г., «Сосен шум» 1970г., «Зеленые цветы», вышедшей, увы, после гибели поэта. Любовь к России, глубокое понимание души человеческой освещают его творчество.

    Поэт жил трудно, мучительно трудно, и внешние условия его быта складывались нелегко «Горе, невзгоды довелось испытать ему сполна, а он – выдюжил».

    Николай Михайлович Рубцов родился 3(5) января 1936 года в поселке Емецк на Северной Двине, в 150 км. от Архангельска. О родителях его известно очень мало. Война разрушила всё. Отец ушел на фронт, а мать заболела и умерла. 6-ти летний Коля оказался в детском доме села Никольского. Это село и стало для него малой родиной.
    3ученик.Читает стихотворение
    Тихая моя родина!
    Ивы, река, соловьи…
    Мать моя здесь похоронена
    В детские годы мои.
    -Где тут погост? Вы не видели?
    Сам я найти не могу
    Тихо ответили жители:
    -Это на том берегу.
    Тихо ответили жители,
    Тихо проехал обоз.
    Купол церковной обители
    Яркой травою зарос.
    Тина теперь и болотина
    Там, где купаться любил…
    Тихая моя родина,
    Я ничего не забыл.
    Новый забор перед школою,
    Тот же зеленый простор.
    Словно ворона веселая,
    Сяду опять на забор.
    Школа моя деревянная!..
    Время придет уезжать-
    Речка за мною туманная
    Будет бежать и бежать.
    С каждой избою и тучею,
    С громом готовым упасть,
    Чувствую самую жгучую,
    Самую смертную связь.
    4 ученик. В 1950 году, окончив семилетку, Н.Рубцов уезжает в Ригу. Но мечте поступить в мореходное училище не суждено было осуществиться: был он еще слишком мал ростом. Учился в лесотехническом техникуме, получив паспорт, отправился странствовать, работал кочегаром на рыболовецком судне, работал на заводе в Ленинграде.
    Четыре года прослужил на эсминце Северного флота.
    Я тоже служил на флоте!
    Я тоже памятью полн!
    О той бесподобной работе-
    На гребнях чудовищных волн.
    Тобою - ах, море, море!-
    Я взвинчен до самых жил,
    Но, видно, себе на горе
    Так долго тебе служил.
    5 ученик. Теперь он становится членом литературного объединения при газете Северного флота «На страже Заполярья», начиная с 1957 года, его стихи печатаются в газете и в альманахе «Полярное сияние».

    Осенью 1959 года Н.Рубцов возвратился в Ленинград и поступил работать на знаменитый Кировский завод. Участвует в работе литературного объединения при заводской газете «Кировец».

    Н.Рубцов знакомится с молодыми поэтами, выступает на поэтичных вечерах, изучает русскую поэзию. Стихи становятся его судьбой.

    В 1962 году окончив школу рабочей молодежи, он поступает в литературный институт. В Москве он подружился с поэтами Станиславом Куняевым, Владимиром Соколовым, которые во многом повлияли на него.

    6 ученик. Н.Рубцов был далеко не простым человеком. В нем уживались, казалось бы, несовместимые черты – кротость, доброта, угрюмость, подчас гнев. Правда, тяжелые и темные свойства его души по- настоящему развязывало (что греха таить!) вино. В 1964 году за ряд прегрешений он был переведен на заочное отделение Литературного института, что означало для него потерю постоянного пристанища и средств к существованию. Он уезжает в родное Никольское. Никола, её люди, природа воплощались в его стихах.

    Когда заря, светясь по сосняку,
    Горит, горит, и лес уже не дремлет,
    И тени сосен падают в реку,
    И свет бежит на улицы деревни,
    Когда, смеясь, на дворике глухом
    Встречают солнце взрослые и дети,—
    Воспрянув духом, выбегу на холм
    И все увижу в самом лучшем свете.
    Деревья, избы, лошадь на мосту,
    Цветущий луг — везде о них тоскую.
    И, разлюбив вот эту красоту,
    Я не создам, наверное, другую...

    7 ученик. Вскоре Н.Рубцов переезжает в Вологду. Он, наконец, обретает дом. Его поддерживали здесь друзья и соратники по литературе – Виктор Астафьев, Василий Белов, Виктор Коротаев и Александр Романов. Вологда с её людьми и домами, деревьями и храмами, рекой и пароходами вошла как любимый город в его стихи последних лет.

    В 1967 г. Рубцов вместе с группой писателей совершил поездку по Волгу-Балту. Тогда и появилось стихотворение «Последний пароход».

    ...Мы сразу стали тише и взрослей.
    Одно поют своим согласным хором
    И темный лес, и стаи журавлей
    Над тем Бобришным дремлющим угором...
    В леса глухие, в самый древний град
    Плыл пароход, разбрызгивая воду, -
    Скажите мне, кто был тогда не рад?
    Смеясь, ходили мы по пароходу.
    А он, большой, на борт облокотясь, -
    Он, написавший столько мудрых книжек, -
    Смотрел туда, где свет зари и грязь
    Меж потонувших в зелени домишек.
    И нас, пестрея, радовала вязь
    Густых ветвей, заборов и домишек,
    Но он, глазами грустными смеясь,
    Порой смотрел на нас, как на мальчишек...
    В леса глухие, в самый древний град
    Плыл пароход, разбрызгивая воду, -
    Скажите, кто вернулся бы назад?
    Смеясь, ходили мы по пароходу.
    А он, больной, скрывая свой недуг, -
    Он, написавший столько мудрых книжек, -
    На целый день расстраивался вдруг
    Из-за каких-то мелких окунишек.
    И мы, сосредоточась, чуть заря,
    Из водных трав таскали окунишек,
    Но он, всерьез о чем-то говоря,
    Порой смотрел на нас, как на мальчишек...
    В леса глухие, в самый древний град
    Плыл пароход, встречаемый народом...
    Скажите мне, кто в этом виноват,
    Что пароход, где смех царил и лад,
    Стал для него последним пароходом?
    Что вдруг мы стали тише и взрослей,
    Что грустно так поют суровым хором
    И темный лес, и стаи журавлей
    Над беспробудно дремлющим угором...

    8 ученик. Внешние обстоятельства жизни не имели для Н.Р. существенного значения, и, конечно, не могли снять или ослабить противоречия, владевшие его душой. И нет сомнения, что гибель его была не случайной. В целом ряде стихотворений выразилось предчувствие близкой смерти.

    Я умру в крещенские морозы,
    Я умру, когда трещат березы,
    А весною ужас будет полным:
    На погост речные хлынут волны!
    Из моей затопленной могилы
    Гроб всплывет, забытый и унылый,
    Разобьется с треском, и в потемки
    Уплывут ужасные обломки.
    Сам не знаю, что это такое…
    Я не верю вечности покоя.

    Учитель. В морозную крещенскую ночь, 19 января 1971 года Н.Рубцов во время тяжкой ссоры был убит женщиной, которую собирался назвать женой.

    На могиле его, на кладбище близ Вологды, начертана строка из знаменитого стихотворения «Россия, Русь, храни себя, рани!», и звучит оно как завещание потомкам любить и беречь Родину.

    Через несколько лет после гибели поэта его именем назвали одну из вологодских улиц.

    Замерзают мои георгины.
    И последние ночи близки.
    И на комья желтеющей глины
    За ограду летят лепестки...
    Нет, меня не порадует - что ты! -
    Одинокая странствий звезда.
    Пролетели мои самолеты,
    Просвистели мои поезда.
    Прогудели мои пароходы,
    Проскрипели телеги мои, -
    Я пришел к тебе в дни непогоды,
    Так изволь, хоть водой напои!
    Не порвать мне житейские цепи,
    Не умчаться, глазами горя,
    В пугачевские вольные степи,
    Где гуляла душа бунтаря.
    Не порвать мне мучительной связи
    С долгой осенью нашей земли,
    С деревцом у сырой коновязи,
    С журавлями в холодной дали...
    Но люблю тебя в дни непогоды
    И желаю тебе навсегда,
    Чтоб гудели твои пароходы,
    Чтоб свистели твои поезда!

    В конце урока звучат подготовленные ребятами песни на стихи Н. М. Рубцова либо просто стихи поэта.
    Использованный материал.
    1.Николай Рубцов. Диафильм. Диафильм. Авторы Л. Коротаева , О.Пылева. Художник-оформитель Е. Лехт.1988 г.
    2.http://rupoem.ru/rubcov/all.aspx
    3.http://allforchildren.ru/poetry/author57-rubtsov.php
    4.http://rubtsov.id.ru/biographia/chronics.htm

    Источник: http://Использованный материал. 1.Николай Рубцов. Диафильм. Диафильм. Авторы Л. Коротаева , О.Пылева. Художник-оформитель Е. Л
    Категория: Разработки уроков | Добавил: tin (06.09.2013) | Автор: Федотова Валентина Петровна E
    Просмотров: 1455 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 3
    3 FNR  
    0
    Логично и грамотно выстроенная структура урока. Ничего лишнего, но отчётливо прослеживается судьба поэта, одновременно этапы жизни отражаются и в поэзии Рубцова. Не случайно сам поэт говорил, что его жизнь - в стихах.

    1 Людмила  
    0
    Cпасибо, Валентина! Вы первая поддержали нашу идею с публикацией разработок учителей на сайте. Постараюсь выслать Вам свидетельство о публикации в ближайшие дни.

    2 tin  
    0
    Здравствуйте, Людмила! Огромное спасибо за Ваше внимание. Валентина. smile

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]