Пятница
19.04.2024
00:34
Категории раздела
Разработки уроков [171]
Творчество учителей [36]
Проза, поэзия. эссе
Вход на сайт

Поиск
Наш опрос
Какому источнику информации Вы доверяете?
Всего ответов: 435
Закладки
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Сайт учителей русского языка и литературы Казахстана
    Главная » Статьи » Литература в школе. Учителя » Разработки уроков

    Урок по литературе на тему «Действующие лица и экспозиция в пьесе «На дне»
    Урок по литературе на тему «Действующие лица и экспозиция в пьесе «На дне». Учитель Федотова Наталья Романовна, г. Костанай.

    Цели урока:
    - развивать умение внимательного прочтения списка действующих лиц в драматическом произведении;
    - развивать творческое мышление, умение сопоставлять, делать выводы;
    - воспитывать внимание к слову.

    Методические приемы: дискуссия, аналитическая беседа.
    Тип урока: стандартный.
    Вид урока: урок-беседа.

    Ход урока.

    I Проверка домашнего задания.
    Вопросы.
    Какой характер носят ранние рассказы М.Горького? (романтический)
    В центре повествования у Горького обычно какой герой? (гордый, сильный, свободолюбивый, одинокий человек).

    II Повторение. Драматические произведения.
    Учитель: В чем состоит своеобразие драмы? Почему это самый сложный для восприятия род искусства?
    Ответы учеников.

    Вопрос.
    Какие ассоциации возникают у вас в связи с фамилиями Пепел, Клещ, Бубнов, Сатин, именем Лука? Есть ли в них намек на черты их личности, род занятий судьбу?
    Ответы.
    - Лука – один из евангелистов, Горький дает ему имя, которое ему дорого. «Этот странник вошел в подвал, как луч яркого солнца, осветив в нем все дурное и пробудив к жизни ростки добра»
    Имя Лука происходит от слова «лукавый». (Учитель подчеркивает неоднозначное отношение к имени так же, как и к самому герою.)
    - Сатин – в этом имени звучание слова «сатана». Но какое испытание придумает он? Может быть, Сатин испытывает человека возможностью новой веры?

    Вопрос.
    - О чем говорит род занятий действующих лиц?
    Ответы.
    - Клещ-слесарь, Квашня - торговка пельменями, Алешка – сапожник, Кривой Зоб и Татарин – ключники. Все это нужные профессии, то есть эти люди могут зарабатывать себе на жизнь. В этом тоже угадывается социальный конфликт. Почему эти люди не работают? Кто в этом виноват? Не будет ли дан ответ на вопрос самой пьесой?

    Вопрос.
    - Каков возраст ночлежников? О чем это говорит?
    Ответы.
    Клещу и Квашне по 40 лет, Анне – 30, Бубнову – 45. Это самый работоспособный возраст. А еще это возраст, в котором человек уже должен сложиться, что-то иметь за плечами. Но эти люди – в ночлежке, они не имеют ничего.
    - Барону 33 года. Это возраст Иисуса Христа. Почему Горький дает возраст Христа одному из нелюбимых героев с прозвищем Барон? Возможно, анализируя пьесу, раскрывая образ героя, мы ответим на этот вопрос.

    Вопрос.
    - Почему одни действующие лица названы только по фамилии, другие – по имени, третьи – полностью, с указанием рода занятий?

    Выводы.
    Уже само название пьесы и список действующих лиц говорят о социальных конфликтах, жертвами которых стали герои пьесы, оказавшиеся на «дне» жизни, в ночлежке.
    Частью социального конфликта является и любовный конфликт (он обозначен в афише разницей в возрасте супругов Костылевых, присутствием девушки с нежным именем Наташа).
    Понятно, что здесь, в условиях «дна», самые возвышенные чувства не принесут счастье.
    Следующий этап урока – чтение по ролям 1-го акта (в драме важно появление героев, их первые реплики).
    Действие 1-го акта предваряется подробным описание подвала. Автору хотелось ввести зрителя именно в этот подвал. Он похож на пещеру. Но это дом ночлежников, они привязаны к своему жилищу.
    Перед учащимися поставлена задача: при чтении передать интонацией характер своего героя; после прочтения 1-го акта дать ему характеристику.

    III Выводы после чтения.
    В 1-м акте мы встретились со всеми героями пьесы. Эти люди в большинстве своем равнодушны друг к другу, часто не слышат, что говорят другие, не пытаются понять. В 1-м акте говорят все персонажи, но каждый почти не слушая других, - о своем.
    Взаимоотчуждение постояльцев ночлежки Костылева, атмосферу духовного разобщения людей автор передает в оригинальной форме полилога. (Полилог – форма речевой организации в драме, совмещение реплик всех участников сцены). Герои сознательно разрознены Горьким – каждый говорит о своем.
    Несмотря на обилие реплик, действие 1-го акта замедленное, «сонное». Развитие конфликта начинается с появления Луки.

    IV Инструктаж домашнего задания.
    Роль Луки в драме (выписать его высказывания о людях, о жизни, о правде, о вере).
    Категория: Разработки уроков | Добавил: FNR (21.10.2013) | Автор: Федотова Наталья Романовна E
    Просмотров: 1544 | Рейтинг: 5.0/1
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]