Урок по литературе на тему «Действующие лица и экспозиция в пьесе «На дне»
Урок по литературе на тему «Действующие лица и экспозиция в пьесе «На дне». Учитель Федотова Наталья Романовна, г. Костанай.
Цели урока: - развивать умение внимательного прочтения списка действующих лиц в драматическом произведении; - развивать творческое мышление, умение сопоставлять, делать выводы; - воспитывать внимание к слову.
Методические приемы: дискуссия, аналитическая беседа. Тип урока: стандартный. Вид урока: урок-беседа.
Ход урока.
I Проверка домашнего задания. Вопросы. Какой характер носят ранние рассказы М.Горького? (романтический) В центре повествования у Горького обычно какой герой? (гордый, сильный, свободолюбивый, одинокий человек).
II Повторение. Драматические произведения. Учитель: В чем состоит своеобразие драмы? Почему это самый сложный для восприятия род искусства? Ответы учеников.
Вопрос. Какие ассоциации возникают у вас в связи с фамилиями Пепел, Клещ, Бубнов, Сатин, именем Лука? Есть ли в них намек на черты их личности, род занятий судьбу? Ответы. - Лука – один из евангелистов, Горький дает ему имя, которое ему дорого. «Этот странник вошел в подвал, как луч яркого солнца, осветив в нем все дурное и пробудив к жизни ростки добра» Имя Лука происходит от слова «лукавый». (Учитель подчеркивает неоднозначное отношение к имени так же, как и к самому герою.) - Сатин – в этом имени звучание слова «сатана». Но какое испытание придумает он? Может быть, Сатин испытывает человека возможностью новой веры?
Вопрос. - О чем говорит род занятий действующих лиц? Ответы. - Клещ-слесарь, Квашня - торговка пельменями, Алешка – сапожник, Кривой Зоб и Татарин – ключники. Все это нужные профессии, то есть эти люди могут зарабатывать себе на жизнь. В этом тоже угадывается социальный конфликт. Почему эти люди не работают? Кто в этом виноват? Не будет ли дан ответ на вопрос самой пьесой?
Вопрос. - Каков возраст ночлежников? О чем это говорит? Ответы. Клещу и Квашне по 40 лет, Анне – 30, Бубнову – 45. Это самый работоспособный возраст. А еще это возраст, в котором человек уже должен сложиться, что-то иметь за плечами. Но эти люди – в ночлежке, они не имеют ничего. - Барону 33 года. Это возраст Иисуса Христа. Почему Горький дает возраст Христа одному из нелюбимых героев с прозвищем Барон? Возможно, анализируя пьесу, раскрывая образ героя, мы ответим на этот вопрос.
Вопрос. - Почему одни действующие лица названы только по фамилии, другие – по имени, третьи – полностью, с указанием рода занятий?
Выводы. Уже само название пьесы и список действующих лиц говорят о социальных конфликтах, жертвами которых стали герои пьесы, оказавшиеся на «дне» жизни, в ночлежке. Частью социального конфликта является и любовный конфликт (он обозначен в афише разницей в возрасте супругов Костылевых, присутствием девушки с нежным именем Наташа). Понятно, что здесь, в условиях «дна», самые возвышенные чувства не принесут счастье. Следующий этап урока – чтение по ролям 1-го акта (в драме важно появление героев, их первые реплики). Действие 1-го акта предваряется подробным описание подвала. Автору хотелось ввести зрителя именно в этот подвал. Он похож на пещеру. Но это дом ночлежников, они привязаны к своему жилищу. Перед учащимися поставлена задача: при чтении передать интонацией характер своего героя; после прочтения 1-го акта дать ему характеристику.
III Выводы после чтения. В 1-м акте мы встретились со всеми героями пьесы. Эти люди в большинстве своем равнодушны друг к другу, часто не слышат, что говорят другие, не пытаются понять. В 1-м акте говорят все персонажи, но каждый почти не слушая других, - о своем. Взаимоотчуждение постояльцев ночлежки Костылева, атмосферу духовного разобщения людей автор передает в оригинальной форме полилога. (Полилог – форма речевой организации в драме, совмещение реплик всех участников сцены). Герои сознательно разрознены Горьким – каждый говорит о своем. Несмотря на обилие реплик, действие 1-го акта замедленное, «сонное». Развитие конфликта начинается с появления Луки.
IV Инструктаж домашнего задания. Роль Луки в драме (выписать его высказывания о людях, о жизни, о правде, о вере).
|
Категория: Разработки уроков | Добавил: FNR (21.10.2013)
| Автор: Федотова Наталья Романовна E
|
Просмотров: 1544
| Рейтинг: 5.0/1 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|