Четверг
02.05.2024
05:07
Категории раздела
Разработки уроков [171]
Творчество учителей [36]
Проза, поэзия. эссе
Вход на сайт

Поиск
Наш опрос
Какому источнику информации Вы доверяете?
Всего ответов: 435
Закладки
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Сайт учителей русского языка и литературы Казахстана
    Главная » Статьи » Литература в школе. Учителя » Разработки уроков

    урок по литературе в 5 классе "М.Ю. Лермонтов "Бородино"
    Учитель: Уразметова И.В.
    Тема: М.Ю. Лермонтов «Бородино».
    Сабақтың мақсаты
    Цели урока:
    - познакомить учащихся со стихотворением М.Ю. Лермонтова «Бородино», показать историческое значение Бородинского сражения в Отечественной войне 1812 года;
    - работать над выразительным чтением, над словарными словами;
    - воспитывать патриотизм, уважительное отношение к историческим событиям России.
    Форма урока: коллективная, индивидуальная
    Материалдық қамтуы
    Материальное обеспечение учебник, тетрадь, текст стихотворения , иллюстрации к «Бородино», портрет, историческая справка
    Сабақ барысы
    Ход урока:
    I. Ұйымдастыру кезеңі
    Орг.момент.
    Приветствие.
    Сообщение темы и цели урока
    Психологический настрой.
    II. Проверка д/з (Устно)
    Галерея рисунков к сказкам о лебедях.
    III. Работа по теме урока.
    1.Вступительное слово учителя .
    - Знакомо ли вам слово Бородино?
    (Под Бородино произошло знаменитое сражение Отечественной войны 1812 года.)
    2. Историческая справка. (самостоятельно чтение учащимися)
    12 июня 1812 года огромная наполеоновская армия вторглась в Россию. Два месяца продолжалось отступление русских войск. 26 августа 1812 года под Бородино, деревне в 124 км к западу от Москвы, произошло генеральное сражение Отечественной войны. Перед сражением французским войскам зачитали приказ Наполеона, который пытался возбудить в них боевой дух, надежду на богатую добычу, удобные квартиры в Москве и громкую славу в случае победы. В русской армии, которой командовал Кутузов, отслужили торжественный молебен и понесли вдоль линии войск, считавшуюся чудотворной, икону Смоленской Божьей Матери. Русские солдаты понимали, что в сражении решается судьба Москвы, а значит – России.
    Потери русских составили 46 тыс. человек, французы потеряли, по русским данным, от 50 до 58 тыс. человек. В резерве у русских сохранилось не более 5 тыс. человек, у французов – вся гвардия (19 тыс. человек). Сломить русское войско не удалось, но оно было обескровлено.
    3. Значение событий 1812 года для Лермонтова (учитель или подготовленный ученик)
    Именно история героического сражения под Бородино и легла в основу стихотворения Лермонтова, с которым мы сейчас познакомимся. Почему же волновал поэта 1812 год и почему к 25-летию со дня Бородинского сражения он обращается к этому событию?
    События 1812 года имели важное значение в формировании национального самосознания Лермонтова. Он рос и воспитывался в атмосфере «Священных преданий» об отечественной войне 1812 года. С детских лет он впитывал в себя рассказы об отечественной войне и от своих родных и от тархановских мужиков, среди которых было немало участников великого Бородинского сражения. Сам отец поэта Юрий Петрович, армейский офицер, был в 1812 году в ополчении, наверное, рассказывал сыну о великой военной эпопее. И бабушка с гордостью рассказывала внуку о своих родных братьях- Дмитрии и Афанасии Столыпиных, прославивших себя в Бородинском сражении.
    Поступив в 1828 г. в Московский пансион, Лермонтов и здесь попадает в атмосферу культа героической Москвы 1812 года и восторженной поэтизации народа- героя.
    Под влиянием всех преданий о 1812 годе у Лермонтова сложилось убеждение, что главной движущей силой с событиях 1812 года был народ. В московском пожаре он увидел «выражение народной воли», народной формы борьбы с врагом.
    Любовь к Москве и русскому народу сливаются у поэта в едином патриотическом чувстве. «Бородино» явилось высшим поэтическим выражением лермонтовского патриотизма. Поэт воспел в нем истинное величие духа и подлинный героизм простого русского солдата.
    4. Чтение учениками стихотворения «Бородино» (самостоятельное знакомство учениками)
    5. Выявление восприятия стихотворения.
    1. Понравилось ли вам стихотворение?
    2. Какие чувства вы испытали, слушая лермонтовские строки?
    (Чувство гордости за нашего русского солдата, воина, чувство восхищения силой, стойкостью, патриотизмом.)
    6. Особенности организации текста стихотворения. Анализ стихотворения. (устно)
    -О чем стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино?» (рассказ о давних , но и памятных событиях сражения)
    -Как построено стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино?»( в форме диалога)
    -Что такое диалог и монолог?
    (Диалог- разговор двух или нескольких лиц. Монолог-(греч. Monos-один) рассказ одного лица)
    В стихотворении «Бородино» присутствует и диалог и монолог-сообщение без перерыва
    -Где происходит разговор?
    -Кто задает вопросы?(мальчик, молодое поколение.)
    -Как он выглядит? Что о нем можно сказать? Раз его так волнует вопрос «Почему Москва отдана французам?
    -Кто тот , к кому обращен вопрос?
    (Старый солдат и дядя , и весь русский народ. Образ обобщенный.Он участник битвы, он артиллерист. Об этом говорят многие детали. Он говорит: «Прилег вздремнуть я у лафета», «забил заряд я в пушку туго». Он был на одном из главных редутов.» И все на наш редут». Оттуда видел он битву. Здесь он сражался. Воспоминание о бородинском бое неугасимо живет в его душе. Когда солдат рассказывает о пережитом, перед ним проносятся картины прошлого. Он снова исполнен тех чувств, которые им владели тогда, тех дум, которые он передумал. Он гордится своими товарищами. Ведь рассказывая о битве, он почти всегда говорит «мы»)
    -О чем начало стихотворения? ( о том, что помнит вся Россия про день Бородина)
    -В чем хочет убедить своих слушателей старый солдат, рассказывая о Бородине?
    (Убедить в том, каким могучим, лихим племенем, какими богатырями были защитники Бородина, они держали данную им клятву, и не по их вине была отдана , а не сдана Москва французам.
    -Чего добивается автор, доверяя рассказ об историческом событии старому солдату?
    (Солдат находился в гуще событий, видел все своими глазами, пережил все, и это делает повествование достоверным и более интересным. Мы как будто сами присутствуем на поле боя.)
    -Какие части вы выделили в стихотворении и как их озаглавите? (письменно)
    1. «Мы долго молча отступали»
    2. 2. «И вот нашли большое поле»
    3. 3. «Мы ждали третий день»
    4. Ночь перед Бородинской битвой
    5. Клятва верности.
    6. «Ну ж был денек!»
    7. Битва кончилась.
    8. «Могучее, лихое племя»
    -Какая из этих частей, на ваш взгляд, является самой яркой, выразительной, эмоциональной?
    IV. Подведение итога.
    - Определите роль Бородинского сражения в ходе Отечественной войны 1812 года.
    - С какой целью М.Ю. Лермонтов обращается к теме Бородинского сражения?
    - Что он хотел донести до читателя, до будущих поколений?
    - Можно ли сегодня говорить об актуальности звучания строк, написанных почти два века назад?
    - Что важное для себя вы отметили на сегодняшнем уроке?
    V.Домашнее задание.
    Выучить отрывок наизусть
    Категория: Разработки уроков | Добавил: @@irina@@ (02.03.2014)
    Просмотров: 2275 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]