Пятница
29.03.2024
04:47
Категории раздела
Разработки уроков [171]
Творчество учителей [36]
Проза, поэзия. эссе
Вход на сайт

Поиск
Наш опрос
Какому источнику информации Вы доверяете?
Всего ответов: 435
Закладки
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Сайт учителей русского языка и литературы Казахстана
    Главная » Статьи » Литература в школе. Учителя » Разработки уроков

    Урок по творчеству Марины Цветаевой "Я тоже была, прохожий! Прохожий, остановись"
    Разработка урока по творчеству Марины Цветаевой:
    "Я тоже была, прохожий! Прохожий, остановись! "
    Цели:
    1. Познакомить с основными вехами жизни М.И. Цветаевой, определить основные черты личности поэта на протяжении всей жизни
    2. Осуществить первичное знакомство с лирикой
    3. Создать атмосферу погружения в творчество поэта, пробудить интерес к поэту.
    Оборудование:
    • фотографии,
    • плакат-цитата,
    • компьютер, слайды,
    • гроздья рябины,
    • оформление стенда к уроку,
    • выставка книг Цветаевой.
    • музыкальное сопровождение.
    Эпиграф урока:
    "Вся моя жизнь —роман с собственной душой"
    или
    "Возьмите стихи - это и есть моя жизнь...".

    Ход урока
    I. Орг.момент.
    II. Основная часть
    1.Вступительное слово учителя к теме:
    М.И. Цветаевой (фото) принадлежит особое место среди поэтов Серебряного века. Пожалуй, сегодня мы впервые будем говорить о женщине-поэте, о человеке необычайно интересной и трагической судьбы.
    Обратите внимание на тему урока. Это слова М.Цветаевой.
    - Скажите, к кому обращены эти слова?К прохожему. А прохожим может быть каждый из нас. Значит Цветаева обращается к каждому из нас.
    -Ее слова что это? Просьба ли? Призыв или требование?— Как вы думаете?
    Наверное, и первое и второе, и третье.
    Понятно одно: Цветаева очень хотела неравнодушия к себе, к своему творчеству, немножко любви и внимание. Видимо, это то, чего ей так не хватало при жизни.
    Поэтому цель нашего урока: знакомясь с творческой и человеческой судьбой Марины Цветаевой не пройти мимо, не остаться равнодушными к памяти о ней, о замечательном поэте Серебряного века. Потому что она была в истории, в жизни, литературе. Она была и творила, и любила, и страдала, и жила. И понять как — это тоже цель нашего урока. И, наверное, в том, чтобы для кого-то из вас просто Цветаева превратилась в мою Цветаеву.
    (Фонозапись стихотворения "Идёшь на меня похожий!".)

    Мне кажется, сама Цветаева, произнесла бы эти слова с какой-то затаённой, до конца не выстраданной болью.
    -Почему? Потому что при жизни её стихи были мало кому известны. И после её смерти сборники не печатались. Свой читатель у Цветаевой появился недавно, после 85-го года.
    Книги о Цветаевой, о её творчестве, сборники стихов были изданы к знаменательным датам. Обращение к выставке книг "Моим стихам... "
    Поразительно, что сама Цветаева ещё в 20 лет предугадала свою неизвестность, свою нелёгкую творческую судьбу.
    В 20 лет она напишет эти пророческие строки: "Моим стихам, написанным так рано...
    (Читает учитель.)

    Учитель: И она была права: ее сейчас изучают в школе, её издают, на её стихи написаны песни. А самое главное - она имеет своего читателя, которого она не имела при жизни, о котором она так мечтала. (Её имя произносят почтительно).
    Для многих открытие Цветаевой началось с песен на её стихи, которые прозвучали в телефильме "Ирония судьбы или с лёгким паром ". Вот одна из них: (Звучит песня на стихи Марины Цветаевой «Мне нравится, что вы больны не мной».)
    Учитель: Мне нравится, что вы больны не мной...
    Вряд ли найдется человек, который не слышал этих удивительных строк. И пусть кому-то неизвестно имя их автора, строки этой песни своей человеческой жизнью заслужили право на память в сердцах не одного поколения. Их автору Марине Цветаевой мы посвящаем этот час.
    3. Учитель: Эпиграфами урока являются слова Цветаевой: "Вся моя жизнь - роман с собственной душой. Ещё она говорила: "Возьмите стихи - это и есть моя жизнь ".
    Следуя её совету, обратимся к её стихам, хотелось бы, что бы, читая и слушая их, вы могли представить: какой она была, к чему стремилась её душа, о чём её стихи?!
    Учитель.
    М.И. Цветаева родилась в Москве 26 сентября 1892 г.с субботы на воскресенье, в полночь, на Иоанна Богослова, в Трёхпрудном переулке, это почти в центре Москвы в небольшом уютном доме. Иоанн Богослов - один из 12 учеников Христа. Потом она напишет о своём рождении: "Красною кистью рябина зажглась... " (ученица в роли Цветаевой)

    Учитель: Как и многие поэты, Марина верила указующим знакам судьбы. Рябина, пылающая и горькая на излёте осени, станет символом её судьбы, горькой, пылающей творчеством и постоянно грозившей уйти в забвение.

    2. Выступления учащихся.
    Ученик 1.О родителях.
    Она родилась в семье профессора-искусствоведа Ивана Владимировича Цветаева, основателя Музея изящных искусств, и его жены Марии Александровны, талантливой пианистки, которая умерла, когда ее дочери, Марине не исполнилось и четырнадцати."От матери-любовь к стихам, музыкальность, пылкую романтическую натуру. «После такой матери мне
    осталось одно — стать поэтом " — писала Цветаева. От отца Марина унаследовала необыкновенное трудолюбие, любовь к искусству, бескорыстие. Влияние отца скажется в том, что иные образы и сюжеты античного мира встречаются в её произведениях. Своих дочерей она назовёт греческими именами: Ариадна и Ирина.

    Вывод учителя и учащихся:
    - Что ее окружало с детства? В какой атмосфере она росла?! (В мире поклонения искусству: музыке, поэзии, литературе).
    Ученик 2.Стихи о любви .
    Стихи начала писать в 6 лет. Любимым поэтом с детства до конца дней стал Пушкин. В 3 года она узнала, что Пушкина убили на дуэли. Она писала потом: "Пушкин был первым моим поэтом, и моего первого поэта убили. Убили, потому, что своей смертью он никогда бы не умер, жил бы вечно Пушкин меня заразил любовью, словом — любовь. Я влюбилась в Татьяну и в Онегина. И если потом я всю жизнь: первая писала, первая подавала руку, не страшась суда, то только потому, что Татьяна это сделала на моих глазах. Может быть, отсюда истоки её страстной, гордой поэзии о любви, любви невозможной, не взаимной. О такой любви она писала.
    (Звучит песня "У зеркала", замечательное стихотворение "Мой милый, что тебе я...")

    Ученик 3. Первый сборник.
    Шли годы. Марина взрослела, училась в гимназии. А её поэтический талант креп изо дня в день. В 1910 г. в 18 лет, ещё не сняв гимназической формы, тайком от семьи, выпустила первый поэтический сборник "Вечерний альбом" (фото первого сборника).
    Первым, кто прочитал альбом и сразу на него отозвался, был Максимилиан. Волошин. Главное, что отметил в её стихах - искренность. "Это очень юная и неопытная книга: её нужно читать подряд, как дневник, тогда каждая строка будет понятна. Это Прекрасная книга о детстве из детства, исполненная истинно женским обаянием " Он даже написал Марине стихи: "К" нам душа так радостно... " (фото М. Волошина) Понятно, что для гимназистки эти отзывы были огромной радостью и поддержкой. А Волошин станет ее другом и учителем на всю жизнь. Они встретятся, и Марина станет частым гостем в доме Волошина в Коктебеле. Это было счастливое время: морские прогулки, разговоры о поэзии, творческие вдохновения. Она много писала.

    Ученик 4. Встреча с Сергеем Эфроном.
    Именно здесь решилась её судьба. Они встретились 5 мая 1911 г. на пустынном коктебельском берегу. Она собирала камушки. Он стал помогать ей - красивый, грустный юноша, с поразительно огромными глазами взглянув в них, Марина загадала: если он найдёт и подарит ей сердолик, я выйду за него замуж:. Сердолик он нашёл и вложил ей в ладонь розовый, крупный камень, который Марина хранила всю жизнь и который чудом уцелел и по сей день С. Эфрон, её возлюбленный, был ровно на год моложе её. Они обвенчались в январе. 1912 г. — свадьба Марины и Сергея, венчание (фото Марины и Сергея показать на стенде).

    «Есть такие голоса
    Что смолкаешь, им не вторя,
    Что предвидишь чудеса.
    Есть огромные глаза Цвета моря...» - это о нём
    (Ученица в роли Цветаевой):Серёжу я люблю бесконечно и навеки. Он необычайно и благородно красив, он прекрасен внешне и внутренне. Если бы вы знали, какой это пламенный, великодушный и глубокий юноша. Наш брак до того не похож на обычный. Мы никогда не расстанемся. Наша встреча-чудо.(Слайд 7)
    Ученик 4.
    В 1912 г выйдет в свет сборник стихов "Волшебный фонарь ". В нём будет много стихов о любви, посвященных мужу, сюда войдут стихи, посвященные дочери, которая родится 5 сентября!912, рано утром, под звон колоколов. (Фото дочери). Дочь Алю - Ариадну, назвали в честь героини греческой легенды о минотавре. В 1917 году родилась вторая дочь, Ирина. Цветаева с первых дней рождения дочерей вкладывала в них Поэзию, Музыку, Романтику, Природу и Любовь. Дети были частью Сережи, любимого мужа, счастье с которым сменилось тревогой за него.
    (Ученица: стихотворение «Ты будешь невинной, тонкой...»)

    Ученик. 5. Время революций.
    1917 год. Февральская, затем Октябрьская революция перекроили семейный быт россиян. Сергей Эфрон в рядах белой армии, он уезжает на Дон, чтобы воевать против революционного правительства. Марина Цветаева с двумя детьми осталась в Москве. В сборнике "Лебединый стан " прославляет белое движение не по политическим мотивам, а потому, что там был ее возлюбленный. Начинаются тяжелые годы, Цветаева выживает в этом мире...

    Ученица в роли Цветаевой : Вы хотите видеть мой день? Пожалуйста: встаю — холод — лужи — пыль от пилы — ведра — кувшины, тряпки — везде детские платья, рубашки. Пилю, топлю, мою в ледяной воде картошку, которую варю в самоваре. Потом уборка, стирка. Маршрут: в детский сад, за усиленным питанием, оттуда в столовую (на карточку от сапожников), к бывшему Генералову — не дают ли хлеба — оттуда опять в детский сад за обедом, оттуда — по черной лестнице, обвешанная кувшинами и жестянками, по черной лестнице — домой. Сразу к печку. Раздуваю. Разогреваю. Все обеды — в одну кастрюльку — суп вроде каши. Кипячу кофе. Пью. Курю. В 10 часов день окончен. В 11 или в 12 я уже в постели. Счастлива лампочкой у самой подушки, тишиной, тетрадкой, папироской, иногда — хлебом...»
    Ученик 5.
    А жить ей было мучительно трудно. В годы революции и гражданской войны она вынуждена была, как и миллионы людей, жить среди голода и нищеты, среди холода и смертей, на руках с двумя детьми.
    Домашний быт был каторжным. Не было денег. Всё, что можно было продать - продано, сжечь -сожжено, чтобы не замёрзнуть.
    Ученица в роли Цветаевой: Добрые люди - практичные добрые люди убедили меня отдать девочек в образцовый детский приют в Кунцево. Я долго сопротивлялась, наконец, сдалась. Увы, во главе образцового приюта стоял мерзавец, спекулирующий детскими продуктами. Приехав навестить девочек, я нашла Алю почти безнадежно больной. А Ирина еще «дюжила». А пока я билась с Алей и ее выхаживала, спасала. Ирина умерла в приюте -умерла с голоду. (Слайд 9)
    (Ученица: «Две руки, легко опущенные»)
    Ученик 6. Отъезд за границу.
    Неожиданная смерть дочери. Неизвестность о судьбе мужа. Она жила в ожидании развязки между жизнью и смертью 3 года. Спасало лишь одно - поэзия, надежда на встречу с любимым. Ее томила разлука, мучила неизвестность.
    Ученица в роли Цветаевой: Если Вы живы, если мне суждено еще раз с Вами увидеться, слушайте... Когда я Вам пишу, Вы - есть, раз я Вам пишу. Если бог сделает чудо - оставит Вас в живых, я буду ходить за Вами, как собака...

    Ученик 6.

    Только в 1921 она узнала, что муж жив и находится в Праге. В дневнике запишет: «С сегодняшнего дня -жизнь...» и начнет готовится к отъезду. На этом заканчивается первая часть горькой и невероятной судьбы Марины Цветаевой. И начинается вторая — после России.

    Ученик 7. Встреча с мужем.
    В понедельник, ярким днем 15 мая 1922 года Марина Цветаева с Алей сошли на вокзале в Берлине. А в июле после долгой разлуки она увидела, наконец, мужа. Как долго стояли они оба, обнявшись, как стали вытирать друг другу мокрые от слез щеки. Именно этот летний день предопределил другую разлуку. Долгую, 17 - летнюю разлуку с Россией.
    Ученица в роли Цветаевой читает стихотворение «Пригвождена к позорному столбу...»

    Ученик 8. Жизнь за границей.
    Её эмиграция была не политическим актом, а поступком любящей женщины.
    17 лет она проживёт за границей Берлин, Прага, Париж: - по этим дорогам прошла вся судьба Марины.
    Эмиграция оказалась бедой, нищетой, бесконечными трудностями, тоской и незаслуженным позором в официальных кругах её родины. 3 года она проживёт в Чехии, под Прагой. Это будет самый светлый период жизни за границей. Впервые здесь опубликовала несколько книг, её стихи читали, у неё были друзья, здесь у неё родился сын Георгий (1925).
    1925-1939 - живёт в Париже: ни стихи, ни поэмы, ни проза не появятся в её книгах после 25-го года, потому что книг не будет. Рок, о котором она писала, настигнет её и здесь, вдали от родины.
    Подлинным для неё несчастьем будет полное отсутствие читателя и слушателя. Однажды ,отвечая
    корреспонденту, сказавшему, что ее не помнят, она написала:
    Ученица в роли Цветаевой: Не помнят, а не знают. Я жила, а книги лежали. До эмиграции - 3 большие книги стихов пропали - не напечатаны.
    Потом я уезжаю за границу, а мой читатель остаётся в России, куда мои стихи не доходят. Итак, здесь без читателя, в России без книг"
    Ученик 8.
    Разве это не подлинная трагедия для поэта!? Марина изнывает от тоски по родине. В 1936 - 37 гг. Цветаева готовилась к отъезду на Родину. Она вернулась потому. Что мечтала обрести родину своему сыну. Сначала уехала Ариадна, следом - Эфрон. Летом 1939 Марина с сыном. Но Москва не приняла Цветаеву, стихи не печатали. Вскоре мужа и дочь обвинили в измене родине и арестовали.
    Учитель:
    Сначала арестовали дочь. В течение месяца, Алю пытали, много суток не давали спать, держат в холодном карцере раздетую, избивали и, наконец, 27 сентября выбили из нее ложные показания на отца - потом она откажется от них - что тот якобы был связан с французской разведкой. А 10 октября приехали за Сергеем...
    Ученик 9. Последние дни жизни...
    1941 - началась война. Марина много тяжелее других восприняла объявление войны. Марину охватило то, что зовут паническим ужасом. Она рвалась из Москвы, чтобы спасти сына от опасности зажигательных бомб. Так они оказались в Елабуге. Неизвестность о судьбе Али и Сергея. Между нею и сыном встала полоса отчуждения. Встречи с читающей Россией не состоялось... Силы ее были на исходе. Одиночество, невозможность работать, мысли о гибели мужа, ненужность читающей России - привели к самоубийству: «Ничто не держит меня, не за что держаться». 31 августа! 941 года Марина Цветаева покончила с собой.
    Учитель: Елабуга. Воскресенье. 31 августа 1941 года. Хозяева дома ушли, Мур - тоже. Марина Ивановна осталась одна. Быстро написала последние в жизни записки...
    Ученица в роли Цветаевой: Мурлыга! Прости меня. Но дальше было бы хуже. Я тяжело больна, это - уже не я. Люблю тебя безумно. Пойми что я больше не могла жить. Передай папе и Але — если увидишь — что любила их допоследней минуты и объясни, что попала в тупик.
    Учитель: Похоронили Цветаеву 2 сентября 1941 года. Через полтора месяца в Бутырках был расстрелян Сергей Эфрон... Цветаева ушла, но остались вечности стихи. ( Фонозапись стихотворения «» Кто создан из камня...)
    Ученица в роли Цветаевой: Не горюйте. Я ведь знаю, как меня будут любить через 100 лет! Я та песня, из которой слова не выкинешь, та пряжа, из которой нитки не вытянешь.
    III. Домашнее задание. Заполнить таблицу.
    IV. Рефлексия. Учащимся и гостям предлагается описать впечатления от урока на чистых листах.
    Учащиеся :
    -Мне очень понравился этот урок. Я узнал очень много о Цветаевой. Она была хорошим поэтом. Жила этим. Несмотря на то, что были трудные времена, она продолжала писать. Думаю, я буду читать ее стихи.
    -Мне очень понравился урок, посвященный Марине Цветаевой. Мне понравились ее стихи, песни на ее стихи. И еще ее слова : «Возьмите мои стихи - это и есть моя жизнь».
    -Понравились стихи. Марина Цветаева жила в мире , похожем на роман, написанный ее самой.
    -Все очень понравилось. Песни на ее стихи, необычная обстановка на уроке, оформление кабинета.
    -Узнала много интересного. Весь урок был необычным и познавательным. Марина Цветаева - поэт всех времен.
    Категория: Разработки уроков | Добавил: Ната76 (09.02.2014) | Автор: Ищенко Наталья Евгеньевна E
    Просмотров: 1763 | Комментарии: 1 | Теги: г.Степногорск, Областная школа-интернат имени Боге, учитель русского языка и литературы, Акмолинская область | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 1
    1 ElenaGrubyh  
    0
    Прекрасная работа!!! Спасибо большое!!!

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]