Вторник
21.11.2017
05:37
Категории раздела
Разработки уроков [154]
Творчество учителей [34]
Проза, поэзия. эссе
Вход на сайт

Поиск
Наш опрос
Какому источнику информации Вы доверяете?
Всего ответов: 370
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Сайт учителей русского языка и литературы Казахстана
    Главная » Статьи » Литература в школе. Учителя » Разработки уроков

    УРОК – ПУТЕШЕСТВИЕ ГОРОД «ЛЕКСИКА» Русский язык. 10-11 классы
    Ақтөбе облысы, Мұғалжар ауданы, Ембі қаласы, №2 орта мектептің
    орыс тілі және әдебиеті пәні мұғалімі Темиргалиева Рада Абдоловна

    УРОК – ПУТЕШЕСТВИЕ
    ГОРОД «ЛЕКСИКА» Русский язык. 10-11 классы

    Тип урока: обобщающий
    Форма: урок-путешествие
    Цель урока:
    образовательные: закрепить знание по пройденным темам, обогатить словарный запас, формировать умение подбирать антонимы, синонимы, омонимы; находить прямое, переносное значение слов; различать однозначные и многозначные слова;
    развивающие: развивать творческое мышление, правильно употреблять в речи новые слова, логически передавать мысли;
    воспитательные: воспитывать интерес к предмету, стремлние к знаниям, повышать интерес к русскому языку.
    Оборудование: интерактивная доска, учебники по русскому языку, тестовые тематические вопросники, фишки за правильные и полные ответы.
    Ход урока:
    І. Организационный момент
    ІІ. Опрос домашнего задания
    ІІІ. Вступительное слово учителя
    Занятие начинается с небольшой беседой на тему: «Что мы знаем о путешествии?»
    Вопрос: Что такое путешествие?
    Ответ: Это поездка или передвижение пешком по дальним странам, местностям.
    Сегодняшний урок и обычный, и особенный одновременно. Вы совершите путешествие по городу «Лексика». Но для этого нужно вспомнить все, что вы изучали с нового учебного года, то-есть с 1-го сентября.
    И так, начнем наше движение.
    ІҮ. Знакомство с картой города «Лексика»

    Первая улица на которую мы выезжаем – это улица значение слова.
    Вопрос: Отгадайте кто здесь живет?
    Ответ: Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов.
    Слово, имеющее одно лексическое значение, называется однозначным. Слово, имеющее несколькол ексических значений, называются многозначными.
    Учитель: Для того, чтобы поближе познакомиться с жителями этой улицы пройдемся пешком. Двое подойдите к доске. Задание такое: Я читаю слова вы напишите однозначные слова, вы – многозначные слова.
    Задание – 1: Земля, Родина, шар, планета, замок, красный, мать, парта.
    На этой же улице, есть еще два переулка.
    Вопрос: Кто познакомить с жителями этих переулков?
    Ответ: Слова, обозначая предметы, признаки, действия, количество, выступают в прямом значении.
    При переносе наименования одного предмета в качестве наименования другого предмета у слова образуется новое лексическое значение, которое называется переносным.
    Задание-2: Скажите, в каких словосочетаниях выделенные слова употреблены в прямом значении, а в каких – в переносном. Составьте три предложения в переносноми значении.
    Горы Кавказа – горы арбузов; вершины слова – вершина горы; корень зла – корень дерева; острый резец – острый ум; немая карта – немой человек; мягкий диван – мягкий голос, мягкая вода; крепкая дружба – крепкий сатин; поднять пыль – поднять настроение.
    Путешествие по городщу Лексика продолжается. Следующая улица – Синонимы.
    Вопрос: Скажите, кто живет на этой улице?
    Ответ: Синонимы – это слова одной части речи, которые обозначают одно и то же, но отличаются друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи.
    Учитель: А теперь поближе познакомимся этими жителями, я вам раздаю их визитные карточки (раздаю дидактические карточки).
    Задание — 3: Подобрать синонимы.
    А на этой улице живут – Антонимы.
    Антонимы – это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением.
    Антонимы часто встречаются в нашей речи. Мы спрашиваем: «Это хорошо или плохо? Еще рано или поздно? Сегодня тепло или холодно? Ты сыт или голоден? Это далеко или близко?».
    Антонимами являются сильным художественным средством. Они оживляют речь, делают ее выразительнее. Вот почему многие мастера слова в художественных произведениях часто используют антонимы. Давйте же вспомним строки А.С.Пушкина:
    У Лукоморья дуб зеленый,
    Златая цепь на дубе том.
    И днем и ночью кот ученый,
    Все ходит по цепи кругом;
    Идет на право – песнь заводит,
    На лево сказку говорить…
    При помощи антонимов созданы яркие пословицы.
    Труд всегда дает, а лень только берет.
    Ученье – свет, неученье – тьма.
    Новых друзей наживай, а старых не теряй.
    Вот, все смотрите. Здесь очень интересная улица, и живут очень интересные люди-близняшки.
    Вопрос: Кто скажет как их по-другому называют?
    Ответ: Их по-другому называют омонимами. Омонимами называют слова одной и той- же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению.
    Например: Посол-должность дипломата, посол- соление чего- либо.
    Орган-орган человека, орган-музыкальный инструмент.
    Мука-продукты питания, мука-сильное физическое и нравствен-
    ное страдание.
    Задание — 4: С этими словами-омонимами придумайте предложения. Один ученик напишет свои предложения на доске.
    Шестая улица – это новая улица нашего города и дома построенные по новым типам.
    Вопрос: Как вы думаете, кто живет на этой улице?
    Ответ: Жителями этой улицы называются неологизмама. Неологизмами называются новые слова, обозначающие новые явления действительности, новые предметы или понятия.Неологизмы – это греческое слово. N E O S- новый LOGOS — слово.
    Задание-5: Прочитайте предложения, укажите неологизмы (дидактические карточки).
    Вот мы на окраине города – это наша предпоследняя улица – это старая часть города. Жители этой улицы старые, не часто выходят на свет.
    Вопрос: Отгадайте кто жители этой улицы?
    Ответ: Слова вышедшие из активного повседневного употребления называются устаревшими. Например: леопата-красота, барышня, городовой, дворецкий.
    Задание-6: Придумать предложение с неологизмами.
    Учитель: Предпоследняя улица нашего города – улица беженцев. Здесь живут немцы, англичане, греки, французы и т.д. Давайте назовем их поименно. Скажите как зовут жителя из Франции, Англии, Германии,Греции и т.д.
    Вот наше путешествие подошло к концу, давайте подведем итоги. Посмотрим на карту города (опорная схема).
    Один ученик выйдет и пройдет по улицам.
    Вопрос: На какой улице мы не были? Теперь сами отгадайте кто здесь живет?
    Ответ: Это улица – фразеологизм. Фразеологизм – это устойчивое сочетание слов, используемые для называния отдельных предметов, признаков, действий. Лексическое значение имеет фразеологизм в целом, например: бить баклуши – бездельничать.
    Задание-7: Прочитайте фразеологизмы. Как вы их понимаете?
    Вешать голову – грустить, тосковать.
    Голова на плечах – умный, собразительный человек.
    Думать своей головой – решать что-либо самостоятельно.
    Ломать голову – думать, решать что-либо трудное.
    Ү. Заключение
    Итак, наше путешествие подошло к концу. Мы повторили и закрепили основные понятия темы «Лексика». Вы молодцы, смогли не только поучаствовать в путешествии, но и показать хорошие знания.
    ҮІ. Домашнее задание
    Написать мини-сочинение – отзыв об уроке – путешествии по городу «Лексика».
    Используемая литература: 1.Под редакцией Н.М.Шанского«Русский язык»
    2. У.А.Жанпеисова, А.Н.Канцев «Русский язык»
    3. Дидактический материал по русскому языку.
    Категория: Разработки уроков | Добавил: Эльвирок (10.02.2014) | Автор: Темиргалиева Рада Абдоловна
    Просмотров: 1262 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 2
    2  
    Урок интересный, его нужно проводить в 5-6 классах, но не в 10-11. Если вы используете в структуре урока І. Организационный момент ІІ. Опрос домашнего задания ,  нужно указывать деятельность учителя. Спасибо, творческих успехов вам!

    1  
    Очень интересный урок. Никогда не проводила  уроки в 10-11 классах в форме путешествия. Надо попробовать. Спасибо за идею.

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]