Четверг
25.04.2024
19:45
Категории раздела
Разработки уроков [171]
Творчество учителей [36]
Проза, поэзия. эссе
Вход на сайт

Поиск
Наш опрос
Какому источнику информации Вы доверяете?
Всего ответов: 435
Закладки
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Сайт учителей русского языка и литературы Казахстана
    Главная » Статьи » Литература в школе. Учителя » Разработки уроков

    Урок русской словесности в 5 классе на тему "Баллада В. Жуковского "Светлана"
    Учитель общеобразовательной профильной школы № 11 модульного типа города Павлодара Брюховец Ольга Леонидовна

    Урок словесности в 5 классе.

    Тема: «Баллада В. Жуковского «Светлана»

    Образовательные цели:

    1) содействовать знакомству с понятием «баллада»;

    2) учить анализу стихотворного текста в единстве формы и содержания;

    3) показать взаимосвязь фольклора и литературы XIX века.

    Развивающие цели:

    1) развивать долговременную память в процессе деятельности;

    2) развивать устную и письменную монологическую и диалогическую речь;

    3) развивать аналитические умения анализировать, выделять главное, сравнивать, делать выводы

    Воспитательная цель:

    формировать систему нравственнных ценностей; формировать культуру взаимообщения.

    Ход урока.

    1. Постановка познавательных задач.

    2. Работа с эпиграфом к уроку.

    Его стихов пленительная сладость

    Пройдет веков завистливую даль.

    А.С. Пушкин

    ? Эти строки великий Пушкин произнес о Василии Андреевиче Жуковском. Как вы их понимаете?

    (творчеству Жуковского уготована долгая жизнь, его произведения будут читать долго)

    3. Работа с перфокартами: составление конспекта по биографии Жуковского стр. 86-87. (карточки, дополнить положения конспекта)

    Вопросы для конспекта:

    1) Василий Жуковский родился в_________________________________________________

    2) В 14 лет Жуковский поступил в ____________________________________________________

    3) Стихотворение ______________________________принесло Жуковскому известность и поставило его в ряд лучших русских поэтов

    4) Жуковский создал баллады «Людмила» в ________году и ______________ в _______году.

    5) В 1831 году Жуковский пишет сказки ________________________________.

    6) Творчество Жуковского уникально потому, что _____________________________________

    _______________________________________________________________________________?

    4. Проверка составления конспекта (найди ошибочные утверждения).

    1) Жуковский родился в Тульской губернии село Мишенское.

    2) Учится в Благородном пансионе при Московском университете.

    3) Перевод Томаса Грея «Сельское кладбище».

    4) «Людмила» - 1808 г., «Светлана» - 1812 г.

    5) 1831 г. – «Сказка о царе Берендее…», «Спящая царевна», «Война мышей и лягушек».

    6) Познакомил русских читателей с лучшими образцами мировой литературы, создал самобытные, музыкальные, певучие произведения.

    ? А в чем трагедия рождения Жуковского, как вы это поняли?

    5. Знакомство с новым понятием «баллада» (выписать самостоятельно стр. 87), 3 человека (Анель, Артем, Игорь) - с дополнительными словарями.

    Баллада – (танцевальная песня) – лиро-эпический жанр на исторические, сказочные или бытовые темы, повествование о трагических, таинственных событиях.

    Справочник школьника – небольшое сюжетное стихотворение.

    Литература (справочные материалы) - хоровая песня в средневековой западноевропейской поэзии, позднее – небольшое сюжетное стихотворение, в основе которого чаще всего лежит какой-то необычный случай, связаны с историческими событиями или преданиями.

    Словарь иностранных слов – лироэпический жанр в поэзии, музыке и фольклоре, длинная сюжетная песня романтического содержания.

    6. Дополнение (лекционный материал), самостоятельное доказательство жанра баллады.

    1) Баллада имеет сюжет; состоит из завязки, кульминации, развязки. (Возвращается “мертвый” жених Светланы, Баллада заканчивается благополучным финалом)

    2) В балладе реальное сочетается с фантастическим.

    3) Важную роль в раскрытии идеи баллады играет диалог. (Светлана и ее подруги)

    4) Особая роль в балладе отводится повествователю, который дает лирическую оценку происходящему. (есть авторское отношение к героине в конце баллады)

    5) Баллада отличается богатством выразительных средств и художественных приемов. (Эпитеты, инверсия, повторы, риторические вопросы и восклицания и т.д.)

    ? Докажите, что произведение Жуковского «Светлана» - это баллада.

    7. Проверка знания текста «Перемешанные события», взаимопроверка по ключу.

    1) В избе Светлана видит своего жениха в гробу.

    2) Светлана гадает на милого, глядясь в зеркало.

    3) Подруги просят грустную Светлану спеть, но девушка отказывается. Она опечалена по причине отсутствия весточки от жениха.

    4) Девушки гадают в крещенский вечер.

    5) Неожиданно жених, сани и кони исчезают, и Светлана оказывается одна у незнакомой хижины.

    6) Светлана пробуждается от страшного сна, и милый друг возвращается к ней.

    7) Светлане является её жених и увозит её венчаться. (норма оценки – «5» - нет ошибок, 1-2 ошибки – «4», 3-4 ошибки – «3»)

    8. Работа со временем, описанным в балладе.

    ? Что вам известно о святках? (работа со слайдами)

    Самое яркое событие зимой - это конечно Святки, Рождественско-Крещенский период, когда можно было не только показать себя как человека верующего, но и задорно, от души повеселиться, погадать о судьбе, суженом, любви, о том, насколько хорошо будет складываться жизнь в браке:

    Святочные гадания.

    В промежутке с Рождественского сочельника (6 января) до Крещения (19 января) – святки. На Рождественской неделе полагалось раздавать подарки детям, помогать старикам и беднякам. Работать в это время не рекомендовалось, и надо было хотя бы раз посетить в церкви праздничную службу. В народе в это время было принято погадать, поколядовать и повеселиться.

    Святочные гадания передавались из рода в род. Поэтому точно определить момент появления этих обрядов практически невозможно. Гадания проводились вечерами. Обычно они начинались, как только в доме зажигали свечи. А полуночные гадания начинались в 12 часов ночи.

    Гадали как правило на суженого. Лучшими местами для гадания считались «нехорошие места»: заброшенные дома, бани, хлева, подвалы, сени, чердаки, кладбища.

    Гадавшие должны были снять с себя нательные кресты, развязать все узлы на одежде, так как они перекрывали энергетические поля, что недопустимо для общения с будущим.

    Гадание с подблюдными песнями. Гадание по валенку. Гадание на кур. Гадание по снегу.

    Гадание с зеркалами.

    Лучшее время для такого гадания – полночь. Берут два зеркала, устанавливают их друг напротив друга., освещают двумя свечами, так чтобы в одном из них образовался длинный коридор, озаренный огнями. В комнате не должно быть кошек, собак, птиц, посторонних лиц, кроме одной или двух подруг. Подруги не должны глядеть в зеркала, подходить к гадающей и разговаривать с ней. В конце этого коридора должен появиться суженый; правда, смотреть иногда приходилось очень долго, и увидеть можно было не только суженого, но и всякую нечисть.

    В. А. Жуковский работал над балладой четыре года — с 1808 по 1812 год. Он обратился в балладе «Светлана» к мифологическому сюжету свадьбы с мертвецом, который до этого был использован немецким поэтом Г. А. Бюргером в балладе «Ленора». Девушка ждет с войны своего возлюбленного, жалуется на Бога и судьбу. В полночь появляется ее жених, который зовет героиню поехать в далекий дом, оказавшийся могилой. Так наказана героиня за то, что посмела возроптать на Бога. Учащимся предлагается обратить внимание на то новое, что вносит в балладу «Светлана» Жуковский (народный колорит, народный язык, национальный характер героини), понаблюдать, как народность раскрывается в тексте баллады.

    9. Прослушивание начала баллады, анализ.

    ? С чего начинается баллада? (девушки гадают)

    ? Почему так начинается баллада: с описания крещенского гадания? (внутренний мир героини связан с народными обычаями)

    ? Почему Светлана не весела? (она обручена, для нее это время перемен, ожидания замужества, это очень волнительно)

    ? Подчеркните в тексте (стр. 88-89) слова и фразы, помогающие понять настроение Светланы.

    луна – ночь, тревога

    в сумраке тумана – нечто таинственное

    мне судьбина умереть, я молюсь и слезы лью – печаль

    белая пелена – таинственность, невеселье, ассоциация с саваном, смертью

    зеркало с свечою – таинство, гадание

    красавица одна, полночь, тайная робость, мертвое молчанье – трепет души девушки

    робость в ней волнует грудь, страх туманит очи

    ? Помогают осмыслить балладу образы птиц, встречающиеся в ней. Найдите описание птиц в балладе и сравните их с народными представлениями.

    Ворон стр. 91 Голубь стр. 92-93 Петух стр. 93

    Предсказывает плохое, страшное Символ счастья, мира, любви, Бога Часовщик, заступник

    Черный вран, свистя крылом, вьется над санями, ворон каркает печаль Вот глядит: к ней голубок с светлыми глазами, тихо вея прилетел Шумным бьет крылом петух, день встречая пеньем

    Печаль уйдет вместе со сном, пророчество не такое страшное Во сне – вера в хорошее, в защиту, чем сильнее страх Светланы, тем сильнее защита Будит героиню на границе добра и зла, не случилось наяву ничего плохого

    ? Немаловажную роль в балладе играет цвет. Дома вам надо было определить, какие цвета встречаются в балладе. Определите его местоположение в балладе и значение (работа в группах). Помните о том, что цвет может быть выражен и в словах, например, ночь – значит черный

    цвет местоположение пример значение

    белый Сон Светланы Снег, вьюга, белая запона, белое полотно Печаль

    белый Наяву и во сне Белая скатерть, белый голубь, белая пелена, белоснежный голубок, голубочек белый Чистота

    черный сон Черный гроб, черная даль, черный ворон, темну даль, лик мрачнее ночи Печаль

    10. Подведение итогов анализа.

    ? Как относится автор к своей героине? Докажите текстом. (милая, красавица, моя краса)

    ? Жуковский отступил от сюжета баллады, с главной героиней ничего плохого не случилось. Почему? (она смогла сохранить верность любимому человеку, поэтому она достойна награды)

    ? Каков смысл баллады? (оптимистический, светлый, всё плохое – только во сне)

    ? Светлана – одно из первых произведений, где русский дух, где Русью пахнет. Почему?

    ? Сделайте самостоятельный письменный вывод о том, как проявляется фольклор в авторской балладе Жуковского?

    11. Обобщение и систематизация, подведение итогов, выставление оценок.
    Категория: Разработки уроков | Добавил: oskin (17.11.2013) | Автор: Брюховец Ольга Леонидовна E
    Просмотров: 4096 | Комментарии: 1 | Теги: Баллада, литература, фольклор | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 1
    1 uvi  
    0
    Насыщенный урок, используются разнообразные формы и методы работы, поддерживающие интерес обучающихся к работе на протяжении всего урока. Спасибо!

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]