Урок русской словесности в 6 классе.Тема: Тюркская мифология. Мифы о происхождении Тенгри.
Урок русской словесности в 6 классе.
Тема: Тюркская мифология. Мифы о происхождении Тенгри.
А.А. Дэр учитель русского языка и литературы Макинской средней школы Енбекшильдерского района Акмолинской области.
Цель: Познакомить учащихся с мифами и преданиями древних тюрков; сформировать у учащихся представление о происхождении божеств, космическом мироустройстве и происхождении человека на основе тюркских мифов; выявить особенности древнетюркских преданий, сравнить их с античными и славянскими мифами; воспитывать неподдельный интерес к древнетюркской мифологии. Тип урока: изучение новой темы. Оборудование: интерактивная доска.
Наглядные пособия и дидактический материал: иллюстрации, тексты, задания для актуализации опорных знаний, тетради. Ход урока. I. Оргмомент. Психологический настрой. II. Изучение новой темы: 1). Вводное слово учителя. - Мир мифологии… Он многолик и разнообразен, как наша планета. Путешествие в мир мифологии — это путешествие в самую сокровенную область духовных поисков и устремлений человечества. Это путешествие в мир истории, мир представления древних людей разных народов о возникновении Вселенной, происхождении человека и всего живого на Земле. Мы с вами на прошлых уроках изучили мифы Древней Греции, познакомились со славянской мифологией. Сегодня мы на уроке будем говорить о специфике древнетюркских мифов.
2) Слайды - Свод священного писания древних тюрков «Алтун битиг» («Золотая книга») с мифами о сотворении мира, вселенной, о происхождении человека и народов, о флоре и фауне, природных явлениях. Выразительной особенностью тенгрианства являлось выделение трех зон Вселенной: небесной, земной и подземной, каждая из которых, в свою очередь, воспринималась как видимая и невидимая. Невидимый (иной) небесный мир выглядел как слоеный пирог: из трех, девяти и более горизонтальных ярусов, каждый из которых был обителью того или другого божества. На самом возвышенном ярусе обитал Великий Дух Неба — Тенгри. К небесной зоне относили светлых и доброжелательных по отношению к человеку божеств и духов. Они перемещались на конях, поэтому в жертву им приносили лошадей. В видимом небе, ближнем — куполообразном, располагались солнце и луна, звезды и радуга. Средний мир, невидимый, был заселен божествами и духами окружающей природы. Он также был многослоен, но имел предел, был обитаем людьми, срок жизни которых в среднем мире кончился. Особенности подземного мира — его зеркальная перевернутость и запахи, отличные от земных. У нижнего мира существовала видимая структура со своими границами: любая впадина и отверстие могли оказаться входом в подземное царство. Все живое, обитающее в земле, под землей, в воде, считалось принадлежностью нижнего мира.
3) Анализ схемы
Солнце Луна
3) Работа в группах. Учащиеся делятся на 4 группы, каждая из которых получает текст мифа (По книге О. Марковой и К Жанабаева “Золотая колыбель”). Задание: Прочитать миф, ответить на вопросы после мифа. 1 группа. «Великий Хаос». Было время, когда Небо и Земля пришли в расстройство. Небо давило на Землю, и Земля разверзлась. Великий Хаос пришел во Вселенную. Черная буря объяла Землю, прах земной смешался с облаками, гремел гром, сверкали молнии, с утиное яйцо шел град. Гибли люди, звери и птицы, только стенания слышались над Землею, только страх и растерянность, страдания и смерть.Горы сдвинулись со своих мест, реки вышли из берегов, огонь охватил леса и степи. Луна, солнце и звезды сбились с установленного пути, заметались в беспорядочном кружении. Три года царил Хаос, три года длилась вселенская катастрофа, пока бог Тенгри — величайший из всех богов -не потерял терпение и в великом гневе не вбил во вселенную золотой кол.Золотой кол бога Тенгри закрепил Небо и Землю на установленных местах, стал осью мира, вокруг которой держат свой путь луна и солнце, звезды и кометы.А конец посоха в центре мира можно увидеть ночью на темном небе, люди назвали его Полярной звездой. Странники держат по ней свой путь и на морях и в пустыне, птицы отыскивают далекие - В чём причины возникновения Великого Хаоса? - Что произошло во время Великого Хаоса? - Сколько лет длилась вселенская катастрофа? - Что сделал бог Тенгри, чтобы «закрепить небо и землю на установленных местах»? - Как объясняет миф происхождение Полярной звезды?
2 группа. «Тенгри и Умай». После вселенской катастрофы первыми из Великого Хаоса возникли голубое небо и бурая земля, а между ними появилось человечество. Владыка неба, верховный бог Тенгри установил миропорядок для всего сущего, для солнца и луны, звезд и комет, для всех стихий, действующих на земле и вне ее. И для людей великий Тенгри раз и навсегда создал законы, по которым все люди подчиняются богам на небе и каганам на земле, и как боги мудро и справедливо вершат судьбы человеческие, так и каганы должны печься о народе своем. Тенгри установил государственность, чтобы как вокруг его золотого кола движется вся вселенная, так же вокруг государства сплочен и защищен был весь народ. В виде огромного великана, ногами попирающего землю, а головою поддерживающего небо, предстает порою Тенгри, и боевые доспехи его блистают ярче порожденного им солнца, и боевое оружие его острее луча созданной им луны. Тенгри - великий воитель и покровитель военных походов. Тысячи туч окружают его голову, готовые низвергнуть на его врагов молнии, и ничто не укроется от десяти тысяч глаз бога. Идущий в справедливый бой находится под его защитой, и имя его делает несокрушимым меч бесстрашного воина. Порождения Тенгри - земные тенгрии, божества стихий (ветра, снега, дождя, грозы). Божества эти, В отличие от недобрых духов Эрклига, покровительствуют человеку, помогают в делах его. Два посланника Тенгри, два божества пути, счастья и несчастья, беды и радости являются иногда людям один на белом, другой на черном коне. Хорошо, если встретится путнику в начале пути всадник на белом коне. Но не будет дорога удачной увидевшему посланца на черном коне. Посвящают люди богу Тенгри самые высокие деревья, стремящиеся кроной достичь неба, и лучших быстроногих скакунов. Супруга Тенгри, богиня земли благодетельная Умай, -верховное женское божество. Прекрасна и молода Умай, лунному свету подобны ее серебристые волосы. На радуге нисходит богиня на землю, и солнечным огнем горит в ее руках золотой лук, из которого разит она злых духов. Бывает грозна Умай и, подобно Тенгри, поднимается от земли до неба и вместе с мужем покровительствует военным походам, но все же охранительницей своей называют ее люди. Потому что все растет и плодоносит на земле по воле Умай. По воле Умай поднимаются весной густые травы, по воле Умай плодится скот, и в урожайные годы говорят люди, что полны молока груди Умай и никто не останется голодным. Да и сами люди рождаются по воле богини, хранительницы домашнего очага, покровительницы детей и рожениц. - Что первым возникло после вселенской катастрофы? - Что создал великий бог Тенгри? - Какие законы создал великий тенгри? - Кто такие тенгрии? Какова их роль в жизни человека? - Кто такая Умай? Чему она покровительствует? 3 группа. «Йер-су». Йер-су (земля-вода), бог среднего мира, сын Тенгри и Умай, покровительствует пастбищам и источникам, следит за сменой времен года. Восход солнца на рассвете и пробуждение природных сил весною - все по воле Йер-су. Ведает он душами зародышей людей, скота и животных, дарит жизнь и благоденствие. Но может и карать этот бог, и в битвах покровительствует он тюркам, приносит победу. Йер-су - бог бессмертия, в виде не ведающей смерти змеи является порою он людям, и поэтому греющаяся на солнце змея считается знаком бога: увидевший ее разбогатеет, земля, на которой лежала змея, даст богатый урожай, камень, где она грелась, становится священным, а если укрыть змею материалом и сделать потом из него занавеску перед входом в жилище, никакая беда не сможет проникнуть через эту ткань. «Луна и Солнце». Под голубым небом, крышей мира, создал Тенгри два божества — Солнце и Луну. Ежедневно утром рождается Солнце, набирает силу, дарит свет и тепло земле и всем живым существам, дряхлеет, клонится к западу, туда, где в пещере находится вход в загробное царство могучего Эрклига, граница между мирами живых и мертвых. И каждый вечер, сменяя Солнце, рождается на востоке красавица Луна, проделывает путь на запад, в царстве мертвых оставляет свое тело, чтобы следующим вечером вновь родиться на другой стороне неба. - Чему и кому покровительствует сын Тенгри и Умай? - Что может происходить по воле Йер –су? - Что рассказывает древний миф о рождении Солнца и Луны?
4 группа. «Владыка подводного царства». Далеко за землей демонов находится море, в которое впадает шестьдесят рек. На дне моря стоит хрустальный дворец, в котором живет бог подводного царства Уббе. Уббе велик ростом и несказанно красив собою. Среди смертных нет ему равных, среди богов он — один из прекраснейших. Множество подводных слуг прислуживает ему, а сыновья его давно уже расселились по всем морям и рекам. На сушу Уббе выходит в виде огромного черного змея. Иногда он бывает добр, иногда зол. Может одарить бедняка несметными сокровищами, а может, позвав из воды человека по имени, утащить его на дно в свое темное холодное царство, в котором время от времени вместе с Уббе владычествуют похищенные земные красавицы, перед прелестью которых не смог устоять и сам бог. «Аруахи». Если был человек доблестен при жизни и не сеял зла, то после кончины становится он бесплотным духом, аруахом, слугой Тенгри, исполнителем его воли на земле, покровителем того племени или рода, который был им покинут вместе с земной жизнью. Наиболее чтимые аруахи - знаменитые батыры, благородные члены племени, жырау, но у каждого человека есть и свой покровитель. Чаще всего не один. Обычно это родственники, ушедшие в иной мир. Обитают аруахи высоко в горах, ближе к небу, но шаман, жаурыншы,, баксы могут обратиться к ним за советом, и тогда являются им аруахи и пророчествуют. Души предков могут наяву предстать перед избранными в блистающих белых и золотых одеждах верхом на белых конях. Но чаще незримы они и с чистых ясных небес охраняют живущих. - Как звали бога подводного царства? Какой волшебной силой народная фантазия наделила этого бога? - Кого из людей после смерти причисляли к ликусвятых и называли аруахами? - Где обитают аруахи? Кто к ним может обратиться за советом?
4) Выступления групп.
III. Творческая работа в группах.
- Создание кластера. Нарисовать божество из прочитанного мифа, опираясь на опыт изучения античной и славянской мифологии.
IV. Рефлексия. - Мне сегодня понравилось на уроке… - Для меня осталось непонятным… - Я могу себя похвалить за… V. Домашнее задание. Составить пантеон богов в сравнении ( античная и тюркская мифология)
Очень интересный урок. Интерактивная форма в действии. Большая подготовительная работа учителя к уроку, групповая работа учащихся, аналитическое домашнее задание (такого не скачаешь в интернете). Молодец.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]