Четверг
28.03.2024
17:51
Категории раздела
Разработки уроков [171]
Творчество учителей [36]
Проза, поэзия. эссе
Вход на сайт

Поиск
Наш опрос
Какому источнику информации Вы доверяете?
Всего ответов: 435
Закладки
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Сайт учителей русского языка и литературы Казахстана
    Главная » Статьи » Литература в школе. Учителя » Разработки уроков

    Внеклассное мероприятие "Урок - суд над лингвистическими словарями"
    Урок — суд над лингвистическими словарями
    Лукьяненко Надежда Ивановна
    Актюбинская область
    Мартукский район
    Родниковская средняя школа
    учитель русского языка и литературы
    Цели урока:
    -Познакомить учащихся с основными словарями, их спецификой, способами построения словарных статей.
    -Развивать умение работать со словарями. Ориентироваться в словарной статье. Развивать речь учащихся, умение строить связное, логичное и аргументированное высказывание на заданную тему.
    -Способствовать формированию интереса к словам и наиболее распространенным словарям.
    Подготовительный этап
    1.Выбрать основных исполнителей ролей:
    ведущий- «Русский язык»;
    прокурор;
    судьи 3 человека;
    словари: Толковый, Синонимов, Антонимов, Иностранных слов, Фразеологизмов;
    адвокаты;
    присяжные заседатели (все остальные учащиеся).

    2.Разбиться на микрогруппы ( каждая микрогруппа работает с одним видом словаря):
    - изучить словарь;
    - подготовить справку для знакомства с ним в ходе суда ;
    продумать выступление ученика, который будет выступать в роли словаря;
    подготовить аргументы в защиту своего словаря.
    3. Познакомиться с необходимой юридической терминологией.
    Ход занятия
    Здравствуйте, разрешите представиться. Я великий могучий Русский язык. Сегодня я приглашаю вас на необычное судебное заседание. Дело в том. Что Толковый словарь очень обижен на лингвистические словари, которые, как ему кажется, выполняют его, Толкового словаря, работу. Он предъявил им обвинение в ненужности.
    Прошу отнестись к рассматриваемому делу очень серьезно и помочь в разрешении возникшей проблемы, принять активное участие в проведении следственных экспериментов.
    Просьба соблюдать тишину во время заседания суда.
    Встать, суд идет!
    Организация судебного процесса.
    Словарь Толковый – тип словаря, в котором объясняется значения слова.
    История появления. Род толковых словарей -один из древнейших среди словарных семей, потому что необходимость в толковании слов появилась у людей очень давно. Первый большой толковый словарь русского языка появился в конце 18 века и включал более сорока трёх тысяч слов (43257 слов). В 19 и 20 веках появилось большое количество словарей. Самый значительный из них «Толковый словарь живого великорусского языка»В.И. Даля включает более 200 тысяч слов и является подлинной сокровищницей народной русской речи. Издавались словари под редакцией Д.Н. Ушакова, А.П. Евгеньевой и другие.
    Год рождения. 1949г. Выдержал с тех пор несколько изданий, каждое из которых пополнялось все новыми словами.
    Способ подачи материала. Значение слова раскрывает с помощью краткого определения. Если значений несколько, то они даются под порядковыми номерами. (Обязательно даются примеры употребления слова в каждом значении.)
    Особые приметы. К слову даются пометы, характеризующие его с точки зрения употребления (книжн.- книжное, высок. – высокое, офиц. – официальное, прост. –просторечное и т. д) Указываются особенности произношения и ударения. Показывается принадлежность слова к той или иной части речи и даются его основные грамматические показатели. Количество слов. В 9-м издании около 570 000 слов.
    Образец словарной статьи:
    Обвинение, - я, ср. 1. Признание виновными в чем-нибудь, приписывание
    кому-нибудь какой-нибудь вины. Судить по обвинению в краже. Предъявить обвинение кому-нибудь. Возбудить обвинение против кого-нибудь.
    2. Обвинительный приговор (устар.). Вынести обвинение. 3. ед.
    Обвиняющая сторона в судебном процессе. Свидетели обвинения.
    Выступление Толкового словаря.
    Уважаемые судьи! Уважаемые присяжные заседатели и все присутствующие на
    заседании!
    Я словарь, с помощью которого объясняется лексическое значение слова, то есть то, что слово обозначает. Вот смотрите:
    ИСК- заявление в суд о разрешении какого-нибудь гражданского спора.
    СПРАВЕДЛИВОСТЬ – справедливое, беспристрастное отношение к кому-нибудь.
    РЕШЕНИЕ – судебное постановление.
    ОТВЕТСТВЕННОСТЬ- необходимость, обязанность отвечать за свои поступки, действия, быть ответственным за них.
    ЗНАНИЯ - совокупность сведений, познаний в какой- то области.
    ТРУДОЛЮБИЕ – любовь к труду.
    Но в последнее время я стал замечать, что появилось множество каких – то мелких словарей, которые на все лады перепевают мои словарные статьи. Всю работу я в состоянии выполнить самостоятельно.
    Я считаю, что никакие словари, кроме Толковых, не нужны и требую запретить лингвистические словари.
    Итак, я предъявляю ИСК всем другим словарям, надеюсь на СПРАВЕДЛИВОЕ РЕШЕНИЕ, а такие мои качества, как ОТВЕТСТВЕННОСТЬ за порученное дело, ЗНАНИЯ, которыми я владею, и ТРУДОЛЮБИЕ, присущее всему моему роду, не подлежат сомнению.
    Судья: «Слово предоставляется словарю Синонимов».
    Русский язык (зачитывает):
    Выписка из личного дела ( по словарю З.А. Александровой).
    Словарь Синонимов – словарь, содержащий ряды синонимов, в котором по алфавиту расположены слова, являющиеся основными, опорными в каждом из синонимических рядов.
    История появления. Первые словари Синонимов имеют давнюю историю. Они стали появляться в России с конца 18 века, а в 19 веке был издан целый ряд словарей, авторами которых являлись Н.Абрамов, В.Д. Павлов- Шишкин и П.А. Стефановский, В.Н. Клюева, А.П. Евгеньева.
    Год рождения: 1975 г.
    Возраст: Относительно молод.
    Способ подачи материала: Синонимы во многих словарях этого типа собраны и сгруппированы в ряды. Каждая словарная статья содержит перечень слов, входящих в данный синонимический ряд, их толкование и примеры из литературно- художественных произведений.
    Особые приметы: В словаре значения слов не раскрываются и примеры их употребления не даются. Словарь имеет практическое значение: дать набор синонимов, из которых пишущий может извлечь подходящий для точного и яркого выражения мысли.
    Количество слов: Около 9 000 синонимических рядов.
    Образец словарной статьи:
    МИР 1.См. вселенная 2.см. земля 3. См. сфера
    Мир 1. Мирный договор; Замирение (уст. прост.) 2.см.согласие.
    3. См. спокойствие
    Выступление ответчика – словаря Синонимов :
    «Возмущение, гнев, негодование не знает предела, границ, черты, рубежа. Предъявить обвинение, ставить в вину, виноватить, обвинять нас в ненужности – несправедливо, незаслуженно, напрасно. Мы помогаем, содействуем, способствуем, приходим на выручку, когда надо выбирать, найти, отыскать наиболее нужное, верное, подходящее слово для точного, правильного выражения мысли, думы, идеи.
    Мы надеемся, рассчитываем, делаем ставку, что суд, ареопаг, синедрион оценит, отдаст должное, признает достоинства нашей работы, труда.
    Наша задача, цель, назначение – не объяснять, разъяснять, растолковывать смысл, значение слова, как это делает, совершает словарь Толковый, а привести перечень, список, реестр, опись, синонимических рядов».
    Проведение следственного эксперимента.
    Задание 1. Прочитать текст, выбрать из ряда синонимов слово, вставить его, обосновать свой выбор.
    …старые зайцы, …молодые зайцы,… тучные зайчихи
    (приплелись, сбежались, собрались).
    Все слушают, как хвастается заяц.
    -Эй ты, косой глаз, ты и волка не боишься?
    -И волка не боюсь, и медведя, и лисицы - никакого не боюсь.
    … молодые зайцы, … старые зайчихи, … старые зайцы
    (хихикнули, улыбнулись, засмеялись).
    Задание 2. Исправьте ошибки в предложениях. Какой словарь вам в этом поможет?
    По дороге (по пути) в школу дети переходят через железную дорогу.
    Ему было трудно в таких трудных (сложных) условиях.
    Нападающие игроки нападают(играют)решительно.
    В этом рассказе писатель показывает (изображает) их жизнь и показывает красоту русской природы.
    Это выдающийся (незаурядный) человек, у него выдающаяся (редкая) память и выдающиеся способности.
    Задание 3. Дана стилистическая шкала, состоящая из трёх зон: высокой, нейтральной и низкой. Распределите данные слова по этим зонам. Какой словарь вы выберете в помощники?
    Почивать, спать, дрыхнуть; есть, вкушать, жрать;
    Лик, морда, лицо; конь, кляча, скакун;
    Вояка, боец, воин; одеяние, одежда, одежка;
    Скорбеть, тужить, горевать; скончаться, умереть, загнуться
    Выступление защитников: учащиеся высказывают свои мысли по поводу того, когда и в каких случаях необходим данный словарь.
    Судья: «Слово предоставляется словарю Антонимов»
    Русский язык ( зачитывает ):
    Выписка из личного дела ( по словарю М.Р. Львова)
    Словари антонимов – сравнительно новый тип словарей. В котором представлены слова, противоположные по значению.
    Год рождения: 1978г.
    Возраст: Относительно молод.
    История рода: Первыми словарями, дававшими известное представление об антонимах, были тематические словари, в которых слова располагались по понятийным сферам и темам. В них, как правило, давались параллельно синонимы и антонимы.
    Семейная хроника: В 70 годах 20 века появились словари Л.А. Введенской, и Н.П. Колесникова, после этого появлялись словари справочного, учебного типов. Итогом многолетней работы стал «Словарь антонимов русского языка» М.Р. Львова.
    Количество слов : В этом словаре около 2000 пар антонимов – слов с противоположным значением.
    Способ подачи материала: В подаче антонимичных пар выделяется «центр»- главные, основные, общеупотребительные слова и «периферия»- противопоставления, ограниченные по своему употреблению, менее регулярные по их воспроизводимости в речи.
    Особые приметы: Много иллюстраций из художественной, научной, публицистической литературы, причем в цитатах содержатся оба противопоставленных слова.
    Образец словарной статьи:
    81.ВОЙНА – МИР
    Находиться в состоянии войны – жить в мире.
    Еще теплы стволы орудий. И кровь не всю впитал песок,
    Но мир настал. Вздохните люди, Переступив войны порог…
    300. МИР – ССОРА
    Худой мир лучше доброй ссоры. У людей хоть и бедность , да мир…
    Мирить – ссорить(см.)
    Мириться – ссориться ( см.)
    (Выступление ответчика – словаря Антонимов.)
    Мы, словари, всегда были друзьями, зачем же нам становиться врагами, делать из белого черное, из добра - зло? В мире все имеет вторую сторону медали: есть праздники и есть будни, гиганты и карлики, герои – трусы, глупцы – умники, зной и холод, красота и безобразие.
    Словари антонимов несут знания о противоречиях в мире слов, и невежество их запрещать. Мы, думаем, что не индивидуально, а коллективно мы решим эту проблему. Жить в мире – прогресс, враждовать – отсталость. Мы хотим быть не грубыми, а учтивыми, приносить пользу, а не вред, трудиться, а не бездельничать, расцветать а не угасать.
    Мы умеем много, а не мало, нас надо не запрещать, а разрешать. Повод для суда не серьезный, а смехотворный. Поистине, «от великого до смешного один шаг». Мы надеемся, что одержим победу, а не потерпим поражение.
    Проведение следственного эксперимента.
    Задание 1.Всавьте в предложенный текст необходимые слова.
    Живут в нашем доме два одноклассника – Петя и Коля. Они давно дружат, хотя эти мальчики совсем разные. Петя – разговорчивый, весёлый, а Коля - … и нередко … . Петя берется за дело энергично, делает его быстро, а Коля, наоборот, - … ,… .
    Вот однажды вышли приятели во двор, сели на скамеечку.
    - Как тепло сегодня ! – сказал Петя.
    - Нет, - возразил Коля,- сегодня вовсе не тепло, а … .
    Помолчали. Потом Петя снова заговорил:
    Смотри: облака высоко поднялись; наверное, и завтра будет сухая погода.
    - А мне кажется, – засомневался Коля, - что завтра погода будет… .
    -Пойдем к ребятам на площадку: сегодня там интересная игра.
    - Нет, - отказался Коля, - не пойду: Эта игра вовсе не интересная, а … .
    Тогда Петя достал из кармана два румяных яблока и протянул одно товарищу:
    -Подкрепись, может, тогда и играть захочешь, - улыбнулся он.- Яблоко спелое, сладкое.
    Коля надкусил яблоко и улыбнулся: оно действительно было сочное, вкусное!
    Задание 2. Отгадайте слово по его антонимам:
    Пассивный,, инертный, бездеятельный- … (активный);
    Неряшливый, нечистоплотный- … (аккуратный):
    Проводы, расставание- … (встреча);
    Ясно, понятно, нетрудно- … (сложно).
    Задание 3. Подберите подходящие по смыслу антонимы:
    Мягкий голос - … (резкий); мягкое наказание - … (суровое);
    Мягкий карандаш - … (твёрдый); мягкие волосы - … (жесткие);
    Мягкая булка - …(черствая); свежий хлеб - … (черствый);
    Свежая рубашка - … (грязная); свежая газета - … (вчерашняя);
    Свежее молоко - … (прокисшее); свежая краска - … (засохшая);
    Свежая новость - … (старая).
    Выступление защитников: учащиеся высказывают свои мысли по поводу того, когда и каких случаях необходим данный словарь.
    Судья: «Слово предоставляется Фразеологическому словарю».
    Русский язык (зачитывает):
    Выписка из личного дела (по словарю В.П. Жукова)
    Фразеологический словарь – тип словаря, в котором собраны и истолкованы не отдельные слова, а фразеологизмы.
    История рода: Раньше фразеологизмы включались в толковые словари, а также описывались в сборниках крылатых слов, образных слов и выражений, афоризмов. Собственно фразеологический словарь впервые появился в 1967 г. Под ред.
    А.И. Молоткова.
    Год рождения: 1980 г.
    Возраст: Молод.
    Способ построения статьи: Словарная статья включает в себя заголовок, грамматические и стилистические пометы, иллюстративный материал, справочную часть.
    Особые приметы: Приводятся фразеологизмы, наиболее часто используемые в устной литературной и художественной, а также научно-популярной литературе.
    Образец словарной статьи:
    ЯБЛОКО РАЗДОРА между кем, между чем (мн. ч. Не употр.). Книжн. Причина ссоры.
    Имущество это состояло … из скудной движимости, в числе которой был и знаменитый тарантас, едва не послуживший яблоком раздора между матерью и сыном.( Салтыков – Щедрин. Господа Головлевы.)
    Из древнегреческого мифа о ссоре Геры, Афины и Афродиты по поводу того, кому должно принадлежать золотое яблоко с надписью: «Прекраснейшей».
    Выступление ответчика – Фразеологического словаря
    Уважаемые судьи! Я на все руки мастер, баклуши бить не люблю, а тружусь от зари до зари не покладая рук, бок о бок с другими словарями.
    Битый час мы обсуждаем, нужны словари или нет, вместо того чтобы взять быка за рога и разбить доводы истца в пух и прах. Легко наводить тень на плетень и бросать камешки в чужой огород, труднее работать засучив рукава. Прошу уважаемый суд не откладывать дело в долгий ящик, не класть его под сукно, а самому убедиться, что мы не лыком шиты и словом в карман не полезем.
    Наши слова многогранны, нельзя их укладывать в прокрустово ложе одного лишь значения, которое дается в толковом словаре. Мы пройдем огонь, воду и медные трубы, пуд соли вместе съедим, но расхлебаем кашу, которую заварил словарь Толковый, разрубим гордиев узел
    Проведение следственного эксперимента.
    Задание 1. Найти в речи Фразеологического словаря устойчивые выражения, объяснить их значение. Сделать вывод, каким словарем удобно пользоваться, чтобы выполнить задание.
    Задание 2. Даны английские фразеологизмы и их дословный перевод. Необходимо дать эквиваленты этим выражениям в русском языке.
    To be under someone s thumb (быть у кого – либо под большим пальцем)- прижать кого- либо к ногтю, быть у кого – либо под каблуком.
    To be busy as a bee (быть занятым как пчела) – вертеться как белка в колесе.
    To spin somethinq out of thin air (прясть что – либо из чистого воздуха) – высосать что – либо из чистого воздуха) – высосать что – либо из пальца.
    To stroke someone the wronq way (гладить кого- либо в обратном направлении) – гладить против шерсти.
    Daft as a brush (глуп как щетка) – глуп как пробка.
    To retire into one s shell (уйти в свою раковину) – замкнуться в себе.
    To knock someone into a cocked hat (загнать кого- либо в треугольную шляпу) – загнать кого- либо в тупик.
    Someone vanished into thin air (исчез в прозрачном воздухе) – как сквозь стену прошел, как в воду канул, как в воздухе растворился.
    When piqs fly (когда полетят свиньи) – после дождичка в четверг.
    As plain as the nose on your face (ясно как нос на твоем лице) – ясно как день.
    Задание 3. Замени фразеологизмы одним словом. Всегда ли это возможно?
    Рука об руку - … (дружно); рукой подать -… (близко);
    На руках носить _ … (баловать); быть под рукой - … (близко);
    Держать в ежовых рукавицах - … (не давать воли);
    Золотые руки - … (говорится об очень искусном, умелом, способном в своем деле человеке);
    Ухватить обеими руками - … (согласиться с предложением с удовольствием, радостью);
    Подвернуться под руку - … (случайно оказаться поблизости);
    Быть правой рукой - .. (быть нужным кому - то);
    Дать руку на отсечение - … (полностью ручаться за кого-то);
    Дать по рукам кому-то - … (самым решительным образом пресечь какие-то действия);
    Ударить по рукам - … (заключить деловое соглашение, сделку, договор);
    Прибрать к рукам - … (завладеть чем - то).
    Выступление защитников: учащиеся высказывают свои мысли по поводу того, когда и в каких случаях необходим данный словарь.
    Судья: «Слово предоставляется Словарю иностранных слов».
    Русский язык (зачитывает):
    Выписка из личного дела
    Словарь иностранных слов – лингвистический толковый словарь, в котором объясняются значения слов и терминов иноязычного происхождения, усвоенных русским языком.
    История рода. Первые толкования иноязычных слов встречаются в самых ранних словарных трудах, например, объяснение многих древнееврейских, греческих слов давалось в словарике, приложенном к Кормчей книге еще в 1282 году. Собственно словари иностранных слов появились в России к началу 18 в. Сначала они были рукописными, а затем печатными.
    Год рождения. В 1996г. Было издано 7-е переработанное издание.
    Возраст. При относительной молодости достаточно зрел, поскольку переживает седьмую по счету молодость.
    Способ повторения статьи. Дается заглавное слово, указывается его происхождение (этимология), далее толкуется значение слова.
    Особые приметы: Служит справочным пособием для широких масс читателей. В конце словаря даются иностранные слова и выражения, встречающиеся в литературе в латинском написании.
    Образец словарной статьи:
    ВЕРДИКТ англ.verdict от лат. vere dictum букв.верно сказанное - решение присяжных заседателей в судебном процессе о виновности или невиновности подсудимого.
    Выступление ответчика - Словаря иностранных слов.
    Леди и джентльмены!
    Вот уж действительно: «Si vis pacem para bellum {си вис пацэм, пара бэллум} »- если хочешь мира, готовься к войне.
    Этот курьёз ( нелепый случай) нуждается в комментариях (объяснениях).Не думаю, что здесь замешана коррупция (подкуп).Кризис ( переломный момент) объясняется конкуренцией ( соперничеством). Уважаемый Толковый словарь возомнил себя корифеем (выдающимся деятелем) словарного дела и решил всех остальных скомпрометировать (опорочить).
    Мы требуем моральной компенсации (возмещения) за причиненный ущерб и корректировки (исправления ) действий нашего коллеги ( товарища по работе).Dum spiro, spero duv {дум Спиро, спэро дум}
    – пока живу, надеюсь, что справедливость восторжествует.
    Dura lex, sed lex {дура лэкс, сэд лэксд}- закон суров, но это закон
    Проведение следственного эксперимента
    Задание 1. «Переведите» выделенные в предложениях слова. Какой словарь вы выберете в помощник?
    Терапевт прописал пациенту инъекции. – Врач прописал больному уколы.
    Шофер выявил дефекты в моторе. – Водитель выявил неисправности в двигателе.
    Адвокат привел убедительные аргументы. – Защитник привел убедительные доказательства.
    Наша команда гордится своим голкипером. – Наш спортивный коллектив гордится своим вратарем
    Задание 2. Переведите данные научные термины, воспользовавшись выписанным из словаря значения международных словообразовательных элементов:
    Библио книга
    Био жизнь
    Графо пишу
    Фон звук
    Логос слово
    Моно один
    Том часть
    Архе власть
    Авиа птица
    Задание 3.
    Напишите как можно больше слов, содержащих греческие и латинские корни: гидро – вода, зоо – животное, термо – тепло , дикт – говорить, мело – песня, мемор – память, номин – имя.
    Какой словарь вы выберете себе в помощник? Выступление защитников: учащиеся высказывают свои мысли по поводу того, когда и в каких случаях необходим данный словарь.
    Прокурор: Уважаемые Судьи! Уважаемые словари! Мы хотели бы услышать, что скажут господа присяжные заседатели.
    Вас познакомили в ходе сегодняшнего заседания с позициями, которые занимают истец и ответчики. Вы услышали аргументы защитников уважаемых словарей. Все принимали самое активное участие в проведении следственных экспериментов. Какова ваша точка зрения на конфликт между словарями?
    Присяжные заседатели ( высказывают свои мнения).
    Задание 2. Переведите данные научные термины, воспользовавшись выписанным из словаря значения международных словообразовательных элементов:
    Библио книга
    Био жизнь
    Графо пишу
    Фон звук
    Логос слово
    Моно один
    Том часть
    Архе власть
    Авиа птица
    Задание 3.
    Напишите как можно больше слов, содержащих греческие и латинские корни: гидро – вода, зоо – животное, термо – тепло , дикт – говорить, мело – песня, мемор – память, номин – имя
    судья объявляет решение:
    «Именем его величества Русского языка считаем конфликт исчерпанным.
    Толковому словарю необходимо смириться с наличием в государстве других словарей, каждый из которых выполняет свою нужную и важную работу. Мы не ставим под сомнение заслуги Толкового словаря, но и словари Синонимов, Антонимов, Фразеологизмов, Иностранных слов заслуживают уважения и почитания. Мы надеемся, что все присутствовавшие на заседании будут еще не один раз прибегать к их услугам и пользоваться при необходимости тем богатейшим материалом, который помещен в этих словарях.
    Мы благодарим словари за то, что они познакомили нас своими словарными статьями, с помощью которых мы выносим РЕШЕНИЕ : ОБВИНЕНИЕ Толкового словаря и его ИСК, предъявленный словарям, считать необоснованным. Самое СПРАВЕДЛИВОЕ РЕШЕНИЕ будет заключаться в том, чтобы сохранить МИР, а не поддерживать войну. ССОРЫ нам не нужны. Надеемся, что ЯБЛОКО РАЗДОРА, то есть причина спора, исчерпана. Наш ВЕРДИКТ: словари не виновны! Да здравствует ДРУЖБА и СОГЛАСИЕ, ПОНИМАНИЕ и ПОДДЕРЖКА!

    Источник: http://Словари разных типов
    Категория: Разработки уроков | Добавил: Надежда (31.05.2014) | Автор: Лукьяненко Надежда Ивановна E
    Просмотров: 1324 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 1
    1 Золушка  
    0
    Форма суда - весьма спорный метод. Об этом говорили, говорят и будут говорить. Мне всегда были интересны разработки с использованием суда. Каждый воплощает его по-своему. Видно, что была проделана большая подготовительная работа. Интересно...

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]