Взаимоотношения человека и природы в стихотворениях поэтов 19 века
Учитель: Уразметова И.В. Тема: Взаимоотношения человека и природы в стихотворениях поэтов 19 века: Н.А. Некрасов «Зажгло грозою дерево», И.С. Никитин «Утро», А.Н. Майков «Ласточки». Сабақтың мақсаты Цели урока: - повторить понятие пейзаж, показать мастерство русских поэтов 19 века во взаимоотношениях человека и природы на их произведениях; -продолжить работу по формированию навыка анализа стихотворения; Воспитывать интерес к литературе через произведения русских поэтов. Форма урока: коллективная, индивидуальная Материалдық қамтуы Материальное обеспечение учебник, тетрадь, портреты поэтов, тексты стихотворений Сабақ барысы Ход урока:
I. Ұйымдастыру кезеңі Орг.момент. Приветствие. Сообщение темы и цели урока Психологический настрой. II. Проверка д/з (самостоятельно) Анализ сочинений. III. Актуализация знаний. (устно) -Какие произведения называются лирическими? (написанные в форме стихотворной, главное лицо – сам автор и показан внутренний мир его) -Давайте познакомимся с авторами стихотворений, с которыми мы сегодня познакомимся и проанализируем. Портреты писателей на доске:
Н.А. Некрасов И.С. Никитин А.Н. Майков -Что за поэты изображены на фото? IV. Работа по теме урока. 1. Знакомство с биографией поэтов (самостоятельно) стр.163-170 -Что такое пейзаж? (вид какой-нибудь местности, рисунок, картина, изображающие природу, а также описание природы в литературных произведениях) -Как может связана природа и человек? ( воздух, уход, красота, пища и т.д.) Изучая пейзаж в литературе, мы должны знать такие понятия. 2. Словарная работа: ( самостоятельно) Аллитерация – стилистические приемы усиления звуковой выразительности путем по-вторения одинаковых или однородных согласных звуков. Сравнение – слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому. Олицетворение – воплощение чего-нибудь в образе живого существа. Учитель: в основе этих понятий лежат анимистические представления о природе. 3. «Мозговой штурм» - утро ( прохлада, начала дня, время суток, солнце, пейзаж, светлеет, стихотворение, школа, пробуждение человека и природы ото сна и т.д.) 4. Выразительное чтение «Утро». 5. Анализ стихотворения: О чем стихотворение? Кто его нам сообщает ? (лирический герой) Видим ли мы его? (нет, он внутри природы) Идея стихотворения? ( последняя строка, гимн солнцу, пропетый всей природе) Давайте проследим за направлением взгляда поэта в первых шести строках: что попадает в поле зрения. Вспомните прием ступенчатого сужения образа, нарисуем схему ХП, изображенного в этих 6 строчках:
-Какие средства использует поэт? (олицетворение) 6. Выразительное чтение стихотворения «Зажгло грозою дерево…» и «Ласточка» 7. Анализ стихотворений: Что лежит в основе стихотворения «Ласточка»? О чем оно? (воспоминание о весенней поре, о хлопотах ласточки, раздумья о прошедшей жизни) О чем стихотворение Некрасова? (о грозе, гибели гнезда, стоны птенчиков, переживание матери) Что общего между этими стихотворениями? ( говорится о птицах) В чем отличие? (у Майкова – опустевшее гнездо – естественный закон жизни, У Некрасова – трагическая случайность) С помощью каких средств художественной выразительности написаны стихи? (в создании птиц используют прием олицетворения, основанного на анимистических представлениях) 8. Творческое задание. Составить четверостишие о птице. V.Итог урока. Какое из стихотворений вам понравилось? Почему? Чему учат такие стихотворения? VI.Домашнее задание. Учить стихотворение «Утро»