Четверг
18.04.2024
22:48
Категории раздела
Разработки уроков [171]
Творчество учителей [36]
Проза, поэзия. эссе
Вход на сайт

Поиск
Наш опрос
Какому источнику информации Вы доверяете?
Всего ответов: 435
Закладки
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Сайт учителей русского языка и литературы Казахстана
    Главная » Статьи » Литература в школе. Учителя » Творчество учителей

    «Античная мифология и литература». Игра-конкурс «Олимпийские интеллектуальные игры».
    «Античная мифология и литература».
    Игра-конкурс «Олимпийские интеллектуальные игры».


    Тема. «Обобщающий урок по разделу «Античная мифология и литература».
    Цели:
    - повторение и закрепление материала по теме «Античная мифология и литература»;
    - развитие интереса к мифологии;
    - приоткрыть глубины идей и красоту образов древней мифологии.
    Вид урока: нестандартный, интегрированный .
    Тип урока: урок-обобщения и систематизации ЗУН.
    Методические приемы: проведение игры-конкурса , тренинги, репортаж, составление таблицы родословной, наглядность, рисунки учеников, эвристическая беседа.
    Межпредметные связи: история и география ,спорт.
    Оборудование урока: мини-карта Древней Греции, иллюстрации к Античной мифологии, портреты древнегреческих поэтов, меловые схемы на доске, карточки-задания, сборники мифов /В. Смирнова «Герои Эллады», Н. Кун «Легенды и мифы Древней Греции»/, выставка работ учащихся «В мире творчества», «Миф? Это интересно...».
    Подготовка кабинета: расставить парты в «подковообразной форме стадиона».
    Ход занятия.
    1. Организационный момент. Психологическая разминка /стратегия ключевых слов/.
    Задание. Используя данные слова на доске, /урок, настроение, пожелание/ самостоятельно составьте и запишите предложения .
    Эпиграф нашего урока.
    Глубокое проникновение в культуру
    прошлого и культуру древних народов сближает времена и страны.
    В этом мы смогли убедиться, когда познакомились и приблизились к культуре Греческой и Римской мифологии, что стала почвой, на которой выросла и развивалась литература.Сейчас мы, поколение людей третьего тысячелетия, осваиваем космос, управляем компьютером. Давайте задумаемся и ответим на вопрос: Зачем сегодня, спустя века, мы обращаемся к прошлому, вспоминая Античную мифологию?
    Вывод. Словом, действительно, обращаясь к эпиграфу, Античная мифология стала связующей нитью прошлого и настоящего мира, источником вдохновения большинства трагедий, поэм, лирических произведений литературы разных народов и времен.
    Сегодня у нас обобщающий урок по разделу «Античная мифология и литература».
    На уроке присутствует пока неизвестный нам журналист и помощник ведущего. За все правильные ответы он будет вручать лавровые листки, по количеству которых будут объявлены победители. А для этого необходимо активно работать па уроке.
    Итак, я объявляю о начале Олимпийских интеллектуальных игр, где каждый будет прокладывать путь к победе / богине Нике/ не силой, а умом.
    Местом проведения наших состязаний является известный город,расположенный в южной части Греции. Догадались? Это Олимпия. Покажите ее на карте.
    Вопрос: что вы знаете из мифов об Олимпии?
    Слово учителя.Обратите внимание на эту иллюстрацию.
    Вот она Олимпия - священное место. Вокруг храмы, статуи не только богов, но и героев, которые победили на олимпийских играх. А в центре ее находится храм, в котором стоит статуя Зевса.
    Опишет ее ученик: Одна из славных достопримечательностей олимпийских игр статуя Зевса, 14 метров высотой. Зевс изображен на троне из кедрового дерева, украшенном драгоценными камнями и резьбой. Лицо, руки, грудь статуи -из слоновой кости, глаза- из драгоценных камней. Голова увенчана золотым венком. Волосы на голове и борода- из чистого золота. На правой руке стоит статуя богини Победы, в левой руке - скипетр, рядом орел. Статуя была гордостью и славой всех героев, и того, кто не видел статуи олимпийского Зевса, считали несчастным.
    Пусть изображение статуи Зевса принесет нам сегодня удачу.
    Слово учителя. Олимпийские игры проходили на стадионе /с греческого слова «стадий» означает «равный шестисот ступеням»/. Стадион окружали подковообразные ступенчатые трибуны , что мы условно и изобразили.
    Начинаем литературную тренировку «Словарь терминов».
    Перед вами оливковая ветвь /символ мира/, по мифам, посаженная самим Гераклом за победу на играх по бегу. В память о победе он посадил куст оливы.С тех пор победителей игр награждали оливковыми венками, а позже –лавровыми венками.
    Разноуровневое задание. Выбрать «лист» и правильно ответить на вопрос. Обратите внимание, что желтый цвет означает средний уровень задания, а зеленый - сложный. Работаем в парах самостоятельно .
    Ответы: миф,мифология, мифологема, античная мифологияи др.
    Вывод: Итак, литературная тренировка состоялась, все допускаются к олимпийским играм по пятиборью.
    Для наглядности используем традиционную эмблему олимпийских игр: пять переплетенных колец, символизирующих стремление к дружбе и миру. На период игр воцаряется священный мир. Нет сегодня на уроке места обидам и ссор.
    Объявляю начало первого тура «Мифологические выражения».
    В этом туре мы будем состязаться в беглом чтении за 1 минуту вслух.
    Задание: выбрать текст для чтения, подсчитать и записать на доске количество прочитанных слов , пересказав прочитанное.
    Настала минута славы. В честь победителей в «беге» воспроизведем «тропический дождь», переходящий в ливень .
    Задание . Пересказать историю одного из мифологических выражений.
    Учащиеся называют фразеологизм, раскрывая его переносное значение.
    Например, двуликий Янус - двуличный человек.
    Вывод. Все это выражения /фразеологизмы/ выходят к нам из античных времен, а в настоящее время продолжают жить в нашем языке.Вы согласны, что без знания античной мифологии эти выражения не понятны? Вот поэтому мы изучаем и обращаемся к истокам древнегреческой мифологии, знание ее является признаком образованности.
    Второй тур. Боги мифов .
    Закройте глаза и представьте себе Олимп - гору солнца и света, величия и красоты, где царит всемогущий бог Зевс в окружении своей семьи, которая имела власть над миром.
    Откройте глаза. Вот, где находится гора Олимп, показать ученикам на карте.
    Задание. Заполнить родословную Зевса, определив функции этих богов. Самостоятельно у доски работают 2 мальчика, представляя всю мужскую половину и 2 девочки - женскую.

    Родословная Зевса .


    Рея
    богиня- мать

    Супруга Гера
    богиня брака и семьи

    Отец Крон
    бог времени



    Дочери дети сыновья

    Артемида
    Богиня охоты
    Афина
    богиня мудрости
    Афродита
    богиня любви и красоты

    Аполлон - бог искусств и света
    Гефест - бог кузнец
    Арес - бог войны
    Гермес - вестник богов
    /торговли/



    Следующее задание: соотнесите имя бога и его атрибуты /карточка/.
    Тренинг. Поднять руки и себя похвалить. Молодец.
    О ком пройдет речь в следующем задании вы должны отгадать из стихотворения А. Фета.
    Ответ: о музе лирики Эвтерпе.
    Вспомним служителей Аполлона древнегреческих муз.
    Задание: /магнитная доска, на ней изображено солнце/. Собери лучи.
    Что представляли древнегреческие музы? Муза Эвтерпа - представляла Лирику. Каллиопа - муза эпической поэзии. Полигимния - муза торжественного гимна.Мельпомена - муза трагедии.Клио - муза истории.Талия - муза комедии.Терпсихора - муза танцев. Урания - муза астрономии.Эрато - муза любовных песен.
    Вывод. Ваша фортуна вам улыбнулась /дорисовать улыбку/.С этим настроением и верой в удачу и свои знания мы переходим в следующий тур.
    Третий тур.
    Герои мифов /состязание в метании копья/.Целью «метания» будут подвиги героев.
    Задание . Исключив лишних персонажей, определить имена основных героев Эллады, объясняя свой выбор.
    Вывод. Действительно, героями Древней Греции были Геракл /Геркулес/, Орфей, Тезей, Персей - воплощение мужества и героической отваги своего народа.
    Слово учителя. Какие же подвиги связывают с именами этих героев? Определить по тексту, кто из героев совершает эти подвиги? Героем Афин /показать на карте/ был отважный юноша, защищавший родной город от захватчиков и победивший в поединке чудовищного быка Минотавра /полубык, получеловек/, которому отдавали на съедение афинских юношей и девушек.
    Назовите имя героя Афин, совершившего этот подвиг.
    Вручение листков за меткое попадание.
    Героем был знаменитый певец,пение которого заставляло камни двигать с места, укрощало диких зверей. Так его пение и музыка укротили пса Аида, расстрогали богиню Персефею Посейдона,которая разрешила вернуть умершую Эвридику на землю.
    Слово учителя. О следующем герое нам расскажут ребята, инсценируя миф «Выбор пути».
    Вы догадались о чьем выборе пути шла речь в мифе? Геракла.
    А теперь, ребята, поднимите руки, кто согласен с богиней, что жизнь -это веселый праздник, счастлив тот, кто может прожить всю жизнь как гость на чужом пиру без трудов и забот.
    А кто согласен со словами богини, что счастье героя в сражениях с врагами за землю в борьбе со злом. Ведь сила и ум даны человеку для борьбы. Чем сильнее человек, тем труднее его жизнь.
    Вывод. Геракл сделал правильный выбор. Он выбрал дорогу добра и справедливости, боролся со злом, защищал свою землю от врагов.Образцом мужества и бесстрашия представлен Геракл особенно в мифах о 12 подвигах.
    Сейчас мы посмотрим серию сюжетных рисунков к диафильму о 12 подвигах Геракла, которые подготовила ученица.
    Задание. По указанному рисунку отгадайте название подвига. Оживить события героического прошлого Геракла помогут учащиеся, которые расскажут нам о совершенных подвигах.
    Вывод по третьему туру. Герои греческой мифологии рождали в людях веру в добро и справедливость, благородство и мужество.
    Четвертый тур. «Мифологические животные». Презентация книги «Мифологические животные».
    Задание. Отгадать название животного.
    Пятый тур. Греко-римские боги.
    Слово учителя. Последний вид пятиборья - борьба. Она выявит победителя олимпиады. Ребята, а вы знаете, что когда римские легионы покорили Древнюю Грецию, сами оказались покоренные ее искусством, поэтому римляне заимствовали греческую мифологию ничего в ней не меняя кроме имен.
    Задание.Правильно соотнесите имена Греческих и Римских богов, объясняя их функции.
    Окончание пятого тура на фоне музыки «На трибунах становится тише..»
    Вывод. Подошли к концу олимпийские игры по пятиборью .
    /подсчитаем количество лавровых листков/.
    Слово учителя. Честная борьба определила сильнейших.Увенчание лавровым венком за третье место ,за второе место. За первое место вручаем высшую награду богини Ники.
    Да сопутствует богиня счастья и удачи Фортуна всем участникам интеллектуальной олимпиады.
    Итог урока.
    Слово учителя. Итогом нашего урока будет репортаж, подготовленный журналистом.
    Заключение. Пройдут века, но культурное наследие античной мифологии останется источником творчества. Век за веком композиторы и художники, поэты и писатели, все люди по-прежнему черпают вдохновение и силы в этом неповторимом роднике живой воды - мифологии Древней Эллады:
    И хочется жить еще надежде
    До той поры пока
    Атланты держат небо
    На каменных руках.
    Исполнение песни «Атланты».
    Слово учителя. Закончить урок хочу словами великого ученого Аль-Фараби: «Не зная прошлого, трудно узнать настоящее время и предположить будущее».
    Категория: Творчество учителей | Добавил: nina (01.02.2015) | Автор: Меркер Нина Анатольевна E
    Просмотров: 592 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 1
    1 Роуз  
    0
    Урок насыщенный.Применены разнообразные формы и методы работы.Обязательно использую на своём уроке некоторые элементы . спасибо.

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]