Эффективность использования информационных технологий на занятиях русского языка и литературы
Эффективность использования информационных технологий на занятиях русского языка и литературы
Введение информационно- коммуникационных технологий в учебный процесс в свою очередь расширяет возможности преподавателя, помогает ему также решать важные дидактические проблемы. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)- это технологии, связанные с созданием, сохранением, передачей, обработкой и управлением информацией. В педагогике, это специальные программные и технические средства для работы с информацией(кино, аудио- и видео средства) использование этих средств в учебной воспитательном процессе является средством повышения мотивации учения и развития мышление студентов и позволяет со значительным меньшими нагрузками и в более короткий срок получить более высокий уровень усвоения информации. Выделяют следующую классификацию средств информационно- коммуникационных технологий по области методического назначения: 1) Тренажеры (предназначены для отборки разного рода умения и навыков, повторения или закрепления пройденного материала); 2) Информационно- поисковые и справочные (сообщают сведения, формируют умения и навыки по систематизации информации); 3) Демонстрационные (визуализируют изучаемые объекты, явления, процессы с целью их исследования и изучения); 4) Учебно - игровые ( предназначены для создания учебных ситуаций, в которых деятельность обучаемых реализуется в игровой форме). 5) Моделирующие (позволяют моделировать объекты, явления, процессы с целью и исследования и изучения);
Использование информационных и коммуникационных технологий на занятиях русского языка и литературы, по моему взгляду, позволяет: • Развить у студентов способности, навыки исследовательской деятельности, умение принимать решения; • Расширять возможности предъявления учебной информации; • Усилить мотивацию учения; • Активно вовлекать студентов в учебный процесс; • Качественно изменить контроль за деятельностью студентов. Достичь этого не просто, так как только системное и целесообразное применение информационно- коммуникационных средств обучения в процессе обучения позволяет оптимизировать деятельность преподавателя на занятий, т.е повысить качество обучения за счет улучшения качества деятельности преподавателя. Задачи, стоящие перед преподавателем русского языка и литературы при применении информационных и коммуникационных технологий, во многом отличаются от целей и задач других преподавателей.Задачи эти предполагают работу с текстом, с художественным словом, с книгой. Преподавателю русского языка необходимо сформировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки, обогатить словарный запас студентов, научить их владеть нормами литературного языка, дать детям знание лингвистических и литературоведческих терминов. Студенты охотно идут на занятия с использованием ПК и интерактивной доски, вырабатывается устойчивый интерес к таким занятиям, меньше рассеивается внимание, так как существует обратная связь преподавателя с обучаемым. Систематическое использование ПК и интерактивной доски на занятии приводит к целому ряду положительных моментов: • Повышение уровня использования наглядности на занятии; • Преподаватель, создающий, или использующий информационные технологии, обращает огромное внимание на логику подачи учебного материала, что положительным образом сказывается на уровне знаний студентов. Применение информационных и коммуникационных технологии эффективно при подготовке и проведение преподавателем различных форм занятия.Использовать информационные технологии можно на любом этапе занятия: • учебная информация; • На этапе усвоения учебного материала в процессе интерактивного взаимодействия с компьютером; • На этапе повторения и закрепления усвоенных знании(навыков, умений); • На этапе промежуточного и итогового контроля и самоконтроля достигнутых результатов обучения; Использование новейших технологии на занятии позволяет индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, контролировать деятельность каждого, активизировать творческие и познавательные способности студентов, оптимизировать учебный процесс, значительно увеличить темп работы. Это приводит к росту качественной успеваемости и сохраняет устойчивый интерес к русскому языку на протяжении всех лет их изучения. Применение информационных и коммуникационных технологий на занятиях русского языка и литературы позволяет нам наполнить занятия новым содержанием, формировать элементы информационной культуры, прививать навыки рациональной работы с компьютерными программами, поддерживать самостоятельность в освоении компьютерных технологий, идти в ногу со временем. Современный педагог должен уметь работать с новыми средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечивать одно из главнейших прав обучающего- права на качественное образования. Считаю, что отличительными чертами современного педагога являются постоянное самосовершенствование, самокритичность, эрудиция и высокая культура труда. В общем очень важно никогда не останавливаться на достигнутом, а обязательно идти в перед, ведь труд преподавателя- это великолепный источник для безграничного творчества.
Согласна, что использование ИКТ положительно влияет на процесс преподавания русского языка и литературы. Сама уже 6 лет работаю по этой технологии, имею огромную библиотеку цифровых образовательных ресурсов и сейчас уже не представляю свой урок без ИКТ. Но все же далеко не все преподаватели, особенно в сельских школах, имеют возможность пользоваться в полной мере интерактивной доской, высокоскоростным интернетом. У кого-то нет технического обеспечения, а кто-то продолжает работать по старинке, не желая ломать стереотипы. Хочется надеяться, что в ближайшем будущем ИКТ станет доступно всем и каждому, кто хочет сделать свой урок ярким, интересным, содержательным, СОВРЕМЕННЫМ.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]