Пятница
05.03.2021
06:59
Категории раздела
Разработки уроков [171]
Творчество учителей [36]
Проза, поэзия. эссе
Вход на сайт

Поиск
Наш опрос
Какому источнику информации Вы доверяете?
Всего ответов: 419
Закладки
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Сайт учителей русского языка и литературы Казахстана
    Главная » Статьи » Литература в школе. Учителя » Творчество учителей

    Исследовательская деятельность в процессе обучения
    Керимханова Мейракуль Джаубасаровна
    учитель истории и географии
    КГУ СОШ №48 г.Семей ,ВКО,РК
    Исследовательская деятельность в процессе обучения
    Динамические процессы современного мира , переход общества на новый путь развития со всей остротой заявляют проблему сохранения и развития человеческой личности. Изменения , которые происходят во всех сферах жизнедеятельности современного общества , не могли не коснуться современной школы , личности учителя и ученика. Известно , что будущее любого народа и государство решается в сфере образования , так как именно система образования выступает «главным средством сохранения и трансляции культуры будущим поколениям».
    Особое значение приобретает профессиональная подготовка учителя. В этой ситуации у каждого думающего профессионала возникает потребность переосмыслить проблемы школы , ее цели и функции в изменившихся социально-экономических условиях. Решая эти сложные профессиональные задачи , учитель не может не прийти к идее интеграции педагогической науки и лучшего педагогического опыта. Он , анализируя , осмыслив ее , обращается вновь к практике.
    Профессия учителя по своей природе , по объекту деятельности является творческой . Учитель любой специальности должен быть исследователем , так как ученик неповторим , неповторимы педагогические ситуации , весьма сложен педагогический процесс. В этой связи в современных условиях становится актуальной проблема формирования исследовательской деятельности учителя и ученика.
    Для того , чтобы раскрыть сущность исследовательской деятельности постараемся определить следующую цепочку нужных нам понятий. А именно : деятельность – учебная деятельность – исследовательская деятельность .
    Термин «деятельность» энциклопедический словарь трактует как «специфическую и человеческую форму активного отношения к окружающему миру , содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование в интересах людей. Деятельность человека предполагает определенное противопоставление субъекта и объекта. Человек противополагает себе объект деятельности как материал , который должен получить новую форму и свойства , превратиться из материала в предмет и продукт деятельности»
    Отсюда: субъектом учебной деятельности является учитель , который должен превратить объект деятельности (ученика) из «материала в предмет» .
    « Всякая деятельность включает в себя цель, средство , результат и сам процесс деятельности , и , следовательно , неотъемлемой характеристикой деятельности является ее осознанность» («Энциклопедический словарь»).
    Именно осознанность деятельности является главнейшим фактором учебной деятельности. Учитель должен понимать , что , с точки зрения творческой роли деятельности ,особое значение имеет деление ее на репродуктивную и продуктивную деятельность , связанную с выработкой новых целей и соответствующих целей с помощью новых средств.
    Но , по нашему мнению ,новые средства не должны превратиться в безудержное экспериментирование, бездумное следование моде.
    Отсюда: исследовательская деятельность является скорее репродуктивной деятельностью , чем продуктивной. Потому что цель известна – формирование личности ,а одним из известных средств является исследование. И это не новшество. «Идея исследования как метода познания мира и метода обучения» принадлежит древности.
    Рассмотрим личность учителя- исследователя и ученика – исследователя. Тем более , что эти два понятия неразрывно связаны между собой , и процессы их деятельности постоянно пересекаются.
    Так кто же он учитель-исследователь? Учитель- исследователь-это , по нашему мнению , творческая личность , постоянно развивающаяся при помощи трех компонентам обязательно нужно добавить избежание стереотипного мышления ( это качества учитель – исследователь постарается развить в своих учениках ), критичность (это строгий контроль поступающей информации во избежание подражания, потери самобытности).
    Таким образом , личность учителя- исследователя – это целостная развивающая система , составляющими которой являются мотивационный, интеллектуальный и эмоционально-волевой компоненты.
    Каким же должен быть ученик-исследователь , как должны пересекаться его пути с учителем-исследователем? Здесь нельзя не внести коррективу. Ведь учитель-исследователь должен развить в ученике дух исследования, подвергающий сомнению любую общепринятую истину.
    И, в нашем случае, объект и субъект деятельности могут поменяться местами. Суть вышесказанного заключается в том, что учебное исследования есть зачастую исследование уже познанного: «Учащиеся решают проблемы , уже решенные обществом, наукой и новые только для школьников… Учитель предъявляет ту или иную проблему для самостоятельного исследования , зная ее результат , ход решения и те черты творческой деятельности , которые требует проявить в ходе решения». Не менее важно при этом и позиция учителя. У учителя-словесника , правильно понимающего свою профессию, неусыпным должен быть исследовательский интерес.
    Таким образом , учебное исследование способно «осветлить» атмосферу уроков, воздействовать на все стороны , все приемы преподавания. Поэтому исследовательскую работу на уроках целесообразно рассматривать с двух взаимодополняющих точек зрения: как метод и как уровень , до которого в идеале можно поднять многие виды учебного труда школьников.
    Так когда же начинать знакомить учащихся с исследовательской деятельностью? Прежде чем настроить учащегося к исследовательской деятельности нужно определиться, что новое знание, приобретаемое исследованиями, оказывается надстроенным над уже имеющийся системой представлений человека в той или иной области познания , и именно эти из обращенного потока сведений учащийся отберет , что ему покажется существенным. Итак, говоря. Что младший школьник- «наивный реалист», необходимо видеть противоречивость этого состояния. Ребенок не осмысляет отношения искусства к действительности, не слушая, разглядывая, а затем и начиная читать книги, он практически осваивает особое поведение в общении с книгой.
    Коренная особенность искусства- условность- им еще не осознается , но практически ему близка и необходима. К ней он подготовлен условностями речи и игры. Именно поэтому наиболее благоприятным началом исследования служит свободная , ничем не связанное впечатление от прочитанного и размышление над текстом.
    Здесь уместно, по нашему мнению, не забыть об одной закономерности. Эта закономерность состоит в том , что ребенок отождествляет художественного персонажа с реальным лицом, и очень часто читательское переживание и его внешнее выражение не совпадают с бытовым переживанием и поступком. Поэтому, мы считаем , что при анализе художественного произведения , нужно не забывать , что произведение- это художественное познание окружающего мира уникальной личностью творца, его субъективным видением мира, удивительным свойством психической деятельности человека, его воображением.
    Осуществляя педагогическое исследование, учитель отбирает из всего многообразия имеющихся в науке методов необходимые, причем отбор нужных осуществляется с учетом определенных принципов.
    Ведущих принципов два: принцип совокупности методов исследования и принцип адекватности методов существу изучаемого явления или процесса. Очевидно, что результаты обучения, образования, воспитания и развития личности зависят от одновременного воздействия множества факторов. Неоднозначный характер педагогических процессов обязывает исследователя использовать совокупность методов для получения объективных и надежных выводов по результатам педагогического поиска.
    Известно, что чем богаче арсенал методов той или иной науки, тем выше результат деятельности исследователя. Методов исследования разработано достаточно много. Для удобства их использования предпринимались неоднократные попытки их систематизации и классификации. Принято деление методов исследования на:
    А) теоретические и экспериментальные;
    Б) констатирующие и формирующие;
    В) накопление фактов; обобщение и осмысление собранных фактов, а также проверки и уточнения выдвинутых предположений.
    Самым древним и распространенным в науке методом является наблюдение. Наблюдение- это непосредственное восприятие исследователя изучаемых явлений, процессов в динамике их изменения. Различают несколько видов наблюдений: непосредственные и опосредованные, сплошные или дискретные наблюдения,- первые охватывают процессы в целостном виде, вторые представляют собой выборочное фиксирование тех или иных изучаемых явлений или процессов.
    Наблюдения как метод исследования отличается от обыденного целенаправленностью комплексностью и предполагает у исследователя программы наблюдения. Наблюдение, как и любой метод исследования, имеет свои сильные стороны и недостатки. Метод наблюдения позволяет изучать объект целостности.
    Метод наблюдения, по нашему мнению, очень действенен особенно в младших классах и в среднем звене, когда у учащихся еще только формируются знания, умения и навыки. Метод наблюдения позволяет развиваться у учащихся воображению, фантазии, а вместе с тем активизировать речевую деятельность, когда учащиеся говорят о том, что видят , от том, какое впечатление производит на них увиденное.
    Категория: Творчество учителей | Добавил: гульнараж (01.02.2014) | Автор: Гульжан E
    Просмотров: 773 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 1
    0
    1 Татьяна   [Материал]
    Спасибо за исследование, оно позволяет активизировать речевую деятельность

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]