Суббота
27.04.2024
06:21
Категории раздела
Разработки уроков [171]
Творчество учителей [36]
Проза, поэзия. эссе
Вход на сайт

Поиск
Наш опрос
Какому источнику информации Вы доверяете?
Всего ответов: 435
Закладки
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Сайт учителей русского языка и литературы Казахстана
    Главная » Статьи » Литература в школе. Учителя » Творчество учителей

    Опыт интеграции литературы и кино в совместном проекте Международной школы Алматы и кафедры философии КазНУ им. Аль-Фараби
    В настоящее время в Казахстане в образовательном процессе возникли различные подходы к обучению определенным дисциплинам. Особое место отводится гуманитарному циклу в его связи с философской и психологической составляющей, позволяющей увидеть фундаментально-личностное измерение гуманитарного знания. В этой связи литература и языки – это не столько дисциплины, сколько искусство, где необходимо понимать как предмет изображения, так и пространство и время его окружающие. Литература рассматривается как искусство преображения слова, как факт данного, конкретного мировоззрения и миропонимания сегодняшнего дня, сегодняшнего времени и пространства.
    В нашей стране живут представители многих национальностей, религий и точек зрения. В полифонической атмосфере говорения, где язык является проводником культуры и развития как стран Европы, так и Азии, необходимо учитывать ряд ведущих, фундаментальных, цементирующих дальнейшее высказывание концептов-понятий. На уровне языка и его изучения это слова- понятия, собирающие в себя выводы многочисленных рассуждений на предложенную тему. Подобная концентрация на концепте помогает собрать все сведения в одно определение, емкое и «живое», имеющее реальные образы и символы.
    Другими словами, через концепты-понятия можно отразить фундаментальное основание культуры, а на примере конкретных произведений литературы, музыки, живописи и кино дать этим концептам образно-чувственное наполнение.
    Так, концепты «гений и талант», сначала находят себе определение через изучение произведения Александра Сергеевича Пушкина «Моцарт и Сальери», где гений-это избранный, тот, кто рожден исключительным, тот, кому подвластно время, и музыка рождается для него из звуков, уникальным образом, «божественным провидением», легко и свободно. А талант-это трудом завоеванный дар. Гениев рождает природа, они единичны, а талантом можно стать, воспитав в себе особенные качества, позволяющие встать рядом с гением.
    Для углубления такого концептуального подхода к гуманитарному образованию и был разработан проект «Взаимодействия образовательных концептов в интеграции предметов Международного Бакалавриата в МША и киноискусства», который призван утвердить концепты-понятия, расширить представления учащихся о предмете и теме изучаемого образа, произведения, а главное — дать рецепт правил поведения, алгоритмов действия, отношения к ряду сложных жизненных ситуаций и возникающих в реальном социуме проблем.
    С сентября 2013 года началась реализация такого образовательного проекта, который получил название «Smart Cinema», и в котором принимают участие учащиеся и учителя Международная школа Алматы и преподаватели кафедры философии КазНУ. Данный проект позволяет установить межпредметные связи в школе (литература, иностранный язык, история, география, психология, математика, информатика, изобразительное искусство) посредством концептов и соединить их с университетским (философско-культурологическим) образованием. Форма осуществления проекта — клуб. Периодичность — раз в месяц, продолжительность — 2-2,5 часа. Аудитория: учащиеся старших классов (около 100 человек).
    Раз в месяц по тематическому плану в соответствии со школьным учебным процессом школьники имеют возможность смотреть на большом экране в кинотеатре тематически подобранные фильмы. Каждый показ предваряется мини-лекцией доцента кафедры философии КазНУ Борецкого О.М. на заданную тему. По отдельным фильмам проводится обсуждение в зале после просмотра. По итогам показа, мини-лекции и обсуждения учащиеся пишут самостоятельные рефлексии-эссе.
    Не трудно понять, что целью данного проекта является интегрированное гуманитарное образование школьников г. Алматы. При этом решаются следующие задачи:
    мировоззренческая (формирование современных представлений о человеке и мире),
    обучающая (соединение учебных предметов средней школы с философией, культурологией и искусством кино),
    этическая (формирование ценностного стержня личности),
    эстетическая ( формирование душевного мира личности посредством искусства),
    коммуникативная (общение учащихся с учителями и преподавателями вуза),
    профориентационная (формирование мотивационно-ценностной установки к высшему образованию).

    Образовательный процесс в киноклубе — этот процесс осознания и формирования личностных суждений. Он находит выход и приводит к окончательным формулировкам. Каждый фильм программы был запланирован так, чтобы дать шанс каждому учащимся ответить на свои вопросы, «добрать понимание материала, договорить недосказанное, поставить логическую точку в определении изучаемого концепта».
    В предшествующей каждому фильму мини-лекции О. М. Борецкий предлагает четкий алгоритм рассуждения по данному вопросу, готовя зрителя к серьезному вдумчивому просмотру, заставляя работать мышление, исключая пассивность, лень и равнодушие.
    Так, например, перед обсуждением концептов: «талант и гений» была дана мини-лекция с комментарием различий между этими словами. Это был ясный и понятный диалог с аудиторией о личности В.Шекспира: кто он, гений или талант? Фильм «Влюбленный Шекспир» отвечает на эти вопросы, а также рисует время (эпоху Возрождения) с уникальным театром, ложью и лицемерием, скоторыми трудно уживаться. Образы на экране как-будто сходят с полотен Леонардо Да Винчи. Хочется смотреть, слушать и аплодировать со зрителями театра «Глобус» Шекспира, что и произошло в кинотеатре. Студенты МША , а также гимназии №1 и школы «Мирас» хлопали актерам, утверждая их мастерство.
    В международной школе МША работа с концептами-это естественная часть программы Международного Бакалавриата. Концепты-понятия «гений и талант» входят в предметный (русский язык и литература) концепт «характер», а этот концепт в свою очередь является частью ключевого концепта «форма», который отражает фундаментальный концепт программы МБ «Личность и индивидуальность в обществе».
    Таким образом, учащиеся, понимая, что говорят о личности, создают образ- форму, его портрет: тело и характер, которые формируются через понимание индивидуальностей, гениев, талантов и их поклонников.
    Концепт «сублимация» является частью обсуждения ключевого концепта «отношение» и помогает понять, что, живя в современном мире, мы должны осознавать себя частью целого общества, которое отражает наше понимание и наши мысли, принимая или не принимая их. Находясь в обсуждении темы, мы понимаем, что трудно достичь высоты совершенного, часто жизнь вносит свои коррективы, поэтому приходится сублимировать позитивную энергию в творчество, как это произошло с героем фильма «Блеск», талантливым музыкантом, достигшим вершин в исполнении произведения Рахманинова. Однако, в предшествующем фильму обсуждении студенты пришли к иному мнению, что сублимация не всегда позитивна, часто сильные порывы, страсти и потребности ведут к патологии в поведении, к деградации, духовному распаду личности. Надо быть осторожным, необходимо удержаться, остановиться у черты, у грани, за которой пропасть, хаос, темнота.
    Сегодня можно с уверенностью сказать, что образовательный проект «Smart Cinema», построенный на интеграции школьного, университетского образования и искусства кино, дает хорошие результаты. Существуя второй год, он безусловно является уникальным для системы образования в Казахстане, популярным и актуальным в программе Международного Бакалавриата в МША среди учащихся и преподавателей. Результаты каждого просмотра фильма и беседы с О.М. Борецким выносятся на обсуждение и являются частью обязательной информации об итогах недели по школьному радио, а также становятся частью социального проекта учащихся 8-9 классов, которые освещают результаты в ежемесячной газете МША «Сome together» и информационном стенде «Новости месяца».
    Нельзя не отметить, что концептуальное понимание помогает учащимся развить личностную позицию, способствует самореализации и активному становлению в современном обществе.
    Категория: Творчество учителей | Добавил: oboretskiy (09.04.2017) | Автор: Борецкий О.М., Титова Л.Н. E
    Просмотров: 566 | Теги: кино, концепты, литература, Интеграция | Рейтинг: 5.0/3
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]