Пятница
26.04.2024
07:03
Категории раздела
Разработки уроков [171]
Творчество учителей [36]
Проза, поэзия. эссе
Вход на сайт

Поиск
Наш опрос
Какому источнику информации Вы доверяете?
Всего ответов: 435
Закладки
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Онлайн всего: 2
    Гостей: 2
    Пользователей: 0
    Сайт учителей русского языка и литературы Казахстана
    Главная » Статьи » Литература в школе. Учителя » Творчество учителей

    Педагогическая мастерская как технология личностного саморазвития учащихся на уроках литературы
    Педагогическая мастерская как технология
    личностного саморазвития учащихся на уроках литературы.
    АдылхановаЖанар Акановна
    Учитель русского языка и литературы
    КГУ «Средняя общеобразовательная
    школа №1 г.Курчатов»
    Восточно- Казахстанская область
    Урок – это зеркало общей
    педагогической культуры учителя,
    мерило его интеллектуального
    богатства, показатель его кругозора,
    эрудиции.
    В.А. Сухомлинский.
    Современная педагогика все чаще обращается к ребенку как субъекту образовательного процесса, как личности, которая сама стремится к самообразованию, самоопределению, самореализации. Чтобы организовать такой учебный процесс, где реализуются субъект- субъектные отношения, современный учитель должен использовать накопленный в педагогической практике опыт, выбирая те средства, которые будут способствовать достижению цели.
    Проблема, над которой я работаю: « Формирование коммуникативной компетенции, как способности организовать свою речевую деятельность в различных ситуациях».
    Для решения проблемы поставила для себя цель: изучить и внедрить в практику работы инновационных технологий для формирования коммуникативной компетенции и развития личности ученика. Отсюда вытекают следующие задачи:
    • Изучить теоретические основы коммуникативной компетенции, методологические и методические основы новых технологий
    • Апробировать на уроках русского языка и литературы методики и стратегии новых технологий
    • Исследовать процессы формирования коммуникативной компетентности
    • Обобщить и описать опыт внедрения стратегий и методик новых технологий в образовательный процесс (пособия, доклады, статьи)
    • Участие в конкурсах
    Гипотеза: Формирование познавательной активности учащихся будет более эффективным, если я буду использовать инновационные технологии, что позволит отойти от стереотипного преподавания языка через грамматику и повысить результативность преподавания русского языка.
    Проблема формирования коммуникативной компетенции, формирования функциональной грамотности сегодня актуальна. Сегодня школа может и должна видеть ученика только как самореализующуюся личность. Реализация формирования конкурентоспособной личности возможна при использовании интерактивных приемов педагогической деятельности, которые дают возможность для самореализации всем участникам образовательного процесса и способствует развитию познавательных и личностных возможностей ученика.
    “Дитя утомляется не трудностью материала, а однообразием его преподавания”, - писал известный педагог К.Д. Ушинский. Поэтому я стараюсь следовать словам не менее известного великого педагога А.Макаренко, что педагогическое дело – это производство, и оно должно быть организовано по технологии, а не по чувствам.
    «Приобретать знания – храбрость, преумножать их – мудрость, а умело применять – высшее искусство», - гласит восточная мудрость. В мудрых словах предков отмечалось, что мы всегда «преклоняемся перед прошлым, стремимся к будущему». Сегодняшние дети – это будущий мир. Передо мной, как учителем, встают проблемы: «Как учить в век информатизации человека будущего?», «Чему учить, чтобы знания, полученные на уроках, помогли ученику стать конкурентоспособной личностью?», «Как повысить качество обученности школьников?», «Что сделать, чтобы учащиеся не только получили знания, но научились действовать самостоятельно?», « Как сделать процесс обучения эффективным?» Сегодня, пожалуй, не найдется учителя, которого не волновали бы эти вопросы. Многие из этих проблем позволяет решить педагогическая технология французских мастерских.
    «Ребенок может понять весьма многое, если только оно будет предложено ему в доступной форме и с его точки зрения», - писал Я.К. Грот. Эта мысль мне помогла в выборе одной из форм организации учебного процесса, предполагающей творческую деятельность по построению собственных знаний в рамках той или иной учебной темы. Она придется по душе тем учителям, кто хотел бы не просто сообщать ученикам информацию, а передавать способы работы в анализе художественного произведения.
    Мастерская – одна из технологий личностно - ориентированного обучения, которые ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой – либо цели.
    Педагогическая мастерская – это педагогическая технология, соединяющая игровые, исследовательские, проблемные виды деятельности. На таких занятиях детям интересно работать, помогать друзьям, весело слушать ответы других, отпадает функция принуждения.
    В работе мастерской важен сам процесс, а не только результат творческого поиска. Именно он приобщает ребенка и взрослого к радости творчества, к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности.
    Внедрение в образование технологии педагогических мастерских повышает общий уровень учебного процесса, усиливает мотивацию обучения и познавательную активность учащихся. В образовательном процессе, выстроенном в соответствии с принципами мастерской, ничто не заучивается, все усваивается только в действии.
    Использование технологии педагогических мастерских позволяет:
    • самостоятельно добывать знания, закреплять полученные знания,
    • формировать навыки самооценки, самоконтроля,
    • осуществлять самостоятельную исследовательскую деятельность при написании сочинений, составлении проектов.
    В своей практике я применяю технологию педагогических мастерских на уроках русской литературы во время прохождения новой темы и при обобщающих занятиях. Данную технологию использую в разных целях:
    • для творческого знакомства с личностью писателя и поэта. Ученики, работая коллективно и индивидуально, выполняя разнообразные задания, обогащают свой словарный запас, строят самостоятельно свои знания о поэте и в итоге пишут собственный текст о писателе, поэте.
    • для исследовательской работы
    • для изучения творческой лаборатории писателей и поэтов.

    Цели технологии (в сравнении с традиционной)
    Традиционная технология Технология педагогических мастерских
    Формировать гармоническую личность Создавать условия для самоактуализации и самореализации обучающихся
    Дать знание по конкретному предмету или теме Предоставить возможность для конструирования собственного знания, для создания своего цельного образа мира.
    Проконтролировать и оценить сделанное Реализовать возможности самооценки и самокоррекции.
    Сформировать умение Помочь выработать навыки интеллектуального и физического труда, предоставляя учащемуся право на ошибку и право на сотрудничество.

    Таким образом, в традиционной системе познания учитель принуждает, вынуждает, властвует над волей ребенка. Исходя из целей мастерской, ученик строит свой путь познания и проживает, «выращивает» свои знания. Мастерство учителя состоит в том, чтобы дать возможность ученику самому до всего дойти и сделать вывод.
    Алгоритм «Мастерской знаний»
    Шаг первый «Индукция» (или наведение) – Обращение не только к разуму, чувствам, эмоциям ученика. В качестве индуктора может выступать всё, что может разбудить, «вырастить» поток ассоциаций, воспоминаний, чувств, эмоций: рисунки, стихи, музыкальные фрагменты, просто впечатляющий момент.(ввод в тему-5 минут, фильм, музыка, картина)
    Шаг второй «Самоконструкция» - индивидуальное построение гипотезы, решение задачи, создание проекта, рисунка, выразительного текста по теме и т.п.(1-2 минуты, ответ на вопрос)
    Шаг третий «Социоконструкция» - то же самое сначала в паре и в группе, приближенное к истине, полноте знания. Рассматривается с разных точек зрения.(1-2 минуты, обмен мнениями в паре, выработка общего решения)
    Шаг четвёртый « Социализация»- подготовка общего ответа. (4 минуты)
    Шаг пятый «Афиширование», или совместное обсуждение на потоке (в классе) того, что сделано индивидуально, в паре, в группе. (устный ответ по 1 в каждой паре)
    Шаг пятый (самый важный) «Разрыв» - учитель-мастер осторожно подводит участников мастерской к выводу. Слово учителя – источник опыта. Граница индивидуального и коллективного опыта. Проект закончен. (подведение итогов учителя, карточки, информация и др.)
    Шаг шестой « Рефлексия»: Как вам работалось? Чем эта форма лучше? Что понравилось, что не понравилось? Как лучше работать: в паре, группе, в одиночку? Что понравилось, чему научились?
    Хочу отметить, что после проведения ряда уроков-мастерских, мотивационный компонент ребят значительно вырос.
    Принципы и правила ведения мастерской позволяют сделать вывод, что в мастерской коренным образом меняется процесс усвоения знаний: вопросы идут от учеников, а не от учителя, решаются они самими учениками в одиночестве, потом в парах, далее в группах. Учитель оказывается помощником на пути к знанию. Педагогическая мастерская, как форма работы, дает детям возможность самореализовываться в творческом аспекте (продукт творчества в результате урока). Мастерская позволяет учителю индивидуализировать образовательный процесс. Мастерская стимулирует процесс самоактуализации, рефлексии, учит осознавать свои психические, эмоциональные состояния и управлять ими. Такая форма работы может быть использована и в учебной, и во внеучебной деятельности. Мастерская совмещает, интегрирует обучение и воспитание.
    Таким образом, технология педагогических мастерских в сочетании с современными информационными технологиями может существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед образовательным учреждением задачи воспитания всестороннего развитой, творчески свободной личности, познавательную активность учащихся, что, несомненно, приводит к повышению эффективности обучения.
    Хочу сказать словами Г.Песталоцци, что мои ученики будут узнавать новое не от меня, они будут открывать это новое сами. Моя главная задача – помочь им раскрыться, развить собственные идеи. В решении важнейших проблем образования – формирование основных компетенций, раскрытии творческого потенциала ребенка, собственном педагогическом поиске вижу я свое призвание и счастье.
    К.Д.Ушинский говорил: «Если вы найдете дело и вложите в него всю душу, то счастье само отыщет вас». И я сегодня с гордостью заявляю: я счастлива. И я не представляю себя ни на другом месте, ни на другой работе.





    Приложение
    Вашему вниманию предлагаю разработку урока русской литературы в 9-
    классе, по технологии педагогической мастерской при изучении
    творчества М.Горького.

    Мастерская «Изучение художественных текстов»
    Тема: «Песня о соколе» - гордый призыв к свободе, к свету.
    Цели: развитие компетенций учащихся при изучении и анализе текста в коллективной работе.
    Задачи: познакомить и проанализировать содержание «Песни»;
    развитие аналитического, логического, творческого способностей
    учащихся;
    воспитание нравственных сторон личности,
    самостоятельности, чувство уважения к товарищам.
    Тип урока: урок мастерская
    Оборудование: портрет М.Горького, компьютер, интерактивная доска.
    Стандарт темы

    знать
    уметь компетенции
    Коммуникативная Информаци
    онная Компетентность разрешения проблем
    Биографические сведения о писателе;
    Сведения о творческой истории произведения Описывать героев произведения; пояснять идейно- нравственный смысл изученного произведения; анализировать и выявлять значение важнейших эпизодов; обнаруживать понимание их взаимосвязей. Оформляет свою мысль в форме стандартных продуктов письменной коммуникации; работает с вопросами, заданными в развитие темы; воспринимает требуемое содержание информации в монологе, диалоге, дискуссии(группа) Извлекает информацию по заданному вопросу из художественной литературы; обрабатывает информации при помощи схемы- кластера и диаграммы Венна Умеет ставить цель; самостоятельно определяет характеристики планируемого продукта; называет трудности с которыми столкнулся.


    Эпиграф: «Пускай ты умер! Но в песне
    смелых и сильных духом
    всегда ты будешь живым
    примером, призывом
    гордым к свободе, к свету!
    Безумству храбрых поём
    мы песню!»
    Ход урока
    I. Индукция
    Блиц опрос по жизни и творчеству М.Горького (Приложение 1)
    Итак, ребята, огромные жизненные впечатления рождали у М.Горького желание обо всем рассказать людям. Позже, вспоминая о начале своей творческой деятельности и говоря о тех причинах, которые побудили его писать. Горький говорил: «Первая причина заставила меня попытаться внести в бедную жизнь такие вымыслы и выдумки, как сказка о Соколе и Уже, легенда о горящем сердце, песня о буревестнике». Песня относится к романтическим произведением. Основной чертой горьковского романтизма – это оптимизм, вера в человека.
    II. Самоконструкция
    Какие ассоциации у вас вызывает название произведения? (составление кластера)

    Песня о Соколе

    Ответы детей: горы, море, уж, сокол, жизнь, смерть, свобода, воля, борьба
    Задание: из подобранных вами ассоциаций составьте эссе
    1) индивидуально
    2) соедините свои тексты с напарником, составьте общий 1 из 2-х (работа
    в паре)
    3) соедините полученный текст с текстом другой пары (работа в группе)
    Чтение и комментирование эссе
    III. Социоконструкция
    Итак, ребята, главными персонажами произведения является Сокол и Уж. И для дальнейшей работы нам нужно разделиться на группы. Одна группа работает над образом Сокола, другая - анализирует образ Ужа. Работа по карточкам (см. Приложение 2)
    Группы защищают проекты.
    Ребята, мы еще раз убедились, что Сокол - это гордая птица и она не зря назвала ужа беднягой. В ранних романтических произведениях Горького нарисованы люди больших страстей и сильной воли, которые ценят свободу и независимость. В «Песне» таковым является Сокол. Это образ символ, в котором проявляется сильная воля, героический характер, стремление к воле, к жизни. Наши размышления о смысле человеческой жизни подтверждают высказывания Абая, М.Горького. (см. Приложение3)
    Итак, есть две формы жизни - горение и гниение. На противопоставлении этих двух форм жизни и построена «Песня». Сокол - борец за лучшую жизнь, а Уж тот человек, кто привык жить спокойно, без волнений, без тревог, без высоких дум, без желания что - нибудь изменить в жизни.
    IV.Разрыв
    1. Где происходит действие в «Песне»?
    (прочитайте строки, где изображено место действия)
    2. Что случилось с Соколом?
    3. В чем героизм Сокола?
    4. К какому жанру относится произведение?
    5. Дайте сравнительную характеристику Соколу и Ужу. Составьте диаграмму Венна
    Учащиеся подкрепляют свои ответы выразительным чтением отрывком из текста.
    Ребята, жизнь и литературная деятельность М.Горького - великий подвиг во имя счастья. Поэтому слова, сказанные им о Соколе, можно с полным основанием отнести к самому писателю «Пускай ты умер! Но в песне смелых и сильным духом всегда ты будешь живым примером, призывом гордым к свободе, к свету!
    V. Афиширование
    • Вывешивание работ учащихся на доске и ознакомление с ними
    • Обсуждение полученных в группе результатов
    • Ознакомление с ними
    • Выступление представителей групп
    VI. Рефлексия
    -Что нового узнали на уроке?
    Составьте пятистишие со словами «Уж», «Сокол»
    VII. Оценивание
    VIII. Д/з: выучить отрывок из произведения;
    написать эссе «Как я понимаю смысл афоризма «Безумство
    храбрых – вот мудрость жизни»


    Приложение 1
    Блиц-опрос
    1. Назовите настоящую фамилию писателя. (Пешков)
    2. Горький - псевдоним писателя. Почему выбрал такой псевдоним?
    3. В каком городе родился М.Горький? (Нижний Новгород)
    4. Что сказал М.Горький о значении книг в своей жизни? («Всем лучшим во мне я обязан книгам»)
    5. К чему призывал М.Горький молодёжь? (Овладевать знаниями, ценить жизнь, работать так, чтобы принести как можно больше пользы своему народу)
    6. На творчество какого казахского писателя повлияли рассказы М.Горького? (С.Сейфуллин)
    7. Когда родился М.Горький?
    8. Как называлось и как было подписано первое опубликованное горьковское произведение? («Макар Чудра», М.Горький)
    9. Назовите автобиографическую трилогию писателя. («Детство», «В людях», «Мои университеты»)

    Приложение 2
    Задание группе «Сокол»
    1. Доказать, что Сокол живет по принципу горения. Подтвердите цитатами из текста. Изобрази в схеме, рисунке.
    2. Заполните таблицу «Характеристика Сокола»
    Герой песни Место, где живет герой Речь и действия героя Стремления героя


    3. Выписать из текста афоризмы, характеризующие образ жизни Сокола.
    Задание группе «Уж»
    1. Доказать, что Уж живет по принципу гниения. Подтвердите цитатами из текста. Изобрази в схеме, рисунке.
    2. Заполните таблицу «Характеристика Ужа»
    Герой песни Место, где живет герой Речь и действия героя Стремления героя


    3. Выписать из текста афоризмы, характеризующие образ жизни Ужа.

    Приложение 3
    1. «Есть только две формы жизни: гниение и горение. Трусливые и жадные выберут первую, мужественные и щедрые - вторую».
    2. «Это брат,… хорошо, не найти покоя, потому что те люди, которые находят в жизни покой, - при жизни и становятся покойниками, скучнейший народ».
    М.Горький. Письмо к сыну
    3. «Самый жалкий человек- это человек без стремлений».
    Абай
    Слова назидания. Слово 44
    Категория: Творчество учителей | Добавил: Жанар70 (28.02.2015) | Автор: Адылханова Жанар Акановна E
    Просмотров: 899 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]