Учреждение «Технологический колледж города Семей» Абдыльдинова Айман Жумашевна-преподаватель русского языка и литературы
Статья: «Понятие авторского стиля. Стиль поэзии Андрея Вознесенского»
К значительному явлению в литературе ХХ века можно отнести творчество поэта А.Вознесенского . О том, что оно значительно, говорит тот факт, что с появлением его первых работ в прессе возникали дискуссии по поводу того, стоит ли считать его поэзию истинной поэзией. Для того, чтобы говорить об индивидуально-авторском языке и стиле поэта, необходимо представлять себе, что формирует эти понятия. В этом плане, на мой взгляд, особенно полезна работа Соколова А.Н. «Теория стиля», в которой рассматриваются факторы стиля, носители, элементы и категории стиля, исторические формы стиля. Эта фундаментальная работа дает определение стиля как эстетической категории, а также отображает взаимопроникновение стилей разных наук друг в друга. Соколов пишет, что термином «стиль» с полным правом пользуются по меньшей мере четыре научные дисциплины : языкознание, литературоведение, искусствознание, эстетика. «Стиль» начинается там, где начинается форма художественного произведения - с изображения и выражения, с построения образа. Стиль объединяет формальные элементы художественной структуры и таким образом поднимется над формой и ее элементами. Стилевое единство - это уже не форма, а смысл формы. Объединяя формальные, выражающие элементы художественного произведения, стиль связывает форму с содержанием, выражение с выражаемым. Стиль составляет ту художественную материю, в которой воплощается идея, рождаемая художником». Язык художественной литературы всегда привлекал внимание исследователей , так как именно в языке художественных произведений и в формировании авторского стиля реализуются некоторые специфические особенности. Важное значение придают этой проблеме В.В.Виноградов, Ю.Тынянов, Б.Х.Бобылев и др. Особенности же лирики XX в. проявляются в том, что это своеобраз- ный бунт в системе языкового употребления. Именно в этот период времени возникает огромное количество окказиональных слов в поэтических текстах. Ю.Тынянов писал : « Слово не имеет определенного значения. Оно - ха¬мелеон, в котором каждый раз возникают не только разные оттенки, но иногда и разные краски». Слово в поэзии XX века имеет особую пластику: изменяясь в индивиду¬ально- авторской манере, оно становится носителем еще большей экспрессии. Стиль - это своеобразная система, исследование которой будет эффек¬тивным лишь в случае правильного определения составляющих его элемен¬тов. Очень важным в этом плане представляется исследование языка поэзии. Однако само по себе употребление некоторых слов не будет нести дополни¬тельного, более глубокого значения без учета образной насыщенности слова и окружающих его лексем. Понятие «стиль» широко используется и литературоведами и лингвис¬тами. Существует множество определений этого явления, но ни одно из них не будет полным, если не рассматривать стиль как взаимообусловленность ряда составляющих его элементов. Индивидуально - авторский стиль - огром¬ная ценность, но и это еще не самое общее понимание стиля как категории. «Нет стиля эпохи, но есть стиль, создающий эпоху в искусстве». «Где нет художественного закона или закономерности - нет и стиля в собственном смысле слова. Наоборот, когда соотношение элементов худо¬жественного целого достигает такой степени единства, соответствия, внутрен¬ней необходимости, взаимообусловленности, что можно говорить о худо¬жественном законе этого соотношения, когда в художественной системе становятся необходимы именно эти элементы и недопустимы другие – перед нами стиль». С этой точки зрения обращаем внимание на авторский стиль Вознесен¬ского А.А., который является непосредственным отображением речи 60-80-х годов XX века. Эта специфичность проявляется и во внешней и во внутрен¬ней форме его поэзии. Форма - понятие многоуровневое. Оно передает авторское мировосприятие («картину мира» творческого сознания). Сам А. Возне¬сенский вкладывает такое содержание в понятие формы: « Форма - это вет¬ровой винт, закручивающий воздух, вселенную, если хотите, называйте это духом. И винт должен быть крепок, точен». Исходя из этого, можно считать, что именно форма является одной из составляющих стиля. Для каждой эпохи характерно свое мироощущение, миропонимание, и это рождает своеобразие картины мира. А.Вознесенский в ряду с самыми лучшими мастерами слова сумел внести свою лепту в создание особого рода ежи. Этот стиль - стиль XX века. XX век не без оснований называют веком техницизма. Это век динамичный, подвижный, и именно с этим связано своеобразие поэзии. Стихи обладают все большей лаконичностью, не проигрывая при этом в образности. Ритм стиха все больше отвечает духу времени, его энергичности. В связи с этим каждое слово несет в себе зерно, которое имеет значительную ценность само по себе, пускает переплетенные ростки ассоциаций в ткань всего произведения, придавая ему большую глубину и выразительность. Поэты пишут и классические стихи, но появляются и такие, кто ищет свой стиль, ферму, изобразительные средства. При знакомстве с работами о языке других мы пришли к выводу, что метафора стала сосредоточением творческих многих поэтов. Наряду с метафорой в современной поэзии используются и другие тропы: эпитеты, сравнения, олицетворения, параллелизмы. Особенностью поэзии 60-70-х годов XX века является ее декламационный характер. В соответствии с ним стихи приобретают своеобразную форму и содержание. Это призыв, но не к революции, как это было в 10-20-е годы , нет, - это призыв оставаться людьми, личностями.
... Будь же проклята ты, громада программированного зверья! Будь я проклят за то, что я слыл поэтом твоих распадок!
Мир - не хлам для аукциона. Я - Андрей, а не имярек Все прогрессы - реакционны, если рушится человек….
Чичерин А.В. в своей работе « Идеи и стиль » пишет. « Стиль - это не « со¬вокупность приемов», не внешняя форма, а самое важное свойство поэтического восприятия мира и поэтического образного мышления» Именно поэтому важно рассматривать « совершенства языка » А.Вознесенского не только в «духе» времени, но и представляя картину авторского осознания этого времени. Глубокие ассоциативные образы отображают душу поэ¬та, но при этом важно помнить, что степень их осмысления целиком и полностью зависит от исследователей. Они должны прочувствовать каждый об¬раз, только тогда можно говорить о глубине и целостности анализа. Николай Асеев очень точно определил родословную А.Вознесенского, сказав о его стихах: «... уже если отыскивать черты родоначального поэтичес¬кого свойства, то это больше всего напоминает стилистическую манеру Мая¬ковского: тот же неуспокоенный, в нетрадиционный стих, тоже стремление выразить мысль своими средствами, не заимствуя их у других, свободное об¬ращение со строкой в ее ритмическом и синтаксическом разнообразии». Поэтому при чтении и исследовании стихотворений А.Вознесенского складывается вывод, что основным составляющим авторского стиля являет¬ся язык. В этом аспекте язык Вознесенского представляется особенным, поэт пытается своими стихами обнажить перед нами время, время нашей жизни.
Отплясывает при народе с поклонником голым подруга. Ликуй, порнография плоти! Но есть порнография духа. В Пикассо ему все не ясно, Стравинский - безнравственность слуха. Такого бы постеснялась любая парижская шлюха ...
По языку и стилю стихотворения А.Вознесенского узнаваемы с первых строк, т.к. необычна его манера видеть.
Список использованной литературы:
1. Бобылев Б.Г. «Стилистический анализ художественного и публицистического текста. – Алма-Ата,1987г. 2. Урбан А. «Мода,штамп и поэт» // Вопросы литературы.-196.,-9 3. Зайцев В.А. «Поэтическое открытие современности: Советская поэзия 50-90 –х годов.-Просевщение,1988.
|