Пятница
26.04.2024
14:01
Категории раздела
Разработки уроков [171]
Творчество учителей [36]
Проза, поэзия. эссе
Вход на сайт

Поиск
Наш опрос
Какому источнику информации Вы доверяете?
Всего ответов: 435
Закладки
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Сайт учителей русского языка и литературы Казахстана
    Главная » Статьи » Литература в школе. Учителя » Творчество учителей

    Творческая лаборатория «Методика и опыт».
    Творческая лаборатория «Методика и опыт».
    Сейчас, когда возросли требования к литературному образованию, существенную помощь учителю в решении этих и других проблем могут оказать такие формы и методы обучения, которые активизируют познавательную деятельность учащихся на уроках.
    Передовой педагогический опыт современного уровня школьного
    образования характеризуется тем, что актуальным становится использование таких форм обучения, где увеличена степень самостоятельности решений учащихся, осуществляется индивидуальный подход, развиваются творческие особенности каждого ученика, повышается степень мотивации и эмоциональности обучаемых. Такое обучение определяется не видом урока, а способностью учителя будить мысль, увлекать чувством, побуждать к действию, что помогает духовному становлению личности.
    То есть активность создается творческим трудом учителя и учащихся, где осуществляется умелое руководство различными видами деятельности.
    Я представляю материалы из опыта моей работы, где освещается использование форм и методов интерактивного, критического мышления ,развивающего обучения на практике.
    Использования эффективных форм обучения и элементы новых технологий частично я представила в курсе открытых уроков и внеклассных мероприятий по русскому языку и словесности : «Звездный миг удачи», «Язык мой-друг мой» , «Пятое время года», «Серебряный век русской литературы» и др.
    На каждом уроке ученики должны «всматриваться и вслушиваться» в язык. Для такого погружения в язык на практике неисчерпаемые возможности дают уроки русского языка -«самый великий, могучий русский язык». Это основа, на которой можно творить в поисках методов и форм обучения.
    В своей работе я использую:
    • письмо текстов по памяти;
    • использование программных текстов из литературы для анализа предложений в курсе русского языка;
    • применение лингвистических парадоксов с целью привития интереса к
    • предмету;
    • словарную работу по обогащению словарного запаса учащихся /лингвистическая разминка/.
    • использую разнообразные виды самостоятельной работы, что позволяет ученику анализировать свою работу и видеть собственные результаты, где каждый может проявить себя в соответствии со своими силами, вырабатывает самостоятельность мышления, наблюдение над словом, рождает интерес к изучению русского языка, побуждающий учащихся к учебному труду.
    Урок русского языка – это:
    • большие возможности для решения воспитательных задач, эмоционального настроя, который способствует повышению интереса к предмету и успеху;
    • знание индивидуальных особенностей ученика, где поддерживаются пусть небольшие, но успехи ребят.
    Надо поверить в его силы, поэтому необходимо создавать условия для интенсивной работы мысли ученика, создать педагогику сотрудничества. Уроки разных типов обеспечивают эффективность обучения. Познавательная активность возрастает если:
    • в материале, казалось бы известном ученику, сделать открытия;
    • создавать на уроке проблемные ситуации затруднения, что побуждает желание самим дойти до сути вопроса;
    • необходимо ученика ставить в позицию исследователя. Например: найди и выдели все орфограммы в слове прилег, приамурский.
    Важно умение ставить вопросы друг другу по заданной учителем теме при повторении или закреплении материала урока, когда учащийся готов составить вопросы, а значит и осваивать материал.
    Обогащение словаря увлекает всех, надо привлекать учащихся обращаться и к словарям русского языка, что есть результативный способ приобщения к работе. Например, каждый урок начинается с такого момента, как открытие лексического значения нового для себя слова, которое записывается на доске в виде словарной работы для всех учащихся, где каждый выступает в роли консультанта. Этот прием называется лингвистическая минутка. Усложняется задача обращением вопроса: «Кто запомнил и раскроет значения всех записанных по выбору слов?»
    Творческие разминки по русскому языку:
    письмо по памяти, но с неизвестным словом, если проходим прилагательное, то упускаем эту часть речи.Составь рифму: язык, урок;введи эпитеты в стихотворение, текст; например,: «Мое село». Я живу в селе... Это мой родной край. Здесь живут замечательные люди. У нас красивые, живописные места.
    Игра «Вопросы и ответы».
    При повторении, работая в парах, учитель и ученик задают друг другу
    вопросы и ответы и выставляют себе оценку. Устный опрос по повторению можно осуществлять по рядам, вариантам /между девочками и мальчиками/. Учащиеся при этом повторно прорабатывают с интересом материал, готовят вопросы и ответы, производят самооценку партнеру.
    Стратегия «Ключевых слов». При проведении синтаксической разминки , разбора предложения или развития речи. Составь предложение или рассказ. 1вариант: озеро, медведь, карандаш.
    2 вариант:мяч, небо, цветок.
    «Поиск общего». Назови как можно больше общих признаков:
    1. дерево, дом.2. тарелка и лодка.«Поиск предмета по заданным признакам: круглый, прозрачный /мыльный пузырь, шар/ и т.д.
    Сократите текст «Редактор». Дается рассказ из 12-15предложений.Необходимо сократить до 2-3 ключевых фраз, отображающих основную тему.
    «Лексическая разминка». В толковом словаре учебника найти лексическое
    значение 2-х прилагательных, глаголов, существительных и записать в тетрадь,
    обменяйся со своим партнером -это словарная работа.
    «Орфографическая разрядка при повторении». Дается задание учащимся определить виды орфограмм в словах: плащом, приделать, возраст. Соприкасаясь с работой по значению слова, большое внимание придаю всестороннему анализу слова по составу, фонетике, морфологии, лексике.
    При этом переплетаются на уроке все стороны языка. Получается языковое единство. Эффективен урок, когда присутствует и творческая активность учащихся.
    «Работа в парах постоянного состава».
    Ребята получают тренинговые карточки по вариантам. Дается задание, которое выполняется в тетради.
    1 вариант. Подобрать синонимы /близкие по значению фразеологизмы/.
    2 вариант. Подобрать антонимы.
    Выполняют работу и заканчивают по сигналу учителя.
    Затем идет взаимооценивание в паре. Учитель сообщает, что карточка состоит из 2-х сторон: лицевой /с заданиями/ и оборотной /с ответами/. Поменяйтесь карточками и по оборотной стороне проверьте себя, поставив оценку друг другу.
    При изучении тем: «Лексика. Синтаксис. Словообразование» использую:
    «Необычное начало урока». Тема написана наоборот «акватсирп» /приставка/. «Буквы заблудились». Подсказка - это часть слова, стоящая перед корнем. «СРАКАПИТВ». «Буквы по алфавиту». Расставь в правильном порядке лек -си -ка /ка- лек- си/. «Соедини буквы». Допиши полбуквы, чтобы догадаться о предстоящей теме урока. От буквы к букве «Паутинка».
    По мере усложнения программы, ученик просто присутствует на уроке, никак не участвуя в процессе обучения. Каждый урок без мысли, дела и вырос человек, не умеющий трудиться, так как уроки стали для него уроками безделья. Возможный выход из этой проблемы - организация дифференцированной работы с учащимися на уроке. Это требует предварительного распределения учащихся на группы разноуровневого обучения:
    I группа с устойчивой высокой успеваемостью;
    II группа со средними учебными возможностями;
    III группа с пониженной успеваемостью.
    В работе с этой группой применяются упражнения, задания, карточки, образцы, таблицы-напоминания, опоры, пользуясь которыми ученики могут повторить и осваивать виды деятельности на уроке. Иногда сильные учащиеся используются учителем в качестве ассистентов, консультантов, объясняют материал урока, консультируют, проверяют.
    Дифференциация может осуществляться при повторении, закреплении и объяснении нового материала, подготовке домашних заданий. Ставится одна задача, к решению которой идут они своими путями познавательных возможностей.
    С целью доступности и качественного усвоения учеником изложенного учителем материала, считаю необходимым использовать и активно разрабатывать меловые схемы, опоры, таблицы, благодаря которым самый сложный теоретический материал становится доступным и усваивается прочно.
    Очень важно найти новую форму работы, сделать урок насыщенным и динамичным и вместе с тем показать логичность, стройность и взаимосвязь тем русского языка.
    Таким образом, таблица, схема, опора одна из форм передачи информации, которая помогает учащимся видеть логику изучаемого материала, усваивать материал, служить планом ответа и выполнения заданий учителя, она и отпечатывается в памяти детей, как средство наглядности.
    Учащимся предлагается завести тетрадь, куда заносятся опорные таблицы, что позволяет создать систему опор каждодневной работы учащихся.
    Предлагается составление таблиц учащимися самостоятельно. В любом случае итог один: понимание и осмысливание тем урока.
    В этом смысле опорные таблицы играют немаловажную роль, позволяют видеть учащимся суть языковых явлений, помочь овладеть ЗУН, показать логичность и стройность русского языка, научить пользоваться приобретенными знаниями.
    Я считаю, что слово учителя должно побуждать чувства добрые и помогать становлению личности.Для развития художественного воображения детей использую такие виды работ, как:
    - рисование образов героев художественных произведений, наделение их характеристикой;
    - подбор стихов, эпиграфов к уроку /увлекательная композиция урока/;
    - используются литературные игры;
    - конкурс выразительного чтения;
    - выступление в роли героя;
    - рисунки-этюды к стихотворным произведениям:доклады и рефераты;
    - составление карт путешествий и хроники жизни писателей и поэтов. Эффективными являются такие формы обучения, где усматривается самостоятельность учащихся, индивидуальный подход, развиваются творческие способности. Главное, что активность определяется способностью будить мысль, увлекать чувством. Она создается творческим трудом учителя и учащегося.
    Учебный процесс включает в себя различные виды деятельности. Один из таких видов - игра, которая активизирует, развивает качества личности, воспитывает и развивает творческое воображение.
    На уроках использую игры разного типа: соревнования, игра-загадка, игра-шутка ,игра с рассыпанным текстом и иллюстрациями; древо жизни писателя, поэта, викторины, конкурсы, составь текст, кроссворд, угадай героя произведения, составь синонимический ряд слов, характеризующих героя;
    развивающая игра -деталь (героя),поисковая работа, ролевые игры при чтении, защита книги.Вообще, пытаюсь отыскать, открыть игровой характер многих приемов работы.
    В основе урока - разные способы и приемы работы с художественными текстами, например: « Вопросы и ответы».
    1 вариант. Вопросы: Какие функции выполняла Баба Яга в славянской мифологии.Ответ: древнее положительное божество, хранительница рода, детей, леса, традиций.2 вариант. Какие функции выполняет русалка?
    Ответ: помогала человеку плыть до берега по воде, охраняя. Сейчас существо, увлекающее на дно. Вопросы: из чего древние славяне создавали богов? Какие украшения использовали? Назовите известных богов. Ответ :связный рассказ. Древние славяне лепили своих богов из глины, вырезали из дерева , затем украшали драгоценными камнями, рогами.
    Бинарный способ.Пушкин«Бесы». /отгадать автора и название/ .
    Хоть убей, следа не видно,
    Сбились мы, что сделать нам.
    В поле … /бес/ нас водит видно
    Да кружит по сторонам.
    Перевести на 2 языка - 3 /бес/каз., англ ./
    Психологический настрой.
    Мини-сочинения: настроение, школа, пожелания. Я проснулась с хорошим настроением. Прежде чем пойти в школу мне мама пожелала успехов и хороших отметок.

    Сочинение, стихотворение, утро, настроение, люблю. Сегодня утро ясное и настроение прекрасное.Люблю я пораньше вставать и любимой мамочке помогать.
    Опорные слова.
    Словесность, автор, жанр, тема, юмор, испытание, поразило.
    Урок словесности открыл мне сказку «Ночь перед рождеством». Автор этого произведения Н.В. Гоголь. Тема сказки о том, какие события случаются перед рождеством. Автор показал юмористические и фантастические образы. Поразило то, что много фантастического. Испытания Вакула выдержал и достал черевички.
    Тренинги.
    Физические, психологические, игровые для развития внимания. День и ночь /сесть, встать, закрыть глаза/. Пожелания друг другу . Рефлексия :с каким настроением пришли? Кто я? /закройте глаза и ответьте сразу / .Тренинг «Знакомство».Улыбнись ,создай настроение. Повтори за партнером /выходит к доске и показывает, все повторяют/. Стимулирующие тренинги: сделай подарок уроку ,предмету. «Тропический дождь», «Светофор»:идти /зеленый/, стоять /красный/.
    Пятистишье.
    Самсон Вырин.
    Добрый, бодрый.
    Радовался, отдал и потерял.
    Персонаж вызывает чувство жалости.
    Заслуженный старичок /Отец/.
    Произведение «Снегурочка».
    Загадочное, поучительное.
    Думали, читали, рассуждали.
    Вызвало грусть и печаль, радость и восхищение.
    Народное предание.
    Авдотья Самсоновна.
    Красивая, самовлюбленная.
    Покинула, забыла, влюбилась.
    Я осуждаю за то, что бросила отца на произвол судьбы.
    дочь
    Левша.
    талантливый, простой,
    подковал, трудился, ездил.
    Испытываю чувства восхищения к этому герою.
    Гений.
    Мини- сочинение.
    Зависть - это чувство обиды на людей, месть за что-то, злоба к миру, чувство досады.
    Образ героя Греции. Геракл - отважный, мужественный герой Греции, защитник греков. Он настоящий герой Греции, потому что совершил 12 подвигов, которые его прославили. Любимый сын Зевса.
    «Ассоциация слов» при новой теме.
    Книга Библия Закон Божий
    проповедь правила вера
    Затем обращение к словарю и определение кто был близок?
    То есть поиск и отбор имеющейся информации, затем знакомство с новой. Это и словарная работа в новой форме.
    «Похвала Библии».
    По библии нужно жить, ведь она направляет на правильный путь, учит и наставляет нас. Ее притчи поучительны. Библия - это священная книга книг. Хвала библии и слава от нового поколения.
    «Хвала герою Левше».
    Левша трудолюбивый, талантливый оружейник тульского народа. Человек душевной мягкости . Это патриот, преданный Родине. Даже умирая, не думал о своей жизни, а о пользе стране. Почет и хвала нашему герою, рукам Левше, сыну своей России.
    Эпиграфы-загадки.
    Дороги что? вера и послушание.
    Но дороже что? раскаяние и прощение.
    Итак, во всем как хотите чтобы с Вами поступали люди,так поступайте и вы с ними.Важно успеть сказать /кому?/ родителям,что мы их любим.Принеси им хоть немного счастья.
    План-схема.
    Время действия - весна с марта по июль.
    Композиция - кольцевая, окольцована двумя праздниками: приход весны и уход зимы. Уход весны - приход лета.
    Персонажи: Снегурочка, Дед Мороз, Весна, Купава, Царь Берендей.
    Жанр - пьеса /драматическое произведение/.
    Тема: народная сказка о Снегурочке и предание о царстве Берендеева с использованием календарных обрядов и песен.
    Мифологические образы: Леший, Ярило, Лель.
    Финал: уход Снегурочки, как жертва процветанию Берендеева царства. Победа живого над мертвым.
    Структура урока.
    Организационный момент /психологический тренинг/ стратегия
    ключевых слов.
    Повторение. «Мозговой штурм».
    Объяснение нового материала.
    1.Мотивация урока /изюминка урока, сообщение темы и цели урока/.
    2. Необычное начало урока с использованием новых технологий.
    Закрепление. Практическая часть. Физминутка ,тренинг. Разноуровневые задания.
    Итоги урока /пятистишье/. Эссе.
    Рефлексия /твое настроение и работоспособность, репортаж, мини-сочинение/.
    Самооценка и оценивание результатов.
    Домашнее задание /разноуровневые/.
    Успех в учебе во многом зависит от чтения. Как же привить интерес к чтению?В практике работы использую следующие активные формы обучения:
    «Слава за минуту» - все учащиеся читают вслух учебный текст /или по выбору учащихся/ в течение 1 минуты. Подсчитав количество прочитанных слов, осуществляют самооценку результата техники чтения и записывают норму прочитанных слов на доске в виде дистанции, по результатам которой определяются лучшие чтецы, успехи поощряются - аплодисменты ребят всего класса. Такая форма определяет дух соперничества, желание улучшить результаты техники чтения и стать лидером в чтении.


    СТАРТ 150 160 170 180 слов финиш
    Эта форма может проводиться коллективно .Участвуют все учащиеся класса в труппах, по рядам, по вариантам. Для поощрения ребят использую имитационные тренинги «Тропический дождь», «Подарок».
    В начале организации урока можно использовать для чтения короткие тексты и провести конкурс «Кто больше прочитает текстов и перескажет запомнившийся?».Это могут быть индивидуальные карты с несколькими текстами познавательного характера, например, «Знаешь ли ты?» карточки, передаваемые друг другу для обмена прочитанных текстов.
    Возможно составление команд по рядам или вариантам. Это соперничество даст возможность ребятам со слабой техникой чтения стимулировать желание, улучшить результаты.Эти приемы могут проводиться как на время, так и самостоятельно.
    Виды текстов носят разнообразный характер, побуждая интерес к чтению и познанию новой информации: определение лексического значения слов, фразеологизмов.Выборочные эпизоды из текстов: описание внешности литературного героя, природы, легенды, события, поступков, речи с дополнительным заданием указать автора или героя произведения.
    «Восстанови текст», когда художественный текст делится на равное количество участников по рядам, вариантам, то есть групповой характер. Все читают части целого текста, затем последовательно пересказывают события. С этой целью используется любой текст учебника, разделенный на части, определенные каждому ученику индивидуально и по возможностям, что вызывает интерес узнать о содержании всего текста, формирует навыки внимательно слушать других учащихся.
    «Иллюстрированные тексты». Используются тексты с рисунками, картинками по содержанию текста, привлекающие внимание, а главное желание прочитать увиденное на рисунке.
    «Иллюстрированный сериал». Составь сюжетные рисунки к тексту /диафильм/. Составь текст. Учащимся раздают иллюстрации к тексту и предлагается задание составить по ним текст. После прочитать авторский вариант текста и сопоставить со своим.
    «Заполни кроссворд по тексту» или «Составь кроссворд по тексту».
    Прочитать заданный учителем текст, заполнить кроссворд /по названию литературных героев, цитат и выражений, портретов, характеристик, качеств героя и т.д./ Эта форма используется как на уроках словесности, так и в русском языке по разделам «Лексика», «Фонетика».
    Возможна парная работа. Один учащийся читает текст вслух, второй его пересказывает, то есть учащиеся самостоятельно работают друг с другом.
    «Загадка к тексту», чтобы дать отгадку необходимо познакомиться с содержанием текста.
    Я считаю своей задачей воспитать через литературу ученика мыслящего на примерах литературных героев и судьбах автора, поэта, писателя.
    Автобиография урока /люди подвига: Достоевский, Чернышевский/.
    Например, 10 класс- Чернышевский. «Что делать»? Задаваясь этим вопросом, отвечает: делать добро, стремиться к саморазвитию; жить так, чтобы было хорошо тебе, а значит, и всем кто тебя окружает.
    Ломоносов - 9 класс. Сам творец своей судьбы, влекомый жаждой познания всех наук. Тургенев - каждый сам себя воспитать должен. Алтынсарин призывал: « Дети, давайте учиться начнем ».Горький считал необходимостью бороться с процессом физического и духовного истощения. В этом и жизненный и нравственный аспект.
    Ильин утверждал, что заинтересовать ребят можно, владея 3 приемами:
    вопрос, прием, деталь.
    Прием. Неожиданное начало урока: стихотворение, дополнительный материал о интересном моменте из жизни писателя.
    Эпиграф - начальный интерес /фраза, цитата, воспоминания/.
    Деталь - фраза, место в тексте, скупая подробность .
    Вопрос: стоит ли бороться с Молчалиным? Тургенев «Нужен ли я России»'?
    Вопрос, обращенный к каждому из нас. Все это во имя чего? Чтобы увлекать, воспитывать, а главное во имя общения.
    Словом, урок интересен, когда возникает сотрудничество учителя и ученика, когда присутствует 1/диалогичность, 2\связь с жизнью, 3\ открытость суждений, когда ученик учится высказывать свои чувства, мысли и склад своей души, а также вести к нравственному прозрению.Формы обучения определяются учителем с учетом возможностей класса, объема материала.
    Творчество учителя - найти самую целесообразную форму обучения и осознать в каких случаях получают лучшие результаты, и каковы пути активизации обучения.
    Проблемная ситуация, когда ученик приобретает самостоятельность поисковых действий и устремляется к творчеству.
    Обращение учителя вызвано к таким формам обучения, в которых увеличен вес самостоятельной работы, и в большей степени осуществлен индивидуальный подход.
    Таким образом, по словам Афанасьева П.О., углубление словаря связано с углублением познаний человека, раскрывающих все новые и новые стороны.

    Эпиграф или цитата урока /из мудрости жизни, например, в 11 классе-
    Как воспитать у ребенка любовь и интерес к чтению?
    Как же привить интерес к чтению, когда техника ушла вперед.
    Ошибаются многие, считая, что достаточно купить книгу, но чтобы научить ее любить требуется большое внимание, помощь для чтения.
    1. Важно сделать правильный выбор книги, предназначенный для их возраста.
    2. Книги должны выбираться разной тематики /сказки, рассказы, приключения, искусство/
    3. Учитывать индивидуальные интересы /любит природу - о природе и т.д./
    4. Развитию техники чтения родители должны придавать большое значение, для чего нужны частые упражнения вслух для контроля правильного чтения.
    5. Итнерес к книге может развить и внешние моменты: своя библиотека, полка для книг, обмен с друзьями.
    Для самостоятельности чтения можно использовать такие приемы, как:
    начать чтение и на интересном месте прекратить чтение вслух; увлеченность событиями привлечет ребенка к самостоятельному чтению;
    важно стимулировать любые самостоятельные успехи ребенка; - воспитание любви к чтению быстрее проходит в семье, где любят читать, поэтому надо рекомендовать родителям обращаться к чтению газет, литературе; Важным является и то, чтобы ребенок читать научился с названия книги, автора, читал внимательно, не торопясь, все содержание книги, а не заглядывал на последнюю страницу.
    Интерес привлекают и иллюстрации в книге. Они помогают зрительно запомнить прочитанное и представить многие явления.
    Но рисунки должны рассматриваться внимательно, подмечая детали, поэтому большое значение имеют вопросы:
    что изображено на картинке? как зовут действующие лица? - что выражают их лица? Это развивает речь, внимательность, умение выделять главное, формирует отношение к героям и событиям.
    Если ребенок затрудняется в пересказе необходимо составить перечень наводящих вопросов: о чем ты узнал из книги? Что понравилось?
    В этом и контролирующая функция. Всю ли книгу прочитал и понял ученик, что заставляет более внимательно читать и запоминать детали текста?
    Нужно поощрять стремление детей нарисовать иллюстрации к прочитанному, что дисциплинирует необходимость чтения.
    Размышление над литературным образованием в школе.
    Часто, в начале своей педагогической деятельности, задаешься вопросом: как заинтересовать. пробудить интерес учеников к чтению? Какими должны быть уроки литературы сегодня в наше противоречивое время, когда учение потеряло всякий смысл для ученика; как остановить бездуховность, запустение души. Отсюда мои размышления, метания, беспрерывный поиск.
    За ответом я обратилась к опыту и методике Ильина, Айзермана, которые читают, что Конечно, у Ильина элитарное образование, а у нас массовое и в этом свои трудности. И вес же есть за что ухватиться, развить, применить к дальнейшим поискам и пробам.
    И первый вопрос, с которым я обратилась к ребятам? Какими вы хотели бы видеть уроки питературы сегодня? Чем интересна литература как предмет?
    Результаты показали, что литература не утратила прежнего интереса, и что я оказалась права, выбрав для себя 3 основных момента: 1\ жизненность, 2\ нравственность.
    3\ доверительная обстановка без навязывания своего учительского мнения, лишь убеждая. \ Отчего же нет сознательного стремления к учебе без принуждения? А прав здесь оказался М. Горький: «Лень ума всему причина. А вот если бы заставить работать всю массу мозга, мы
    эы создали страну чудес».
    ...К сожалению, нам приходится немало усилии прикладывать, чтобы привлечь учащихся к
    заботе. И в этом не только наша вина, сколько самих учащихся, равнодушных к себе.
    1 [оэтому
    «Дневник двойной записи» стратегия чтения с остановкой.

    О многом и не скажешь, и я еще на пути.

    Побед еще не так уж много, А взятый на победу курс
    Но важен не победный звон. Вот это намотай на ус.
    Закон у жизни есть закон,

    Основная часть.
    Характеристика основных элементов организации учебно-познавательной! деятельности учащихся,
    Подробно изучив опыт концентрированного обучения, я заинтересовалась элементами этой технологии по русскому языку, что и попыталась частично реализовать на практике.
    Суть его в изучении предмета за счет объединения уроков в блоки. Учебный блок - это непрерывные занятия, включающие 2 параллельных урока русского языка. Первый урок блока «Вводный» после психологического настроя, организационного момента урока сообщается гема, цели занятия, план излагаемого учебного материала возможно записан на доске/.
    Далее излагается материал порциями, после каждой ведется сжатое повторение с ребятами /вывод, диалог, беседа/. Все это сочетает слово и наглядность /использование кластера, меловых схем, опор, таблиц, самостоятельная работа с учебником, мониторинг прочитанного или изучаемого материала/. Ставятся вопросы, проблемные и сравнительные задания, то есть поддерживается внимание учащихся с использованием активных форм обучения.
    Таким образом, в течение первого урока излагается материал 2-3 уроков, как целостный блок знаний.
    Следующий структурный элемент учебного блока-практические занятия.
    Цель - научить самостоятельно применять новые знания.
    Задача: выполнение упражнений, указанных на доске в форме эазноуровневых заданий.
    Учитель оказывает индивидуальную помощь, оценивает выполненную заботу учащихся выборочно или всех.
    На данном занятии блока в результате самостоятельного и совместного с учителем выполнения заданий осуществляется этап закрепления знаний в деловой атмосфере взаимодействия учителя и учащихся. Концентрированное эбучение обеспечивает вовлечение учащихся в разнообразные виды деятельности:
    - дифференцированное /по уровню сложности и объему упражнений/ и индивидуальное обучение;
    - благоприятный психологический климат, так как все настроены с самого начала на долговременное взаимодействие друг с другом;
    - учитель имеет возможность выявления причин затруднения в учении, особенностей работоспособности.
    Этот новый подход к организации учебного процесса обеспечивает
    системность составных частей педагогического процесса.
    . Меркер Нина Анатольевна учитель русского языка и литературы
    Есильского района Свободненской средней школы, педстаж- 19 лет.
    . Меркер Нина Анатольевна учитель русского языка и литературы
    Есильского района Свободненской средней школы, педстаж- 19 лет.
    Метод
    Класс делится на группы 4-5 групп. Делим 1,2,3,4 рассчитайся по порядку, по способностям/.
    При изучении темы о Н.В. Гоголе творчество писателя дается задание одной группе изучить его ранее творчество, 2-ой группе биографию, 3-й группе современное, 4-й группе прочитать на выбор произведение писателя. Все готовятся в группе так, чтобы каждый эту тему объяснял друг другу. Потом учитель одного из членов любой микрогруппы спрашивает и ставит оценку, им полученную, всей команде /то есть в своей среде учат друг друга/.
    Кто оказался счастливее /Дуня или блудный сын /доказательства/ Отец простил сына Дуня не успела получить прощение. Вывод: счастливым оказался Блудный сын.
    Было бы легче: если Левша остался в Англии? да /хорошо жил, оценили талант/ нет надо любить свою Родину/ Дискуссия. Правильный ли выбор сделали герои?
    Младший сын /нет, ушел от отца/ Старший сын /да, остался с отцом/ Не хочет жить как принято, но не умеет построить свою жизнь. Аргументы и выводы.
    Оценивание сейчас вводят по баллам, или взаимооценка, то есть используется оценочный лист учащихся.
    Когда партнер или сам ученик оценивает себя в баллах или оценках. /По листкам учитель определяет результат работы, выводит оценку за урок по объему заданий/.
    При изучении Достоевского «Мальчик у Христа на елке».
    1 группа отобрать информацию по образу персонажа. «Сашка» /13 лет мстит за зло в своей жизни, дрался.../
    2 группа условия жизни /грязь, /
    2 группа характеристика семьи: грубая мать, больной, безработный отец.
    Это прививает интерес к чтению, отбору информации.
    Все это заслушивается каждым из группы с дополнением и делается вывод: отнято
    детство, любовь, счастье.
    Дать характеристику персонажа, героя.
    - Левша /какой?/ простой человек, талантливый, тульский мастер,
    уважителен к чужому труду - Геракл /какой?/ смелый, ловкий, умный, храбрый. - Какин /какой?/ злой, завистливый, обидчивый. - «Поисковая работа к тексту». На доске записываются вопросы, на которые
    учащиеся должны ответить письменно. Так при характеристике. Тульские мастера «Левша» Лескова Время работы мастеров? 2 недели Описание работы ... Чем удивили? Как отблагодарили? Гоголь «Вий»
    Где развивается действие? Киев Кто обучался в бурге? Кондиции - это?
    Торжественное событие в семинарии? июль, вакансии/ Что для? Для привлечение внимание учащихся.
    Основу урока литературы составляет активная деятельность самих учащихся, что определяет роль такой формы, как диспут, как яркое проявление проблемности преподавания. Очень важно, чтобы кульминацию занятия учитель строил на элементах дискуссии, умело направляемого опроса, где
    - формируется точка зрения;
    - критерии оценок;
    - нравственно-эстетические ценности;
    - столкновение мнений.
    Например, урок-спор: Чацкий? Безупречен ли он? Нужны ли Рахметовы? Кто герой
    нашего времени?
    Разработан и проведен урок диспут, урок-суд от лица персонажей. Урок-диспут одна из форм активизации учащихся, средство поднятия интереса к литературе; развивает речь, учит общению, формирует нравственное убеждение и активную жизненную позицию.
    Активность учителя, выраженная в применении методов обучения, должна воспитывать активную жизненную позицию ученика.
    На практике использовались и такие различные формы работы, как: пробуем перо, путешествия по литературным местам, литературные игры «Подскажи словечко». «Кому посвящено стихотворение», неожиданное начало урока (эпиграф, зашифрованная тема), звучание музыки, психологический тренинг, парный опрос учащихся, который проводится для повторения и закрепления материала на уроке вполголоса.
    Ученики ставятся в позицию консультанта и учителя и, наоборот, отвечают, составляют вопросы.
    Эта форма способствует воспитанию требовательности, ответственности за учебу, позволяет выявить знания учащихся за короткое время самостоятельного опроса, оценив его результат подготовки.
    Освоены и такие формы урока, как: урок-монолог, поэтический калейдоскоп, интегрированный урок, урок - деловая игра, театрализованный урок.
    Современный урок литературы невозможен без связи с другими видами искусства: живописью, музыкой. Они оживляют литературные образы и художественные
    произведения, становятся увлекательными, духовно обогащают, способствуют эстетическому воспитанию учащихся, приближают к жизни.
    На уроке литературы должно царить и яркое убедительное слово учителя в мастерском выразительном чтении произведения, эмоциональный фон, способный вызвать различную гамму чувств учащихся, увлечь красотой и силой слова.
    На уроках звучит музыка, демонстрируются репродукции картин художников, используются грамзаписи, прослушав которые, учащиеся получат задание передать свое восприятие на рисунке, подобрать к иллюстрации, картине строки из текста.
    Особенно современное звучание приобретает связь литературы с искусством для учащихся сельской школы. И здесь повышается роль учителя, проводятся заочные экскурсии по писательским местам; выполняя роль учителя, ученики говорят о художниках, музыкантах в качестве экспертов.
    Необходимо использовать такие эффективные формы и приемы урока, которые вырабатывают у учащихся и навыки самообразования и самоконтроля.
    - импровизировать;
    - делать урок эмоционально ярким;
    - делать ставку на самостоятельный труд ученика;
    - создавать ситуации поиска;
    - использовать современные методы урока: лингвистический, телемост, урок-подарок, эрудит, инсценировка, клуб знатоков.
    Чтобы активизировать познавательную деятельность учащихся нужно оптимальное сочетание 3 форм деятельности учащихся:
    - восприятие материала, при котором работают эмоции, мышление, воображение, память, речь.
    - это участие в сообщении материалов (выборочное чтение, доклад);
    - самостоятельная работа.
    Таким образом активизация познавательной деятельности учащихся это и
    - вовлечение учащихся в поиски истины: ставим проблему и вместе с учащимися ищем ответы;
    - изложение материала, которое приобретает характер диалога (аппонентное);
    - восприятие слова учителя, владение искусством устного слова; эмоциональная речь, комментируемое чтение, беседа, консультирование, подбор цитат , выразительное чтение стихотворений, музыкальный фрагмент, использование картины.
    Главная цель - открытие истины, которое совершает сам ученик и в этой деятельности не только развивается его мышление, память, чувство, речь, но происходит развитие личности в целом.
    Знакомство с опытом учителей всегда рождает учительские открытия, подсказывает эффективный методический ход или прием в
    работе ,на уроке и общении с учениками.
    Так идя путем Е.Н. Ильина, знакомство с методикой искусств общения, начался поиск собственных методических приемов, желание обрести конкретные пути обновления Поэтому сегодня по-прежнему актуально использование эффективных форм и методов обучения как обновление работы школы.
    у Активные формы и методы.
    Моя методическая тема - активные формы обучения. Цель - развитие творческой и мыслительной деятельности учащихся путем
    рока, улучшение результатов обучения и воспитания. .
    Категория: Творчество учителей | Добавил: nina (01.02.2015) | Автор: Меркер Нина Анатольевна E
    Просмотров: 963 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 1
    1 Эмильяновна  
    0
    Интересная информация для доклада, можно применить в своей практике. Спасибо.

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]