Суббота
27.04.2024
06:56
Категории раздела
Разработки уроков [171]
Творчество учителей [36]
Проза, поэзия. эссе
Вход на сайт

Поиск
Наш опрос
Какому источнику информации Вы доверяете?
Всего ответов: 435
Закладки
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Сайт учителей русского языка и литературы Казахстана
    Главная » Статьи » Литература в школе. Учителя » Творчество учителей

    Возможности методов обучения для нравственного воспитания учащихся
    Дернина Оксана Викторовна
    учитель русского языка и литературы
    Красивинская средняя школа Есильский район
    Акмолинская область.
    Возможности методов обучения для нравственного воспитания учащихся.

    Успешное решение задач нравственного воспитания при изучении литературы обеспечивается прежде всего глубоким постижением художественного произведения как целостного эстетического явления. Без реализации этого важнейшего условия воспитательное воздействие литературы на школьников не может быть адекватным ее возможностям. В то же время нельзя рассчитывать на глубокое нравственное влияние предмета на юных читателей, если педагог не будет специально организовывать их деятельность в освоении, переживании его эстетического содержания и управлять ею.
    В связи с этим большое значение приобретают определенные установки, система воздействий учителя, направленных на выявление воспитательных возможностей литературных произведений, усиление их действенной роли в нравственном становлении личности. Таким образом, возникает проблема соотношения, взаимосвязи двух процессов – обучения и воспитания, каждый из которых имеет свои особые задачи и способы их реализации.
    Как же обеспечить органическое взаимодействие этих процессов? Как показывает практика, диалектическое единство достигается при следующих условиях: если учитель овладеет системой методов обучения, которая способствует многостороннему постижению предмета со столь сложной структурой и развитию читательской культуры учащихся; если он оптимально использует воспитательные возможности методов обучения, что предлагает знание цели, содержания, структуры каждого метода, умение взаимосвязывать и сочетать методы на разных этапах изучения произведения: если учитель осознанно оперирует методами нравственного воспитания в сочетании с методами учения и преподавания, что далеко не всегда имеет место в школьной практике.
    Литература воздействует с одинаковой силой на ум и чувства читателя и влияет прежде всего на развитие его нравственного сознания. В связи с этим особое значение приобретает систематическое, целеноправленное формирование основных понятий морали. В самых общих чертах этот процесс можно представить следующим образом: выявление в курсе литературы ведущих моральных идей, преемственность в их рассмотрении; накопление при изучении каждого произведения фактов, обеспечивающих яркость представлений и силу переживаний; обобщение приобретенных нравственных знаний, их осмысление на мировоззренческом уровне. При этом необходимо учитывать, что в основе формирования моральных понятий на материале литературы лежит вИдение, переживание конкретных ситуаций, образов, картин, нахождение в изображенном лично значимого для учащихся.
    Решение этих сложных воспитательных задач во многом зависит от умелого владения методами обучения, помогающими организовать продуктивную учебную деятельность, соответствующую специфике предмета. В обратном случае невольно допускается эклектичность в выборе методов, универсализация отдельных из них, подмена метода средством, формой и т.д. Вследствие многоаспектности содержания литературы, своеобразия ее природы, подобного рода «сбой» неблагоприятно сказывается на решении задач и воспитания, и обучения, и развития.
    Рассмотрим наиболее типичные проявления подобного рода. Активизация познавательной (часто только мыслительной!) деятельности учеников нередко выражается в преобладании на урок5ах проблемных вопросов, заданий, иногда не вытекающих из содержания произведения и не являющихся по существу проблемными. Приемы художественного рассказывания, различных видов чтения, в том числе выразительного, пересказы вытесняются с занятий как «устаревшие» «пассивные». Например, первоначальное восприятие стихотворения Лермонтова «Родина» предваряется таким заданием6 «Когда будете слушать стихотворение, думайте, что общего и что различного у Пушкина и Лермонтова в отношении к Родине». После чтения этот вопрос первым возникает перед учениками. Позволителен ли такой подход к изучению стихотворения, восприятие которого должно основываться прежде всего на яркой работе воображения, пробуждении ассоциаций, на сильном нравственно- эстетическом переживании?
    «Люблю…» Четырежды звучит это трепетное признание. И надо бы восьмиклассникам волноваться, переживать восхищение «четой белеющих берез», «разливом рек», остро почувствовать и высоко оценить истинную любовь поэта к народу, природе, к России. А сколько бы должно возникнуть у них образов, ассоциаций со своим краем, со своей березой, «берегом милым». Но их побудили, минуя эту творческую, облагораживающую работу, лихорадочно искать ответ, решать «проблему».
    «Если нет «художественного впечатления», если читатель не отвечает на призывы произведения фактами на призывы произведения фактами своего сознания, -писал Г.А. Гуковский,-произведение для него мертво». И можно ли последующим анализом, пускай самым блестящим, восстановить пробелы первонвчального восприятия? Конечно, нет. Что лежит в основе подобных ошибок? Недопонимание специфики познавательной деятельности при изучении литературы или незнание методов, приемов ее организации и стимулирования.
    Благотворное стремление учителя к развитию самостоятельности школьников, потребности в самообразовании также нередко оборачивается забвением эстетической сущности предмета и в связи с этим вытеснением с урока живого голоса писателя, учителя, углубленного анализа текста. Все это подменяется серией сообщений по дидактическим карточкам.
    Речь, конечно, идет не о вредности этих видов самостоятельной деятельности, а о нецелесообразности их преобладания при изучении литературы даже в старших классах. При этом ценные в обучении частично-поисковый, исследовательский методы не обносятся с другими, организующими образно – эмоциональную, эстетическую деятельность учащихся, столь свойственную познанию искусства и способную рождать нравственное прозрение. Обучение литературе и воспитание при такой ситуации не вполне достигают своей цели.
    Система методов изучения литературы, разработанная Н.И. Кудряшевым, учитывает специфику литературы как искусства слова, и при умелом пользовании ею «достигается та эффективная система, которая нередко называется системой проблемного обучения, хотя этот термин не покрывает все разнообразие учебной деятельности учащихся и учителя, необходимое для полного охвата многообразия литературы как учебного предмета».
    Не претендуя на всестороннее рассмотрение воспитательного воздействия данной системы способов обучения, обозначим отдельные ее возможности и взаимосвязь с методами нравственного воспитания, пользуясь традиционной и, как нам кажется, приемлемой при изучении литературы классификацией: убеждение, пример, упражнения.
    Метод творческого чтения, преимущественно используемый на первом этапе изучения произведения, воздействует прежде всего на образно – эмоциональную сферу нравственного сознания, обогащая учащихся знаниями моральных ситуаций, поступков, переживаний различных состояний. Он органично вступает во взаимодействие со всем комплексом методов воспитания. Задача учителя – выявляя образовательно-воспитательные возможности метода обучения, усиливать их, используя убеждение, положительный пример, нравственные упражнения.
    Ведущим методом воспитания является метод убеждения, который прежде всего реализуется в личной нравственной позиции учителя, в характере всех его действий, тем более что на этом этапе в основном они направлены на использование доверчивости, внушаемости, эмоциональной впечатлительности юного возраста. Этот метод получает свое выражение в отборе материала, его структуре, в создании эмоционального фона и в тоне учителя, в манере чтения и общения с учениками, в искусстве перехода от первичного восприятия к аналитической работе. Пренебрежен7ие к любому из названных компонентов процесса воспитывающего обучения снижает общий эффект деятельности учителя, степень влияния произведения на школьников.
    Например, вступительным словом (или беседой), соответствующими заданиями пятиклассники интеллектуально и психологически подготовлены к воспитанию «Зимнего утра» Пушкина. В процессе чтения рождается коллективное переживание – наиболее сильное эмоциональное состояние, захватывающее и тех, кто по какой – то причине проявляет пассивность на уроках литературы. Все направлено на то, чтобы убедить детей в силе любви поэта к родной природе, благодарности ей, в его доброте и бескорыстии. Так органично создается образ – идеал прекрасной личности патриота, творца, гуманиста. Во взаимодействие с убеждением вступает пример, основой влияния которого является стремление детей к подражанию: Ушинский утверждал, что на воспитание личности можно воздействовать только личностью.
    А как взаимодействует с названным методом нравственного воспитания упражнение (повторение)? Создание в классе положительных психических состояний следует повторять, закреплять, ибо, по утверждению психологов, в таком случае они могут влиять на развитие характера. Следовательно, при изучении последующих произведений необходимо стремиться к возникновению уже пережитых состояний или близких им. В этом процессе учащиеся иногда испытывают не изведанные ранее чувства, что приближает их к более глубокому пониманию других людей, рождает сочувствие, сострадание, определяя гуманистическую направленность личности. В развитии этой ценной способности значимую роль приобретает побуждение читателей к творческому и воссоздающему воображению, так как конкретное видение ситуации, человека в ней вызывает соучастие и сочувствие.
    Английский поэт Шелл писал в трактате « Защита поэзии», что истинно добрый человек обладает живым воображением: «…он должен уметь представить себя на месте другого т многих других; горе и радость ему подобных должны стать его собственным. Воображение – лучшее орудие нравственного совершенствования…»
    Следовательно, приемы выразительного чтения, словесного рисования, иллюстрирования, мизансценирования, творческого пересказа и др., стимулирующие воображение, имеют несомненную воспитательную ценность.
    Итак, метод творческого чтения во взаимодействии с убеждением, примером, нравственными упражнениями способствует влечению учеников в моральную деятельность: они воссоздают и проигрывают жизненные ситуации, входят «внутрь» чужой жизни, переживают поступок героя, испытывают потребность в подражании положительному примеру. В этот процесс освоения изобюраженной художником жизни органично включается собственный опыт, ранее приобретенные знания, что содействуют формированию значимых для личности моральных представлений, понятий, способных переходить в мотив поведения.
    Безусловно, первый этап изучения произведения исключительно важен в развиьтии морального сознания. Однако полученные знания находятся на эмпирическом, часто интуитивном уровне. Задача же заключается в том, чтобы сформировать у школьников систему нравственных взглядов, глубокое сознание, по словам Герцена, как «следует поступать во всяком случае», проникаясь «всеобщей идеей», из которой всегда можно «вывести данный случай».
    Полученные нравственные знания необходимо выверять, находить доказательства их истинности, вырабатывать собственную точку зрения. Таким образом, возможности метода убеждения следует реализовать на новом, интеллектуальном уровне. Это вовсе не значит, что эмоциональная сфера не будет подвергаться влиянию, наоборот: ведь не только осмысление, но и переживание знаний создает предпосылку для их перехода в убеждения. Этому способствуют эвристический и исследовательский методы, которые в большей мере обращаются к развитию анализирующей мысли школьников и чаще всего используется на втором этапе изучения произведения.
    Следует заметить, что убеждение является ведущим и на этом этапе, более того, весь смысл анализа нравственной проблематики произведения заключается в убеждении и самоубеждении учащихся.
    Пример, а еще более моральные упражнения помогают утвердиться или разувериться в истинности полученных знаний. Навязывание оценок, авторитетных мнений не должно иметь места, ибо противоречит сущности убеждения и может или вызывать открытое противодействие со стороны учащихся, или порождать ханжество, лицемерие. В то же время обоснованные, соотнесенные с суждениями ребят, авторитетные мнения становятся важным средством формирования нравственно- эстетических взглядов.
    Взаимодействие эвристического метода и убеждения дает возможность поставить школьников в активную нравственную позицию: они высказывают моральные суждения, дают оценку поступку, сопоставляют ее с оценкой учителя, коллектива в целом, авторитетного лица, со своим опытом, выстраивают цель ассоциаций, выдвигают доказательства.

    Кто из критиков – современников Тургенева прав в оценке Базарова? Каков общечеловеческий смысл этого образа? Размышляя над подобными вопросами, опираясь на жизненный читательский опыт, учащиеся выверяют собственные оценки, делают для себя небольшие открытия в моральной сфере. Поиск истины при этом сопровождается различными эмоциональными состояниями – необходимым условием перевода знаний в убеждения. Таким образом, анализируя нравственные ситуации, участвуя вместе с героем в моральном выборе, ученики как бы совершают действие, что следует признать особенно ценным.
    Активность учащихся определяется не только логически точной системой вопросов, организацией познавательной деятельности в целом, но и нравственной атмосферой в классе. Только при условии уважительно доверительных отношений всех друг к другу возможны раскованность, свобода в выражении оценок, суждений, в проявлении творчества. Ученик должен быть уверен, что к его мнению отнесутся внимательно, с дружеским участием. Все это располагает к откровенному, искреннему разговору, содействия убеждаемости личности.
    Нравственные ситуации, вызывающие активную деятельность учеников, необходимо повторять, развивая потребность и способность анализировать их. Значительная роль в этом принадлежит письменным работам, выполнение которых активизирует мыслительную деятельность, повышает чувство ответственности за высказываемое суждение, уровень моральных обобщений и выводов.
    Рассмотрение любого произведения нельзя ограничить моральными проблемами, но тем не менее необходимо стремиться к наиболее полному и глубокому их выявлению. Особенно плодотворны в этом плане следующие аспекты анализа: мотивы поступков героев, их внутренний мир, побудительные силы духовного совершенствования личности, авторская позиция, конкретно- историческое и общечеловеческое в характерах, пафосе произведения, его современное звучание и т.д. Такая направленность анализа способствует глубокому проникновению читателя в художественный мир и открытию в нем лично значимого дшля себя, что является необходимым фактором эффективности нравственного воспитания в процессе обучения.
    Так, восприятие образа Рахметова часто бывает неполноценным, многие поступки героя вызывают ироничное отношение у школьников, он не рождает теплого читательского участия, симпатии. Герой отказывается как бы отстраненным от внутреннего мира ученика, и воспитательное влияние его в этом случае сводится к минимуму. Но если сориентировать десятиклассников на выявление мотивов поступков Рахметова, характера его потребностей, стимулов непрерывного совершенствования, на анализ отдельных психических состояний (например, в эпизоде визита к Вере Павловне), раскрытие общественного смысла образа, то как правило, у них возникает желание взглянуть «внутрь себя», соотнести свое моральное состояние с тем, что открылось им в Рахметове.
    Высказывание различных точек зрения, дискуссионность в их обсуждении активизируют этот процесс. Причем у некоторых ребят появляется неудовлетворительность собой, вызванная осознанием противоречия между достигнутым и желаемым моральным уровнем, что современная педагогика признает движущей силой развития личности. Действительно, только в таком состоянии у человека возникает потребность в нравственном совершенствовании, в самовоспитании.
    Организуя процесс формирования нравственных понятий, очень важно обеспечить непрерывность развития, обогащения, усложнения каждого из них.. Нельзя допустить, чтобы толкование, например, понятий патриотизм или гуманизм осуществлялось при изучении ряда произведений на одном уровне: это тормозит нравственное развитие, более того – вызывает потерю интереса к проблемам морали. Поэтому необходимо ориентировать учащихся на многоаспектное рассмотрение каждого произведения, учить видеть в отдельном явлении отражение сложных жизненных связей, зависимостей. «Няне» станет источником сильных патриотических переживаний: ребятам откроется удивительно привлекательный образ русской женщины, мелодика речи, самый склад мышления родного народа. Так понятие патриотизм обогатится новыми признаками, переживаниями.
    А как важно учить школьников видеть в моральном поступке самые тонкие его оттенки! Без этого не воспитать нравственную чуткость. Литература предоставляет возможность проникнуть в состояние человека, понять, как оно отражается в поведении, проследить зарождение мотивов, которые определяют нравственно содержание поступка.
    Ребята радуются за спасенного Жилина, благодарны Дине за ее отважную помощь. Но всегда ли они замечают, как Жилин, теряя драгоценное время, не спешит скрыться, а проявляет заботу о девочке: просит убрать спасительный шест на место, чтобы не навлечь на нее беду? Каждый ли мог так поступить, рискуя свободой, жизнью? Какая определяющая черта характера героя раскрылась здесь? И как она взаимосвязана с его мужеством, волей, любовью к родине? Не менее важно задуматься над тем, почему явно проголодавшийся разведчик Метелица отказывается принять хлеб у пастушонка. Эти наблюдения вызовут у ребят симпатию к партизану и помогут понять не только героизм, высокую гуманность его последнего поступка.
    Сложнейшие моральные ситуации приходится анализировать старшеклассникам. Как огорчает их, например, холодность Печорина в отношении к Максиму Максимовичу! Сколько обвинений обрушивается на главного героя! Но все ли они справедливы? Здесь надо потрудиться, чтобы понять всю сложность сиюминутного состояния Печорина, в котором не могло не отразиться страшное решение молодого человека – покончить расчеты с прежней жизнью. Что привело его к потере связей с конкретными людьми, с обществом в целом? Как случилось, что человек вышел из круга обязанностей, долга, ответственности, привязанностей? Каковы объективные и субъективные причины этой трагедии? Здесь нужен и психологический и философский уровень осмысления нравственных ситуаций. Только в таком случае выводы могут быть убедительно поучающими, формирующими моральное сознание.
    Эвристический метод, побуждая к активному, подвижному, аналитико- синтетическому мышлению, способствует глубокой поисковой деятельности, накоплению самых разнообразных нравственных, психологических знаний, выявлению их взаимопроникновения, взаимодействия в человечесом поведении. Часто этот процесс сопровождается столкновением различных точек зрения учащихся, что побуждает их искать наиболее убедительные аргументы, прибегать к сопоставлениям различного масштаба. Найденный ответ в таком случае приобретает личностный смысл, становясь основой убеждения. Успех этой деятельности во многом определяется руководством учителя, уровнем его нравственной культуры, умением оптимально сочетать частично-поисковый метод с убеждением, примерами, нравственными упражнениями.
    Исследовательский метод обучения, функционально близкий эвристическому, приобретает особо значимую роль в развитии морального сознания молодых людей. Ученикам предлагается самостоятельно определить нравственную проблему в произведении¸ разрешить сложную ситуацию, проявить активную оценочную деятельность. В итоге у них формируется важнейшее умение – самим вырабатывать взгляды. Эффективность этого процесса во многом зависит от умений анализа этических проблем, умений, полученных в эвристической деятельности.
    Продолжается накопление нравственных фактов, возникает необходимость оценить моральный выбор того и другого персонажа, искать истоки подвига и предательства.
    Учащиеся обычно признаются, что все это вызывает затруднения, волнение, но помогает открыть в моральной сфере что-то новое. Невольно возникает вопрос: «А как бы поступил я?» Это проявление самопроверки и самоубеждения очень ценно для выработки моральной позиции, ибо формирование нравственных установок, ориентаций идет изнутри, от личного значимого.
    Все многочисленные виды деятельности, отнесенные Н.И. Кудряшевым к исследовательскому методу, заключают в себе определенную воспитательную ценность. Особенно большие возможн6ости дает сопоставительный анализ. Идейно-тематический, теоретико-литературный и другие его аспекты неизбежно ведут к сопоставлению нравственных проблем, ситуаций, поступков, оценок, позиций авторов. В результате подобного рассмотрения литературных произведений школьники выявляют в моральных фактах конкретно- историческое и общечеловеческое, единичное и общее¸яснее видят обусловленность этических взглядов человека его политическими, мировоззренческими установками.
    Так, сравнительный анализ образов Рахметова и Базарова позволяет с достаточной глубиной выявить нравственный потенциал героев, определить критерии их оценки авторами, современниками, последующими поколениями. При этом, безусловно, сопоставляются мировоззрение, нравственно-эстетические идеалы, политические позиции писателей.
    Все виды заданий исследовательского метода вызывает необходимость делать выводы, обобщения, что является обязательным фактором формирования нравственного сознания. Безусловно, столь сложная, многогранная поисковая деятельность нуждается в умелом руководстве учителя, ненавязчивых консультациях, поощрений, объективных оценках, намечающих перспективу роста каждого ученика.
    Исследовательский метод дает возможность педагогу установить эффективность нравственного воспитания приизучении литературы, результативность применяемых им воздейсвий. Предлагая старшеклассникам для самостоятельного анализа то или иное произведение (стихотворение С. Есенина или рассказ Чехова), можно выяснить, определяют ли они его ведущие моральные проблемы, по каким критериям оценивают поступки, правильно ли трактуют то или иное нравственное понятие, умеют ли соотносить этические идеи произведения с мировоззрением писателя, его политическими и эстетическими взглядами. Полученные результаты позволяют учителю корректировать свои действия, совершенствовать руководство процессом нравственного воспитания при изучении литературы.
    Высоко оценивая возможности рассмотренных методов обучения для нравственного развития учащихся, в то же время следует учитывать, что их эффективность во многом зависит от тех знаний, установочных положений, которые обычно они получают в рассказах, лекциях учителя, в чтении учебника, критической литературы, во всех видах репродуктивной деятельности. Воспитательный потенциал убеждения, положительного примера, нравственных упражнений в сочетании с репродуктивным методом наиболее полно реализуется, если у педагога есть собственная концепция творчества писателя и методики его изучения, умение выявлять в произведениях значимые, актуальные моральные пробле6мы, рассматривать их на протяжении всего курса.
    Исключительное значение приобретает установка учителя на всестороннее развитие каждого ученика, убежденность в действенной роли художественной литературы. Раскрывая на научной основе содержание моральных понятий, категорий, словесник корректирует житейские моральные знания учеников. Опора на материал действительности, нравственный опыт ребят обеспечивает для них убедительность внушаемых мыслей, идей, чувств.
    Репродуктивный метод особенно значим на этапе повторений, обобщений, выводов. Все те нравственные знания, что школьники открывали для себя самостоятельно или с помощью учителя, теперь осмысляются на более высоком теоретическом уровне, закрепляются. При этом важно репродуктивный метод сочетать с убеждением, что предполагает не заучивание, а оживление прежних знаний включением в них новых фактов, ситуаций и т.д.
    Для учеников создается возможность проявить активность и даже творчество: закономерности в развитии морали и т.д. Например, ретроспективный взгляд на нравственные проблемы изученного творчества, целого периода в истории литературы, использование приема сопоставления помогают увидеть общее значение отдельных фактов морали, осмыслить их типичность, закономерность, объективную обусловленность. Без этого мошенничество Чичикова или благородное достоинство Чацкого могут восприниматься как случайные проявления, никак не связанные с эпохой, политическими тенденциями общества, с воздействием среды. Выявление социально – исторической детерминированности моральных фактов убеждает в классовости содержания этики, позволяет осмыслить процесс формирования нравственности. Репродуктивный способ обучения, сочетаясь с методами воспитания, помогает систематизации моральных знаний, осмыслению их на мировоззренческом уровне.
    Репродуктивный метод более, чем другие, выявляет педагогическую позицию учителя, его отношение к своим воспитанникам. Степень убедительности всего, о чем он говорит, во многом определяется его умением открыть в творчестве писателя наиболее значимое для юных людей, выразить свою убежденность, понимание литературы, конкретного писателя, произведения.
    Учитель действует, творит на глазах учеников, не только показывая им образцы организации литературного материала, его осмысление с научным принципом, но и раскрывает свою гражданскую, нравственную позицию. Если это совершается искренне, с доверием и уважением к слушателям, то оказывает на них сильное, непреходящее влияние.
    В связи со сказанным большее значение приобретает способность учителя всякий раз открывать для себя что-то новое в произведении, в творческой истории писателя, оживлять прежние впечатления, стимулировать рождение положительных эмоций.
    Неоднократно подтверждено в практике, что глубокое уважение учителя к личности В. Маяковского, восхищение его открытостью перед людьми, умением класть «слова-кирпичи», деятельной любовью к стране. Благодаря убежденности педагога у них рождается не только интерес к поэзии В Маяковского, но и творческое отношение, потребность оценить ее объективно и ВТО же время найти в ней значимое для себя. А это гарантия того, что наследие поэта окажет большое нравственное влияние на учеников.
    Личная убежденность учителя расширяет возможность репродуктивного метода при воссоздании нравственно привлекательных образов реальных людей и литературных героев. В связи с этим методическую ценность приобретают слова А.В. Луначарского: «Облик Чернышевского встает перед нами в таком изумительном благородстве, в такой законченности, что мы и сейчас можем личность Чернышевского ставить в образец нашей молодежи, идущей, между прочим, и путей для своей личной этики, для своего индивидуального облика». Эта мысль может служить принципом подхода учителя к раскрытию личности каждого выдающегося писателя. Отбор фактов, их теоретическое осмысление, композиция лекции (рассказа), эмоциональный тон изложения и даже стиль речи – все важно подчинить воссозданию целостного облика художника, общественного деятеля, человека.
    Анализ результатов работы педагога с подобными установками и принципами их реализации показывает не только уважение и любовь к писателю, но и потребность принять, переработать в себе нравственные принципы, откровения, понять, как «выделаться в человека» (Достоевский).
    Исследования показывают, что каждый из рассмотренных методов обучения содержит большие возможности для реализации задач нравственного воспитания. Методы обучения вступают в разнообразные сочетания, способствуя многостороннему изучению произведения, развитию познавательных сил учащихся, духовных потребностей, моральных ориентаций. Методы воспитания, взаимодействуя с ними, создают условия для органичного воздействия на интеллектуальную, волевую сферу растущей личности, помогая ценным нравственным образованиям. Педагогическая установка учителя на развитие морального сознания личности учащегося, умение управлять процессом воспитания с учетом специфики художественной литературы обеспечивают целенаправленность и перспективность этого процесса.
    Категория: Творчество учителей | Добавил: dernina77 (29.03.2016) | Автор: Дернина Оксана Викторовна E
    Просмотров: 697 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 2.7/3
    Всего комментариев: 1
    1 Жанат63  
    0
    Уважаемая Оксана Викторовна, доброго дня!  Я классный руководитель 10 класса. Ваша статья именно для того, чтобы применять её учителем - классным руководителем на развитие морального сознания личности учащегося. Спасибо Вам большое.

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]