Суббота
16.11.2019
01:56
Категории раздела
Проза [2]
Поэзия [19]
Эссе [9]
Сочинения [14]
Сказки [3]
Вход на сайт

Поиск
Наш опрос
Какому источнику информации Вы доверяете?
Всего ответов: 400
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Сайт учителей русского языка и литературы Казахстана
    Главная » Статьи » Литература в школе. Ученики. » Сочинения

    Закон. Профилактика преступлений среди подростков.
    Тема сочинения: Закон. Профилактика правонарушений среди подростков.
    Ты, человек, чертами всеми,
    Всей сутью века своего
    И выражаешь наше время,
    И отвечаешь за него.
    Ярослав Смеляков

    С нас многое спроситься
    Эпохой и вечностью.
    Мы – первая просека
    Всего человечества.
    Евгений Евтушенко
    Когда я начал работу над своим сочинением, то долго не знал, с чего начать. А потом понял – с парадокса! Закон – это свобода… Понимают ли это мои одноклассники и друзья? Как оказалось – нет. На предложение продолжить высказывание «Свобода – это…» я получил самые разные, но безграмотные по сути ответы. Самый частый из них: «Свобода – это когда все можно, когда делаешь то, что хочешь». Но это никогда не было так!
    На заре человечества закона не было, но он вынужден был появиться, когда люди стали жить группами: семьями, родами, общинами и, наконец, государствами. Группа всегда гарантирует защиту от враждебного мира, но диктует правила общежития. Это и был первый закон. Нарушил – будешь наказан (или изгнан). Таким образом, человек всегда был волен выбрать между порядком и анархией, то есть между свободой от страха быть обиженным, обездоленным, даже убитым и беззащитностью от опасных для тебя желаний более сильных людей вокруг. Выбор очевиден.
    Проблема современного общества заключается в том, что не всегда легко добиться правового поведения, то есть подчиняющегося общепринятым законам. Общество считается развитым правовым, если в нем существует способность поддерживать справедливые отношения между людьми. Распространено мнение, что поведение людей невозможно удерживать в определенных рамках без силы и давления. И ведь все потому, что деятельность правовых учреждений (полиции, прокуратуры и других) совсем не формирует образца правового поведения. Почему? Да ведь это органы карательные, наказывающие. Такой репрессивный контроль привел к феномену непредсказуемости человека в условиях ослабления давления. То есть, если никто не видит или не знает, значит, мне можно обойти закон; иначе – закон обойти нельзя. Это страшный итог. И поэтому, хотя СМИ и говорят много о гуманизации наказаний за преступления, это может привести к нарастанию преступности, а не к ее искоренению.
    В принципе, проблема уже имеет свое решение. Его давно уже предложили литература – великая наука «человековедения». Юрий Бондарев писал: «Человек не всегда на себя похож, …ничто не приносит человеку столько вреда, как он сам. Живи согласно совести». А этот барометр законности есть в каждом человеке, только в одних он дремлет, а в других – живет активной жизнью. У поэта середины 20 века Леонида Мартынова есть стихотворение «Люди». Мне кажется, что оно о том, как приходит в действие этот механизм.
    Люди,
    В общем, мало просят,
    Но дают довольно много.
    Люди
    Многое выносят:
    Если надо – ходят в ногу,
    Устают, недоедают.
    Но уж если взрыв за взрывом, -
    Этот ад надоедает
    Даже самым терпеливым.
    Люди,
    В общем,
    Мало знают,
    Но они прекрасно чуют,
    Если где-то распинают
    И кого-нибудь линчуют.
    И тогда творцов насилья
    Люди смешивают с пылью,
    Сбрасывают их со счета
    Не по людям их работа!
    Общественное мнение и идеология – великая сила. Ребята не должны познавать границу между добром и злом самостоятельно. Понятия добра и зла, можно и нельзя надо формировать ежедневно, кропотливо и, самое главное, не скучными нотациями или угрозами, а положительными примерами и поощрением. Действует и любимое лекарство поэтов и писателей – смех. Он обезоруживает и лишает силы тех, над кем смеются. Очень неприятно узнать себя в школьной газете в разделе, например, карикатур или школьных фельетонов. Школьное телевидение может стать еще более действенным стимулом исправления. Психологи считают, что смех уменьшает напряженность, губящую здоровье, дает полезные результаты как с физической, так и с психологической точки зрения. Чтобы состроить недовольную мину, нужно привести в действие 72 мышцы, а чтобы улыбнуться – всего 14. Не будем же нервничать, позвольте себе похохотать, заразите лечебным смехом окружающих! Такой рецепт «лечения» предлагал Фазиль Искандер в рассказе «13-ый подвиг Геракла». Это исправило подростка-шалопая на всю жизнь и внушило ему уважение к учителю.
    У древнего восточного мудреца Лукмана однажды спросили: «У кого ты учился благовоспитанности?» - «У невоспитанных, - ответил он. - Я избегал делать то, что делают они». Для подростка очень важно мнение и внимание окружающих – школьные СМИ могут серьезно повлиять на формирование ценностей подростка. Да и участие таких «неблагонадежных» в создании передач и газет просто необходимо. Такие ребята «привыкают», что такая работа их не касается. Английский король Георг Пятый не раз говорил: «Секрет счастья состоит не в том, чтобы делать те вещи, которые любишь, а в том, чтобы любить те вещи, которые делаешь». Надо предложить подросткам «любимые вещи». А, может быть, они станут толчком к выбору профессии?
    Впереди 3 месяца лета. Школа и уроки останутся позади. Как удержать ребят от общественно-опасного поведения? Американский психолог Билл Ньюмен считает, что «жизненная трагедия состоит не в том, что целей не удается достичь, а в отсутствии целей». Какой подросток не хотел быстрее стать взрослым, используя при этом атрибуты взрослости: ненормативную лексику, курение, алкоголь и, не дай Бог, наркотики? Это потому, что забывают о том, что главный признак взрослости – независимость. Материальная в том числе.
    Мои родители всегда вспоминают, что в советские времена работали и в 13, и в 14 лет. Получали зарплату, делали подарки своим «предкам» с первой «получки», покупали то, о чем давно мечтали, а родители «не могли себе позволить». Жаль, что нет теперь какой-нибудь «подростковой биржи труда», легальной возможности собственным трудом заработать карманные деньги, а заодно научиться ценить их и свой труд. Все тот же Билл Ньюмен пишет, что цели и успех взаимосвязаны: «Если вы реализуете поставленные перед собой цели, то ощутите удовлетворение достигнутым успехом: цели улучшают психологическое состояние; цели вызывают уважение окружающих; цели учат настойчивости, которая представляет собой черту, отличающую лидера; цели не позволяют вам жить прошлым. Часто цель находится гораздо ближе, чем нам кажется…» Как бы хорошо было, если бы к взрослым пришло понимание, что это они провоцируют лень, безделье и равнодушие молодого поколения. Предложите детям работу по силам, а людям, давшим ее, - налоговые льготы! Государство только выиграет.
    Огромное влияние на ребенка имеет семья, она формирует подсознательные стереотипы. Подросток, какой бы он ни был, всегда ждет ласки или одобрения папы и мамы. А любые родители мечтают гордиться своими детьми. Легко попасть на внутришкольный учет трудных подростков, стать причиной вызова родителей в школу. «Легким кажется слово тому, кто его бросит, но тяжелым тому, в кого угодит», - говорил Бальтасар Грасиан. Школа, как и государство, не умеет благодарить, принимая нормальное поведение как должное. А если раздать в конце года «Благодарственные письма» родителям всех ребят? И каждое не по штампу, а за конкретное дело? А такое обязательно найдется. Это сделает приятное родителям, а значит и ребенку, потому что похвала родителей – самое меньшее, но самое ценное, что может порадовать ребенка. «Если вы считаете себя худшим, - таким вам и быть», - считает Ньюмен.
    Подводя итоги, хочу вернуться к моему любимому предмету – литературе. Главная беда моего поколения – неумение и нежелание читать. А зря, ведь главный интерес художественного познания человека – его нравственность, совесть, представления о добром и злом, о том, как он любит и как ненавидит, какими законами морали руководствуется в своих поступках. Именно литература формирует зачатки, азы нравственного поведения, когда человек выучивается читать (детская литература), а позже заставляет задуматься над вечными вопросами добра и зла, так называемыми, нравственными конфликтами. Поэтому закончить хочу, обращаясь к своему поколению, строками стихотворения Леонида Мартынова:
    Скажи:
    Какой ты след оставишь?
    След,
    Чтобы вытерли паркет
    И посмотрели косо вслед
    Или
    Незримый прочный след
    В чужой душе на много лет?!
    Категория: Сочинения | Добавил: Золушка (16.01.2015) | Автор: Каюмов Ильдар E
    Просмотров: 535 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]