Пятница
26.04.2024
11:16
Категории раздела
Разработки учителей [173]
Сочинения учеников [7]
Вход на сайт

Поиск
Наш опрос
Какому источнику информации Вы доверяете?
Всего ответов: 435
Закладки
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Сайт учителей русского языка и литературы Казахстана
    Главная » Статьи » Русский язык в школе » Разработки учителей

    5 класс. Носов "Фантазеры"
    Урок по литературному чтению - 5 класс.

    Тип урока Урок-исследование
    Дидактическая цель Тема урока: Фантазии в литературе и в жизни. Н Носов «Фантазёры»
    Цели урока: познакомить с произведением Н.Носова «Фантазёры», научить проводить грань между выдумкой и ложью, проанали-зировать понятия «фантазия», «выдумка», «ложь», различать героя обманщика и героя-выдумщика, развивать речь, мышление,
    Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов – (формировать представление о фантазии, творческому мышлению, сравнению, анализу; совершенствовать исследовательские навыки, умение составлять сочи-нять небылицы).
    Воспитательная: воспитывать интерес к литературным произведениям.
    Планируемые
    результаты Планирумые результаты учащиеся должны научиться оценивать поступки героев; определять тему и выделять главную мысль (с помощью учителя); анализировать смысл названия произведения; различать жанры произведений; находить в тексте доказательства отражения мыслей и чувств автора.
    Личностные УУД:
    - Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
    Метапредметные:
    - Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей
    (Регулятивные УУД).
    - Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в группе, формулировать соб-ственное мнение и позицию
    (Коммуникативные УУД).
    - Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебники разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, получен-ную на уроке. (Познавательные УУД).
    Предметные:
    - Уметь находить слова из толкового словаря
    - Уметь различать героя обманщика и героя -выдумщика
    Организация
    пространства Фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа

    Ход урока
    Этап урока и его цели Деятельность
    учащихся Деятельность
    учителя Содержание урока
    Планируемые
    результаты
    I этап. Мотевиро-вание к учебной деятельности
    Цель: вхождение учащегося в про-странство учебной деятельности Проверяют го-товность рабочего места. Приветствуют учителя, гостей. настраиваются на работу Организует и настраивает де-тей на совмест-ную работу.

    Добрый день, садитесь. Давайте проверим вашу готовность к уроку:
    Руки? – На месте!
    Ноги? – На месте!
    Локти? – У края!
    Спинка? – Прямая.
    -С каким настроением пришёл ты сегодня?
    (карточки «Моё настроение»: снежное, приятное, грустное и т.д.) Оформлять свои мыс-ли в устной форме
    (Коммуникативные УУД)

    II. Актуализация и фиксирование индивидуально-го затруднения в пробном дей-ствии.
    (2 минуты)
    Цели:
    - организовать актуализацию знаний;
    - организовать выполнение учащимися учебного дей-ствия; Высказывают своё предполо-жение, расска-зывают .

    Я сам найду
    способ!
    Организует со-ставление сов-местного плана действий.

    Предлагает об-суждение воз-никновения по-нятий.

    Проверка домашнего задания
    «Мое фантастическое животное» и рассказ детей о них.
    Актуализируются требования к ученику со стороны учебной деятельности
    («надо»)
    Устанавливаются тематические рамки ( «могу»)
    Создаются условия для возникновения у ученика внутренней потребности вклю-чения в учебную деятельность ( «хочу»)

    Постановка проблемы: Что я не знаю?
    Наш план действий: (1 слайд)
    1. Сами найдём способ .
    2. Сопоставим свои предположения с учебником.
    3. Выполним. Выскажи свое мнение.
    Оформлять свои мыс-ли в устной форме
    (Коммуникативные УУД)

    III. Выявления места и причины затруднения
    (2 мин)
    Цели:
    - организовать выявление учащимися места и причины затруднения
    Предлагает об-суждение воз-никновения по-нятий.

    Ребята, у меня на голове шляпа. Чья это шляпка? Какой герой любил носить эту шляпку? Отгадайте загадку, к кому мы отправимся в гости?
    Он не знает ничего.
    Все вы знаете его.
    Мне ответьте без утайки
    Как зовут его ….. (Незнайка)
    Маша и Миша отправились в гости к Незнайке. И мы тоже отправимся к гости к Незнайке. Вспомните, первом классе мы прочитали рассказ про Незнайку.
    - Незнайка сочинял стихи.
    -Получились ли стихи у Незнайки? Давайте вспомним.
    Знайка шёл гулять на речку,
    Перепрыгнул через овечку.
    Торопыжка был голодный,
    Проглатил утюг холодный.
    -Незнайка сочинял стихи про своих друзей. Они обиделись и сказали, что он всякую неправду сочиняет.
    -Почему можно фантазировать про себя самого и нельзя - про своих друзей?
    Потому что никогда не знаешь, что покажется обидным окружающим тебя людям
    -Каков, по-вашему, Незнайка?
    Рассмотрите иллюстрации. Кого вы видите? Маша и Миша в Солнечном городе, в гостях у Незнайки.
    -Чему учила Мальвина Незнайку?
    -Книгу какого автора предложила Мальвина? (Н.Носова )
    -Вам знаком этот писатель? Оформлять свои мыс-ли в устной форме
    (Коммуникативные УУД)

    IV.Постановка проблемы.
    ( 3 минуты)
    Цели:
    - сформировать представления детей о понятии «фантазия» Обсуждают совместно с учи-телем особенно-сти понятий.
    Проговаривают ответы (о фанта-зии, выдумке, воображении) Предлагает об-суждение воз-никновения по-нятий. Я –небесный верхолаз, я по небу лазаю
    А потом оттуда – раз, опускаюсь на землю.
    Ты не веришь? Ну и что ж…
    Все равно это не ложь, а моя фантазия.
    -Вы догадались, о чем мы будем говорить на уроке?
    (о фантазии, выдумке, воображении) 2 слайд
    - Послушайте одну историю.
    Миша был фантазёром. Он считал себя художником. Однажды он показал Маше свою картину .На ней ничего не было. Но Миша сказал: « На картине ты видишь зелёную траву». Маша закричала «Где же трава? Я не вижу травы». Миша сказал «Траву съела корова», « А где же корова? Я не вижу коровы» . Миша сказал. «Корова съела траву и ушла в другую картину»
    - Я Вас приглашаю в страну фантазии. Умение ориентиро-ваться в окружающем мире используя жиз-ненный опыт и име-ющуюся информацию.
    (Познавательные УУД).

    V. Работа по но-вой теме
    (8 мин)

    Цель: познако-мить с произве-дением Н.Носова «Фантазёры», научить прово-дить грань между выдумкой и
    ложью, Работа с рисун-ками.
    Портретом писа-теля

    Дети называют прочитанные книги Н .Носова

    Из толкового словаря находят слова фантазё-ры, фантазиро-вать, фантазия Включает уча-щихся в работу через игровую деятельность.

    Устраивает вы-ставку книг Н.Носова
    Николай Николаевич Носов родился в 1908 году в городе Киеве. В школьные го-ды он увлекался музыкой, театром, шахматами, электротехникой, фотографией. После окончания института Николай Носов работал режиссёром, снимал мульт-фильмы. Он был отзывчивым, добрым, очень честным человеком. (3 слайд)
    Николай Носов не сразу стал писателем. Первые рассказы сочинял для своего сына. Носов писал для детей и о детях. В своих рассказах очень просто, доступно сообщает что-нибудь интересное и полезное, легко, с юмором рассказывает о человеческих достоинствах и недостатках. (3,4 слайд)
    -О ком и для кого писал Носов? Какие у него рассказы?
    -«Приключения Незнайки и его друзей»
    Сегодня мы познакомимся еще с одним рассказом Н.Носова –«Фантазёры». С вами наверняка случались самые разные истории: весёлые, грустные, страшные, забавные. Вам хотелось поделиться тем, что произошло, рассказать обо всем этом так увлекательно, чтобы вас внимательно слушали?
    -Давайте подумаем: кто же такие фантазёры?
    Фантазия- нечто надуманное, неправдоподопное, несбыточное, способность к творческому воображению.
    Уточните значение этого слова из толкового словаря подберите синонимы. (Вы-думка, затея).
    Фантазёры- люди, которые любят фантазировать, мечтать (5 слайд)
    Образуйте от слова фантазия однокоренной глагол. (Фантазировать) Фантазиро-вать – выдумать что-нибудь неправдоподопное, невозможное, ненужное.
    -Как называют человека, который любит фантазировать? (Фантазёр) Фантазёры- люди, которые любят фантазировать, мечтать
    Сейчас мы и узнаем, какие фантазёры были в рассказе Н.Носова
    -Почему Н.Носов назвал своих героев фантазёрами? Уметь правильно определить ответ по описанию .
    (Познавательные УУД).

    VI. Первичное закрепление с проговаривани-ем во внешней речи. ( 10 минут)
    Цель: организо-вать усвоение детьми нового способа действий при решении дан-ного класса задач с их проговарива-нием во внешней речи. -придумывали интересные, смешные исто-рии

    Чтение по цы-почке Учитель читает первый абзац рассказа Прочитаем рассказ по цепочке и выясним какие фантазии рождались у героев?
    Ребята слушайте, и подумайте ответить на вопрос.
    -Кто же герои? Что вы можете о них сказать?
    -Какая выдумка кажется тебе самой интересной?
    -Говорить неправду и фантазировать –это одно и то же?
    Оформлять свои мыс-ли в устной форме
    (Коммуникативные УУД)

    VII.
    Физкультминутка
    (1 мин) На доске рису-нок с изображе-нием Незнайки Встал Незнайка, потянулся,
    Раз - нагнулся, два –нагнулся.
    Три –присел, посидел. Встал.
    Руки в стороны развел
    И тихонько сел за стол. (6 слайд)
    VIII . Самостоя-тельная работа с самопроверкой по эталону.
    (8-9 мин)
    Цели:
    - организовать постановку цели урока; умение читать по ролям
    Проговаривают следующий шаг учебной дея-тельности.

    С помощью учи-теля ставят цель
    Составляют и проговаривают план действий с помощью учите-ля.
    Ученики строят план достиже-ния цели.
    Организует уточнение сле-дующего шага учебной дея-тельности.

    - Какая была цель ?
    -Определить, чем отличается неправда от фантазии?
    - Кто нам поможет? ( Наши герои Мишутка и Стасик. Игорь)
    -Прочитайте, что придумывал Миша, а что Стасик.
    Читают по ролям.
    (Читают до слов: - На ракете. На чём ещё на Луну летают? Будто не знаешь сам!)
    -Кто, по-вашему, лучший сочинитель? Почему?
    - Какой ещё глагол в тексте вам встретился, для обозначения того, что делали ребята? (Врать). Как называют человека, который врёт? (Врун).
    Почему рассказ называется «Фантазёры», а не «Вруны»?
    (Мальчики придумывали ради собственного удовольствия, они никому не делали плохо.)
    -Чем отличается врун от фантазёра?
    (Врун – это лгун, который говорит неправду с выгодой для себя. Фантазёр – выдумщик, который получает удовольствие от самого процесса сочинения.)
    -Получали ли мальчики удовольствие от фантазий друг друга?
    - Что в этой истории правда?
    (Встреча с акулой в море и ёё нападение могли произойти в реальной жизни)
    -Что в этой истории неправдоподобно?
    (Что Мишка ходил без головы и что у него выросла другая.)
    - Как развивались события дальше?
    (Тут пришёл соседский Игорь…)
    - Что сказал ребятам Игорь?
    -Что ответили ребята?
    -Какое новое слово появилось для обозначения того, что делают мальчики?
    (Обманывать.) Что значит обманывать? Как называют человека, который обманывает? (Обманщик.)
    - Игорь считает, что ребята врут, а они считают, что выдумывают. С кем вы со-гласны?
    - Почему Стасик и Миша обрадовались, когда Игорь решил сочинить историю?
    - Как Игорь придумывал? Прочитайте. («Сейчас…»)
    - Зачем автор использует такие слова, как гм, кхм?
    - Смог ли Игорь сочинить интересную историю? Почему?
    - Трудно ли сочинять? Приходилось ли вам сочинять?
    - Прочитайте отрывок о том, как Игорь поступил с Ирой. Как ребята отнеслись к поступку Игоря?
    - Как вы относитесь к поступку мальчика?
    - Почему ребята не захотели сидеть с Игорем? А что бы сделали вы?
    - Как вы понимаете значение слова брехун?
    - Подумайте, какое родственное слово можно подобрать? (Брехать.) Часто ли мы используем в речи это слово? Каким синонимом его можно заменить?
    (Обманывает, врёт.)
    - Зачем используется такое грубое слово?
    - Что произошло, когда Игорь ушёл? (Ребята купили мороженое.)
    - Кого встретили мальчики?
    - Какое настроение было у Иры? Какие слова помогли вам это понять?
    - Почему плакала Ира? ( Игорь наговорил на Иру, оклеветал, свалил на неё вину.)
    - Как ребята утешали Иру? Прочитайте.
    -Как вы считаете, в этом эпизоде Стасик врёт или фантазирует?
    - Зачем он это делает?
    - А как бы вы посочувствовали девочке?
    - Давайте сделаем вывод, чем врун отличается от фантазёра.
    - Как вы считаете, удалось ли Мише и Стасику утешить Иру? Какие слова в тексте подтверждают это? (Засмеялась Ира.)
    -С кем из ребят вы хотели бы дружить? Уметь определять и формулировать цель с помощью учителя; определить способы исследования
    (Регулятивные УУД)

    Добывать новые зна-ния: находить ответы на вопросы, используя учебник,
    свой жизненный опыт и информацию, полу-ченную в разных ис-точниках
    (Познавательные УУД).

    IX. Включение в систему знаний и повторение.
    ( 3-4 минут)
    Цель:
    выявить границы применимости нового знания;
    повторить учеб-ное содержание, необходимое для обеспечения со-держательной непрерывности.
    Выполняют за-дание на листоч-ках.
    .

    Организует и контролирует работу детей
    Работа в группах и парах.
    Ученики получают карточки с заданием:
    - Какие из словосочетаний, характерны для фантазёров, а какие - для врунов.
    Карточка для первой группы (работаем парами)
    Придумывать ради собственного удовольствия;
    Хочет обмануть кого-то с выгодой для себя;
    Хочет сочинить интересную историю;
    Сочиняет истории для того, чтобы их читали другие;
    Обманывает, чтобы получить какую-то пользу;
    Придумывает для того, чтобы другие получали удовольствие.
    Карточка для 2 группы тоже работают парами.
    -Поделите слова на две группы и объясните свое решение
    Фантазировать, обманывать, выдумывать, сочинять, изобретать, лгать, врать
    Вопросы учителя, если учащийся допустил ошибку:
    - Где у тебя ошибка?
    - В чем ты видишь причину?
    - Какой ты видишь выход?
    Рифмовка: Ошибок не пугайся,
    С ошибками справляйся!
    Вывод: фантазёры сочиняют ради собственного удовольствия или для того, чтобы получали удовольствие другие люди. Учиться работать в парах, формулировать собственное мнение и позицию; совместно договариваться о пра-вилах общения и сле-довать им
    (Коммуникативные УУД).
    X.Домашнее зада-ние
    (1 мин) Обсуждают и записывают домашнее за-дание. 1 в.Пересказать содержание Н Носова «Фантазёры»
    2в. Сочинять фантастические истории.
    XI. Рефлексия учебной дея-тельности на уроке (итог).
    ( 2 – 4 минуты)
    Цель:
    провести рефлек-сивный анализ учебной деятель-ности с точки зрения выполне-ния требований, известных уча-щимся; оценить соб-ственную дея-тельность на уроке;
    Ребята. обманывать и выдумывать – это одно и тоже?
    -Почему рассказ называется «Фантазёры», а не «Вруны» или Обманщики»
    (Героями рассказа являются Мишутка и Стасик, они и есть фантазёры-безобидные выдумщики. А Игорь- обманщик. Он вызывает только осуждение и гнев)
    -Чему хотел научить вас Н.Носов своим рассказом? В чём главная мысль?
    (С человеком который умеет фантазировать, всегда интересно. Фантазии безобидны, они приносят радость и удовольствие, дарят хорошее настроение. Но когда человек, сочиняя и придумывая, обманывает и пользуется слабостью других – это нечестно и вызывает осуждение.)
    -В чем же секрет творчества писателя?
    ( У него развиты фантазия и воображение)
    К какому жанру можно отнести это приозведение? Выбирайте нужный ответ.
    стихотворение
    сказка
    рассказ
    Вот и ребята подошло к концу наше путешествие, но пока мы не скажем Н.Носову «Прощай!»
    - Ребята, что вы нового узнали сегодня на уроке (Ответы детей)
    - Оцените свою работу на уроке. (Ответы детей)
    - Мне очень понравилась ваша работа на уроке. Молодцы! Оформлять свои мыс-ли в устной форме
    (Коммуникативные УУД)
    Категория: Разработки учителей | Добавил: Толкын (24.03.2015) | Автор: Саймова Толкын Сартаевна E
    Просмотров: 2123 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 1.0/1
    Всего комментариев: 1
    1 DoldaevaN  
    0
    Толкын , содержательный  урок. В нем много хорошего поучительного момента, которое помогает учащимся оценить себя

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]