Среда
24.04.2024
05:48
Категории раздела
Разработки учителей [173]
Сочинения учеников [7]
Вход на сайт

Поиск
Наш опрос
Какому источнику информации Вы доверяете?
Всего ответов: 435
Закладки
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Сайт учителей русского языка и литературы Казахстана
    Главная » Статьи » Русский язык в школе » Разработки учителей

    Аудирование. 5 – 6 класс
    Вместо предисловия…

    Аудирование на уроках русского языка в современной школе стало не только одной из форм реализации коммуникативных умений учащихся в практической работе урока, но и формой знакомства с отрывками изученных на уроках литературы художественных произведений.
    Предложенные тексты рассчитаны на работу с учащимися 5 – 6 классов. Они ориентированные на познавательный интерес учащихся, помогают им проникнуть в мир детской литературы. У ребят данного возраста интерес вызывают необычные, сказочные сюжеты. А если ещё предложенный текст расскажет о знакомых литературных персонажах?! Это и было учтено при подборе текстов в данной работе.
    К каждому из данных текстов составлены тестовые вопросы для проверки понимания прослушанного (аудирование) или прочитанного (чтение молча). Тексты предназначены как для проведения итогового контроля проверки умений учащихся слушать, понимать прослушанное, читать незнакомый текст и понимать его с одного прочтения, так и для развития навыков речевой деятельности на одном из этапов рабочего урока. Они соответствуют по объему нормам, определенным в «Критериях оценивания учебных достижений учащихся по русскому языку для 5 – 11 классов школ с русским языком обучения».

    Аудирование

    ☼ 1. Виктор Михайлович Васнецов, конечно, никогда не видел богатырей. Они жили на свете намного раньше художника. Но он слушал, что поет и рассказывает про богатырей народ, - и представил их себе, вообразил их.
    И теперь для нас богатыри именно такие, как на картине Васнецова.
    И все же художники не раз изображали их.
    Все мы любим, помним наши сказки и, когда слушаем их, будто видим перед собой, как своих давних знакомых, и смелого Ивана Царевича, и веселого Емелю, и Василису Премудрую, и Марью Моревну, и даже Бабу Ягу или Кощея.
    Художник Виктор Михайлович Васнецов говорил, что в сказках живет мечта народа о счастье.
    Люди всегда мечтали, чтобы Добро всегда торжествовало над Злом, Правда взяла верх над Неправдой, чтобы друзья были вместе и выручали друг друга. Поэтому в сказках, даже страшных и печальных побеждает Добро, Правда, Дружба, Любовь.
    Спит заколдованная злой волшебницей Спящая Царевна, а вокруг нее – сонное царство. Спит старуха нянька, а на коленях у нее спит кошка. Спит стражник в железном шлеме и шут в красном кафтане и оранжевом колпаке. Спят девушки-служанки. Спит гусляр с гуслями. Спит бурый медведь, рыжая лиса, серый заяц. Спят разноцветные попугаи, сизые голуби, белые лебеди в пруду. Спят павлины на деревьях. И сами деревья спят. И цветы – красные и розовые маки.
    Явится добрый молодец, разбудит Царевну от колдовского сна. И вместе с ней оживет, проснется – люди, звери, деревья, цветы…
    Через глухой лес на Сером Волке везет свою любимую Елену Прекрасную храбрый Иван Царевич. С тревогой прислушивается он – не спешит ли за ними погоня. Елена Прекрасная прижалась к милому доверчиво и печально: путь долгий и много опасностей на пути. Но Серый Волк, верный друг Ивана Царевича, поможет ему во всякой беде. И любовь Ивана Царевича и Елены Прекрасной одолеет все беды и опасности, потому что у них любовь настоящая, верная.
    А на этой картине Васнецова – ковер-самолет.
    Высоко поднялся Иванушка на волшебном ковре. Летит над полями, над морями, над лесами. Вокруг видно далеко.
    Когда человек мечтает, он словно поднимается ввысь на ковре – самолете. Он хочет быть правдивым, умным, сильным, храбрым, умелым. Он хочет делать людям добро. Совершать подвиги. Он хочет жить так, чтобы скорей наступила на всей земле счастливая жизнь.
    Когда человек мечтает – он далеко видит. /365 слов/
    В. Порудоминский. «Счастливые встречи»
    ♦ Тестовые вопросы к тексту:
    1. В.М. Васнецов говорил, что в сказках живет …
    а) мечта народа о богатой жизни;
    б) мечта народа о счастье;
    в) злая сила, способная разрушить мечты.
    2. Кого изобразил спящими в сонном царстве художник В.М.Васнецов:
    а) спящую царевну, стражника в железном шлеме, девушек-служанок;
    б) спящую царевну, злую волшебницу, даже Бабу Ягу;
    в) девушек-служанок, Василису Премудрую, Кощея Бессмертного.
    3. Каким изображен Серый Волк на полотне художника:
    а) злым, коварным зверем;
    б) верным другом Ивана Царевича;
    в) сказочным, добрым, незаметным героем.
    4. В каких словосочетаниях слово «спит» употреблено в переносном значении:
    а) спит бурый медведь;
    б) спит гусляр с гуслярами;
    в) сами деревья спят.
    5. Каким хочет быть мечтающий человек:
    а) сильным, храбрым, напористым;
    б) умным, безрассудным, стремительным;
    в) правдивым, умным, храбрым.
    6. Сделайте вывод словами текста: «Когда человек мечтает, он …»
    а) далеко видит;
    б) забывает о настоящем;
    в) много узнает нового.

    ☼ 2. Маленькие домики на крышах всегда очень уютны, а домик Карлсона – особенно. Представьте себе зеленые ставенки и крохотное крылечко, на котором так приятно сидеть по вечерам и глядеть на звезды, а днем пить сок и грызть пряники, конечно, если они есть. Ночью на этом крылечке можно спать, если в домике слишком жарко. А утром, когда проснешься, любоваться, как солнце встает над крышами домов где-то за Остермальмом.
    Да, это в самом деле очень уютный домик, и он так удачно примостился за выступом, что обнаружить его трудно. Конечно, если просто так бродишь по крышам, а не ищешь привидений за дымовыми трубами. Но ведь этим никто не занимается.
    - Здесь, наверху, всё ни на что не похоже, - сказал Малыш, когда Карлсон приземлился с ним на крылечке своего дома.
    - Да, к счастью, - ответил Карлсон.
    Малыш посмотрел вокруг.
    - Куда ни глянь, крыши! – воскликнул он.
    - Несколько километров крыш, где можно гулять и проказничать.
    - Мы тоже будем проказничать? Ну, хот немножко, а? – в восторге спросил Малыш.
    Он вспомнил, как захватывающе интересно было на крыше в тот раз, когда они проказничали там вместе с Карлсоном.
    Но Карлсон строго посмотрел на него:
    - Понятно, лишь бы увильнуть от уборки, да? Я работаю на тебя как каторжный, выбиваюсь из сил, чтобы хоть немного прибрать свой хлев, а ты потом предлагаешь гулять и проказничать. Ловко ты это придумал, ничего не скажешь!
    Но Малыш ровным счетом ничего не придумывал.
    - Я охотно тебе помогу и тоже буду убирать, если нужно.
    - То-то, - сказал Карлсон и отпер двери.
    - Не беспокойся, пожалуйста, - повторил Малыш, - конечно, я помогу, если нужно…
    Малыш вошел в дом к лучшему в мире Карлсону и замер. Он долго стоял молча, и глаза его всё расширялись.
    - Да, это нужно, - вымолвил он наконец.
    В домике Карлсона была только одна комната. Там стоял верстак, вещь незаменимая, - и строгать на нем можно, и есть, а главное, вываливать на него что попало. Стоял диванчик, чтобы спать, прыгать и кидать туда все барахло. Два стула, чтобы сидеть, класть всякую всячину и влезать на них, когда нужно засунуть что-нибудь на верхнюю полку шкафа, Впрочем, обычно это не удавалось, потому что шкаф был до отказа забит тем, что уже не могло валяться просто на полу или висеть на гвоздях вдоль стен: ведь весь пол был заставлен, а стены завешаны несметным количеством вещей! У Карлсона в комнате был камин, и в нём таганок, на котором он готовил еду. Каминная полка тоже была заставлена самыми разными предметами. А вот с потолка почти ничего не свисало: только коловорот, да ещё кошёлка с орехами, и пакет пистонов, и клещи, и пара башмаков, и рубанок, и ночная рубашка Карлсона, и губка для мытья посуды, и кочерга, и небольшой саквояж, и мешок сушеных вишен, - а больше ничего.
    Малыш долго молча стоял у порога и растерянно всё разглядывал.
    - Что, прикусил язык? Да, тут есть на что посмотреть, не чета твоей комнате – у тебя там, внизу, настоящая пустыня.
    - Это правда, твоя на пустыню не похожа, - согласился Малыш. – Я понимаю, что ты хочешь убрать свой дом. /486 слов/
    Астрид Линдгрен. «Малыш и Карлсон»
    ♦ Тестовые вопросы к тексту:
    1. Какое впечатление произвел на Малыша вид сверху, с крыши дома:
    а) здесь, наверху, всё ни на что не похоже;
    б) Малышу стало страшно;
    в) наверху было всё так же обычно, как и внизу.
    2. Чем Карлсон предложил заниматься Малышу у себя дома:
    а) проказничать и гулять по крышам;
    б) убрать в домике;
    в) почитать книгу.
    3. Какая вещь в домке Карлсона была незаменимой:
    а) верстак;
    б) диванчик;
    в) шкаф.
    4. Чем был наполнен шкаф Карлсона:
    а) очень нужными вещами;
    б) ничем, стоял пустым;
    в) тем, что уже не могло валяться просто на полу или висеть на гвоздях вдоль стен.
    5. С чем Карлсон сравнивал комнату Малыша:
    а) с палубой корабля;
    б) с пустыней;
    в) со своей собственной комнатой.
    6. Какими чувствами наполняется повествование о Малыше и Карлсоне благодаря словам: домик, присмостился, ставеньки, всякая всячина, диванчик, увильнуть:
    а) добрыми, радостными;
    б) злыми, угрюмыми;
    в) полным равнодушием к героям.

    ☼ 3. – Бедный Карлсон, который живет на крыше, - сказала мама. – Теперь начнется на него охота.
    Малыш и испугался, и рассердился, и огорчился.
    - Почему Карлсона не могут оставить в покое! – закричал он. – Он ведь не делает ничего плохого. Живёт себе в своём домике на крыше и летает взад-вперёд. Разве Карлсон в чем-то виноват?
    - Нет, - сказал папа, - Карлсон ни в чём ни виноват. Только он… как бы это сказать… ну, несколько необычен, что ли…
    Да, что и говорить, Карлсон несколько необычен, с этим малыш был вынужден согласиться. Разве обычно, когда в домике на крыше живёт маленький толстенький человечек да ещё с пропеллером на спине и с кнопкой на животе?
    А ведь Карлсон был как раз таким человечком. И он был лучшим другом Малыша. Да, именно Карлсон, а не Кристер и Гунилла, которых Малыш тоже очень любил и с которыми играл, когда Карлсон вдруг исчезал куда-нибудь или просто был занят.
    Карлсон уверял, что Кристер и Гунилла не идут с ним ни в какое сравнение, и всякий раз сердился, когда Малыш о них заговаривал.
    - Ставить этих карапузов на одну доску со мной! – возмущался Карлсон. – Со мной, таким красивым и в меру упитанным мужчиной в самом расцвете сил! Многим ли глупым мальчишкам посчастливилось иметь такого лучшего друга, как я? Ну, отвечай!
    - Нет, нет, только мне одному, - говорил Малыш, и всякий раз сердце его замирало от радости. Как ему повезло, что Карлсон поселился на крыше именно его дома! Ведь в Вазастане полно таких вот старых, некрасивых домов, как тот, в котором жила семья Свантесонов! Какая удача, что Карлсон случайно оказался на его крыше, а не на какой-нибудь другой!
    Правда, мама и папа Малыша сперва вовсе не были в восторге от того, что в доме появился Карлсон. И Боссе и Бетан поначалу его тоже невзлюбили. Вся семья - за исключением Малыша, конечно, - считала, что Карлсон – самый вздорный, самый дерзкий, самый несносный озорник, какой только бывает на свете. Но постепенно все к нему привыкли. Теперь Карлсон, пожалуй, им даже нравился, а главное, они понимали, что он необходим Малышу. Ведь Боссе и Бетан были гораздо старше его, поэтому Малыш никак не мог обойтись без лучшего друга. И хотя у него была собака – изумительный щенок Бимбо, - Карлсон ему был совершенно необходим.
    - Я думаю, что и Карлсон не может обойтись без Малыша, - сказала мама.
    Но с самого начала мама и папа решили никому не говорить о существовании Карлсона. Они прекрасно понимали, что будет твориться в их доме, если о Карлсоне узнают на телевидении, а газеты и журналы захотят печатать о нём статьи, скажем, под заголовком: «Карлсон у себя дома». /405 слов/
    Астрид Линдгрен. «Малыш и Карлсон»
    ♦ Тестовые вопросы к тексту:
    1. Почему мама Малыша назвала Карлсона бедным:
    а) потому что Карлсон живёт на крыше;
    б) так как Карлсон один-одинёшенек на свете;
    в) остался безучастным к происшедшим событиям.
    2. Какую характеристику дал Карлсону папа Малыша:
    а) самый лучший человечек на свете;
    б) Карлсон несколько необычен;
    в) забавное, но бесполезное существо.
    3. А как выглядел Карлсон на самом деле:
    а) несчастным, обиженным;
    б) маленьким толстеньким человечком с пропеллером на стене и с кнопкой на животе;
    в) веселым, бесшабашным ребенком.
    4. Как воспринимал Малыш появление Карлсона на крыше дома, где жила семья Свантесонов:
    а) с негодованием;
    б) не мог определить свои чувства;
    в) как большую удачу.
    5. Что о взаимоотношениях Малыша и Карлсона поняли родители мальчика:
    а) Карлсон необходим Малышу;
    б) Малыш не нуждается в таком друге;
    в) Карлсон использует Малыша в корыстных целях.
    6. Почему родители Малыша решили никому не говорить о существовании Карлсона:
    а) потому что не верили в его существование;
    б) чтобы его не преследовали ни газеты и журналы, ни телевидение;
    в) боялись за жизнь Малыша.

    ☼ 4. – Но как же вы вернете меня в Канзас, сударыня, - спросила девочка.
    - Серебряные башмачки перенесут тебя через леса и горы, - ответила волшебница. – Если бы ты знала их чудесную силу, ты вернулась бы домой в тот же день, когда твой домик раздавил злую Гингему.
    - Но ведь тогда я не получил бы моих удивительных мозгов! – воскликнул Страшила. – Я до сих пор пугал бы ворон на фермерском поле.
    - А я не получил бы моего любящего сердца, - сказал Железный Дровосек. – Я стоял бы в лесу и ржавел, пока не рассыпался бы в прах!
    - А я до сих пор оставался бы трусом, - проревел Лев, - я, конечно, не сделался бы царём зверей!
    - Всё это правда, - ответила Элли, - и я ничуть не жалею, что мне так долго пришлось прожить в стране Гудвина. Я только слабая, маленькая девочка, но я любила вас и всегда старалась помочь вам, мои милые друзья! Теперь же, когда исполнились ваши заветные желания, я должна вернуться домой, как было написано в волшебной книге Виллины.
    - Нам больно и грустно расставаться с тобой, Элли, - сказали Страшила, Дровосек и Лев, - но мы благословляем ту минуту, когда ураган забросил тебя в Волшебную страну. Ты научила нас самому лучшему, что есть на свете – дружбе!..
    Стелла улыбнулась девочке. Элли обняла за шею большого Смелого Льва и нежно перебирала его густую косматую гриву. Она целовала Железного дровосека, и тот горько плакал, забыв о своих челюстях. Она гладила мягкого, набитого соломой Страшилу и целовала его милое, добродушное, разрисованное лицо…
    - Серебряные башмачки обладают чудесными свойствами, - сказала Стелла, - но самое удивительное их свойство в том, что они за три шага перенесут тебя хоть на край света. Надо только стукнуть каблуком о каблук и назвать место…
    - Так пусть же они перенесут меня в Канзас!
    Но, когда Элли подумала, что навсегда расстаётся со своими верными друзьями, с которыми ей так много пришлось пережить вместе, которых она столько раз спасала и которые, в свою очередь, самоотверженно спасали её, сердце её сжалось от горя, и она громко зарыдала.
    Стелла сошла с трона, нежно обняла Элли и поцеловала её на прощание.
    - Пора, дитя моё! – ласково сказала она. – Расставаться тяжело, но час свидания сладок. Вспомни, что сейчас та будешь дома и обнимешь своих родителей. Прощай, не забывай нас!
    - Прощай, прощай, Элли! – воскликнули друзья.
    Элли схватила Тотошку, стукнула каблуком о каблук и крикнула башмачкам:
    - Несите меня в Канзас, к папе и маме!
    Неистовый вихрь закружил Элли, всё слилось перед её глазами, солнце заискрилось на небе огненной дугой, и прежде чем девочка успела испугаться, она опустилась на землю так внезапно, что перевернулась несколько раз и выпустила Тотошку из рук… /418 слов/
    А. Волков. «Волшебник Изумрудного города»
    ♦ Тестовые вопросы к тексту:
    1. Почему Элли не жалела, что ей так долго пришлось прожить в стране Гудвина:
    а) ей удалось помочь своим друзьям: Страшиле, Железному Дровосеку, Льву;
    б) у неё были каникулы;
    в) она сама научилась волшебству.
    2. Чему самому лучшему научила Элли Страшилу, Железного Дровосека, Льва во время пребывания в волшебной стране:
    а) храбрости;
    б) ответственности;
    в) дружбе.
    3. Как утешила волшебница Стелла Элли перед расставанием:
    а) пообещала подарить на память волшебные башмачки;
    б) вспомни, что сейчас ты будешь дома и обнимешь своих родителей;
    в) обещанием новых встреч со Страшилой, Железным Дровосеком и Львом.
    4. В чем заключалось самое удивительное свойство серебряных башмачков, надетых на девочку:
    а) в способности перенести их хозяйку на край света всего лишь за три шага;
    б) в умении шагать самостоятельно в нужном направлении;
    в) в сверкании драгоценностями ярче солнца.
    5. Какие чувства при расставании испытывали друзья;
    а) боль и грусть;
    б) счастье и радость;
    в) смущение и благодарность.
    6. Что для героев «Волшебного города» оказалось главным:
    а) исполнение их заветных желаний;
    б) разоблачение Гудвина;
    в) умение дружить, приходить на помощь друг другу.

    ☼ 5. Трудная роль маленькой актрисы
    Да, это была она!
    Но чёрт возьми, откуда же она взялась? Какие там чудеса? Доктор Гаспар прекрасно знал, что чудес не бывает. Это, решил он, просто обман. Кукла была живая, и, когда он имел неосторожность заснуть в экипаже, она удрала, как непослушная девочка.
    - Нечего так улыбаться! Ваша заискивающая улыбка не уменьшает вашей вины, - сказал он строго. – Как видите, судьба вас наказала. Совершенно случайно я вас нашел там, где найти вас казалось невозможным.
    Кукла вытаращила глаза. Потом она замигала, как маленький кролик, и растерянно посмотрела в сторону клоуна Августа. Тот вздохнул.
    - Кто вы такая, отвечайте прямо!
    Доктор придал своему голосу возможную суровость. Но кукла выглядела так очаровательно, что сердиться было очень трудно.
    - Вот видите, - сказала она, - вы меня забыли. Я Суок.
    - Су–ок… - повторил доктор. – Но ведь вы кукла наследника Тутти!
    - Какая там кукла! Я обыкновенная девочка…
    - Что?.. Вы притворяетесь!
    Кукла вышла из-за перегородки. Лампа прямо освещала её. Она улыбалась, наклонив набок растрёпанную головку. Волосы у неё были такого цвета, как перья маленьких серых птичек.
    Мохнатый зверёк в клетке смотрел на неё очень внимательно.
    Доктор Гаспар был в полном недоумении. Через некоторое время читатель узнает весь секрет. Но сейчас мы хотим предупредить читателей об одном очень важном обстоятельстве, которое ускользнуло от внимательного взгляда доктора Гаспара Арнери. Человек в минуты волнения не замечает таких обстоятельств, которые, как говорят взрослые, бьют в глаза.
    И вот это обстоятельство: теперь, в балаганчике, у куклы был совершенно иной вид.
    Серые глаза её весело блестели. Сейчас она казалась серьёзной и внимательной, но от её печали не осталось и следа. Напротив, вы бы сказали, что это шалунья, притворяющаяся скромницей.
    Затем дальше. Куда же девалось её прежнее великолепное платье, весь этот розовый шёлк, золотые розы, кружева, блёстки, сказочный наряд, от которого каждая девочка могла бы походить если не на принцессу, то, во всяком случае, на ёлочную игрушку? Теперь, представьте себе, кукла была одета более чем скромно. Блуза с синим матросским воротником, старенькие туфли, достаточно серые для того, чтобы не быть белыми. Туфли были надеты на босу ногу. Не думайте, что от этого простого наряда кукла стала некрасивой. Напротив, он был ей к лицу. Бывают такие замарашки: сперва не удостоишь их взглядом, а потом, присмотревшись внимательнее, видишь, что такая замарашка милей принцессы, тем более что принцессы превращаются в лягушек, или, наоборот, лягушки превращаются в принцесс.
    Но вот самое главное: вы помните, на груди у куклы наследника Тутти были страшные чёрные раны. А теперь они исчезли.
    Это была весёлая, здоровая кукла!
    Но доктор Гаспар ничего не заметил. /409 слов/
    Ю. Олеша. «Три толстяка»
    ♦ Тестовые вопросы к тексту:
    1. Чем был так потрясён доктор Гаспар:
    а) кукла была живая;
    б) чудес на свете не бывает;
    в) кукла исчезла навсегда.
    2. Почему доктору Гаспару было трудно сердиться на куклу:
    а) он онемел от негодования;
    б) кукла выглядела очаровательно;
    в) кукла выглядела несчастной, разбитой.
    в) был в мрачном настроении.
    3. На какое обстоятельство доктор Гаспар не обратил внимания:
    а) кукла была совершенно разбита;
    б) у куклы был совершенно иной вид;
    в) на дворе шёл проливной дождь.
    а) чёрными, мрачными тонами;
    б) под цвет глаз девочки – серыми;
    в) розовый шёлк, золотые розы, кружева, блёстки.
    4. Как теперь была одета «кукла»:
    а) блуза с синим матросским воротником, старенькие туфли;
    б) розовый шёлк, золотые розы, кружева, блёстки;
    в) воздушное платье, старенькие туфли.
    5. Какие сравнения использует автор, описывая Суок:
    а) бутон свежей утренней розы, колючие шипы;
    б) принцессы превращаются в лягушку, или, наоборот, лягушки превращаются в принцесс;
    в) неземная красота ангела, резвость овечки.
    6. Рассказывая о Суок из балаганчика, к какому ироничному выводу подводит нас автор:
    а) это была прелестная девочка;
    б) это была милая шалунья;
    в) это была веселая, здоровая кукла!

    ☼ 6. В одном тропическом лесу жил да был очень забавный зверёк. Звали его Чебуращка. Вернее, сначала его никак не звали, пока он жил в своём тропическом лесу. А назвали его Чебурашкой потом, когда он из леса уехал и встретился с людьми. Ведь это же люди дают зверям имена. Это они сказали слону, что он слон, жирафу – что он жираф, а зайцу – что он заяц.
    Но слон, если бы подумал, мог бы догадаться, что он слон. Ведь у него же очень простое имя! А каково зверю с таким сложным именем, как гиппопотам? Поди догадайся, что ты не ги-потам, не по-потам, а именно гип-по-по-там.
    Так вот и наш зверёк; он никогда не задумывался над тем, как его зовут, а просто жил себе да жил в далёком тропическом лесу
    Однажды он проснулся утром рано, заложил лапы за спину и отправился немного погулять и подышать свежим воздухом.
    Гулял он себе, гулял и вдруг около большого фруктового сада увидел несколько ящиков с апельсинами. Недолго думая, Чебурашка забрался в один из них и стал завтракать. Он съел целых два апельсина и так объелся, что ему трудно было передвигаться. Поэтому он прямо на фруктах и улёгся спать.
    Спал Чебурашка крепко, он, конечно, не слышал, как подошли рабочие и заколотили все ящики.
    После этого апельсины вместе с Чебурашкой погрузили на корабль и отправили в далёкое путешествие.
    Ящики долго плавали по морям и океанам и в конце концов оказались во фруктовом магазине очень большого города. Когда их открыли, в одном апельсинов почти не было, а был только толстый-претолстый Чебурашка.
    Продавцы вытащили Чебуращку из его каюты и посадили на стол. Но Чебурашка не мог сидеть на столе: он слишком много времени провёл в ящике, и у него затекли лапы. Он сидел, сидел, смотрел по сторонам, а потом взял да и чебурахнулся со стола на стул.
    Но и на стуле он долго не усидел – чебурахнулся снова. На пол.
    - Фу ты, Чебурашка какой! – сказал про него директор магазина. – Совсем не может сидеть на месте!
    Так наш зверёк и узнал, что его имя – Чебурашка.
    - Но как же мне с тобой поступить? – спросил директор. – Не продавать же тебя вместо апельсинов?
    - Не знаю, - ответил Чебурашка. – Как хотите, так и поступайте.
    Директору пришлось взять Чебурашку под мышку и отнести его в главный городской зоопарк.
    Но в зоопарк Чебурашку не приняли. Во-первых, зоопарк был переполнен. А во-вторых, Чебурашка оказался совершенно неизвестным науке зверем. Никто не знал, куда же его поместить: то ли к зайцам, то ли к тиграм, то ли вообще к морским черепахам.
    Тогда директор снова взял Чебурашку под мышку и пошёл к своему дальнему родственнику, тоже директору магазина. В этом магазине продавали уценённые товары.
    - Ну что же, - сказал директор номер два, - мне нравится этот зверь. Он похож на бракованную игрушку! Я возьму его к себе на работу . пойдёшь ко мне?
    - Пойду, - ответил Чебуращка. – А что мне надо делать?
    - Надо будет стоять в витрине и привлекать внимание прохожих. Понятно?
    - Понятно, - сказал зверёк, – а где я буду жить?
    - Жить?.. Да хотя бы вот здесь! – Директор показал Чебурашке старую телефонную будку, стоявшую у входа в магазин. – Это и будет твой дом!
    Так вот и остался Чебурашка работать в этом большом магазине и жить в этом маленьком домике. /517 слов/
    Э. Успенский. «Крокодил Гена и его друзья»
    ♦ Тестовые вопросы к тексту:
    1. Кто сказал слону, что он слон, жирафу – что он жираф, а зайцу – что он заяц:
    а) люди дают зверям имена;
    б) звери сами догадываются;
    в) сорока на хвосте приносит.
    2. Как автор описывает Чебурашку:
    а) очень забавный зверёк, хорошо известный окружающим;
    б) очень забавный зверёк, совершенно не известный науке;
    в) нелепый маленький медвежонок.
    3. Как попал герой во фруктовый магазин очень большого города:
    а) пришёл за покупками;
    б) свалился с крыши;
    в) был доставлен в ящике из-под апельсинов.
    4. Почему Чебурашку не приняли в городской зоопарк:
    а) испугались ответственности за зверька;
    б) Чебурашка оказался совершенно неизвестным науке зверем;
    в) зоопарк был закрыт на ремонт.
    5. Что стало маленьким домиком Чебурашки:
    а) старая телефонная будка;
    б) коробка из-под апельсинов;
    в) прилавок магазина.
    6. О чём рассказал отрывок из повести Успенского:
    а) о Чебурашке как неизвестном виде окружающего мира;
    б) об особенностях характера Чебурашки;
    в) о появлении зверька в очень большом городе.

    ☼ 7. – Вон, наверно, главный вход во дворец, - сказала Яло, показывая на решетчатые ворота.- Только нас с тобой во дворец все равно не пустят… Да я больше и не могу идти. Я сильно натерла ногу себе.
    - Какую? – спросила Оля.
    - Левую…
    - А я правую… Как удивительно!
    - Ничего удивительного нет, - проворчала Яло, - ведь я твое отражение. И должна тебе сказать, что отражать тебя не очень-то приятно.
    - Вот как?- рассердилась Оля.- В таком случае я тоже должна тебе кое-что сказать. Меня очень удивляет, что ты мое отражение, а нисколечко на меня не похожа!
    - Не похожа? Чем же это? Разве тем, что я левша и родинка у меня на левой щеке, а не на правой?
    - Не в родинке дело. Я заметила, что ты… не обижайся, пожалуйста, Яло… что ты труслива. Но это я простила бы тебе, если бы в твоем характере не было еще одной черты…
    - Скажите, пожалуйста, она бы простила мне! Ты говоришь со мной так, будто бы я у тебя в подчинении. Хоть я и твое отражение, не забывай, что я такая же девочка, как и ты. Интересно, какая это у меня еще неприятная черта?
    - Ты можешь оставить человека в беде, Яло. Неужели тебе не жалко Гурда?
    Яло промолчала.
    - Прости меня, Оля,- в смущении заговорила, наконец, Яло.- Я не понимаю, почему я такая… Мне очень хочется быть хорошей, но, как я ни стараюсь, у меня ничего не получается. Ты знаешь, о чем я даже думала? О том, что эти мои недостатки – это твои недостатки. Но теперь я вижу, что ты такая добрая. Тут, верно, какая-то ошибка.
    Оля почувствовала, как горячо стало ее щекам. «Бедная Яло,- подумала она,- никакой ошибки тут нет. Ты привыкла отражать мои недостатки и никак не можешь от них избавиться. Когда заболела одна девочка из нашего класса и мы пошли навестить ее, я всю дорогу ныла, что она живет очень далеко. Я думала не о больной подруге, а только о себе самой. Вот так же, как Яло теперь!» /317 слов/
    В. Губарев. «Королевство кривых зеркал»
    ♦ Тестовые вопросы к тексту:
    1. Почему Яло больше не могла идти:
    а) захотела повоображать;
    б) стало страшно;
    в) сильно натерла себе ногу.
    2. Почему не было ничего удивительного в том, что Оля и Яло повредили себе разные ноги: Яло – левую, Оля – правую:
    а) потому что так всегда бывает с подругами;
    б) потому что Яло – зеркальное отражение Оли;
    в) потому что девочки были не очень осторожны на дороге.
    3. О какой неприятной черте Яло заговорили девочки:
    а) Яло – храбрая девочка;
    б) Яло – симпатичная девочка;
    в) Яло может оставить человека в беде.
    4. За что обиделась Яло на подругу:
    а) за то, что Оля говорила с ней так, будто бы Яло была у Оли в подчинении;
    б) за известие, что во дворец их все равно не пустят;
    в) что та была зеркальным отражением Оли.
    5. Что думала Яло по поводу своих поступков:
    а) ее недостатки – это недостатки Оли;
    б) она всегда хорошо поступает, всегда права;
    в) ее недостатки, в конце концов, станут ее достоинствами.
    6. К какому выводу пришла девочка:
    а) «Бедная Яло! Ты привыкла отражать мои недостатки и никак не можешь от них избавиться»;
    б) «Подумаешь, мои недостатки стали твоими. Что тут особенного?»;
    в) «Что это с Яло? Претензии какие-то предъявляет. Она не права».

    ☼ 8. Из столовой слышится голос Василия Ивановича:
    - Идет девочка по лесу… Идет, идет, а сама песенку поет… Ну-ка, Оленька, головку чуть повыше. Вот так… И ручку протяни ко мне. Держи ручку вот так!..
    Василий Иванович Суриков сидит в столовой с альбомом на коленях. Напротив стоит дочка Оля. Ей три года. Ее круглая темноволосая головка повязана красным платком. Черные глаза задумчиво уставились на отца. Оля слушает сказку.
    - Так вот, шла девочка по лесу и ягоды собирала: одну ягодку в корзинку, а другую в рот…
    Оленька расплывается в довольной улыбке. Пауза.
    - Да-а… Шла, шла девочка, и вдруг слышит она…
    Лицо девочки становится серьезным. Василий Иванович, щурясь, быстро зарисовывает.
    - Вдруг слышит она – кто-то по лесу: топ-топ! топ-топ! глядит, а из-за куста огромный медведь вылезает…
    Оля испуганно смотрит на отца. Рот открыт, глазки вытаращены. Василий Иванович торопится схватить это выражение.
    - А что дальше? - спрашивает девочка осевшим от страха голосом.
    - Ну, а дальше волк и говорит…
    - Медведь! – недовольно тянет дочь.
    - Ну да, я и говорю – медведь. Он как и зарычит: «Вот ты где! Ну, сейчас я тебя съем!..»
    Ужас на лице девочки! Вот оно, то, что ему нужно! В одно мгновение несколькими штрихами Василий Иванович придает выражение ужаса детскому лицу на рисунке.
    - Ой! Боюсь, боюсь!..- вдруг кричит Оленька.
    Но Василий Иванович даже не слышит. Он уже в мастерской перед своей почти законченной картиной. На стул рядом с картиной Василий Иванович поставил альбом. Со страниц альбома глядит на него испуганная Оленька с полуоткрытым ртом. Уголек в руке художника короткими твердыми движениями уверенно начинает врисовывать личико девочки в пустое пространство на холсте. /253 слова/
    По Н. Кончаловской
    ♦ Тестовые вопросы к тексту:
    1. Какое из названий текста точнее передает его содержание:
    а) «Отец и дочь»;
    б) «В работе над картиной»;
    в) «Интересная сказка».
    2. Василий Иванович Суриков – известный …
    а) художник;
    б) композитор;
    в) писатель.
    3. Какими словами описан взгляд девочки:
    а) смотрит сосредоточенно, внимательно;
    б) во взгляде искорки лукавства;
    в) глаза задумчиво уставились.
    4. Как девочка реагирует на события сказки:
    а) живо, эмоционально;
    б) равнодушно, безучастно;
    в) зло, раздражительно.
    5. Какими словами передан испуг малышки:
    а) девочка расплывается в довольной улыбке;
    б) лицо девочки становится серьезным;
    в) рот открыт, глаза вытаращены.
    6. Какой изобразил художник дочку на альбомном листе:
    а) счастливой, улыбающейся;
    б) испуганной, с полуоткрытым ртом;
    в) заплаканной, несчастной.

    ☼ 9. Долго шла Элиза, и вдруг перед нею открылось безбрежное море. Ни одного паруса не было видно на море, ни одной лодочки не было поблизости.
    Элиза села на камень у самого берега и задумалась: что же ей делать, куда идти дальше?
    К ногам Элизы подбегали морские волны, они несли с собой мелкие камешки. Вода стерла острых края камешков, и они были совсем гладкие и круглые.
    И девушка подумала: «Сколько труда нужно, чтобы твердый камень сделать гладким и круглым! А вода делает это. Море неустанно и терпеливо катит свои волны и побеждает самые твердые камни. Спасибо вам за то, что вы научили меня, светлые быстрые волны! Я буду, как вы, неустанно трудиться. Сердце говорит мне, что когда-нибудь вы отнесете меня к моим милым братьям!»
    На берегу среди сухих водорослей Элиза нашла одиннадцать белых лебединых перьев. На перьях еще блистали капли – росы или слез, кто знает? Вокруг было пустынно, но Элиза не чувствовала себя одинокой. Она смотрела на море и не могла насмотреться.
    Вот надвигается на небо большая черная туча, ветер крепчает, и море тоже чернеет, волнуется и бурлит. Но туча проходит, по небу плывут розовые облака, ветер стихает, и море уже спокойно, теперь оно похоже на лепесток розы. Иногда становится оно зеленым, иногда белым. Но как бы тихо ни было в воздухе и как бы спокойно ни было море, у берега всегда шумит прибой, всегда заметно легкое волнение – вода тихо вздымается, словно грудь спящего ребенка.
    Когда солнце близилось к закату, Элиза увидела диких лебедей. Как длинная белая лента, летели они один за другим. Их было одиннадцать. На голове у каждого лебедя сверкала маленькая золотая корона. Элиза отошла к обрыву и спряталась в кусты. Лебеди спустились неподалеку от нее и захлопали своими большими белыми крыльями.
    В эту самую минуту солнце скрылось под водой – и вдруг с лебедей упали их белые перья, и уже не одиннадцать лебедей стояли перед Элизой, а одиннадцать красавцев принцев. Элиза громко вскрикнула – она сразу узнала своих братьев, хотя за эти долгие годы они очень изменились. Элиза бросилась в их объятия и стала называть их по именам.
    Братья очень обрадовались тому, что нашли сестрицу, которая так выросла и стала такой красивой.
    Элиза и ее братья смеялись и плакали, а потом они рассказывали друг другу обо всем, что с ними случилось. /371 слово/
    Х.-К. Андерсен. «Дикие лебеди»
    ♦ Тестовые вопросы к тексту:
    1. Куда пришла Элиза в поисках своих братьев:
    а) в дом мачехи;
    б) на пустынный берег моря;
    в) на опушку леса.
    2. Что на морском берегу привлекло внимание девушки:
    а) морские камушки;
    б) лодка под белоснежным парусом;
    в) натруженные руки.
    3. Какие сравнения, описывающие море, использованы в тексте:
    а) море чернеет, волнуется и бурлит;
    б) вода тихо вздымается;
    в) море похоже на лепестки роз.
    4. Когда Элиза увидела диких лебедей:
    а) ближе к рассвету;
    б) когда солнце близилось к закату;
    в) ровно в полночь.
    5. В кого превратились дикие птицы:
    а) в красавцев принцев;
    б) в уродливых ворон;
    в) в могучих богатырей.
    6. Какой была встреча Элизы с братьями:
    а) Элиза не узнала братьев;
    б) братья очень обрадовались тому, что нашли сестрицу;
    в) Элиза огорчилась быстрой встрече.

    ☼ 10. – Много лет никто не просил у меня пропуска к Гудвину Ужасному, - задумчиво сказал человек. – Он могуч и грозен, и если вы пришли с пустой и коварной целью отвлечь Волшебника от мудрых размышлений, он уничтожит вас в одно мгновение.
    - Но ведь мы пришли к Великому Гудвину по важным делам, - сказал Страшила. – И мы слышали, что Гудвин – добрый мудрец.
    - Это так, - сказал зеленый человек. – Он управляет Изумрудным городом мудро и хорошо. Однако для тех, кто приходит в город из пустого любопытства, он ужасен. Я Страж Ворот, Фарамант, и, раз вы пришли, я должен провести вас к Гудвину, только наденьте очки.
    - Очки? – удивилась Элли.
    - Без очков вас ослепит великолепие Изумрудного города. Даже все жители города носят очки день и ночь. Таков приказ Мудрого Гудвина. Очки запираются на замочек, чтобы никто не мог снять их.
    Фарамант открыл зеленую сумку, и там оказалась куча зеленых очков всевозможных размеров. Все путники, не исключая Льва и Тотошки, оказались в очках, которые Страж Ворот закрыл крошечными замочками.
    Страж Ворот тоже надел очки, вывел притихших путников через противоположную дверь, и они оказались на улице Изумрудного города.
    Блеск Изумрудного города ослепил путников, хотя глаза их были защищены очками. По бокам улицы возвышались великолепные дома из зеленого мрамора, стены которых были украшены изумрудами. Мостовая была из зеленых мраморных плит, и между ними тоже были вделаны изумруды. На улицах толпился народ.
    На странных товарищей Элли жители смотрели с любопытством, но никто из них не заговаривал с девочкой. И здесь боялись Льва и Тотошки. Жители города были в зеленой одежде, и кожа их отливала смугло-зеленоватым оттенком. Все было зеленого цвета в Изумрудном городе, и даже солнце светило зелеными лучами. Фарамант провел путников по зеленым улицам, и они очутились перед большим красным зданием, расположенным в центре города.
    Это и был дворец Великого Мудреца и Волшебника Гудвина. /294 слова/
    А. Волков. «Волшебник Изумрудного города»
    ♦ Тестовые вопросы к тексту:
    1. Какова цель визита друзей к Великому Гудвину:
    а) удовлетворить праздное любопытство;
    б) пришли по важным делам;
    в) определенной цели не было.
    2. Чему Элли была удивлена:
    а) что всем путникам надо было одеть очки;
    б) что Гудвин – добрый мудрец;
    в) что вход в Изумрудный город охранял Страж Ворот.
    3. Каково первое впечатление путников от Изумрудного города:
    а) разочарование от увиденного;
    б) блеск города ослепил путников;
    в) они были крайне испуганы.
    4. Что было расположено в центре города:
    а) большое красивое здание - дворец Великого Мудреца и Волшебника Гудвина;
    б) великолепный бассейн с вышкой для прыжков;
    в) вход в подземелье.
    5. Чем необычно солнечное свечение в городе:
    а) оно совершенно не давало света;
    б) ничего необычного не было;
    в) солнце светило зелеными лучами.
    6. О чем горят слова «великолепные дома», «мраморные плиты», «красивое здание»:
    а) о красоте и величии Изумрудного города;
    б) о бедности его населения;
    в) о высокомерии и глупости его жителей.

    ☼ 11. Про двух братьев
    Жили на свете два брата – младший бедный-пребедный, а старший богатый. У бедного – двенадцать детей, а у богатого – ни одного.
    Чтобы прокормить детвору, бедный ходил к богатому батрачить. А старший брат платил ему столько, чтобы хватило день прожить.
    Как-то у бедного не нашлось спичек, чтобы развести огонь в печи. Вышел он из дому и пошел огня искать. Идет, идет, видит – костер, а вокруг – двенадцать незнакомцев греются.
    - Добрый вечер, люди добрые! – говорит бедный человек.
    - Доброго здоровья! Куда идешь, на ночь глядя? – спрашивают люди.
    - Ищу огня. Нечем печь растопить.
    - А детей у тебя много?
    - Ох, чего-чего, а детей хватает! Двенадцать, все голодные, все мерзнут…
    Встал самый старший из тех, кто вокруг костра сидели, и говорит бедному человеку:
    - Держи рукав.
    Бедняк, не долго думая, подставил рукав, и насыпали ему люди полный рукав горячих углей.
    - Иди домой и высыпь угли посреди хаты, - сказали бедному человеку.
    Поблагодарил их бедняк, попрощался и пошел домой. А когда высыпал угли посреди хаты, они превратились в золото.
    Не ходил больше младший брат к старшему на заработки, хватало у него теперь и на спички, и на соль, и на керосин. Построил себе новую хату, купил корову, лошадь.
    Удивляется богатый, как это бедняк вдруг стал хозяином. Приходит к младшему брату и начинает выспрашивать, что да как. А тот по простоте все и рассказал.
    Едва дождался богатый брат вечера. Только стемнело, оделся и пошел искать огня.
    И, правда, встретил он на раздорожье людей, которые грелись вокруг большого костра. Стал богач просить их:
    - Люди добрые, смилуйтесь надо мной. Нечем у меня огонь развести и спички купить не на что.
    - А дети у тебя есть?
    - Есть, - соврал богач, чтоб больше людей разжалобить.
    - Так… - пробормотал самый старший и сказал: - Подставляй рукав!
    Богач быстренько подставил оба рукава, да еще просил, чтобы побольше углей насыпали.
    - Иди домой и высыпь угли посреди хаты.
    Не нужно было богачу дважды повторять. Побежал он домой, высыпал посреди хаты угли, и тотчас вспыхнуло все огнем. Сгорело хозяйство богатого брата, и стал он сам бедняком. /310 слов/
    Закарпатская украинская народная сказка
    ♦ Тестовые вопросы к тексту:
    1. Почему бедный брат ходил к богатому батрачить:
    а) так веселей жилось;
    б) помочь надо брату по-соседски;
    в) чтобы прокормить своих детей.
    2. Почему однажды бедняку пришлось уйти из дома искать огня:
    а) в доме не нашлось спичек;
    б) погулять, отдохнуть от домашних дел захотелось;
    в) случайно был залит огонь в очаге.
    3. Что дал бедному брату старший незнакомец:
    а) мешок золота;
    б) коробок спичек;
    в) полный рукав горячих углей.
    4. Во что превратились угли в доме у бедняка:
    а) во всепожирающий огонь;
    б) в золото;
    в) в коробок спичек.
    5. Как был наказан богатый брат:
    а) все угли в золото превратились;
    б) разбойники по дороге ограбили;
    в) все его добро вспыхнуло огнем.
    6. Какие человечески пороки обличает народная мудрость в сказке «Про двух братьев»:
    а) трусость и предательство;
    б) жадность и зависть;
    в) обман и себялюбие.

    ▀ ________________________________________________

    Ключи:
    ☼ Текст 1
    1 б; 2 а; 3 б; 4 в; 5 в; 6 а.
    ☼ Текст 2
    1 а; 2 б; 3 а; 4 в; 5 б; 6 а.
    ☼ Текст 3
    1 в; 2 б; 3 б; 4 в; 5 а; 6 б.
    ☼ Текст 4
    1 а; 2 в; 3 б; 4 а; 5 а; 6 в.
    ☼ Текст 5
    1 а; 2 б; 3 б; 4 а; 5 б; 6 в.
    ☼ Текст 6
    1 а; 2 б; 3 в; 4 б; 5 а; 6 в.
    ☼ Текст 7
    1 в; 2 б; 3 в; 4 а; 5 а; 6 а.
    ☼ Текст 8
    1 б; 2 а; 3 в; 4 а; 5 в; 6 б.
    ☼ Текст 9
    1 б; 2 а; 3 в; 4 а; 5 а; 6 б.
    ☼ Текст 10
    1 б; 2 а; 3 б; 4 а; 5 в; 6 а.
    ☼ Текст 11
    1 в; 2 а; 3 в; 4 б; 5 в; 6 б.

    Литература:
    1. «Російська мова. 5-9 класи: Програма для загальноосвітніх навчальних закладів із російською мовою навчання/ Укладачі: Голобородько Є.П., Озерова Н.Г., Михайловська Г.О., Стативка В.І., Давидюк Л.В., Бикова К.І., Яновська Л.Г., Кошкіна Ж.О. Затверджено Міністерством освіти і науки України. 2013».
    2. «Критерии оценивания учебных достижений учащихся по русскому языку для 5 – 12 классов школ с русским языком обучения».
    3. Сучасний урок. Інтерактивні технології навчання: Наук.-метод. посібник. / О.І. Пометун. - К.: А.С.К.,2003.
    Категория: Разработки учителей | Добавил: kucherenkonataliy (25.06.2015) | Автор: Кучеренко Наталия Сергеевна E
    Просмотров: 2589 | Теги: аудирование, вопросно-ответная форма работы | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]