Четверг
25.04.2024
16:00
Категории раздела
Разработки учителей [173]
Сочинения учеников [7]
Вход на сайт

Поиск
Наш опрос
Какому источнику информации Вы доверяете?
Всего ответов: 435
Закладки
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Сайт учителей русского языка и литературы Казахстана
    Главная » Статьи » Русский язык в школе » Разработки учителей

    Диспут-клуб "Я русский бы выучил ..."
    Тема: Проблемы современного русского языка «Я русский бы выучил...»
    Тип урока: урок закрепления и совершенствования ЗУН.
    Вид урока: диспут-клуб
    Человек, равнодушный к своему языку, – дикарь.
    К.Паустовский
    Вступительное слово учителя.
    - Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами продолжаем проводить наши уроки русского языка в форме «диспута-клуба». На этом уроке у нас сегодня, как и на всех наших диспутах, присутствуют всеми нами любимые ведущие, группа учёного совета, эксперты, корреспондентская группа, группа технического оформления.. Надеюсь, все участники и гости диспута-клуба будут сегодня активно участвовать в решении проблем, связанных с русским языком.

    Ведущий 1 (Ира-Ита): Здравствуйте, друзья!

    Ведущий 2 (Анастасия): Здравствуйте, все, все, все, кто не остаётся равнодушным к интересным фактам и проблемам русского языка!

    Ведущий 1 (Ира-Ита): Наш диспут-клуб снова работает. И мы его руководители: Пачковская Анастасия … (представляют друг друга)

    Ведущий 2 (Анастасия): и Червонная Ира-Ита (представляют друг друга). Ира-Ита, а о чём же мы будем сегодня говорить?

    Ведущий 1 (Ира-Ита): Сегодня хочу поговорить о засорении русского языка, а конкретно о таком слове, как «халява». Ты слышала когда-нибудь такое?

    Ведущий 2 (Анастасия): Конечно, слышала. Я знаю это слово. Я сама его очень часто использую в своей речи. Когда соседка по парте даёт мне списать домашнее задание. «Халява» - значит «бесплатно, даром».

    Ведущий 1 (Ира-Ита): Но ведь это слово разговорное, и я бы даже сказала «жаргонное»!

    Ведущий 2 (Анастасия): Да, действительно, оно употребляется в узком кругу общения.

    Ведущий 1 (Ира-Ита): Мне лично оно чем-то неприятно!

    Ведущий 2 (Анастасия): Кстати, а ты знаешь истинное значение этого слова? «Халявой» - раньше называли «голенище сапога или штанины».

    Ведущий 1 (Ира-Ита): Но ведь голенище сапога делали подмастерья, следовательно, халявщик, это квалифицированный работник?

    Ведущий 2 (Анастасия): Видимо, да. Но в некоторых диалектах встречаются и другие значения этого слова: «халявой» называют холеру, распущенную женщину, неряху и грубую женщину.

    Ведущий 1 (Ира-Ита): И всё-таки мне не хочется употреблять в своей речи это слово!

    Ведущий 2 (Анастасия): Может ты и права! Выбор в речи всегда остаётся за говорящим. Ну что ж продолжим наш разговор о засорении русского языка.
    Не кажется ли вам, что наш язык серьезно болен? Что ему можно поставить диагноз: безграмотность, безвкусица, небрежность, заштампованность?
    Но давайте сначала договоримся о терминах. Есть язык как система, и никакой опасности он не подвергается. И есть реальное воплощение языка – наша речь.
    А речь – это инструмент, которым надо научиться владеть, как владеет своим инструментом хирург или музыкант.

    Ведущий 1 (Ира-Ита): Да, слишком много времени упущено: нынешние школьники и студенты – современная молодежь – не умеют, а возможно, и не хотят говорить правильно, литературно. Они всё чаще используют в своей речи иностранные, в частности, американские слова. И, это очень печально. Неужели в русском языке недостаточно слов, чтобы назвать все явления и события.
    По словам В.Г. Белинского «Употреблять иностранное слово, когда есть равносильное ему русское слово, – значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус».

    Ведущий 2 (Анастасия): Да, и в этом, вероятно, нет вины говорящих. Жаргонизмы, вульгаризмы, скудная, однообразная лексика – вот приметы современного общества. Да и пример брать не с кого: речь журналистов, дикторов, ведущих, тех, кого раньше принимали за образец, к кому прислушивались, – оставляет желать лучшего. Вдобавок Толстой, Достоевский – в «кратком изложении»; сочинения – из сборников «1000 золотых сочинений»; нецензурщина на страницах современной литературы.

    Ведущий 1 (Ира-Ита): Но я всё-таки думаю, что ещё не все потеряно. Не только французы гордятся своим языком. И мы все чаще вспоминаем о прекрасном и могучем русском языке, ведь он признан в нашей стране официальным и является языком всех важных документов, наравне с государственным – казахским языком.

    Ведущий 2 (Анастасия): Русский язык... Нуждается ли он в похвалах? Надо ли говорить о его силе и красоте? Оказывается, надо! И не только говорить: он достоин самой большой заботы. Насколько, по-вашему, актуальна тема нашего разговора?

    [Ответы ребят самые разные. «Актуальная, потому что надоело краснеть за ровесников и телеведущих», «Язык – наше достояние, надо о нем заботиться», «Теперь не то время, чтобы говорить литературным языком. Все стало проще, и язык тоже упростился...».]

    • (На экране – название «Я русский бы выучил...»)
    Ведущий 1 (Ира-Ита): Для названия сегодняшнего заседания нашего клуба мы взяли строку В.В. Маяковского «Я русский бы выучил...». Не удивляйтесь сослагательному наклонению; ведь то, что русский язык изучать надо, знают все. И даже понимают зачем. Понимать-то понимают, но... Вот мы и задумались над вопросом, что же может заставить ребят выучить русский язык, что вызвало бы у них желание научиться говорить грамотно?

    Ведущий 2 (Анастасия): Ученики 5–11-х классов отвечали на этот вопрос. Вот некоторые из их ответов:

    «...Выучил бы, если бы это было престижно, если бы учитывали при поступлении в вузы...»;
    «...если бы мой кумир посоветовал мне это. А так он и сам употребляет нецензурные слова, и всем это, между прочим, нравится...»;
    «...если бы от безграмотного человека шарахались, как от неопрятного, грязного бомжа...»;
    «...если бы русский язык был так же популярен и востребован, как, скажем, английский...»;
    «...есть куда более интересные занятия. Все ошибки исправит компьютер. А общаться на уровне разговорной речи куда приятнее... Но если бы за эти муки как-то поощряли...»;
    «...если бы захотел, то и выучил бы...».]

    Ведущий 1 (Ира-Ита): Как видите, мнения самые разные. А теперь познакомимся с участниками нашего сегодняшнего разговора. Это ученики 9-11 классов, экспертные группы, корреспондентская группа, ученый совет, группа технического оформления. И, конечно, гости. Мы приглашаем к разговору всех присутствующих. И просим быть активными и искренними. Надеемся, что наш разговор будет ступенью на пути к вашему желанию выучить русский язык. Но говорить сегодня мы будем не о красоте и величии языка, а о его проблемах.

    Ведущий 2 (Анастасия): Одна из самых непростых и в чем-то спорных тем, ставшая проблемой современного русского языка, – это употребление в нашей речи иностранных слов, точнее, засилье их в нашей речи.

    Ведущий 1 (Ира-Ита): А почему – «непростая тема»?

    Ведущий 2 (Анастасия): А вот с этим вопросом мы и обратимся к учёному совету.

    Ученый совет: [Историческая справка, мнение писателей, политиков, ценителей слова.]
    Швакова Анна: Вот что пишут о грамотности в газетах: «Люди с каждым годом становятся более безграмотными, утрачиваются навыки правильного произношения, кроме того, заимствования переполняют нашу речь… Стоит задуматься, ведь это огромная проблема. Проблему засорения русского языка сленгом обсуждали 24 мая филологи Екатеринбурга в рамках празднования дней славянской письменности. Ежегодно, в нашей школе проводятся празднования Дня Языков народов Казахстана, где проводятся уроки русского языка, на которых все учащиеся нашей школы изучают, обобщают и систематизируют знания об этом прекрасном языке, а также соотносят его с казахским языком, нашим государственным языком, который мы тоже должны изучать и беречь. В газетах пишут: «В русском языке всё больше иностранных слов, искореняющих русскую речь. К этому нельзя оставаться равнодушным. Ведь даже в стихотворении Анны Ахматовой есть такие строки: «И мы сохраним тебя русская речь, Великое русское слово! Свободным и чистым тебя пронесём! И внукам дадим и от плена спасём!».

    Ведущий 1 (Ира-Ита): Недавно в магазине я прочитала такое объявление: «Дилерам предоставляются возможности для франчайзинга».
    Кто-то из сидящих в зале может объяснить, что это значит?
    Выяснилось, что смысл этого объявления следующий:
    «Фирмам-посредникам предоставляются привилегированные условия для осуществления торговых операций».
    А теперь попробуйте объяснить такие иноязычные слова:
    • Стритбол (уличный баскетбол)
    • Стритрейсинг (уличные гонки)
    • Хайвей (основные дороги, предназначенные для безопасного автосообщения)
    • Постер (большой плакат)
    • Прайм-тайм (вечерние часы, когда у телевизора собирается наибольшая аудитория)
    • Папарацци (Дословно с итальянского «докучливые комары)
    А можно ли подобрать к этим заимствованиям русские эквиваленты?
    • Прайс-лист (список цен)
    • Овертайм (дополнительное время)
    • Форвард (нападающий)
    • Хавбек (полузащитник)
    • Парковка (автостоянка)
    • Голкипер (вратарь)
    (На экране – слова:

    «Восприятие чужих слов, а особливо без необходимости, есть не обогащение, а порча языка». Александр Сумароков

    Ведущий 2 (Анастасия): Конечно, речь идет не об употреблении иностранных слов вообще, а о злоупотреблении ими. Но как же понять, где граница между нормой и злоупотреблением? Конечно, мы говорили о тех словах-иностранцах, замена которых есть в русском языке. Ну, скажем, благодаря Ломоносову вместо иностранного слова перпендикула мы говорим маятник, абриса «превратилась» в чертеж. Обрусели и слова думкар – самосвал, геликоптер – вертолет. Слово ученому совету!
    Наджафов Александр: В наше время в русский язык хлынул целый шквал неоправданных заимствований. Что мы называем неоправданными заимствованиями и почему с ними необходимо бороться? Это заимствования, без которых русский язык вполне мог обойтись, так как есть русские эквиваленты этих слов. Другое дело, когда в язык проникают новые слова вместе с новыми реалиями. Неоднократно предпринимались попытки полного вытеснения заимствованных слов из нашей лексики. Ещё в начале 19 века филолог-любитель А. С. Шишков выступал с предложением, вроде замен «чужого» слова «калоши» специально для этого изобретёнными «мокроступами». Теперь мы уже не воспринимаем слово «калоши» как иноязычное, оно прижилось в русском языке, и казалось бы очень искусственным и громоздким слово «мокроступы», не так ли? Многие лингвисты, такие как Мжельская, Степанова, Брагина, считают, что заимствования иностранной лексики является одним из способов обозначения новых реалий, понятий.
    Астамирова Малика: В то же время многие филологи и учёные отмечают, что газеты изобилуют пустыми иностранными словами, упрекают СМИ в чрезмерном увлечении заимствованиями из других языков, решительно возражают против терминологической избыточности. Иностранные слова иногда очень точно выражают суть предмета. Но, всё-таки следует регулировать процесс американизации русского языка путём пропаганды русского языка.

    Ведущий 1 (Ира-Ита): Готовясь к нашему заседанию, мы обратились к группе экспертов. Дадим им слово.

    [На экране результаты опросов, проведенных среди лиц различного возраста, образования, занимающих различное социальное положение; комментарии к ним.]

    Глущенко Анастасия: Заинтересовавшись данной проблемой, мы провели социологический опрос. Учащиеся старших классов писали сочинение на тему: «Проблема крупным планом: американизация языка и общества».
    Вот, как ответили на вопрос «Как влияет американизация на русский язык?» ученики нашей школы:
    Кольб Александр: «Я считаю, что американизация не лучшим образом влияет и на наш язык и наше общество. Людям надо больше внимания уделять изучению русского языка».
    Купчинская Евгения: «Некоторые слова русского языка пришли к нам из тюркского. Но это было так давно, что они стали «исконно» русскими. Точно то же самое произойдет и с английскими словами, если в скором времени вообще весь мир не заговорит на одном языке, как в старые времена. Техниче¬ский прогресс не стоит на месте, появляются новые вещи, которые тре¬буют своего названия».
    Катин Антон «Мне кажется, мы не сможем бороться с вторжением американизмов в нашу жизнь. Люди полностью подчинены американскому образу»
    Шевченко Надежда: «Все же я не считаю, что от нашего языка ничего не осталось, и не думаю, что русский язык исчезнет совсем. Ведь с каждым днем в наших бесчисленных словарях появляются слова, русские слова».
    На первый вопрос: Как вы относитесь к американизации русского языка?- ребята ответили так:
    а) Положительно - 29%
    б) Отрицательно - 57%
    в) Нейтрально - 14%
    Второй вопрос мы задали такой: Как американизация влияет на русский язык?
    а) Плохо влияет на язык - 43%
    б) Никак не влияет - 47%
    в) Русский язык становится богаче - 10%
    Третий вопрос: Зависит ли русский язык от иноязычных слов?
    а) Да - 31%
    б) Нет - 53%
    в) Не знаю - 16%
    Отсюда видно, что всё-таки большинство учащихся считает, что русский язык самостоятелен и мало какие изменения могут его всерьёз коснуться.
    4.Что будет с русским языком, если не остановить американизацию?
    а) Ничего - 48%
    б) Не знаю - 50%
    в) Русского языка не будет - 2%
    Мы видим оптимистичность наших респондентов
    И тем не менее на следующий вопрос: Используете ли вы иностранные слова?- ребята ответили:
    а) Да - 91%
    б) Нет -7%

    Как можно заметить, ученики младших классов не понимают, что пользуются американскими словами. Они считают, что пользуются словами своего родного языка. И если старшеклассники ещё могут проанализировать просмотренное по телевизору, услышанное по радио, то младшие школьники воспринимают давление американской культуры (или точнее бескультурья).

    Ведущий 2 (Анастасия): Наш диспут-клуб подходит к концу. А закончить его мне хотелось бы словами Бунина:

    Молчат гробницы, мумии и кости, –
    Лишь слову жизнь дана:
    Из древней тьмы, на мировом погосте,
    Звучат лишь Письмена.
    И нет у нас иного достоянья!
    Умейте же его беречь,
    Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
    Наш дар бессмертный – речь.

    Бунин верил в силу слова. Поверим и мы. Тем более в наше мирное время.

    (На экране – слова):

    «Человек, равнодушный к своему языку, – дикарь». К.Паустовский

    Ведущий 1 (Ира-Ита): Очень хочется думать, что наш разговор не прошел бесследно, что каждый из его участников вынес из этого разговора что-то важное и полезное для себя. И не остался равнодушным к судьбе русского языка. До новых встреч, друзья!

    Ведущий 2 (Анастасия): Берегите наш прекрасный и могучий русский язык! Всего доброго!
    Категория: Разработки учителей | Добавил: Никуша (16.12.2013)
    Просмотров: 1205 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 3
    3 cotik  
    0
    Урок-диспут развивает не только речь учащихся, но и способствует развитию их гражданской позиции.

    2 гульнараж  
    0
    очень интересный и увлекательный урок-диспут.Продолжайте в том же духе , вы очень творческий учитель! Успехов Вам в нашем нелегком , но увлекательном деле!

    1 женисхан  
    0
    Интересная форма работы, много полезного материала, все динамично, оригинально

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]