Суббота
20.04.2024
13:23
Категории раздела
Разработки учителей [173]
Сочинения учеников [7]
Вход на сайт

Поиск
Наш опрос
Какому источнику информации Вы доверяете?
Всего ответов: 435
Закладки
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Сайт учителей русского языка и литературы Казахстана
    Главная » Статьи » Русский язык в школе » Разработки учителей

    Формирование смыслового чтения на уроках русского языка и литературы как основы интеллектуальных умений
    Формирование смыслового чтения на уроках русского языка и литературы как основы интеллектуальных умений
    Чтение – есть самое главное в жизни обучение.
    Пушкин А. С.
    Чтение - один из главных способов социализации человека, его развития, воспитания и образования. В наше время произошло много перемен в политике, в экономике, в искусстве, в образовании. Изменилось отношение к обучению и получению знаний. Если раньше книга и чтение находились на особом положении, то сейчас они уходят на второй план. Мириться с этим тяжело и не хочется, потому что в истории человечества чтение всегда играло важную роль.
    Согласно исследованиям, более трети казахстанцев никогда не читают книг, а более четверти никогда их не покупают. Идет процесс падения уровня читательской культуры во многих социальных группах детей и подростков, особенно у тех, кто живет в неблагоприятных условиях.
    В сложившихся условиях перед учителем ставится очень важная задача - привить интерес учащихся к чтению, научить их «читать». Большой вклад в решение этой проблемы внесли работы А. В. Брушлиского, В. В. Давыдова, П.Я. Гальперина, З. И. Калмыковой, Н. А. Менчинской и многих других ученых. Процесс чтения рассматривали и такие учёные, как Ф. Смит, Н. Н. Светловская, В. М. Филатов, З. И. Клычникова, И. А. Зимняя.
    Обязательным компонентом в обучении чтению является овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров.
    Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. По словам В. А. Сухомлинского, «кто не умеет читать – тот не умеет мыслить». Поэтому важно научить ребёнка читать осмысленно. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда человек действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Человек сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь, а в дальнейшем и письменная.
    Технология смыслового чтения включает в себя три этапа работы с текстом:
    I этап. Работа с текстом до чтения. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.
    II этап. Работа с текстом во время чтения.
    1. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе или чтение - слушание, или комбинированное чтение в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия. Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
    2. Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов).
    3. Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов, предложений, абзацев, смысловых частей). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части. Беседа по содержанию текста. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста. Выразительное чтение.
    III этап. Работа с текстом после чтения
    1.Смысловая беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
    2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.
    3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.
    4. Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы). Для более полного восприятия и понимания текста серьезное внимание уделяется рассмотрению основных элементов текста, таким, как заголовок и ключевые понятия. Заголовок концентрирует основную идею, тему произведения, является ключом к его пониманию. Он позволяет осознать первоначальную перспективу, на которую нацеливается читательское понимание, и переосмыслить текст в соответствии с закодированной в нем идеей.
    Рассмотрим некоторые этапы работы с текстом, которые я применяю в своей практике.
    Перед чтением любого произведения применяю приём «прогнозирования»: «рассмотри заглавие, иллюстрации, обрати внимание на жанр, структуру произведения». Эти элементы текста предвосхищают, обобщают, концентрируют основное содержание текста, выражают его суть, являются своеобразным кодом, расшифровка которого открывает возможности «осмысленной» работы читателя с произведением. Затем учащиеся по моей просьбе проводят наблюдение за текстом, поясняют, представляют в своём воображении события, героев, рассуждают, сравнивают факты, эпизоды, выражают своё эмоциональное отношение к ним, выясняют позицию автора и т.д. Предтекстовая работа нацелена на постановку задач чтения, на выбор чтения, актуализацию предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к теме текста, понятий и словаря текста, на создание мотивации к чтению. Наиболее распространённые стратегии предтекстовой деятельности: «Мозговой штурм», «Глоссарий», «Ориентиры предвосхищения», «Вопросы для припоминания», «Рассечение вопроса», «Предваряющие вопросы», «Иллюстрации содержания» и др. Они представлены в пособии для учителя Н. Н. Сметанниковой «Обучение стратегиям чтения» и статье «Описание стратегий смыслового чтения».
    Стратегии текстовой деятельности – «Чтение в кружок» или «Чтение вслух», «Попеременное чтение», «Чтение про себя с вопросами», «Чтение с остановками», «Инсерт». Очень эффективной нахожу стратегию «Чтение с остановками». Она применяется при чтении текстов различных типов речи. Её цель – управление процессом осмысления текста во время его чтения. Обучающиеся читают отрывок и отвечают на вопросы к нему до перехода к чтению следующего. Вопросы должны быть направлены на контроль общего понимания прочитанного отрывка и прогнозирование содержания следующего.
    Послетекстовые стратегии – «Отношения между вопросом и ответом», «Вопросы после текста», «Тайм-аут», «Проверочный лист». Цель стратегии «Отношения между вопросом и ответом» - обучение пониманию текста. При ответе на вопрос необходимо найти место нахождения ответа. Ответы на поставленные вопросы, высказывание своей точки зрения, приведение доводов как в поддержку высказанного утверждения, так и в его опровержение, объяснение различных ситуаций с помощью текста, доказательство высказанной чьей-либо точки зрения с опорой на прочитанный текст - пути, обеспечивающие развитие умений смыслового чтения, овладение школьниками различными механизмами чтения.
    Активно включаю в содержание урока и «несплошные» тексты: таблицы, пиктограммы, графики, диаграммы, проспекты, рекламные материалы и т.п.
    Основные умения смыслового чтения, развитие которых должно обеспечиваться моей образовательной деятельностью, это:
    - умение осмысливать цели чтения;
    - умение выбирать вид чтения в зависимости от его цели;
    - умение извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров;
    - умение определять основную и второстепенную информацию;
    - умение свободно ориентироваться и воспринимать тексты художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;
    - умение понимать и адекватно оценивать языковые средства массовой информации.
    Работая над развитием данных навыков, учитель формирует у школьников способность не просто пересказывать текст, но и выражать своё отношение к прочитанному, давать оценку той информации, которую он получил, оценивать героев произведения. Ученики, вступая в диалог с автором текста, спорят с ним или соглашаются с его мнением, строят свой, авторизованный текст. С этой целью обучающимся предлагается участие в дискуссии, в составлении характеристики героев, аннотации любимой книги.
    На уроках русского языка и литературы школьники учатся задавать вопросы разного уровня сложности, делать выводы, составлять тезисы (выделять главную, существенную и второстепенную информацию).
    Использование той или иной стратегии смыслового чтения зависит от текста, его структуры. Предлагаемые стратегии необходимо сочетать с традиционной методикой работы над содержанием текста. Каждую стратегию надо отрабатывать на уроках в ходе совместной деятельности учителя и учащихся, только тогда возможно самостоятельное использование.
    Постоянная и терпеливая работа с текстом на уроке научит обучаемого максимально точно и полно понимать содержание текста, улавливать все детали и практически осмысливать извлечённую информацию, работать с художественными, научно-популярными, деловыми текстами.



    Литература
    1. Граник Г.Г. Русский язык. 6, 7, 8, 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 3 ч. / Г.Г. Граник, Н.А. Борисенко, Г.Н. Владимирская; под общ. ред. Г.Г. Граник. – М.: Мнемозина, 2012.
    2. Сметанникова Н.Н. Стратегиальный подход к обучению чтению. Междисциплинарные проблемы чтения и грамотности / Н.Н. Сметанникова. – М.: ШБ, 2005.
    3. Сметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя / Н.Н. Сметанникова. – М.: Баласс, 2011. – 128 с. (Образовательная система «Школа 2100»).
    4. Сметанникова Н.Н. Стратегия воспитания лидеров чтения. / Н.Н. Сметанникова // Homo Legens. – 3 – М.: ШБ, 2006.
    5. Сметанникова Н.Н. «Описание стратегий смыслового чтения». [ Электронный ресурс]/ - Режим доступа: sites.google.com.
    6. Дерновский И. Инновационные педагогические технологии
    Учебное пособие / К. : Академвидав. - 2004. - 352 c. Технология развивающего обучения Л. Занкова. [ Электронный ресурс]/ - Режим доступа: http://banauka.ru/2450.html
    Категория: Разработки учителей | Добавил: gulnaredi (25.05.2018) | Автор: Едигенова Гульнара Тургуновна E W
    Просмотров: 500 | Комментарии: 1 | Теги: этапы работы, социализация человека, Стратегии, вдумчивое чтение, смысловое чтение | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 1
    1 happysa94  
    0
    Спасибо большое, что поделились опытом своей работы. В рамках обновленного образования много используется технологий, что очень трудно выбрать качественную и действенную. А вы четко и ясно прописали на своем опыте методику, которую выбрали именно Вы. Очень интересно было ознакомиться со стратегией предтекстовой и послетекстовой работ. 
      Спасибо, что поделились дополнительным материалом, пособием для учителя Н. Н. Сметанниковой «Обучение стратегиям чтения», думаю обязательно найду в нем полезную информацию!

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]