Вторник
21.11.2017
05:34
Категории раздела
Разработки учителей [163]
Сочинения учеников [7]
Вход на сайт

Поиск
Наш опрос
Какому источнику информации Вы доверяете?
Всего ответов: 370
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Сайт учителей русского языка и литературы Казахстана
    Главная » Статьи » Русский язык в школе » Разработки учителей

    Интегрированный урок русского языка и казахской литературы. Изложение с творческим заданием на морально-этическую тему
    Капланская Галина Ивановна
    Келлеровская средняя школа им. И.М.Бережного ,
    Тайыншинский район, СКО.

    Интегрированный урок русского языка и казахской литературы. Изложение с творческим заданием на морально-этическую тему по рассказу Ы. Алтынсарина «Чистый родник»
    7 класс
    Цель: формирование навыков культуры речи.
    Задачи: создать условия для совершенствования умений подробного изложения текста и выражения позиции по проблеме, поставленной автором; продолжить работу по развитию творческих способностей учащихся, орфографической и пунктуационной грамотности, речевой и мыслительной деятельности; воспитывать духовно-нравственные качества личности.
    Ход урока
    1.Сообщение учителем темы и цели урока, ее мотивация.
    Своими рассказами известный казахстанский писатель Ы. Алтынсарин боролся с такими людскими пороками, как сплетня, ложь, обман, лицемерие и подсказывал пути их уничтожения. Особое место в творчестве просветителя занимают прозаические рассказы, воспитывающие трудолюбие, смелость, находчивость
    2.Сообщение подготовленных учащихся об Ы. Алтынсарине, о его творчестве, о создании им на родном языке коротких, популярных рассказов и стихотворений для подрастающего поколения.
    3.Чтение учителем текста рассказа «Чистый родник».
    4.Лексико-грамматический анализ текста.
    - На какие части можно разделить текст?
    - Какая между этими частями смысловая связь?
    - Каким образом соединяются между собой предложения в тексте?
    - Определите основную мысль текста.
    - Докажите, что текст является повествованием, но в нём есть элементы описания и рассуждения. Определите его композиционную схему.
    - От имени кого ведётся повествование? Что привлекло внимание путников и почему? (Ответьте словами текста.)
    - Какие образные средства использует автор?
    - За что, по- вашему, люди любят родник?
    - Как вы поняли выражение «будь чистым, как этот родник»?
    - В прямом или переносном значении употреблено слово чистым?
    - Как вы понимаете значение выражения одного из путников «если делаешь кому добро, то не возлагай на него обязанность, ответить тем же»?
    - Какой стилистический оттенок придает рассказу слово возлагай? Можно ли его заменить синонимом? Нарушится ли выразительность предложения в случае замены?
    - Определите стиль текста. Обоснуйте свою точку зрения.
    - Объясните орфограммы в словах блестела, стекло, обтесал, путешественники, высечены, течет, ручеек, предавайся, мулла, усладу, обязанность, беспрестанно.
    5. Коллективная работа над составлением плана изложения
    (с элементами сочинения)
    Примерный план.
    Чистый родник
    1) Встреча у родника.
    2) Камень с надписью.
    3) Мнение купца.
    4) Мулла думал иначе.
    5) Ответ юноши.
    6) В заключение выразите своё мнение, ответив на вопрос «А в чем, по-вашему, смысл надписи, сделанной на камне?»
    6. Повторное чтение текста.
    «Чистый родник»
    Три путника встретились у одного родника.
    Родник вытекал из каменистого места. Вокруг него рос густой лес, ветви и листья которого затеняли родник. Вода в роднике была чистая, холодная, как лед, и блестела, как стекло. На то место, откуда вытекала вода, кто-то положил камень с котел величиной, просверлил: его и обтесал, и в том месте, где стекала вода, высек надпись: «Эй, путник, будь чистым, как этот родник». Когда три путешественника, напившись вдоволь воды, прочитали надпись, то один из них, по-видимому, купец, сказал:
    — Умные слова здесь высечены. Ручеек от родника бежит днем и ночью, не переставая, и протекает в дальние земли; и чем дальше течет, тем все больше вливается в него ручейков. Так, протекая, превращается он в большую реку. Из этого следует такой вывод: «Ты, человек, тоже, не переставая, работай, никогда не останавливайся и не предавайся лени; если будешь поступать так, то, в конце концов, будешь великим и достигнешь цели».
    Второй путник был бедным муллой; он, качая головой, сказал:
    — Нет, я думаю, не так. Смысл этой надписи куда более значительный, чем вы предполагаете. Этот родник готов для всякого: кто изнывает от жары, тому он дает прохладу и душе — усладу, кто хочет пить, тому утоляет жажду,— и за все это он ни от кого не ждет награды. А если так, смысл этой надписи таков: если делаешь кому добро, то не возлагай на него обязанность, ответить тем же. Вот о чем говорит эта надпись.
    Третий - путник, очень стройный, красивый юноша стоял молча. Товарищи спросили его, как он думает. Юноша ответил
    — Я думаю иначе. Если бы вода, в этом роднике стояла спокойно на одном месте, то травы и мусор, попадая в нее, замутили бы и загрязнили ее; тогда люди и животные не так любили бы родник. Но так как родник течет беспрестанно днем и ночью, то он очищается и за это его все любят. Если так, то смысл надписи такой: душу и тело храни в чистоте, как этот родник, ибо, когда смотришь в него, то видишь, как в нем отражаются блеск солнца и отсветы травы, если они глядятся в него? поэтому душу, как этот родник, держи открытой для всех,— пусть в ней видно будет все. Вот о чем, по-моему, говорит надпись.
    (Ы.Алтынсарин)
    7. Написание изложения с выполнением творческого задания ( черновой вариант).
    8. Подведение итогов. Домашнее задание.
    Категория: Разработки учителей | Добавил: kgi1508 (05.12.2013) | Автор: Капланская Галина Ивановна E
    Просмотров: 4035 | Комментарии: 5 | Рейтинг: 5.0/1
    Всего комментариев: 5
    5  
    В наше сложное время потерь духовных ценностей и ориентиров проблема нравственности усложнилась и актуализировалась, вызывая тревогу за судьбы наших детей. Как воспитывать их? Чем наполнить и укрепить их душу, чтобы уже сегодня он мог отличать добро от зла, противостоять процветающей в нашем обществе безнравственности и агрессии, ставящей под угрозу не только человеческую культуру, но и человеческую жизнь вообще.Перед современным учителем ставится задача подготовки гармонично развитой личности, способной самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника. Думаю, что именно такие уроки смогут решить эти задачи. Галина Ивановна, выражаю свою глубокую благодарность за Ваш труд!

    4  
    Замечательный урок! Обязательно проведу его. Спасибо большое.

    3  
    Здравствуйте, Галина Ивановна! Только что прочитала конспект Вашего урока, мне понравилось. Я считаю, что тексты такого содержания очень поучительны для детей, да и взрослых заставляют задуматься  о  смысле жизни.

    1  
    Уважаемая Галина Ивановна! Ваш урок мне очень понравился. Я работаю в Зерендинском районе, стаж - 3 года, веду русский язык в классах с русским языком обучения. Думаю, что ваш материал пригодится мне в моей работе.

    2  
    Спасибо за добрые слова, коллега!

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]