Пятница
24.11.2017
13:59
Категории раздела
Разработки учителей [164]
Сочинения учеников [7]
Вход на сайт

Поиск
Наш опрос
Какому источнику информации Вы доверяете?
Всего ответов: 370
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Сайт учителей русского языка и литературы Казахстана
    Главная » Статьи » Русский язык в школе » Разработки учителей

    Интеллектуально-познавательная игра "Знатоки русского языка"
    Интеллектуальная игра "Знатоки русского языка"

    Ведущий: Добрый день, дорогие друзья! Приветствую интеллектуалов нашей школы на игре «Знатоки русского языка», посвящённой неделе гуманитарных наук!
    Эпиграфом сегодняшней игры, являются слова поэтессы серебряного века Анны Ахматовой:
    Не страшно под пулями мертвыми лечь,
    Не горько остаться без крова,
    И мы сохраним тебя, русская речь,
    Великое Русское Слово.

    Мы знаем всё то, что можем выразить языком, поэтому в нашей игре будут звучать вопросы не только по русскому языку и литературе, но и вопросы на логику, на общие знания.
    - А демонстрировать командный дух, глубину своих познаний в области истории, русского языка и литературы, состязаться в смекалке, логике и быстроте реакции сегодня будут 3 команды. Давайте с ними познакомимся!
    - Я называю команду, команда встаёт с места и приветствует остальных участников:
    Представление команд
    1. Команда «Грамотеи», капитан команды
    2. Команда «Умники», капитан команды
    3. Команда «Эрудит», капитан команды
    Следить за ходом игры и определять лучших игроков будет Совет мудрейших:
    1.
    2.
    3.
    4.
    - И прежде чем команды вступят в интеллектуальную битву прослушайте правила нашей игры. - Интеллектуально – познавательная игра состоит из 5 туров. В каждом туре участники команд отвечают на вопросы и за правильный ответ получают баллы. Победителем «Знатоков русского языка» становится команда, набравшая наибольшее количество баллов.
    - Желаю Вам удачи!

    Всех участников просим быть внимательными и мы начинаем нашу игру. Первый тур называется «Байга». На экране будут выходить вопросы, всего их 10 с тремя вариантами ответов. Ваша задача заключается в том, чтобы как можно быстрее найти правильный ответ и записать его в лист ответов, который лежит перед вами на столе. Каждый вопрос оценивается в 1 балл. Время на обсуждение 15 секунд.
    - Итак, внимание 1 вопрос:

    1. Кого называют отцом истории?
    а) Геродота
    б) Аристотеля
    в) Астерикса

    2. Как называют человека, знающего несколько языков?
    а) Педагог
    б) Логопед
    в) Полиглот

    3. Какой праздник в Казахстане отмечают 22 сентября?
    а) День учителя
    б) День единства
    в) День языков

    4. В какой стране люди впервые стали писать на бумаге?
    а) Китай
    б) Египет
    в) Индия

    5. Какая эпоха идет за эпохой бронзы?
    а) Эпоха меди
    б) Эпоха железа
    в) Эпоха камня

    6. В каком слове ударение падает на первый слог?
    а) Жалюзи
    б) Средства
    в) договор

    7. Найдите значение фразеологизма «Бить баклуши»
    а) бездельничать
    б) драться
    в) смеяться

    8. Что изучает наука фонетика?

    а) звуки
    б) состав слова
    в) словосочетание

    9. Кто написал произведение «Муму»?
    а) Пушкин
    б) Тургенев
    в) Чехов

    10. Что в переводе с английского языка означает слово language?
    а) язык
    б) дневник
    в) карандаш

    - Итак, это был последний вопрос 1 тура и я прошу капитанов команд сдать свои листы ответов нашим многоуважаемым судьям, которые подсчитают ваши баллы.
    - А пока они это делают, давайте посмотрим на экран и проверим себя.

    1.Отцом истории называли Геродота – первого из великих греческих историков, который был назван так за свои полномасштабные труды по истории.
    2. Человек, владеющий многими языками называется полиглотом - (от поли - много и греч. glotta — язык).
    3. Указом Президента республики 22 сентября объявлен Днем языков народов Казахстана.
    4. Впервые люди стали писать на бумаге в Китае. Именно эта страна является родиной одних из самых значительных изобретений человеческой цивилизации, в том числе четырёх великих изобретений древнего Китая: бумаги, компаса, пороха и книгопечатания.
    5. После эпохи бронзы идет эпоха железа.
    6. В слове средства ударение падает на первый слог. Слова жалюзи и договор имеют ударение на третьем слоге.
    7. Фразеологизм Бить баклуши означает бездельничать.
    Выражение связывается промыслом по изготовлению деревянных ложек, чашек и другой посуды.В старину отколотые от полена чурки — заготовки для деревянной посуды — называли баклушами. Их изготовление считалось лёгким, не требующим усилий и умения делом. Этой работой могли заниматься начинающие мастера и даже дети. Сейчас мы употребляем выражение «бить баклуши» для обозначения безделья.
    8. Фонетика – раздел языкознания, который изучает звуки речи.
    9. Повесть «Муму» была написана Иваном Сергеевичем Тургеневым.
    10. В переводе с английского языка слово language означает «язык».

    - Итак, сейчас слово предоставляется нашим судьям, которые объявят результаты первого тура. (Слово предоставляется судьям)

    1. Команда «Грамотеи» зарабатывает
    2. Команда «Умники» зарабатывает
    3. Команда «Эрудит» зарабатывает

    Ведущий: 2 тур нашей игры называется «ПОЛИГЛОТ».
    Задание на второй тур. Вы должны вставить в пословицу недостающее слово и перевести это слово на казахский и английский языки. В этом туре учитывается не только правильный ответ, но и правильное произношение. Первым отвечает участник команды, поднявший раньше других сигнальную карту, которая лежит у вас на столах. За каждый правильный ответ участник получает 2 балла.
    Внимание на экран!
    1. « Без труда не вынешь ..... из пруда» (Рыбку, балық, fish)
    2. « Не имей сто рублей, а имей сто .....» (Друзей, дос, friend).
    3. « Делу -…, потехе - час (время, сағат, time )
    4. «Хлеб - всему ......» ( Голова, бас, head)
    5. «Под лежачий камень и ... не течёт.» (Вода, су, water )
    6. Готовь сани летом, телегу… (зимой, қыс, winter)

    - Итак, подведем итоги 2 тура. (Слово предоставляется судьям)

    1. Команда «Грамотеи» зарабатывает
    2. Команда «Умники» зарабатывает
    3. Команда «Эрудит» зарабатывает
    - Следующий, 3 тур нашей интеллектуальной игры называется «Анаграмма».
    В этом конкурсе принимают участие ученики 5-х классов со всех команд. Я попрошу вас пересесть за свободный стол. Возьмите с собой ручку и лист ответов.
    Послушайте задание 3 тура: вам будут даны слова, в которых буквы перемешались и ваша задача переставить буквы не прибавляя и не выбрасывая ни одной так, чтобы получилось слово. Время на выполнение задания 2 минуты. Победит та команда, чьи участники смогут разгадать как можно больше слов. Каждое разгаданное слово принесет команде по одному баллу.
    Внимание на экран. Вы видите буквы, а сейчас разгадайте какое слово зашифровано. Время пошло.
    Голгла – глагол
    Кзыя – язык
    Торисия – история
    Руздья – друзья
    Ранкадаш – карандаш
    Сифксуф - суффикс
    Дьмевед – медведь
    Бенокре – ребенок
    Нослец – солнце

    - Итак, время на выполнение этого задания закончилось, и я прошу участников команд сдать свои листы ответов нашим многоуважаемым судьям, которые подсчитают ваши баллы.
    - А пока они это делают, давайте посмотрим на экран и проверим себя.
    - Итак, сейчас слово предоставляется нашим судьям, которые объявят результаты третьего тура. (Слово предоставляется судьям)

    1. Команда «Грамотеи» зарабатывает
    2. Команда «Умники» зарабатывает
    3. Команда «Эрудит» зарабатывает

    - Следующий IV тур называется «Мозговой штурм».
    Я по очереди буду задавать каждой команде вопросы. Если команда не сможет дать правильный ответ, то право отвечать переходит к другой команде. Время на обдумывание 30 секунд. Каждый правильный ответ принесет командам по 2 балла.
    -Итак, внимание, вопрос команде «Грамотеи»:
    1. Англичане говорят: «Одна птица в руке стоит двух птиц в кустах». А что говорим мы? (лучше синица в руках, чем журавль в небе)

    - Следующий вопрос команде «Умники»:
    2. Именно так в Др.Греции назывался пергамент, сложенный для удобства пользования вчетверо. Сейчас вы используете это в школе каждый день. О чём речь? (тетрадь)

    - Следующий вопрос команде «Эрудит»:
    3. Все вы, конечно, помните басню И.А. Крылова «Стрекоза и муравей» и слова стрекозы «не оставь меня, друг милой, дай ты мне собраться с силой и до вешних только дней накорми и обогрей». А что означает слово «вешние»? (весенние)

    - Команда «Грамотеи» вам вопрос:
    4. В 1769 году в Петербурге была издана книга "Письмовник", в которой предлагались русские слова, объясняющие или заменяющие иностранные. Например, "актер" предлагали заменить на "представщик", "пульс" — на "жилобой". А вместо чего употребили "ошейник"? (галстук)

    - Следующий вопрос команде «Умники»:
    5. Эта пищевая добавка в древности ценилась дороже драгоценных металлов и даже использовалась в качестве заменителя денег. Назовите её. (соль)

    -И последний вопрос команде «Эрудит»:
    6. Жители одного высокогорного селения называют это животное «лягушка с крышкой». О ком идёт речь? (черепаха)

    - 4 тур подошел к концу и сейчас слово предоставляется судьям, которые объявят результаты этого тура.

    1. Команда «Грамотеи» зарабатывает
    2. Команда «Умники» зарабатывает
    3. Команда «Эрудит» зарабатывает

    - 5 тур «Битва капитанов».
    Уважаемые участники, вот и наступил решающий момент, по окончанию этого тура мы узнаем победителя игры. Каждый из капитанов команд в течение 45 секунд должен ответить на наибольшее количество вопросов. Отвечать нужно быстро. Если не знаете ответ говорите «дальше и если у вас останется время к нему можно потом вернуться». Каждый правильный ответ принесет вам 1 балл.

    Первым отвечает на вопросы капитан команды «Грамотеи»

    1. Сколько месяцев в году? (12)
    2. Слова различные по звучанию и написанию, но схожие по значению (синонимы)
    3. Сколько спряжений у глаголов? (2)
    4. Автор повести «Тарас Бульба» (Гоголь)
    5. Какого рода слово тюль? (м.р.)
    6. Какая часть речи обозначает предмет? (существительное)
    7. Подберите синоним к слову очи (глаза)
    8. Как называется речь одного человека? (монолог)
    9. Сколько раз надо отмерить, чтобы один раз отрезать? (7 раз)
    10. К какому склонению относится слово папа? (I)

    1. Столица Казахстана? (Астана)
    2.Слова противоположные по значению. (антонимы)
    3. какого рода слово кофе (м.р.)
    4. Сколько падежей в русском языке? (6)
    5. Какая часть речи обозначает признак предмета? (прилагательное)
    6. Автор трагедии «Моцарт и Сальери» (Пушкин)
    7. Подберите синоним к слову уста (губы)
    8. Как называется речь двух и более человек? (диалог)
    9. К какому спряжению относятся окончания ут, ют (Iспряжение)
    10. Сколько человек одного не ждут? (семеро)

    1. Сколько дней в неделе? (7)
    2. Какая часть речи обозначает действие предмета? (глагол)
    3. Какого рода слово кенгуру? (м.р.)
    4. Автор поэмы «Полтава» (Пушкин)
    5. Новые слова, недавно появившиеся в языке. (неологизмы)
    6. Сколько склонений в русском языке? (з)
    7. Подберите антоним к слову друг (враг)
    8. К какому спряжению относятся окончания ат, ят (II спряжение)
    9. Определите вид глагола бежать (несов. вид)
    10. Кто совершил первый полет в космос? (Ю. Гагарин )

    - Спасибо участникам за ответы. А сейчас мы узнаем, сколько баллов набрали наши участники и какая команда одерживает победу. Слово предоставляется жюри.

    1_________________
    2_________________
    3_________________
    Категория: Разработки учителей | Добавил: Naz (07.12.2013) | Автор: Закирова Назгуль E
    Просмотров: 1699 | Комментарии: 6 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 6
    6  
    Интересное мероприятие, познавательное. Благодаря таким мероприятиям, у детей повышается мотивация к обучению. Некоторые задания использовала на уроках вместо разминки. Спасибо большое, Назгуль!

    5  
    Очень интересное внеклассное мероприятие! Такие мероприятия развивают у детей эрудицию, логическое мышление, навыки работы в команде. Возьму некоторые этапы на заметку. Спасибо!

    4  
    Очень интересное мероприятие, способствующее расширению образовательного кругозора учащихся, формирующее командные качества  школьника.

    3  
    Очень интересное и увлекательное  мероприятие для детей.Я думаю побольше проводить такие работы и ребята обязательно будут заинтересованы.

    2  
    Интересное внеклассное мероприятие, развивающее внимание, память, логическое мышление, эрудицию. Спасибо!

    1  
    Здравствуйте, Назгуль! Очень насыщенное мероприятие, интересное,  познавательное.
    Я думаю, что дети многое возьмут себе на заметку после этого конкурса. Но у меня один вопрос - для каких классов данное  мероприятие?

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]