Конспект урока русского языка на тему " Имя Числительное.Обобщение"
Тема: Имя числительное. Обобщающий урок (открытый). Цель: обобщение и закрепление навыков по теме «Имя числительное» Задачи: закрепить понятие числительного, его разрядов; закрепить умение склонять числительное, знать особенности склонения; закрепить орфографию числительных; закрепить особенности употребления собирательных числительных; продолжить формировать общеучебные навыки; воспитать уважение, любовь к областному центру — городу своего родного края. Средства обучения: ноутбук, проектор, , карточки с текстом и грамматическими заданиями, флипчарты с заданиями, с видами г. Петропавловска, с рисунками детей, картой-схемой. Ход урока: 1.Целевая установка Сегодня у нас заключительный урок по теме «Имя числительное». Запишите число и тему урока. На уроке мы обобщим изученное ранее по теме, а точнее закрепим понятие о числительном, его разрядах; закрепим умение склонять числительное, вспомним об особенностях склонения; закрепим умение правильно употреблять в речи и на письме собирательные числительные; а также поближе познакомимся с нашим областным центром. И именно для этого мы отправимся на экскурсию по г. Петропавловску. Экскурсии бывают разными, в том числе и виртуальными (воображаемыми), как раз виртуальную мы сегодня и совершим. 2.«Экскурсия» Наш областной центр стоит на реке Ишим. Длина реки Ишим от источника в горах Нияз (северо — восточная часть Сарыарки) до устья (г. Усть-Ишимна Иртыше) составляет 2 450 км, в том числе по Казахстану — 1 400 км. Река протекает по 6 областям. (слайд 3) Ишим — самый длинный в мире приток 2-го порядка. Площадь водосбора — 177 тыс.кв.км, в том числе по Казахстану — 113 тыс.кв.км. Среднегодовой сток реки — 2,5 куб.км. В реке водится 15 видов рыб. Ледостав на реке наступает во 2-ой половине ноября, продолжительность ледостава — 5 месяцев. — Скажите, словами какой части речи богат этот текст? (числительными) - Можно убедиться, что числительное — важная часть речи, несущая в себе информацию, без которой трудно обойтись? (Да) А теперь перейдем к практике. Один ученик идет к доске (Карина) – выполняет задание на ФЧ. Остальные работают со мной. У вас на столах лежит текст, который я только что прочитала. — Найдите порядковые числительные. — Назовите дробные числительные. — Выпишите простые, сложные, составные числительные.
1 уч: Сделать синтаксический разбор выделенных предложений, определить роль числительных (на ФЧ) 2 уч: Выполнить морфологический разбор имени числительного (на доске) — Какими членами предложения могут быть числительные? 3. Слово учителя: Г. Петропавловск — областной центр с 1936 г. Самый северный город Казахстана. Основан летом 1752 г.как военная крепость св. Петра. На 1 декабря 2003 г.численность населения города составляла свыше 193 тыс.человек. Общий жилой фонд —3 млн 800 тыс.кв.м. Промышленность представляют 174 предприятия, в Петропавловске действуют 174 предприятия, 110 малых строительных предприятий и 49 предприятий транспорта и связи. Обслуживаются 43 маршрута пассажирских перевозок. В 1981 г.проложена кольцевая дорога длиной 30 км. Задание: — Просклоняйте числительное 1752.(на доске) - 3 уч. — Напишите словами: 1936, 3 млн 800 тыс. – 4 уч. — Назовите в этих числительных орфограммы. 2.2 Слово учителя с показом ФЧ В городе действуют два государственных вуза и несколько частных высших учебных заведений. Работает 49 общеобразовательных школ, 2 музыкальные школы, 5 спортивных, 3 профессионально-технических лицея, 5 средних специальных учебных заведений — колледжей. ФЧ В здравоохранении действуют 12 больничных учреждений и 10 поликлиник. 3 театра, филармония, 3 музея, кинотеатр, 4 библиотеки. ФЧ В Петропавловске 4 стадиона, 304 спортивных сооружения. По основным видам спорта созданы 17 спортивных федераций. В городе выходят 3 областные и городские газеты, 14 рекламных изданий на 2-х языках. Работают 3 телерадиокомпании. 4. Вернемся к уроку — Назовите виды количественных числительных.(целые, дробные, собирательные) — С какими существительными сочетаются собирательные числительные? 1. сущ- мужского пола 2. сущ - дети и детеныши животных 3. сущ – парные предметы 4. сущ общего рода Задание: Вставьте окончания собирательных числительных. 1 уч – на ФЧ (ученики работают с карточками) Карточка: Пят… мальчиков и чет… девочки решали, как провести каникулы. Дв… мальчиков пойдут в бассейн, тр… будут играть в хоккей. Дв…девочки будут ухаживать за тр. котятами, оставшиеся дв… просидят тр… суток у постели больной бабушки. 5. Карта Давайте посмотрим на карту-схему города . В городе насчитывается 229 улиц, проспектов и переулков. Есть улицы, в названиях которых содержатся имена числительные. • — Какая особенность сочетания числительного с названиях улиц «8 марта» (Порядковое числительное в составе названий праздников или знаменательных дат пишется с прописной буквы: Восьмое марта. Если порядковое числительное записано цифрой, то с прописной буквы пишется следующее за ним слово: 8 Марта.) 6. «Город будущего» Мы посмотрели, какое лицо было у старого города, знаем его сегодняшний облик, у каждого есть любимое место в городе. Это задание мы с вами сделали вместе. Вы видите свои рисунки, на которых вы показали наш областной центр через несколько лет. Мы увидим в ближайшем будущем красивый город, размер которого удвоился за последние годы. Белоснежные пятнадцатиэтажные здания возвышаются среди парков, скверов и садов. Зелёные насаждения занимают площадь втрое больше прежнего. Удвоилось количество жителей в красивом и чистом городе. — Назовите слова со значением числа. — Словами, каких частей речи они являются? Чем такие слова отличаются от числительных? 7. ТЕСТ 1 уч. – на доске (Данияр) Остальные - на листах. 3. Вопросы для самоконтроля — Какая часть речи называется числительным? - Какие разряды имеют числительные? — Какие морфологические и синтаксические признаки имеют числительные? — Какие числительные называются простыми? Составными? Сложными? — Какие числительные называются собирательными? Дробными? Целыми? — Какие числительные называются порядковыми? Какие особенности согласования их с существительными? — Когда пишется Ь в середине и в конце имён числительных? — В каких числительных только 2 формы окончания? — В чём особенности склонения количественных числительных, называющих круглые десятки и сотни? — Как склоняются составные количественные числительные? 8. Итоги урока. 9. Дом.задание: Составить кроссворд по теме «Имя числительное» (не менее 8 слов) Самоанализ урока русского языка в 6 классе Тема урока: Обобщающий урок по теме «Имя числительное» Цель урока: обобщение и закрепление навыков по теме «Имя числительное» Данная цель реализуется с помощью следующих задач: -образовательная: закрепить понятие числительного, его разрядов; закрепить умение склонять числительное, знать особенности склонения; закрепить орфографию числительных; закрепить особенности употребления собирательных числительных; - развивающая: развитие умения отличать числительные от слов со значением числа; правильно применять числительные в речи; - воспитательная: воспитывать уважение к родному краю, интерес к предмету. Данный урок соответствует календарному планированию. Форма урока: нетрадиционная, урок-экскурсия Тип урока – урок –обобщение ранее изученного материала по теме «Имя числительное» в виде виртуальной экскурсии. Средства обучения: ноутбук, проектор, , карточки с текстом и грамматическими заданиями, флипчарты с заданиями, с видами г. Петропавловска, с рисунками детей, картой-схемой. Формы обучения: индивидуальная, со всем классом. Методы обучения: 1. Использование технических и наглядных пособий А) графические (таблица) Б) символические (карта) В) изобразительные (фото, картины) 2. Метод контроля А) опрос Б) тест 3. Слово учителя. При подготовке к уроку я руководствовалась учебником, дополнительной литературой, лекциями с курсов, словарем, интернетом. Применялись элементы следующих технологий: 1.Здоровьесберегающие 2. ИКТ 3. Разноуровневое обучение 4. Критическое мышление. Мотивацию к изучению предмета и работоспособность обеспечивала за счет работы на флипчартах, вызывая тем самым интерес, создавая положительный эмоциональный настрой и благоприятную психологическую атмосферу. Ориентируясь на уровень подготовки и речевых способностей учащихся применяла дифференцированный подход. Перегрузки детей не было. Цель урока достигнута. Задачи урока решены. Этому помогло четкое планирование структуры урока, использование различных форм обучения, тщательно продуманные методы и приемы преподавания русского языка.
Судя по плану, урок получился увлекательным. Так как из конспекта урока видны целеполагание, межпредметная связь, игровые приемы, использование наглядностей и ИКТ, применение различных технологий, соответствующих современным требованиям к проведению урока.