Конспект урока русского языка в 10 классе: «Деепричастие. Деепричастный оборот»
Цей Людмила Юрьевна, учитель русского языка и литературы ОШ №3 города Шахтинска Конспект урока русского языка в 10 классе: «Деепричастие. Деепричастный оборот»
Цель урока: обобщение и систематизация сведений о деепричастии и деепричастном обороте; выработка практического умения находить деепричастные обороты и ставить знаки препинания; использование в речи деепричастий и деепричастных оборотов.
Оборудование: - интерактивная доска; мультимедийная программа, с подготовленной компьютерной презентацией; дидактический материал, иллюстрация картины Айвазовского
Ход урока I. Побуждение Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. Думаю, что вы, как всегда, будете сегодня на уроке внимательны и покажете себя только с лучшей стороны. Итак, мы начинаем. Один молодой человек пришёл к своему духовному учителю и спросил: «Я каждый день, как вы советовали, произношу фразу: «Я принимаю радость в свою жизнь, но радости в моей жизни нет». Мудрец положил перед юношей ложку, кружку, свечу и попросил: - Назови, что ты выбираешь из них. - Ложку, - ответил юноша. - Произнеси это 5 раз. Я выбираю ложку, - постепенно повторил юноша 5 раз. - Вот видишь, - сказал мудрец, - повторяй хоть миллион раз в день, она не станет пищей. Надо… - Что же надо? Протянуть руку и взять ложку. - Вот и вам сегодня надо протянуть руку, взять свои знания и применить их на практике. Совершить действие. Желаю удачи! (Флипчарт стр2)
Давайте вспомним, что нам известно о деепричастии. Заполните первую графу таблицы. (Флипчарт стр3)
Помню Вспомнил Надо хорошо повторить
Теперь я предлагаю вам обратиться к теоретическому материалу и вспомнить все то, о чем мы говорили раньше. (Презентация)
Теперь остановимся подробнее на том, что вы повторили. Сегодня мы будем не просто повторять деепричастия, а собирать материал для написания эссе-описания по картине Айвазовского.
II. Реализация Скажите, признаки каких частей речи имеет деепричастие и сто обозначает. (Флипчарт стр4) Замените глаголы деепричастиями и выделите суффиксы (Флипчарт стр5) заставить задуматься волны возникают у горизонта движутся на зрителя создавать величавый вид повышать эмоциональное воздействие задает масштабы
- Скажите, с помощью каких суффиксов образуется деепричастие? (Флипчарт стр6) - Что мы называем деепричастным оборотом? (Флипчарт стр7) - Посмотрите на картину Айвазовского, она у вас на экране. Продолжите предложения, употребляя деепричастия и деепричастные обороты. (Флипчарт стр8,9) Природа грустит Темная вода успокаивает Где-то далеко маленький силуэт корабля Море не спокойно Морские волны вбирают в себя множество оттенков
- Расставьте знаки препинания в предложениях. (Флипчарт стр10 проверка 11) 1. Солнце закрыто тяжёлыми серыми тучами, нависшими над зеленоватыми волнами. 2.Волны, возникая у горизонта, движутся на зрителя, создавая своим чередованием, величавый ритм и возвышенный строй картины. 3.Посмотрев на данную картину, зритель начинает ощущать беспокойство, "широту дыхания" природы.
- Вспомните, когда Не с деепричастиями пишется слитно, а когда раздельно? (Флипчарт стр12)
- Мы вспомнили весь материал, связанный с деепричастиями и деепричастными оборотами. Теперь вам надо написать эссе-описание картины Айвазовского, используя собранный материал. - Чтение 1-2 эссе
III. Рефлексия Теперь я предлагаю вам записать в третью графу таблички, что вам надо хорошо повторить, на что обратить внимание.