Пятница
19.04.2024
01:04
Категории раздела
Разработки учителей [173]
Сочинения учеников [7]
Вход на сайт

Поиск
Наш опрос
Какому источнику информации Вы доверяете?
Всего ответов: 435
Закладки
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Сайт учителей русского языка и литературы Казахстана
    Главная » Статьи » Русский язык в школе » Разработки учителей

    Открытый литературно-музыкальный урок «Ваше величество Женщина»
    Литературно-музыкальный урок
    «Ваше величество Женщина»

    «Восславим ту, кто жизнь дарует и тепло…»
    Цели проведения мероприятия:
    • воспитание гуманистического отношения учащихся старших классов к близкому человеку – матери;
    • формирование представления о художественном тексте как эстетическом и духовном выражении творческой личности писателя;
    • расширить знания учащихся о роли матерей в жизни писателей, помогающей становлению их личности, что дает возможность учащимся лучше понять смысл произведений;
    • воспитание уважительного отношения к женщине; воспитание чувства прекрасного, любви к матери через призму литературы;
    • формирование правильного отношения учащихся к проблеме полового воспитания, профилактика ранних абортов;
    • воспитание правильного отношения к великому чувству любви, понятию о чистоте интимных отношений;
    • развитие интеллектуальных, духовных и физических сил, формирование прочных основ нравственности в семье и здорового образа жизни
    Оборудование:
    • стенд-плакат с изображением любящего трепетного сердца матери, на его фоне изображение силуэта матери и младенца;
    • презентация «История праздника День матери»;
    • презентация «Писатели русской литературы и их матери»;
    • музыкальные клипы, фрагмент из фильма «Калина красная», фильм о мамах учащихся 10-11 классов «Ваше величество ЖЕНЩИНА»;
    • выдержки из школьных сочинений.

    УЧИТЕЛЬ: Владимир Высоцкий писал: «Счастье – это путешествие. Необязательно с переменой мест. Путешествие может быть в душу, в мир другого человека».
    Сегодня мы совершим путешествие в мир самого близкого, родного и любимого человека, имя которому МАМА. На уроках литературы мы знакомимся с произведениями о женщинах, о различных судьбах женщин, о матерях, о любви к женщине и любви к матери (Булгаков «Мастер и Маргарита», С.Есенин «Анна Снегина», «Письмо матери», Бунин «Легкое дыхание» и другие). И сегодня мы откроем завесу души женской и заглянем в материнский родительский уголок.
    Ученик: Мы –
    Все, что дорого, величаем
    Твоим
    именем
    Женщина.
    Родина – женщина,
    История – женщина,
    Честь, отвага,
    Поэзия – женщина!
    (О.Сулейменов)
    УЧЕНИК: Пусть вечно прославится Женщина –
    Святое начало всего!
    И вспомним, что женского рода
    Знакомые с детства слова:
    Любовь, красота и природа,
    Мама, Отчизна, страна!
    УЧЕНИК: Всем прочим мадемуазель и дамам,
    Сеньорам, миссис, мисс и фрау,
    Всем медхен, вумен, герлз, мадам,
    Девицам, женщинам, гражданкам,
    Свекровям, тещам и золовкам,
    Подругам, мамам, женам, снохам,
    Кузинам, бабушкам и сестрам,
    Родным и близким, сватьям, кресным,
    Красивым, умным, милым, страстным,
    Высоким, маленьким, прекрасным,
    Худым и полным, хмурым, добрым,
    Веселым, грустным, бесподобным,
    Загадочным и ясноглазым,
    Понятным сразу и не сразу,
    Трудолюбивым и не очень,
    А также прочим, прочим, прочим…
    УЧИТЕЛЬ:Мы посвящаем нашу литературно-музыкальный урок под названием «Ваше величество Женщина», «…восславим ту, кто жизнь дарует и тепло…»
    КЛИП-песня «Нынче праздник»:
    Нынче праздник, нынче праздник -
    Праздник бабушек и мам, праздник бабушек и мам.
    Это самый добрый праздник, это самый добрый праздник,
    Он весной приходит к нам, он весной приходит к нам.
    Это праздник послушанья, поздравленья и цветов,
    Прилежанья, обожанья, прилежанья, обожанья,
    Праздник самых лучших, самых лучших в мире слов!
    УЧЕНИК: «Женщина – великое слово. В ней чистота девушки, самоотверженность подруги, подвиг матери» - сказал Некрасов.
    Женщина с нами, когда мы рождаемся,
    Женщина с нами в последний наш час,
    Женщина – знамя, когда мы сражаемся,
    Женщина – радость раскрывшихся глаз.
    Клип-притча (презентация, учащиеся читают слова)
    За день своего рожденья ребенок спросил у Бога:
    «Говорят, завтра меня посылают на Землю. Как же я буду там жить, ведь я так мал и беззащитен?»
    Бог ответил: «Я подарю тебе ангела, который будет ждать тебя и заботиться о тебе».
    Ребенок задумался, затем сказал снова: «Здесь, на Небесах, я лишь пою и смеюсь, этого достаточно мне для счастья».
    Бог ответил: «Твой Ангел будет петь и улыбаться для тебя, ты почувствуешь его любовь и будешь счастлив».
    «О! но как я пойму его, ведь я не знаю его языка? - спросил ребенок, пристально глядя на Бога. – А что мне делать, если я захочу обратиться к тебе?»
    Бог мягко прикоснулся к детской головке и сказал: «Твой ангел сложит твои руки вместе и научит тебя молиться»
    Затем ребенок спросил: «Я слышал, что на Земле есть зло. Кто защитит меня?»
    «Твой ангел защитит тебя, даже рискуя собственной жизнью»
    «Мне будет грустно, так как я не смогу больше видеть тебя»
    «Твой ангел расскажет тебе обо мне все и покажет путь, как вернуться ко мне. Так что я всегда буду рядом с тобой!»
    В этот момент с Земли стали доноситься голоса, и ребенок в спешке спросил: «Боже, скажи же мне, как зовут моего ангела?»
    «Его имя не имеет значения. Ты будешь просто называть его МАМА!»
    УЧИТЕЛЬ: Каждый из нас, наверное, интересовался в детстве у своих родителей, где мы родились. Все мы выходцы из единого славного, волшебного, счастливого дома.
    Клип «Этот главный волшебный дом»:
    Есть дома многоэтажные,
    На листе – дома бумажные,
    Есть дома, в которых люди
    Проживают много лет.
    И хотите, не хотите ли,
    Есть казармы, вытрезвители,
    Есть аптеки, есть театры,
    Где показывают балет.
    Но есть такие дома волшебные,
    Особо важные для людей,
    Где побывали мы все, наверное,
    Где получают отцы детей.
    Там на всю жизнь называют Верой,
    Или Мариной, или Петром,
    И потому в жизни самый первый
    И самый главный–родильный дом.
    Есть избушки деревянные,
    Небоскребы есть стеклянные,
    Есть дворцы, в которых пусто,
    И отели, где уют.
    Бани есть, и министерства,
    Институт, где лечат сердце,
    Помещенье для капусты,
    Но детей там не дают.
    УЧЕНИК: Сердце маленькое упрямо
    Бьется, бьется, глаза горят.
    Слово первое, слово МАМА
    Губы нежные говорят.
    Ведь у белых, у чернокожих
    В первом слове одна любовь.
    И недаром оно похоже
    На любом из земных языков.
    Клип «Мама-первое слово»:
    Мамуленька, ты моя самая-пресамая любимая,
    Я тебя очень-преочень люблю,
    Мама - первое слово, главное слово в каждой судьбе.
    Мама жизнь подарила, мир подарила мне и тебе.
    Так бывает ночью бессонною мама потихоньку всплакнет:
    «Как там дочка? Как там сынок ее?».
    Лишь под утро мама уснет…
    УЧЕНИК: О, сколько песен и стихов
    Про маму есть на свете,
    А вот про папу до сих пор
    Не слышали, поверьте.
    А ведь главнее он в семье,
    С тем каждый согласится,
    И мы должны к нему вдвойне
    С любовью относиться.
    И без него бы тоже мы
    На свет не появились.
    Благодарить его должны
    За то, что мы родились.
    А может, тоже он порой
    Ночами просыпался,
    Переживал за нас с тобой
    И очень волновался.
    И он, хотя любовь свою
    Открыто не покажет,
    Мы знаем, он свое «люблю»
    На деле нам докажет.
    Но часто почему-то мы
    Все ж папу обижаем,
    Того, что хочет он добра,
    Мы часто забываем
    Когда в разлуке долго с ним
    Мы сильно так скучаем
    И радость ту не объяснить,
    Когда его встречаем.
    И знаем, снова, как всегда,
    Он с радостью нас встретит,
    И что по-своему, любя,
    Он на любовь ответит.
    Клип «Маленький лягушонок»:
    Лучик солнца, мы заждались тебя на земле
    И порой казалось, что счастливы мы вполне,
    Мамино, папино счастье еще не познав,
    Что значит быть отражением в детских глазах.
    У дочки папины глаза,
    У дочки мамина улыбка,
    Люблю тебя, люблю тебя,
    Любви прекрасное дитя.
    И все на свете я отдам
    За каждый миг с тобою рядом
    Люблю тебя, люблю тебя,
    Родная доченька моя.
    Когда ты плачешь,
    Мое сердце разрывается на части,
    Когда ты улыбаешься,
    Я на вершине счастья.
    Когда-нибудь ты станешь девушкой, невестой,
    И мы споем с тобой эту песню вместе.
    УЧИТЕЛЬ: Есть одна народная мудрость, которая гласит: «каждого младенца должны ждать и желать по 40 родичей со стороны матери и отца». Ждать и Желать. Это не просто отвлеченные мысли: наши чувства, эмоции имеют вполне реальную и очень большую энергетическую силу, положительную и отрицательную. Оптимистами, жизнестойкими, миролюбивыми рождаются прежде всего ребятишки, которых с нетерпением поджидает родня. Многие из нас слышали, как кричат новорожденные дети. Но кому известен крик нерожденного младенца?
    Клип «Аборт-детоубийство»:
    «Я еще не вижу, но уже люблю тебя,
    Мама.
    Мне так хочется скорей увидеть тебя,
    Обнять тебя своими маленькими руками,
    Прижаться к тебе.
    Жаль, что ты убила меня, ведь я так люблю тебя, Мама»
    А что дальше? Дни и ночи воспоминания.
    То, что было разрушено до основания,
    Не вернуть с годами, не просить прощения
    Тому, кем было предано самое священное
    Первое слово МАМА.
    А он не мог защититься, не мог просить помощи
    Не мог понять просто, как же так можно,
    Ведь он любил всем своим существом,
    А потом только боль… только боль… только боль…
    «Сегодня ты убила меня, мама,
    Но я не виню тебя ни в чем.
    Ты очень красивая.
    Я смотрю на тебя и не понимаю,
    Зачем вы придумали это страшное слово АБОРТ».
    УЧЕНИК:«У одной женщины было трое детей. Один – глухой, второй- слепой, третий – больной туберкулезом. Сама женщина также была больна туберкулезом и ждала четвертого ребенка. Что делать? Все окружающие говорили: «Аборт!». Женщина не послушала их. Четвертым ребенком был Людвиг Ван Бетховен»
    Клип «Великий маэстро» (презентация фотографий композитора под его музыку):
    Без ошибок не прожить на свете,
    Коль весь век не прозябать в тиши.
    Только б, девочки, шли ошибки эти
    Не от бедности, от щедрости души.
    Не беда, коль тянетесь ко многому,
    Плохо, коль не тянет ни к чему,
    Не всегда на верную дорогу мы
    Сразу пробиваемся сквозь тьму.
    Но когда пробьешься, не сворачивай
    И всегда смелей вперед иди.
    Я хочу, чтоб чистой и удачливой
    Были вы в работе и в любви.
    Если горько вдруг, обманет кто-то,
    Будет больно, но переживешь,
    Хуже, коль полюбишь по расчету
    И на сердце приголубишь ложь.
    И не будь жестокой с виноватыми,
    Сами же виновны – повинитесь,
    Все мы люди, а не автоматы мы,
    Все же непростая штука – жизнь.
    УЧИТЕЛЬ: В прошлом веке, веке военных катаклизм матери всего мира отправляли своих детей на страшную войну, заранее зная, что многие из них не вернутся. У всех матерей таилась надежда, что кто-то из них выживет, пробьется, победит, вернется и будет жить дальше. У всех солдат-детей была цель – защитить свою страну, победить. Да! Это Страшно! Но куда страшней, когда дети погибают на глазах матерей в мирное время, куда страшней, когда взрослые воюют против детства, куда страшней, когда мать теряет своего ребенка из-за амбиций политиков-варваров.
    Клип «Мама, очень
    хочется жить»
    (о трагедии в Беслане):
    Немец стреляет в наших детей!
    Бог, защити их там поскорей.
    Боже, скажи нам, как дальше жить,
    Как нам грехи свои искупить.
    Детские стоны слышны нам с небес,
    Плачут и горы, и реки, и лес,
    Кровь на букетах из белых роз,
    И надо всеми распятый Христос.
    Мама, очень хочется пить!
    Мама, очень хочется жить!
    Мама, затихают детей голоса -
    Не напоит их мамы слеза.
    Господи Боже, их успокой,
    Даруй им, безвинным, вечный покой,
    Светлые души к себе унеси,
    А нас, оставшихся, Боже, прости.
    Детские стоны слышны нам с небес,
    Плачут и горы, и реки, и лес,
    В календаре нет чернее листа -
    В Беслане они распинали Христа!
    Это грохочут чужих сапоги,
    Это слышны чужих голоса,
    Эти не скажут мальчонке: «Беги!»,
    Им безразлична девчушки слеза.
    УЧИТЕЛЬ: У матерей тяжелая участь. Материнство – это не только улыбки и радости. Это переживания, бессонные ночи, капризы детей. Любовь матери жертвенна, не требовательна к себе, мудра и терпелива.
    Презентация- история праздника «День матери»:
    СЛАЙД 1.
    Во многих странах мира отмечают День матери, правда, в разноевремя.
    В День матери чествуются только матери и беременные женщины, а не все представительницы слабого пола.
    СЛАЙД 2.
    По некоторым источникам традиция празднования Дня матери берет начало еще в древнем Риме, Римляне посвящали три дня в марте (с 22 по 25) матери богов – восточной Кибеле
    СЛАЙД 3.
    Древние греки отдавали дань уважения матери всех богов - Гее.
    СЛАЙД 4.
    Для кельтов Днем матери был день чествования богини Бриджит.
    СЛАЙД 5.
    На Руси почиталась Мокоша - Богиня материнства.
    СЛАЙД 6.
    С XVII по XIX век в Великобритании отмечалось «мамино воскресенье» .В этот день юноши и девушки, которые работали подмастерьями или слугами, возвращаясь домой, приносили в подарок своим мамам фруктовый пирог. Традиционно этот старинный английский праздник отмечался 22 марта.
    СЛАЙД 7.
    Подобные традиции известны и в провинциях Шампань (Франция) и Валлонь (Бельгия).
    СЛАЙД 8.
    Второе воскресенье мая объявили праздником 23 страны (Бахрейн, Гонконг, Индия, Малайзия, Мексика, Никарагуа, Объединённые Арабские Эмираты, Оман, Пакистан, Катар, Саудовская Аравия, Сингапур и др.), а ещё более 30 отмечают праздник в другие дни.
    СЛАЙД 9.
    В США и Австралии существует традиция носить в этот день на одежде цветок гвоздики. Причем цвет имеет значение, так цветная гвоздика имеет значение «мать человека жива», а белые цветы прикалывают к одежде в память об ушедших матерях.
    СЛАЙД 10.
    В России День матери стали отмечать сравнительно недавно. Он празднуется в последнее воскресенье ноября, воздавая должное материнскому труду и их бескорыстной жертве ради блага своих детей.
    СЛАЙД 11.
    В муках, в страданиях человек шепчет «мама», и в этом слове сосредотачивается для него все, оно становится равнозначным слову «жизнь». Человек зовет мать и верит, что, где бы она ни была, она слышит его, сострадает, спешит на помощь.
    СЛАЙД 12.
    Какими бы взрослыми, сильными, умными, красивыми мы ни стали,
    как бы далеко жизнь не увела нас от родительского крова, мама всегда остается для нас мамой, а мы - ее детьми.
    УЧИТЕЛЬ:Народ всегда высоко чтил мать, женщину. В русской литературе, в поэзии ее облик наделен самыми светлыми чертами. Она хранительница семейного очага, верная жена, защитница своих детей. Каждый писатель посвящал страничку своего творчества образу доброй и нежной матери:
    Презентация фотографий писателей и их матерей:
    Федор Михайлович Достоевский писал: «Когда я вспоминаю Вас, любезная маменька, то на меня нападает такая грусть, что я никак не могу ее прогнать»
    Александр Александрович Фадеев: «Родная моя! Сколько же ты пережила за свои 80 лет, как мужественно ты все вынесла. От всей души обнимаю тебя, целую, благодарю за то, что именно ты моя мать! Живи дольше!»
    Михаил Александрович Шолохов: «Моя мать – полуказачка, полукрестьянка. Грамоте выучилась, когда отец отвел меня в гимназию для того, чтобы, не прибегая к помощи отца, самостоятельно писать мне письма»
    Николай Васильевич Гоголь выразительно описал образ любящей и страдающей матери в повести «Тарас Бульба»: «Одна бедная мать не спала. Она приникла к изголовью дорогих сыновей своих, лежавших рядом: она расчесывала гребнем их молодые, небрежно всклокоченные кудри и смачивала их слезами. Она глядела на них вся, глядела чувствами, вся превратилась в одно зрение и не могла наглядеться»
    Иван Гончаров о своей матери: «Она была взыскательна и не припускала без наказания или замечания ни одной шалости, особенно если в шалости крылось зерно будущего порока. Горжусь, что имел подобную мать»
    Любовь к женщине – благородное и прекрасное человеческое чувство. Оно возвышает души мужчин, делает их сильнее, поэтичнее. Вспомним красивые пары Александра Сергеевича Пушкина и Наталью Гончарову, Ивана Тургенева и Полину Виардо, Ромео и Джульетту, Мастера и Маргариту. По мнению Ивана Бунина, мужчина ценит в женщине ее легкое дыхание («Легкое дыхание»), это чувство окрыляет его, дарит истинное восхищение женщиной.
    Особое отношение к своей матери было у Василия Шукшина: «Мать – редкого терпения человек! Столько, сколько вынесла моя мать, вряд ли кто может вынести. Не приведи судьба никому на земле столько испытать». Василий Шукшин очень терзался от того, что мало почитал свою мать. И эту горечь, горечь сожаления он передал во фрагменте фильма «Калина красная», автором, режиссером, главным героем которого был он сам, Василий Шукшин.
    Показ фрагмента из фильма «Красная калина»: главный герой Егор Прокудин катается по земле, припадает к ней, хватается за нее руками – как бы исповедуется перед землей-матушкой за небрежное отношение к своей матери, клянется начать новую достойную жизнь.
    УЧИТЕЛЬ:Грусть материнского ожидания, или, как назвал поэт, «поджидание седых матерей», с особым чувством воспето Сергеем Александровичем Есениным. О Есенине мы говорим, что любил деревню, все живое на земле: зверье, привольное рязанское раздолье, березы, тополя и клены, людей, женщин, среди которых трогательно и нежно свою мать Татьяну Федоровну Есенину. Много писем в виде стихотворений поэт посвятил матери о том, какие тревоги и волнения он доставляет матери, как грустит она, как беспокоит ее неустроенная жизнь сына.
    Выразительное чтение учащимися стихотворения С.Есенина «Письмо матери» и показ клипа «Письмо матери» с фотографиями Сергея Есенина, его матери, его малой рязанской Родины:
    Ты жива еще, моя старушка?
    Жив и я. Привет тебе, привет!
    Пусть струится над твоей избушкой
    Тот вечерний несказанный свет.
    Пишут мне, что ты, тая тревогу,
    Загрустила шибко обо мне,
    Что ты часто ходишь на дорогу
    В старомодном ветхом шушуне.
    И тебе в вечернем синем мраке
    Часто видится одно и то ж:
    Будто кто-то мне в кабацкой драке
    Саданул под сердце финский нож.
    Ничего, родная! Успокойся.
    Это только тягостная бредь.
    Не такой уж горький я пропойца,
    Чтоб, тебя не видя, умереть.
    Я по-прежнему такой же нежный
    И мечтаю только лишь о том,
    Чтоб скорее от тоски мятежной
    Воротиться в низенький наш дом.
    Я вернусь, когда раскинет ветви
    По-весеннему наш белый сад.
    Только ты меня уж на рассвете
    Не буди, как восемь лет назад.
    Не буди того, что отмечталось,
    Не волнуй того, что не сбылось, —
    Слишком раннюю утрату и усталость
    Испытать мне в жизни привелось.
    И молиться не учи меня. Не надо!
    К старому возврата больше нет.
    Ты одна мне помощь и отрада,
    Ты одна мне несказанный свет.
    Так забудь же про свою тревогу,
    Не грусти так шибко обо мне.
    Не ходи так часто на дорогу
    В старомодном ветхом шушуне.
    УЧЕНИК: Красивые мамы, на свете вас много,
    В глаза вы глядите открыто и прямо…
    В какую бы даль ни звала нас дорога,
    Нас всех провожают красивые мамы…
    Мы маме так редко приносим букеты,
    Но каждый так часто ее огорчает…
    А добрая мама прощает все это,
    Красивая мама все это прощает…
    Под грузом забот, не сгибаясь упрямо,
    Она выполняет свой долг терпеливо…
    Красива по-своему каждая мама,
    Любовью своей материнской красива! (С.Богомазов)
    Клип «Нежные слова» (на стихотворение Эдуарда Асадова):
    То ли мы сердцами остываем,
    То ль забита прозой голова,
    Только мы все реже вспоминаем
    Светлые и нежные слова.
    Словно в эру плазмы и нейтронов,
    В гордый век космических высот
    Нежные слова, как граммофоны,
    Отжили и списаны в расход.
    Только мы здесь, видимо, слукавили
    Или что-то около того:
    Вот слова же бранные оставили,
    Сберегли ведь все до одного!
    Впрочем, сколько человек ни бегает
    Средь житейских бурь и суеты,
    Только сердце все равно потребует
    Рано или поздно красоты.
    Не зазря ж оно ему дается!
    Как ты ни толкай его во мглу,
    А оно возьмет и повернется
    Вновь, как компас, к ласке и теплу.
    Говорят, любовь немногословна:
    Пострадай, подумай, раскуси...
    Это все, по-моему, условно,
    Мы же люди, мы не караси!
    И не очень это справедливо -
    Верить в молчаливую любовь.
    Разве молчуны всегда правдивы?
    Лгут ведь часто и без лишних слов!
    Чувства могут при словах отсутствовать.
    Может быть и все наоборот.
    Ну а если говорить и чувствовать?
    Разве плохо говорить и чувствовать?
    Разве сердце этого не ждет?
    Что для нас лимон без аромата?
    Витамин, не более того.
    Что такое небо без заката?
    Что без песен птица? Ничего!
    Пусть слова сверкают золотинками,
    И не год, не два, а целый век!
    Человек не может жить инстинктами,
    Человек - на то и человек!
    И уж коль действительно хотите,
    Чтоб звенела счастьем голова,
    Ничего-то в сердце не таите,
    Говорите, люди, говорите
    Самые хорошие слова!
    В завершение мероприятия учащиеся зачитывают отрывки из собственных сочинений на тему «Мама – мой любимый человек» и показ фильма о мамах «Ваше величество Женщина!», созданный учащимися 10-11 классов
    Категория: Разработки учителей | Добавил: konnad-84 (01.02.2016) | Автор: Конюша Надежда Николаевна E
    Просмотров: 641 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 2
    2 Фея  
    0
    Спасибо за прекрасный материал! Богат разнообразием тем, форм и методов.

    1 ajnabekovazhb  
    0
    Отличная работа. Это не просто литературно-музыкальный урок. Этот сценарий (план-конспект) можно использовать при проведении литературного салона.  В плане воспитательной работы - разчитие речи, выразительного чтения, интереса к чтению - супер! Спасибо.

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]