Открытый урок "Интересно жить на свете, если знаешь междометия!"
Тема: Интересно жить на свете,если знаешь междометия! Цели: - знакомство с междометием как частью речи, которая не являются ни самостоятельной, ни служебной; с правописанием междометий, со знаками препинания при междометиях; - формирование умения находить в тексте междометия, употреблять их в своей речи.
Оборудование: таблица «Части речи», гномы — междометия, карточки, плакаты с изображением текста. Ход урока. I. Вступительное слово учителя: Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с частями речи. Познакомимся с особенной частью речи — междометием. Научимся находить междометия а текстах, использовать их в речи и правильно писать. II. Повторение пройденного материала. Урок мы начнем с заполнения таблицы «Части речи» (учащиеся маркером вписывают название самостоятельных и служебных частей речи). Одна клетка в нашей таблице осталась пустой, к ней мы вернемся позже. А сейчас давайте вспомним все, что мы знаем о служебных частях речи. Повторение изученного по теме «Предлог. Союз. Частица» (работа по карточкам - устно, самостоятельно в тетради, у доски). III. Знакомство с новым материалом. 1) Учитель:А теперь вернемся к нашей таблице, где одна клетка осталась открытой. Пришло время заполнить ее (междометие). (ученик читает стихотворение «Междометие») «Мне, -сказало Междометие», - Интересно жить на свете: Выражаю поощренье, Похвалу, упрек, запрет, Благодарность, восхищенье, Возмущенье, привет. Те, кого охватит страх, Произносят слово «Ах!» У кого тяжелый вздох, Произносят слово «Ох!» Кто встречается с бедой, Произносит слово «Ой!» * * * Кто отстанет от друзей, Произносит слово «Эй!» У кого захватит дух, Произносит слово «Ух!» Интересно жить на свете, Если знаешь междометие! 2) Учитель: Междометие - это особая часть речи, которая не является ни самостоятельной, ни служебной частью речи. Междометия ни лексического, ни грамматического значения не имеют как самостоятельные части речи; не служат для связи слов или предложений, как предлоги и союзы; не вносят никаких оттенков значения в предложения, как частицы, а лишь выражают чувства, настроения и побуждения, не называя их. Как, например, в этом шутливом стихотворении «Ох, да Ах» (читают учащиеся)
На зеленых на холмах. Жили-были Ох да Ах. Ох в слезах ходил от горя. Ах от счастья был в слезах * * * Из-за синих-синих гор Месяц вышел на простор. Ох заохал: «Это плохо!» Ах сказал: «Какой фурор!» * * *
Вдруг раздался сильный гром. Разразилась ночь дождем Ох воскликнул : «Мы утонем!» Ах ответил: «Доплывем!» * * * Солнце . Вешняя пора. Небо ясное с утра. Ох сказал: «Я замерзаю!» Ах открыл окно: «Жа-ра-а!» * * * Словно счастье и беда, Жили рядом «нет» и «да» Оху все не так, все плохо. Аху - здорово всегда!
Какой герой тебе нравится больше? Почему? Какой из них похож: на тебя? Какие чувства и настроения передает каждый? А теперь с помощью этой красивой ромашки вы научитесь использовать междометия в речи. На лепестках ромашки написаны междометия, в середине ситуации: используя и то и другое вы должны составить предложения и произнести их с нужной интонацией. У меня есть подсказка, цвет лепестка и цвет кружочка совпадает. 3) Дефис и знаки препинания в междометиях. Еще одна задача, которая стоит перед нами, узнать как обособляются на письме междометия. Для этого давайте прочитаем стихотворение Е.Измайлова, найдем все междометия и сделаем выводы о том, как обособляются междометия (плакат со стихотворением на доске).
Слово Ох и слово Ах Ox-Ox! Ax-Ax! Заблудились в трех соснах, Что за ужас! Что за страх! И сказало Ох со вздохом: И сказало Ох: «Хо-хо!» -Ох, наверно, дело плохо. В самом деле, как легко! И сказало слово Ах: И сказало Ах: «Ха-ха!» Ах, к страшно в трех соснах! В самом деле чепуха! И заохали, и заахали, Заблудиться в трех соснах И зажмурились, и заплакали Можно только лишь со сна. IV. Закрепление материала. 1) А теперь вы будете работать самостоятельно. У каждого из вас па столе листок с текстом стихотворения. Из данного стихотворения, выпишите предложения с междометиями и поставьте знаки препинания. 2) Творческое задание. Работа по иллюстрациям. Составляют диалог, используя междометия. V. Итог урока. Выставление оценок VI. Домашнее задание: §63, правило выучить, Упр 501.