Пятница
29.03.2024
16:30
Категории раздела
Разработки учителей [173]
Сочинения учеников [7]
Вход на сайт

Поиск
Наш опрос
Какому источнику информации Вы доверяете?
Всего ответов: 435
Закладки
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Сайт учителей русского языка и литературы Казахстана
    Главная » Статьи » Русский язык в школе » Разработки учителей

    открытый урок по литературе "Н.В. Гоголь "Ревизор". История создания комедии.
    Учитель: Уразметова Ирина Викторовна
    Тема: Николай Васильевич Гоголь «Ревизор». История создания комедии.
    Цели урока:
    -углубить знания учащихся о творческой биографии писателя, закрепить знания о драматическим роде литературы, познакомить с историей создания комедии «Ревизор»;
    -развивать познавательные способности учащихся через различные виды работ, способствовать обучению внимательного прочтения авторского текста, умение самостоятельно анализировать материал;
    -воспитывать любовь к творчеству Н.В. Гоголя, приобщать к искусству и театру.
    Тип урока: урок усвоения новых знаний.
    Методы: объяснительно-иллюстративные, наглядные (презентация), информационные.
    Форма работы: беседа, взаимные вопросы и задания группам, интервью.
    Приемы работы: использование видео материалов, рассказ учителя, выступления уча-щихся, диалог.
    Оборудование: портрет Н.В. Гоголя, компьютер, презентация к уроку, книга Н.В. Гоголя «Ревизор», цветы, ваза, музыкальное сопровождение, дерево, листочки.
    «В каждой великой литературе есть писатель,
    составляющий отдельную Великую литературу:
    Шекспир – в Англии, Гете – в Германии, Сервантес – В Испании,
    Петрарка и Данте – В Италии. В русской литературе
    высится вершина, никого не затмевающая,
    но сама по себе являющая отдельную
    Великую литературу, - Николай Васильевич Гоголь»
    В.П. Астафьев.
    ХОД УРОКА
    I.Орг. момент.
    Приветствие:
    -Здравствуйте, ребята!
    Психологический настрой. СЛАЙД 1
    Наш урок начнём с определения вашего эмоционального состояния.
    «Букет настроения».
    У вас на партах лежат цветы красного и синего цвета. Красный цвет – у меня хорошее настроение, синий цвет – у меня грустное настроение.
    Дети расставляют цветы по вазам.
    -Тем, кому сегодня грустно, мы попытаемся хоть немного приподнять настроения.
    Просмотр видеоролика «Улыбка – поцелуй души»
    Учитель (после просмотра видеоролика): Возьмитесь за руки и улыбнитесь друг другу.
    II. Побуждение. Слово учителя: СЛАЙД 2
    - Ну а теперь мы переходим на такой позитивной ноте к теме нашего урока.
    -Мы приступаем к изучению жизни писателя, имя которого вы уже слышали не раз, читали его произведения в 6 и 7 классах. В этом году ему исполняется 205 лет со дня его рождения. Это Николай Васильевич Гоголь.

    Учитель: Откройте тетради и запишите число и тему урока. СЛАЙД 3
    Девятнадцатое февраля.
    Н.В. Гоголь «Ревизор». История создания комедии.

    СЛАЙД 4 ( ЦЕЛИ УРОКА)
    - Сегодня мы больше узнаем о творческой биографии писателя, закрепим знания о драматическим роде литературы, познакомимся с историей создания его комедии «Ревизор»;
    СЛАЙД 5 ( ЭПИГРАФ)
    Учитель:
    Гоголь – одинокая «звезда» в русской словесности, неповторимая писательская индивидуальность.
    По словам В.П. Астафьева, «В каждой великой литературе есть писатель, составляющий отдельную Великую литературу: Шекспир – в Англии, Гёте – в Германии, Сервантес – В Испании, Петрарка и Данте – в Италии. В русской литературе высится вершина, никого не затмевающая, но сама по себе являющая отдельную Великую литературу, - Николай Васильевич Гоголь»
    -Где же истоки творчества Н.В. Гоголя?
    Обратимся к биографии писателя. Сейчас вы увидите видеопрезентацию о жизни писателя. Ваша задача: внимательно смотреть и читать, запоминая основные события из жизни Гоголя.
    Просмотр видеопрезентации.
    Учитель:
    Обсудите в группе, что вы увидели и прочитали.
    После обсуждения ребята по очереди рассказывают о том, что запомнили.
    Учитель: Молодцы! Вы много узнали и запомнили о Н.В. Гоголе.
    Мы продолжим говорить о Гоголе, но только как о драматурге. Мы попадем в мир театра, познакомимся с историей комедии «Ревизор», написанной специально для постановки в театре.
    СЛАЙД 6
    -Почему же Гоголь обратился к театру?
    (Отец писал пьесы для сцены, сам Гоголь играл на сцене, по мнению Гоголя, театр имел большое воспитательное значение)
    СЛАЙД 7
    Словарная работа.
    Чтобы попасть в театр Гоголя, мы проведем с вами сначала словарную работу и вспомним понятия, относящиеся к драматическому роду литературы:
    Драматургия - род художественной литературы, предназначенный для театра.
    Пьеса – драматическое произведение, написанное специально для театральной постановки.
    В пьесе в диалогической и монологической форме воссоздается речь действующих лиц, их поступки.
    Ремарка – замечание на полях или между строк, пояснение автора пьесы для режиссера или актеров.
    Комедия – драматическое произведение веселого, жизнерадостного характера, осмеи-вающее отрицательные качества человеческого характера, недостатки в общественной жизни, быту.
    Афиша - это рекламный жанр, специализирующийся на письменном (позднее печатном) оповещении широкой аудитории о предстоящих зрелищах или иных общественно значимых событиях.
    Учитель: Запишите себе в тетрадь эти слова. Они часто будут встречаться нам при изучении драматического произведения.
    III. История создания «Ревизор».
    Учитель:- Как же создавался «Ревизор»? (входит Федоров Д. в роли Гоголя)
    Я пригласила к нам гостя, встречайте его.
    1. Диалог с Автором.

    Автор: - Добрый день, господа. Очень рад нашей встрече.
    Учитель: - Господин писатель! Перед вами Ваши читатели, живущие в 21 веке. Мы хотим задать Вам несколько вопросов, касающих вашей комедии «Ревизор».
    Ученики задают вопросы.
    -Как у вас возникла идея написать комедию? Ведь вы писали фантастические рассказы?
    Автор: После того, как я завершил писать сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки», я решил перейти к жанру комедии и написать не фантастическое что-то, а реальное, но смешное.
    Ученики: А правда, что сюжет «Ревизора» подсказал Вам А.С. Пушкин?
    Автор: Правда! Я попросил у него подкинуть мне хоть какой-нибудь смешной или не смешной, но русский чисто анекдот. И он откликнулся и поделился сюжетом. Он рассказал мне историю о Павле Петровиче Свиньине, который во время поездки в Бессарабию стал выдавать себя за очень важное и значительное лицо, за петербургского чиновника.
    Ученики: А в каком году была написана комедия?
    Автор: В аккурат помню в 1835 году.
    Ученики: Сколько ушло времени на написание «Ревизора»?
    Автор: Всего два месяца (октябрь – ноябрь). Но я, конечно, и после этого продолжал над ней работать. Изменял, переставлял, улучшал сюжет. Так я напечатал 4 издания «Ревизора».
    Ученики: О чем эта комедия? Тоже о чиновнике, как в анекдоте Пушкина?
    Автор: В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу все дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем.
    Ученики: Как зрители восприняли комедию « Ревизор»?
    Автор: - Действие, произведённое комедией, было большое и шумное. Все были против меня. Чиновники, пожилые и почтенные, кричали, что для меня нет ничего святого, когда я дерзнул так говорить о людях служащих. Полицейские против меня, купцы против меня. Царь Николай Первый заявил после представления «Ревизора» : «Ну и пьеска! Всем досталось, а мне более всех!»

    О ней можно рассказывать очень много, ребята. Но мне уже пора. Остальное вы узнаете из самой комедии.
    До встречи, ребята.

    Ученик уходит.
    2. Беседа об услышанном:
    -Что вы узнали о комедии «Ревизор» со слов автора? (ответы учащихся)
    СЛАЙД 8 (театральная афиша «Ревизора»)
    3. Знакомство с афишей.
    Учитель: Давайте, уже обратимся к нашей комедии и поразмышляем у театральной афиши.
    -Представьте себе, что вы зрители. Ещё не прозвенел третий театральный звонок. Ещё не прошелестел распахивающий театральный занавес, ещё не пахнуло на зрителя особым воздухом и особым таинственным запахом кулис. Ещё не вышел на подмостки ни один персонаж спектакля. Вы вошли в зал, удобно расположились в кресле, окинули взором партер, бельэтаж, ложи, балкон, раскрыли программку ( а у нас взяли в руки пьесу Гоголя), предвкушая таинство. Спектакль уже начался в вашем сознании, ведь в руках у вас театральная программка ( т.е. пьеса Гоголя). Что таит спектакль, о чем пьеса? Попытаемся угадать.
    -Посмотрите на название пьесы – это «Ревизор». А кого называют ревизором?
    (Ревизор – должностное лицо, уполномоченное производить ревизию; контролер в от-дельных отраслях железнодорожной службы.
    Ревизия – пересмотр, проверка чего-либо (денег, счетов и т.п.))
    Учитель:
    - Переверните страницу и посмотрите на действующих лиц комедии. Что нам стало с вами известно из афиши? ( 25 конкретных действующих лиц разного ранга и положения, множество гостей, купцов, мещан, просителей без имени. Узнаем об уездном городе, т.е о его жителях: глава администрации – городничий, чиновники: смотритель училищ, судья, попечитель благоугодных заведений, полицмейстер и другие)
    Учитель:
    Пьеса состоит из пяти актов, в каждом акте от шести до шестнадцати явлений.
    4.Чтение 1 действия 1 явления комедии.
    Чтение по ролям.
    5. Беседа:
    -Какую роль играет первая фраза комедии? (Первой же фразой Гоголь очерчивает сю-жет комедии: чиновники города во главе с городничим боятся ревизора; его приезд для них – «пренеприятное известие». Дальше следуют испуганные реплики чиновников и упоминание о символическом страшном сне городничего («две необычные крысы»). Слово «ревизор» наводит страх особенно на тех, у кого дела обстоят неблагополучно)
    IV.Итог урока.
    Время говорит нам завершать свою работу по теме урока. Но мы не заканчиваем работу над комедией «Ревизор».
    V.Домашнее заданее.
    Прочитать комедию «Ревизор». Составить характеристику героев ( письменно)
    Воссоздать свою афишу к комедии.
    VI.Рефлексия.
    Надеюсь настроение у вас улучшилось в течение урока.
    «Дерево»
    Запишите на листочках свое мнение об уроке, свои вопросы, предложения и прикрепите к дереву.
    Учащиеся записывают свое мнение об уроке на бумаге в форме листьев дерева, можно предложить ряд вопросов, затем прикрепляют их на заготовку дерева на плакате.

    Выставление оценок учащимся.
    Категория: Разработки учителей | Добавил: @@irina@@ (11.03.2014)
    Просмотров: 3677 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 4
    4 IRINA_G  
    0
    Разработка полная и полезная для учителя любого уровня. Много задумок, которые помогают активизировать работу каждого!

    3 elen2011  
    0
    Учитель использовал на уроке модули программы трехуровневых курсов. Интересный урок.Спасибо!

    2 Светличная  
    0
    Очень интересно построен урок! Спасибо, что поделились.

    1 Ermem  
    0
    Уважаемая Ирина Викторовна! Я прочитала вашу разработку открытого урока от начала и до конца на одном дыхании, все очень понравилось, понравился ваш творческий подход к уроку, интересная рефлексия с определением настроения перед уроком и после урока, сам урок интересно построен. Спасибо большое. Махаева Е.Ж.

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]