Четверг
16.05.2024
14:29
Категории раздела
Разработки учителей [173]
Сочинения учеников [7]
Вход на сайт

Поиск
Наш опрос
Какому источнику информации Вы доверяете?
Всего ответов: 435
Закладки
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Сайт учителей русского языка и литературы Казахстана
    Главная » Статьи » Русский язык в школе » Разработки учителей

    Подготовка к сочинению – описанию пейзажа ( по картине И.И. Левитана «Весна – большая вода»)
    Мельникова Вера Витальевна,
    Государственное учреждение «Гимназия «Самопознание»»,
    ННПООЦ «Бобек», учитель русского языка и литературы,
    г. Алматы, Казахстан.

    Интегрированный урок русского языка и
    самопознания в 8 классе.
    Подготовка к сочинению – описанию пейзажа
    ( по картине И.И. Левитана «Весна – большая вода»)

    Цели урока:
    -определение темы и основной мысли текста, выделение структурных частей текста, определение авторской позиции в тексте, овладение навыками описания изображенного на картине, формирование умения строить текст в определенной композиции, предупреждение речевых недочетов и грамматических ошибок в работах, подготовка учащихся к сочинению по картине.
    - развивать умение наблюдать, анализировать, подбирать слова, строить описание, сознательно использовать выразительные средства языка в собственных высказываниях.
    -воспитывать самостоятельность, творческую активность, эстетическое восприятие произведений искусства, любовь к природе, чувство красоты, интерес к поэзии, живописи, музыке.
    Оборудование: репродукция с картины И.И. Левитана «Весна – большая вода», выставка иллюстраций и рисунков детей, альбом П.И.Чайковского «Времена года», карточки с заданиями.
    Ход урока
    1.Организационный этап
    2.Актуализация.
    Вступительное слово учителя. Сообщение темы и целей урока.
    - Мы продолжаем работу над описанием. Будем строить эту работу на материале пейзажа – по картине И.И.Левитана «Весна – большая вода» В зависимости от ситуации можно по-разному написать о картине: рассказать об истории ее создания, описать изображенное на картине, отметить живописные средства выражения замысла художника.
    3.Формирование новых понятий и способов действия.
    • Подготовительная беседа
    - Как строится описание?
    -Каковы задачи художественного описания?
    Нужна конкретность, передача авторского отношения к предметам описания, эмоциональность и образность языка. Своеобразие описания по картине заключается в том, что необходимо понять замысел художника, уяснить, как художнику удалось воплотить этот замысел (своеобразие композиции картины, краски, освещение) и передать свое отношение к пейзажу на картине, те чувства, мысли, желания, которые этот пейзаж вызывает у вас.
    - Чтобы ваше описание было красочным, выразительным и точным, какие выразительные средства нужно использовать? (сравнения, метафоры, эпитеты, слова в переносном значении)
    - Слова какой части речи помогут вам точно и ярко описать признаки предметов? (имена прилагательные)
    -Сегодня мы познакомимся с творчеством замечательного русского художника, создателем глубоко национальных образов русской природы Исаака Ильича Левитана, с его картиной «Весна – большая вода» Мы с вами внимательно рассмотрим эту картину и постараемся как можно точнее ее описать.
    • Выступление учащихся
    И.И.Левитан родился в 1860, а умер в 1900 году. За короткую жизнь Левитан создал такие непреходящие ценности, которые будут волновать не одно поколение. Левитан уже при жизни получил признание и заслужил глубокую любовь своих современников.
    Левитан – это художник, который так ясно, таким чистым, таким пленительным голосом спел свою песню о русской природе, что трудно встретить зрителей, которые, всматриваясь в его произведения, остались бы равнодушными. В каждом человеке, способном любить, радоваться, страдать, грустить живет художник
    Перед вами репродукция картины И.И.Левитана «Весна – большая вода»
    • Беседа по картине
    - Какое общее впечатление от картины: грустное или радостное?
    - Приходилось ли вам наблюдать нечто подобное?
    - Каков ,по-вашему ,замысел художника?
    -О чем эта картина, почему она названа «Весна - большая вода»?
    • Прослушивание музыкальной пьесы из альбома П.И.Чайковского «Времена года».
    • -Богатством красок и звуков весна привлекала и замечательных художников, и поэтов, и композиторов.
    • После небольшой паузы класс отвечает на вопросы:
    - Что представляете вы, когда слышите эту музыку?
    - Понравилась ли вам эта музыка и чем?
    -Что общего между картиной Левитана и пьесой?
    (Композитор передал в звуках то же, что Левитан красками – пробуждение природы, наступление весны)
    • Речевая подготовка
    Наша речь должна быть богатой по форме, образной. Очень важно избегать неоправданных повторов слов.
    Подберем синонимы к словам:
    Художник- живописец, мастер кисти, пейзажист, автор картины
    Картина – полотно, репродукция, пейзаж
    Блестит – искрится, сверкает, сияет
    Поражает – удивляет, изумляет
    Подберем прилагательные к словам:
    Картина – чудесная, замечательная, прекрасная
    Небо – голубое, лазоревое, светло – синее
    Настроение – праздничное, радостное, бодрое
    - Можно ли при описании картины воспользоваться следующими образами: солнце льет свет, задумчивые березки, суровая зима?
    Постарайтесь использовать разные средства, чтобы сделать свое описание образным, выразительным.
    4.Работа над сочинением.
    Учащиеся работают в группах.
    Каждая группа получает карточки с заданиями.
    1 группа пишет вступление к сочинению
    ( Рассказать об авторе картины)
    2 группа описывает, что изображено на картине.
    ( Ялик у бережка, вода затопила деревья, избы, поля)
    3 группа описывает краски, тени, свет
    4 группа делает вывод, обобщение о замысле художника
    ( актуальность творчества И.И. Левитана)
    Наша задача - написать части сочинения так, чтобы описание весны соответствовало изображенному на картине.
    Обратите внимание на правописание наречий: здесь, справа, слева, рядом, вблизи, вдали.
    5.Презентация работ
    Стилистическая правка
    Обговариваются переходные моменты между частями сочинения
    6. Вывод по уроку
    - Что узнали нового?
    -Чему научились?
    - Будут ли у вас затруднения при написании сочинения?
    - Понравился ли вам урок?
    7.Информация о домашнем задании.
    Написать сочинение по картине, используя наработки урока.
    Приложение
    Сочинение- описание по картине И.И.Левитана «Весна – большая вода»
    Левитан прожил недолгую жизнь – менее сорока лет. Голодная сиротская юность, да и позже жизнь у него была неустроенная, полная разочарований. Судьба не баловала художника, и в его творчество входят переживания, раздумья и грусть. Пейзажи Левитана – это пейзажи настроения. Сила художника заключается в том, что он заставляет всматриваться в природу, пристально наблюдать и запоминать. Русская природа, смена ее состояний, характерный, особенный облик родной земли, отношение человека к природе – вот что становится содержанием творчества Левитана. Художник уже при жизни получил признание и заслужил глубокую любовь своих современников.
    Вершиной удач стала картина «Весна – большая вода», где с полной ясностью выявляется прием: пустынный пейзаж, как бы населенный душою автора. Брошен ялик у рыжего бережка. Бегут стрельчатые тени- черно - коричневые на песке и дымчато - голубые на воде. Талая вода затопила деревья, избы, поля. В ее сизой глади плывут весенние облака. Тянуться, тянуться, изгибаясь, стараясь достать небо, голые деревья. Их обнаженные стволы оставляют чувство беззащитности. Тихо, тихо покачивается пустая лодка у берега. Художник ушел…
    Поют деревья, блещут воды,
    Любовью воздух растворен,
    И мир, цветущий мир природы,
    Избытком жизни упоен.
    Ф. Тютчев
    Левитан это художник, который так ясно, таким чистым, таким пленительным голосом спел свою песню о русской природе, что и сегодня, спустя столетие, трудно встретить зрителей, которые, всматриваясь в его произведения, остались бы равнодушными. В каждом человеке, способном любить, радоваться, грустить живет художник.
    Категория: Разработки учителей | Добавил: ТатьянаТатьянка (02.03.2014) | Автор: Мельникова Вера Витальевна E
    Просмотров: 3216 | Теги: Левитан, развитие речи, родина, пейзаж | Рейтинг: 5.0/1
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]