Подготовка к сочинению – описанию пейзажа ( по картине И.И. Левитана «Весна – большая вода»)
Мельникова Вера Витальевна, Государственное учреждение «Гимназия «Самопознание»», ННПООЦ «Бобек», учитель русского языка и литературы, г. Алматы, Казахстан.
Интегрированный урок русского языка и самопознания в 8 классе. Подготовка к сочинению – описанию пейзажа ( по картине И.И. Левитана «Весна – большая вода»)
Цели урока: -определение темы и основной мысли текста, выделение структурных частей текста, определение авторской позиции в тексте, овладение навыками описания изображенного на картине, формирование умения строить текст в определенной композиции, предупреждение речевых недочетов и грамматических ошибок в работах, подготовка учащихся к сочинению по картине. - развивать умение наблюдать, анализировать, подбирать слова, строить описание, сознательно использовать выразительные средства языка в собственных высказываниях. -воспитывать самостоятельность, творческую активность, эстетическое восприятие произведений искусства, любовь к природе, чувство красоты, интерес к поэзии, живописи, музыке. Оборудование: репродукция с картины И.И. Левитана «Весна – большая вода», выставка иллюстраций и рисунков детей, альбом П.И.Чайковского «Времена года», карточки с заданиями. Ход урока 1.Организационный этап 2.Актуализация. Вступительное слово учителя. Сообщение темы и целей урока. - Мы продолжаем работу над описанием. Будем строить эту работу на материале пейзажа – по картине И.И.Левитана «Весна – большая вода» В зависимости от ситуации можно по-разному написать о картине: рассказать об истории ее создания, описать изображенное на картине, отметить живописные средства выражения замысла художника. 3.Формирование новых понятий и способов действия. • Подготовительная беседа - Как строится описание? -Каковы задачи художественного описания? Нужна конкретность, передача авторского отношения к предметам описания, эмоциональность и образность языка. Своеобразие описания по картине заключается в том, что необходимо понять замысел художника, уяснить, как художнику удалось воплотить этот замысел (своеобразие композиции картины, краски, освещение) и передать свое отношение к пейзажу на картине, те чувства, мысли, желания, которые этот пейзаж вызывает у вас. - Чтобы ваше описание было красочным, выразительным и точным, какие выразительные средства нужно использовать? (сравнения, метафоры, эпитеты, слова в переносном значении) - Слова какой части речи помогут вам точно и ярко описать признаки предметов? (имена прилагательные) -Сегодня мы познакомимся с творчеством замечательного русского художника, создателем глубоко национальных образов русской природы Исаака Ильича Левитана, с его картиной «Весна – большая вода» Мы с вами внимательно рассмотрим эту картину и постараемся как можно точнее ее описать. • Выступление учащихся И.И.Левитан родился в 1860, а умер в 1900 году. За короткую жизнь Левитан создал такие непреходящие ценности, которые будут волновать не одно поколение. Левитан уже при жизни получил признание и заслужил глубокую любовь своих современников. Левитан – это художник, который так ясно, таким чистым, таким пленительным голосом спел свою песню о русской природе, что трудно встретить зрителей, которые, всматриваясь в его произведения, остались бы равнодушными. В каждом человеке, способном любить, радоваться, страдать, грустить живет художник Перед вами репродукция картины И.И.Левитана «Весна – большая вода» • Беседа по картине - Какое общее впечатление от картины: грустное или радостное? - Приходилось ли вам наблюдать нечто подобное? - Каков ,по-вашему ,замысел художника? -О чем эта картина, почему она названа «Весна - большая вода»? • Прослушивание музыкальной пьесы из альбома П.И.Чайковского «Времена года». • -Богатством красок и звуков весна привлекала и замечательных художников, и поэтов, и композиторов. • После небольшой паузы класс отвечает на вопросы: - Что представляете вы, когда слышите эту музыку? - Понравилась ли вам эта музыка и чем? -Что общего между картиной Левитана и пьесой? (Композитор передал в звуках то же, что Левитан красками – пробуждение природы, наступление весны) • Речевая подготовка Наша речь должна быть богатой по форме, образной. Очень важно избегать неоправданных повторов слов. Подберем синонимы к словам: Художник- живописец, мастер кисти, пейзажист, автор картины Картина – полотно, репродукция, пейзаж Блестит – искрится, сверкает, сияет Поражает – удивляет, изумляет Подберем прилагательные к словам: Картина – чудесная, замечательная, прекрасная Небо – голубое, лазоревое, светло – синее Настроение – праздничное, радостное, бодрое - Можно ли при описании картины воспользоваться следующими образами: солнце льет свет, задумчивые березки, суровая зима? Постарайтесь использовать разные средства, чтобы сделать свое описание образным, выразительным. 4.Работа над сочинением. Учащиеся работают в группах. Каждая группа получает карточки с заданиями. 1 группа пишет вступление к сочинению ( Рассказать об авторе картины) 2 группа описывает, что изображено на картине. ( Ялик у бережка, вода затопила деревья, избы, поля) 3 группа описывает краски, тени, свет 4 группа делает вывод, обобщение о замысле художника ( актуальность творчества И.И. Левитана) Наша задача - написать части сочинения так, чтобы описание весны соответствовало изображенному на картине. Обратите внимание на правописание наречий: здесь, справа, слева, рядом, вблизи, вдали. 5.Презентация работ Стилистическая правка Обговариваются переходные моменты между частями сочинения 6. Вывод по уроку - Что узнали нового? -Чему научились? - Будут ли у вас затруднения при написании сочинения? - Понравился ли вам урок? 7.Информация о домашнем задании. Написать сочинение по картине, используя наработки урока. Приложение Сочинение- описание по картине И.И.Левитана «Весна – большая вода» Левитан прожил недолгую жизнь – менее сорока лет. Голодная сиротская юность, да и позже жизнь у него была неустроенная, полная разочарований. Судьба не баловала художника, и в его творчество входят переживания, раздумья и грусть. Пейзажи Левитана – это пейзажи настроения. Сила художника заключается в том, что он заставляет всматриваться в природу, пристально наблюдать и запоминать. Русская природа, смена ее состояний, характерный, особенный облик родной земли, отношение человека к природе – вот что становится содержанием творчества Левитана. Художник уже при жизни получил признание и заслужил глубокую любовь своих современников. Вершиной удач стала картина «Весна – большая вода», где с полной ясностью выявляется прием: пустынный пейзаж, как бы населенный душою автора. Брошен ялик у рыжего бережка. Бегут стрельчатые тени- черно - коричневые на песке и дымчато - голубые на воде. Талая вода затопила деревья, избы, поля. В ее сизой глади плывут весенние облака. Тянуться, тянуться, изгибаясь, стараясь достать небо, голые деревья. Их обнаженные стволы оставляют чувство беззащитности. Тихо, тихо покачивается пустая лодка у берега. Художник ушел… Поют деревья, блещут воды, Любовью воздух растворен, И мир, цветущий мир природы, Избытком жизни упоен. Ф. Тютчев Левитан это художник, который так ясно, таким чистым, таким пленительным голосом спел свою песню о русской природе, что и сегодня, спустя столетие, трудно встретить зрителей, которые, всматриваясь в его произведения, остались бы равнодушными. В каждом человеке, способном любить, радоваться, грустить живет художник.