Дата: Класс: Предмет: Русский язык Тема: Образование слов с помощью приставок и суффиксов. Цели: - усовершенствовать знания учащихся о приставке и суффиксе, уметь находить приставку и суффикс в слове; - развивать внимание, мышление, память, усидчивость; - воспитывать интерес к предмету, учебе, самостоятельность. Оборудование: Ход урока. 1. Организационный момент. Психологический настрой. 2. Пропедевтическая практика. - Что мы проходили на прошлом уроке? (Правописание безударных гласных в корне слова) Для проверки безударной гласной в корне слова надо подобрать проверочное (родственное) слово с ударной гласной в корне. Проверка д/з. 3. Чистописание. Буква «Б» проснётся рано. Буква «Б» - бочонок с краном. Умывайся! Будь здоров, Богатырь Борис Бобров! (В. Степанов) - Какую букву будем писать? (Б) Массаж пальцев. Работа в тетради: Б б Бб Белка, бобр, барсук, баран. - Какое слово лишнее? (баран) ЗБА «баран» 4. Ориентация. - Вспомните, что такое родственные слова? (Слова, которые имеют общую часть с одним и тем же значением.) - Подберите родственные слова к слову ЛУНА. ЛУНА, ЛУННЫЙ, ПРИЛУНИЛСЯ, ЛУНОХОД. - Найдите общую часть (ЛУН-.) - Как называется общая часть родственных слов? (Корень) - А чем отличаются слова ЛУНА и ПРИЛУНИЛСЯ? (Во втором слове есть приставка ПРИ-, и суффикс – ИЛС.) - Тема нашего урока «Образование слов с помощью приставок и суффиксов» 5. Презентация. - На доске записаны слова. Нужно найти «лишнее» слово. 1. ПОГРУЗИЛ, ПОДЪЕХАЛ, СТУЧАТЬ, ВЛЕЗЕТ. (Стучать- в этом слове нет приставки.) 2. ТРАКТОРИСТ, РЫБА, ГЛАЗОНЬКИ, ЗЕРНЫШКО. (рыба-в этом слове нет суффикса) - Что такое суффикс? (Суффикс – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.) - Что такое приставка? (Приставка – часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых однокоренных слов) 6. Практика на примерах. - Образуйте однокоренные слова: ЕХАТЬ (ПОДЕХАТЬ), ЛЕТИТ (ПОДЛЕТЕТЬ), ТЯНУТЬ (ВТЯНУТЬ), СВЕТ (ПОДСВЕТИТЬ). Запишите в тетрадь. Отметить приставку, корень и суффикс. Работа по учебнику: стр. 19 упр. 18. 7. Физминутка. Вот мы руки развели, Словно удивились. И друг другу до земли В пояс поклонились! Наклонились, выпрямились, Наклонились, выпрямились. Ниже, ниже, не ленись, Поклонись и улыбнусь. 8. Управляемая практика. - Измените слова с помощью приставки и суффикса. БЕРЁЗА, ОСИНА, КАПУСТА, МАЛИНА. (Подберёзовик, подосиновик, капустник, малинник. ) 9. Рефлексия. Выбор цвета. 10. Итог. - С помощью чего можно образовать новое слово? - Что такое приставка? - Что такое суффикс? Д/з: стр. 22 упр. 25 (1-2 уровень с заданием, 3 уровень – списать.) Правило на стр.20
|