Урок русского языка 8 класс Тема урока Дополнение. Дополнение: прямое и косвенное. Общие цели Активизация раннее полученных учащимися знаний о дополнении; усвоение теоретического материала; расширение и углубление понятий о способах выражения дополнения; Задачи урока Уметь находить прямые и косвенные дополнения; стимулировать навыки критического мышления и самостоятельного осмысления полученной информации; уметь обобщать и делать выводы; развивать логического и творческое мышление; Результаты обучения Смогут различать прямые и косвенные дополнения; приобретут навыки работы в группе; сумеют активизировать знания в процессе сотрудничества; Источники для заданий Учебник «Русская речь», из-во «Мектеп», 2008 г. Задания Орг. момент ( деление учащихся на группы)
I.Стадия вызова 1. Метод «Оратора» 2.Составление кластера «Дополнение» II.Стадия осмысления 1.Выполнение упражнений (индивидуальная работа, работа в паре) 2.Заполнение интерактивной таблицы «ЗХУ» 3.Работа с текстами III.Стадия рефлексии 1.Обобщающие вопросы 2. Тест 3.Метод «Фруктовый сад»
Оценивание. Домашнее задание Записи учителя по уроку Ход урока: 1.Орг.момент (приветствие, деление учащихся на группы)
I.Стадия вызова - Какие качества вы цените в своих одноклассниках? (взаимопонимание, поддержку, дружбу, отзывчивость, организованность) - О каком второстепенном члене предложения мы будем говорить на уроке? (дополнение) - Составление кластера «Дополнение» II.Стадия осмысления - Выполнение упражнения «Найти дополнение». 1 группа: 1.Старик ловил неводом рыбу. 2.Приплыла к нему рыбка. 3.Старый Тарас думал о давнем. 2 группа: 1.Я бежал к бабушке и спрашивал ее о забытом 2.Разделить десять на два 3.Завтра не будет похоже на сегодня. 3 группа: 1.Все просили ее спеть что- нибудь. 2.Он выпил стакан чаю. 3.Мы попросили порцию мороженого. 4 группа: 1.Они нашли его больное место. 2.Он стал для нас яблоком раздора. 3.Я прошу вас говорить тише.
- Объясните почему словосочетания разделены в два столбика? Беречь здоровье Говорить о здоровье Хранить верность Выступать против предательства Уважать маму Уважение к родным Защищать честь Размышлять о чести Не принимать решения Не изменять клятве Выпить молока Взяться за оружие
Заполнение таблицы «ЗХУ» Знаем Хотим узнать Узнали Дополнение- второстепенный член предложения со значением предмета, который отвечает на вопросы косвенных падежей. Дополнение выражается существительным или местоимением. Виды дополнения. Что такое прямое и косвенное дополнение? Выражение дополнения. Дополнение выражается прилагательным, существительным, местоимением, фразеологизмами, числительным, наречием, цельным словосочетанием, инфинитивом.
Прямое и косвенное дополнение. Прямое дополнение употребляется в винительном падеже без предлога, в родительном- без предлога. При отрицании при переходном глаголе. При указании на часть предмета. Косвенное дополнение употребляется в винительном падеже с предлогом, в родительном- с предлогом, в косвенных падежах. Работа с текстами. Деление учащихся на две группы. Каждой группе дается текст. Учащиеся читают, готовят мини- проект на флипчарте.
Основная мысль текста. Ключевые слова. Найти в тексте дополнения. 1 текст. Один из талантливейших казахских поэтов Мукагали Макатаев прожил 45 лет (1931-1976). Он родился в Нарынкольском районе Алма-Атинской области. В его доме собирались учителя, запросто приходили к поэту его читатели. Вечерами часто обсуждали стихи, беседовали о поэзии. Впервые казахского читателя познакомил с творчеством Макатаева в 1966 году в газете «Қазақ әдебиеті» старейший поэт нашей республики Абдильда Тажибаев. На формирование Макатаева- поэта большое влияние оказала устная поэзия казахского народа, любовь к которой у него проявилась еще в детстве. Долгими зимними вечерами будущий поэт любил слушать у очага рассказы, легенды, песни. Мукагали Макатаев переводил на казахский язык произведения Данте, Шекспира и других классиков зарубежной литературы.
2 текст. Петр Ильич Чайковский родился в 1840 году в семье инженера. С пяти лет он начал заниматься музыкой. Он был очень способным мальчиком. Отец хотел, чтобы он стал юристом. Чайковский окончил училище правоведения. С 1861 по 1866 год он учился в консерватории в Петербурге. С 1866 по 1877 год был профессором Московской консерватории. Перт Ильич Чайковский стал композитором с мировым именем. Музыку его знают и любят во всех странах мира. Чайковский написал 10 опер, 3 балета, 6 симфоний, 3 концерта для фортепиано с оркестром и много других произведений. Лучшим из балетов является «Лебединое озеро». Самой известной оперой Чайковского считается опера «Евгений Онегин». П.И.Чайковский умер в 1893 году. В 1894 году в доме, где жил Чайковский, открыли музей. В центре Москвы перед зданием Московской государственной консерватории стоит памятник выдающемуся композитору Петру Ильичу Чайковскому.
Составление диалога с употреблением прямых и косвенных дополнений. В диалоге применить толстые и тонкие вопросы.
III.Стадия рефлексии Обобщающие вопросы: -Что такое дополнение? -Чем они выражаются? -Что такое прямое и косвенное дополнение?
Выполните тест и оцените себя: Тестирование 1. Укажите в каком предложении есть дополнение: а) Она искала что-то в шкафу. б) Мы прошли вперед. в) Солнце показалось из-за облаков. 2. Найдите предложение с прямым дополнением: а) Лесник шагнул через порог. б) Я горжусь сыновьями. в) Хозяйка жарко натопила печь. 3. Укажите дополнение в предложении. В нашей деревне дома украшают резные ставни. а) дома; б) деревне; в) ставни; 4. Укажите предложение, в котором есть косвенное допонение: а) Царевич выстроил хрустальный дом. б) В муху князь оборотился. в) Я всегда любил море. 5. В форме какого падежа употребляется прямое дополнение: а) Тв.п. без предлога; б) Вин.п. без предлога; в) Дат.п. без предлога; 6. В форме какого падежа употребляется косвенное дополнение: а) Вин.п. без предлога; б) Род.п. с предлогом; в) Род.п. без предлога;
Ответы: 1. а) 2. в) 3. в) 4. б) 5. б) 6. б)
Оцени: 1-2 правильных ответа- не совсем удачный результат. Возможно ты отвлекся на что-то другое. 3-4 правильных ответа- в целом неплохой показатель. Уверена, что в следующий раз будет еще лучше. 5-6 правильных ответов- молодец! Ты внимателен на уроке, тема для тебя понятна.
Метод «Фруктовый сад»
Источники, оснащение и оборудование Интерактивная доска Последующее задание Составление синквейна. Упражнение № 10 Оценивание практического занятия Оценивание формативное и суммативное. Учащиеся оценивались на всех этапах урока. В конце ставилась итоговая оценка.