Урок русского языка 8 класс Тема урока Определение Общие цели Активизация раннее полученных учащимися знаний об определении; усвоение теоретического материала; расширение и углубление понятий о способах выражения определения; Задачи урока Расширить понятия об определении согласованных и несогласованных; развивать навыки исследования, коллективной и парной работы; уметь обобщать и делать выводы; развивать логического и творческое мышление; Результаты обучения Смогут различать согласованные и несогласованные определения; приобретут навыки работы в группе; сумеют активизировать знания в процессе сотрудничества; Источники для заданий Учебник «Русская речь», из-во «Мектеп», 2008 г. Задания Орг. момент ( деление учащихся на группы)
II.Стадия осмысления 1.Выполнение упражнений (индивидуальная работа, работа в паре) 2.Заполнение интерактивной таблицы «ЗХУ» 3.Работа с текстами
III.Стадия рефлексии 1.Обобщающие вопросы 2.Метод «Фруктовый сад»
Оценивание. Домашнее задание Записи учителя по уроку Ход урока: 1.Орг.момент (приветствие, деление учащихся на группы)
I.Стадия вызова - Какое у вас сегодня настроение? (хорошее, отличное, радостное, позитивное) - О каком второстепенном члене предложения мы будем говорить на уроке? (определение) - Составление кластера «Определение»
II.Стадия осмысления - Выполнение упражнения «Найти определение с определяемыми словами»
1 группа и 2 группа выполняют упражнение № 1 Родная степь. Снег в Жаманшубарской степи начинает таять в первой половине апреля. Талые воды задерживаются в небольших впадинах и образуют круглые озера. В солнечные дни эти озера блестят в степи, как блюдца на большой зеленой скатерти. В жаркие летние дни горячий воздух над степью как будто трепещет. Посмотришь на дальние аулы, стога сена, отары овец, и кажется, что они плывут. В дождливые годы в степи растут высокие и густые травы. Пробежит в них резвый жеребенок- и не увидишь его. Овраги зарастают ковылем. В густых кустах ковыля гнездятся жаворонки. (По С.Муканову)
3 группа и 4 группа выполняет упражнение № 3. Рассвело. Стояла предутренняя тревожная тишина. В далеких острогах гранитной горы Дегелен появилась легкая дымчатая туча. Ветер гнал ее куда-то на восток. Это от взрыва. Мне рассказывали. Гора разваливается, скоро от нее останется одна труха, как говорили мне… «Здравствуй, сын!- сказал отец. Он неожиданно возник подле меня и теперь торопливо исчезал, испарялся в степи.- Сын мой, ты можешь и должен пройтись по родной земле босиком. Ведь это- твоя земля, земля твоих предков…» «Так верните же мне родину!- закричал я. – Я хочу, как велел отец, пройти босиком по зеленой траве, я хочу испить воды из наших озер, я хочу лежать на чистой доброй земле и глядеть в чистое доброе небо. Родина, ты слышишь меня?» Но Родина молчала. А я, сорокадвухлетний мужчина, стоял посреди степи и выл, как последний волк Чингистау перед смертью. И снова дрожала земля… (Р.Сейсенбаев).
Найти в тексте определения с определяемыми словами и указать в чем они согласуются.
Работа в парах. Найти определения и способы их выражения. Найти определения и поставить к ним вопросы. 1.В магазине продавали апельсиновый сок 2.Я учусь в восьмом классе 3.Листва берез висит не шелохнувшись
1.Мы живем на четвертом этаже 2.Старшеклассники приняли участие в шахматном турнире 3.Вместе чаем подали нам котлеты, яйцо всмятку
1.Книги в библиотеке выдавала высокая черноглазая девушка 2.В небе показались плывущие облака 3.Люди мечтали о возможности летать по воздуху
1.Они поднялись по красивой широкой лестнице 2.Сегодня на улице стоит солнечная погода 3.На обочине рос куст высотой с человека.
Заполнение таблицы «ЗХУ» Знаем Хотим узнать Узнали Определение- второстепенный член предложения с, который отвечает на вопросы какой, чей, который? Определение обычно относится к подлежащему, дополнению или сказуемому, выраженному существительным. Обозначает качество, свойства, признак предмета и явлений. Знаем, что такое согласованное определение. Пример, волнистая линия (ж.р, ед.ч, им.п.). Выражается прилагательным, причастием, местоимением. Виды определения. Что такое несогласованное определение? Выражение определения. Согласованные и несогласованные определения. Пример, сок (какой?) из апельсина. Девочка (какая?) с косичками. Выражается наречием, неопределенной формой глагола, словосочетанием, сравнительной степенью прилагательного. Работа с текстом. Метод Insert.
III.Стадия рефлексии Обобщающие вопросы: -Что такое определение? -Чем они выражаются? -Что такое согласованные и несогласованные определения?
Составление синквейна.
Метод «Фруктовый сад»
Источники, оснащение и оборудование Интерактивная доска Последующее задание Упражнение № 3, № 4 Оценивание практического занятия Оценивание формативное и суммативное. Учащиеся оценивались на всех этапах урока. В конце ставилась итоговая оценка.