Познавательная игра по русскому языку для учащихся 6 – 7 классов «Грамоте учиться – всегда пригодится»
С.К.О. район Магжана Жумабаева село Карагандинское учитель русского языка и литературы Конусбаева Жупар Ширахановна
Познавательная игра по русскому языку для учащихся 6 – 7 классов «Грамоте учиться – всегда пригодится» Цель: привить любовь к русскому языку, повысить общую языковую культуру, развить интерес к русскому языку как учебному предмету
Ведущие 1. С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Ребенок еще не научился как следует говорить, а его слух ловит мамины песенки и прибаутки, бабушкины сказки. А сказки и прибаутки – это язык 2. Мы вырастаем, идем учиться в школу, в институт, целое море слов, целый океан речи подхватывает нас . Через слова мы впервые узнаем. О том, чего еще не видели ( и , возможно, никогда не увидим). Через слова мы узнаем, какие мысли были у наших предков. Через слова мы имеем возможность обратиться к нашим правнукам, которые будут жить спустя века после нас. И все это благодаря словам. Учитель: Ребята, а как бы вы ответили бы на вопрос: что такое СЛОВО? (Ответы учащихся) 1. СЛОВО – единица речи, служащая для выражения отдельного понятия. С.И. Ожегов Учитель:А по определению Владимира Ивановича Даля, удивительного человека, посвятившего всю жизнь составлению своего знаменитого словаря : 2. «СЛОВО – исключительная способность человека выражать гласно мысли и чувства свои: дар говорить, сообщаться разумно сочетаемыми звуками, словесная речь» Учитель: И сегодня мы будем разумно общаться и познавать богатый русский язык Для начала предлагаю вам шутливую, но хитрую разминку
РАЗМИНКА 1.Что у цапли впереди, а у зайца позади? (Буква Ц) 2. Как перечислить по порядку пять дней недели, не называя при этом ни числа, ни названия дня? (позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра) 3. В каком слове отрицание «нет» слышится сто раз? (стонет) 4. Что общего у дня и ночи ? (Ь знак на конце) 5. Что находится между горой и оврагом? (буква И) Сегодня играют две команды Команда 6А 7а классов «СЛОВО». Капитан команды ученица 7А класса Альназирова Салтанат Команда 6Б 7Б классов «Лингвист» Капитан команды ученица 6Б класса- Кекк Анжелика 1 тур - « Загадка, загаданная пословицей» 1.На чужой стороне она милей вдвойне. Она краше солнца, дороже золота. Любовь к ней сильнее смерти (Родина) 2. Его сгубишь – новое не купишь. Оно дороже богатства. Чистота – залог его. (Здоровье) 3. Сердце ее лучше солнца греет. Роднее ее родни нет . Птица рада весне. А дитя ей (Мать) 4. Без него и колокол нем. Он болтает, а голова отвечает. Он до Киева доведет.(язык) 5. Человек без них, что дерево без корней. Они познаются в беде. Не имей сто рублей. А имей сто их.(Друзья) 6. Без него все приестся. Без него сыт не будешь. Блюди его на обед. А слово – на ответ (Хлеб) 2 тур - Подбери пословицу Задача: Я называю пословицы и поговорки той или иной страны. Задача игроков -подобрать русскую пословицу или поговорку, аналогичную по смыслу. 1. В закрытый рот муха не залетит . Итальянская пословица. (Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь) 2. Тот не заблудится, кто спрашивает. Финская пословица. (Язык до Киева доведет) 3. Ранняя птичка съедает червячка . Английская пословица. (Кто рано встает, тому бог дает) 4. Не учи рыбу плавать. Английская пословица. (Не учи ученого) 5. Похвла не пудинг . Английская пословица. («Спасибом» сыт не будешь) 6. Разговора риса не сваришь . Китайская пословица. ( гостя баснями не кормят) 3 тур –« Одним словом» Задание: одним словом передать смысл фразеологизма 1. У черта на куличках (далеко) 2. От горшка два вершка ( маленький) 3. Когда рак на горе свистнет (никогда 4. Одной ногой в могиле (больной, старый) 5. Ни кола, ни двора. (бедный) 6. Хоть пруд пруди. (много) 7. Рыло в пуху (виноватый) 8. Яблоку негде упасть (тесно) 9. С гулькин нос (мало) 10.В голове ветер гуляет ( глупый, бестолковый) 5 тур – «Путаница» Задание: на карточке записаны по две пословицы и поговорки. Слова в них на своих местах. Но буквы внутри каждого слова перепутаны. Необходимо вернуть буквы на свои места и правильно прочитать пословицы и поговорки Игра со зрителями Знаешь ли ты пословицу. Я читаю различные жизненные ситуации, а ваша задача – вспомнить подходящую пословицу и поговорку (Занимательная грамматика русского языка. С. 78 –79) 6 тур –« Одним словом». Конкурс капитанов Задание: переставить прямоугольники таким образом, чтобы по вертикали в левом столбике можно было прочитать русскую пословицу, а в правом – соответстующую ей по смыслу грузинскую Игра со зрителями Раздаю зрителям пословицы и поговорки (8 штук) Задание: я читаю вам краткие описания различных случаев жизни. Тот, у кого оказалась карточка с подходящей по смыслу пословицей и поговоркой, поднимает руку, встает и читает ее. (Занимательная грамматика русского языка. С. 80 –82 7 тур - «О пословицах с улыбкой» Задание на карточке. Выбрать правильный ответ и прочитать вслух
Жюри подводит итоги. Задание для всех: Слева – задание для учеников 67А классов, справа- 67Б классов. Кто выполнит правильно - баллы команде
Учитель Четкие , образные слова и выражения, с которыми мы сегодня познакомились , - зто всего лишь капля в море слов. Но, возможно, эта капля приведет вас к огромному океану слов русского языка, и вы сможете по достоинству оценить его красоту и многообразие. Мы пользуемся присказками, поговорками и пословицами в нашей повседневной речи, прибегаем к ним, когда хотим высказать нашу мысль более красочно, ярко, сослаться на похожую ситуацию, которая сложилась в давние времена и была придумана людьми. Один умный человек назвал образные выражения « мудростью в портативной форме. Другой заметил: «Мудростью нужно уметь пользоваться». И поэтому, уж если полез за словом в карман мудрых людей, делай это с умом. Помни, слово ранит, но слово и исцеляет. Словом можно обласкать, можно обидеть. Думайте, прежде чем употреблять эти меткие, емкие, двусмысленные, эти мудреные слова
Заключительная часть. Ученики читают высказывания о русском языке Паустовского, Тургенева, Пришвина, Куприна. Стихотворение «Родной язык» ( учебник 6 класса)
|
Категория: Разработки учителей | Добавил: konusbaeva (23.02.2015)
| Автор: Конусбаева Жупар Ширахановна E
|
Просмотров: 1032
| Рейтинг: 0.0/0 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|