Пятница
26.04.2024
20:14
Категории раздела
Разработки учителей [173]
Сочинения учеников [7]
Вход на сайт

Поиск
Наш опрос
Какому источнику информации Вы доверяете?
Всего ответов: 435
Закладки
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Сайт учителей русского языка и литературы Казахстана
    Главная » Статьи » Русский язык в школе » Разработки учителей

    Познавательная игра по русскому языку для учащихся 6 – 7 классов «Грамоте учиться – всегда пригодится»
    С.К.О. район Магжана Жумабаева
    село Карагандинское
    учитель русского языка и литературы
    Конусбаева Жупар Ширахановна

    Познавательная игра по русскому языку
    для учащихся 6 – 7 классов
    «Грамоте учиться – всегда пригодится»
    Цель: привить любовь к русскому языку, повысить общую языковую культуру, развить интерес к русскому языку как учебному предмету

    Ведущие
    1. С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Ребенок еще не научился как следует говорить, а его слух ловит мамины песенки и прибаутки, бабушкины сказки. А сказки и прибаутки – это язык
    2. Мы вырастаем, идем учиться в школу, в институт, целое море слов, целый океан речи подхватывает нас . Через слова мы впервые узнаем. О том, чего еще не видели ( и , возможно, никогда не увидим). Через слова мы узнаем, какие мысли были у наших предков. Через слова мы имеем возможность обратиться к нашим правнукам, которые будут жить спустя века после нас. И все это благодаря словам.
    Учитель: Ребята, а как бы вы ответили бы на вопрос: что такое СЛОВО? (Ответы учащихся)
    1. СЛОВО – единица речи, служащая для выражения отдельного понятия. С.И. Ожегов
    Учитель:А по определению Владимира Ивановича Даля, удивительного человека, посвятившего всю жизнь составлению своего знаменитого словаря :
    2. «СЛОВО – исключительная способность человека выражать гласно мысли и чувства свои: дар говорить, сообщаться разумно сочетаемыми звуками, словесная речь»
    Учитель: И сегодня мы будем разумно общаться и познавать богатый русский язык
    Для начала предлагаю вам шутливую, но хитрую разминку

    РАЗМИНКА
    1.Что у цапли впереди, а у зайца позади? (Буква Ц)
    2. Как перечислить по порядку пять дней недели, не называя при этом ни числа, ни названия дня? (позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)
    3. В каком слове отрицание «нет» слышится сто раз? (стонет)
    4. Что общего у дня и ночи ? (Ь знак на конце)
    5. Что находится между горой и оврагом? (буква И)
    Сегодня играют две команды
    Команда 6А 7а классов «СЛОВО». Капитан команды ученица 7А класса Альназирова Салтанат
    Команда 6Б 7Б классов «Лингвист» Капитан команды ученица 6Б класса- Кекк Анжелика
    1 тур - « Загадка, загаданная пословицей»
    1.На чужой стороне она милей вдвойне. Она краше солнца, дороже золота. Любовь к ней сильнее смерти (Родина)
    2. Его сгубишь – новое не купишь. Оно дороже богатства. Чистота – залог его. (Здоровье)
    3. Сердце ее лучше солнца греет. Роднее ее родни нет . Птица рада весне. А дитя ей (Мать)
    4. Без него и колокол нем. Он болтает, а голова отвечает. Он до Киева доведет.(язык)
    5. Человек без них, что дерево без корней. Они познаются в беде. Не имей сто рублей. А имей сто их.(Друзья)
    6. Без него все приестся. Без него сыт не будешь. Блюди его на обед. А слово – на ответ (Хлеб)
    2 тур - Подбери пословицу
    Задача: Я называю пословицы и поговорки той или иной страны. Задача игроков -подобрать русскую пословицу или поговорку, аналогичную по смыслу.
    1. В закрытый рот муха не залетит . Итальянская пословица. (Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь)
    2. Тот не заблудится, кто спрашивает. Финская пословица. (Язык до Киева доведет)
    3. Ранняя птичка съедает червячка . Английская пословица. (Кто рано встает, тому бог дает)
    4. Не учи рыбу плавать. Английская пословица. (Не учи ученого)
    5. Похвла не пудинг . Английская пословица. («Спасибом» сыт не будешь)
    6. Разговора риса не сваришь . Китайская пословица. ( гостя баснями не кормят)
    3 тур –« Одним словом»
    Задание: одним словом передать смысл фразеологизма
    1. У черта на куличках (далеко)
    2. От горшка два вершка ( маленький)
    3. Когда рак на горе свистнет (никогда
    4. Одной ногой в могиле (больной, старый)
    5. Ни кола, ни двора. (бедный)
    6. Хоть пруд пруди. (много)
    7. Рыло в пуху (виноватый)
    8. Яблоку негде упасть (тесно)
    9. С гулькин нос (мало)
    10.В голове ветер гуляет ( глупый, бестолковый)
    5 тур – «Путаница»
    Задание: на карточке записаны по две пословицы и поговорки. Слова в них на своих местах. Но буквы внутри каждого слова перепутаны. Необходимо вернуть буквы на свои места и правильно прочитать пословицы и поговорки
    Игра со зрителями
    Знаешь ли ты пословицу.
    Я читаю различные жизненные ситуации, а ваша задача – вспомнить подходящую пословицу и поговорку
    (Занимательная грамматика русского языка. С. 78 –79)
    6 тур –« Одним словом». Конкурс капитанов
    Задание: переставить прямоугольники таким образом, чтобы по вертикали в левом столбике можно было прочитать русскую пословицу, а в правом – соответстующую ей по смыслу грузинскую
    Игра со зрителями
    Раздаю зрителям пословицы и поговорки (8 штук)
    Задание: я читаю вам краткие описания различных случаев жизни. Тот, у кого оказалась карточка с подходящей по смыслу пословицей и поговоркой, поднимает руку, встает и читает ее. (Занимательная грамматика русского языка. С. 80 –82
    7 тур - «О пословицах с улыбкой»
    Задание на карточке. Выбрать правильный ответ и прочитать вслух

    Жюри подводит итоги.
    Задание для всех: Слева – задание для учеников 67А классов, справа- 67Б классов. Кто выполнит правильно - баллы команде

    Учитель
    Четкие , образные слова и выражения, с которыми мы сегодня познакомились , - зто всего лишь капля в море слов. Но, возможно, эта капля приведет вас к огромному океану слов русского языка, и вы сможете по достоинству оценить его красоту и многообразие. Мы пользуемся присказками, поговорками и пословицами в нашей повседневной речи, прибегаем к ним, когда хотим высказать нашу мысль более красочно, ярко, сослаться на похожую ситуацию, которая сложилась в давние времена и была придумана людьми.
    Один умный человек назвал образные выражения « мудростью в портативной форме. Другой заметил: «Мудростью нужно уметь пользоваться». И поэтому, уж если полез за словом в карман мудрых людей, делай это с умом. Помни, слово ранит, но слово и исцеляет. Словом можно обласкать, можно обидеть. Думайте, прежде чем употреблять эти меткие, емкие, двусмысленные, эти мудреные слова

    Заключительная часть. Ученики читают высказывания о русском языке Паустовского, Тургенева, Пришвина, Куприна.
    Стихотворение «Родной язык» ( учебник 6 класса)
    Категория: Разработки учителей | Добавил: konusbaeva (23.02.2015) | Автор: Конусбаева Жупар Ширахановна E
    Просмотров: 1032 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]