Вторник
21.11.2017
05:20
Категории раздела
Разработки учителей [163]
Сочинения учеников [7]
Вход на сайт

Поиск
Наш опрос
Какому источнику информации Вы доверяете?
Всего ответов: 370
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Сайт учителей русского языка и литературы Казахстана
    Главная » Статьи » Русский язык в школе » Разработки учителей

    Правописание гласных в корнях с чередованием. Урок – деловая игра (6 класс).
    Правописание гласных в корнях с чередованием.
    Урок – деловая игра (6 класс).
    А.А.Дэр учитель русского языка и литературы
    Макинской средней школы Енбекшильдерского района
    Акмолинской области.

    Цель: Обобщить, повторить и закрепить знания учащихся о чередующихся
    гласных а-о, е-и в корне слова;
    отработать навыки правописания чередующихся гласных;
    развивать умение обобщать, самостоятельно мыслить, быстро
    соображать; способствовать развитию поисковой активности и навыков
    исследовательской деятельности;
    воспитывать умение работать в коллективе, умение соотносить свои
    интересы с интересами других, слушать и понимать друг друга.

    Оборудование: Презентация, кластеры, маркеры, жетоны, сигнальные
    карточки, тесты, раздаточный материал.

    Ход урока.

    Кто ничего не изучает,
    тот вечно хнычет и скучает.
    I.Оргмомент.
    Ребята, несколько уроков подряд мы изучали корни с чередованием а-о, е-и. Сегодня наша задача сегодня состоит в том, чтобы
    - обобщить знания по теме;
    - закрепить навыки правописания чередующихся гласных а-о в корне.
    II. Словарная работа. Орфоэпическая минутка.
    Всем известно, что важно не только грамотно писать, но и правильно говорить. За этим следят нормы русского языка. Какая норма заведует ударением? На ней мы сегодня и остановимся. Поиграем в ‘Подскажи словечко’.
    1. Кран открой, - пойдет вода. 2.Белохвостая злая гиена,
    Как она пришла сюда? акула и волк-живодер
    И в дом, и в сад, и в огород между собой заключили
    Провели (водопровод). военно-торгово-морской (договор).

    3.Иголка ходит вверх и вниз, 4.На свете старушка спокойно жила
    Вот листья появились. Сухарики ела и кофе (пила).
    Конфеты любят все ирис 5.Пчелка, милая пчела,
    А вышивает (ирис). Ты бы меду мне (дала).
    ( по ходу отгадывания слова прикрепляются на доску).
    Составьте с любым из этих слов предложение.

    III. Организация работы учащихся
    Ребята, на наш школьный сайт пришло сообщение о том, что 29 ноября 2013 г жители г.Орфографика оказались свидетелями большого скандала, который возник из-за возмущений Корней с чередованиями. Они выступили против нарушения своих прав, жалуясь на то, что очень часто их употребляют в речи с ошибками. Им никак не удаётся доказать свою правоту, все меньше людей считаются с их принципами. Просим срочно помочь в разрешении этого конфликта. Материалы дела прилагаются.
    -Я уже наслышана об этом скандале. Дело это сложное, запутанное, требует не только знаний, но и умения думать, анализировать. Ну что, поможем разобраться в этой проблеме? Участвовать в процессе приглашаю всех. Согласны?
    В ходе следствия каждый, выдвинувший свои доводы, версии, будет поощрен жетоном:
    красный – верный ответ,
    жёлтый – пол-ответа,
    коричневый – предупреждение.
    А так как вы сегодня разделены на группы, у вас будет прекрасная возможность совместными усилиями завоевать звание лучших сыщиков. Возглавляют каждую команду знатоки, ребята, которые отлично работали на предыдущих уроках. Итак, готовы ли тетради для ведения протоколов?
    Начнем с разминки. Проверим ваше умение быстро находить решение поставленных задач.

    III. Орфографическая разминка.
    Найдите четвертое ‘лишнее’.
    Подсказка: нас интересуют только корневые гласные:
    1. Холодный, ледовый, лесной, растительный.
    2. Касание, озарение, удивление, положение.
    3.Загар, выгарки, огарок, угар.

    IV. Проверка домашнего задания.
    Проверим, как вы знаете правописание гласных в корнях с чередованием. Приготовили сигнальные карточки а-о, и-е. Помните, что вы должны не только показать букву, которую вставили, но и объяснить ее написание.(проверка)
    а-о: Возгорание, горючий, горелка, касаясь, прикосновение, касание, поклониться, наклонение, зарница, заря, зорька, взрастить, росток, возложить, возлагать, изложение, непромокаемый, уравнение, макать, заровнять.
    и-е: задирать, заблестеть, замер, запирать, запереться, растирать, выбирал, заберёт, запереть, отпирал, заблистал, расстелил.
    - Вот, вероятно, о каких принципах упоминали корни в г.Орфографика.
    - От чего же может зависеть выбор гласной в корне при чередованиях?
    Выбор гласной зависит от разных причин:

    V. Актуализация знаний.
    – Итак, начало расследованию положено. Теперь нам предстоит разобраться с каждым корнем в отдельности. Обратимся к материалам дела.
    А) Имеется найденная на месте событий записка, несколько поврежденная: пропущены буквы. Я ее размножила, и вы сможете с ней ознакомиться. Прочитаем вслух:
    День кл..нился к концу. Дог..рала румяная з..ря, и на землю легли вечерние тени. Вдруг всё оз..рилось мягким сиянием. Верхушки деревьев заг..релись нежным светом. Гладь моря оз..рена красотой дог..рающего солнца. Невозможно оторвать глаз от этой картины, изумительным тв..рением природы.
    - Прочитайте слова с чередующимися гласными. Какие гласные вы вставили в корне слов? От чего зависит их правописание? Правильна ли оказалась версия, сверим. Можем сделать запись.
    1. От ударения (гор/гар, зор/зар, клон/клан, твар/твор)

    Б) Следующее задание. Перед вами лежат таблицы и карточки с предложениями из литературных произведений А.С.Пушкина. Вам необходимо заполнить следующую таблицу словами со знакомыми чередованиями, используя предложенный литературный материал.

    № а о е и
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10

    Карточка
    1. Но не хочу, о други, ум..рать; я жить хочу, чтоб мыслить и страдать.
    2. Перстами лёгкими как сон моих зениц к..снулся он.
    3. До свода адского к..салася вершиной.
    4. Далеко преступны виды старик надменный прост..рал.
    5. Его щедротою безм..рной осыпан, дивно вознесён…
    6. Моих ушей к..снулся он.
    7. Тем лучше! Наб..рет он новых дум и чувств.
    8.Девушка прижалась в угол, фартук разб..рая.
    9. Так дуновенья бурь земных и нас нечаянно к..сались.
    10. Опрятней модного паркета бл..стает речка, льдом одета.
    Учащиеся работают в команде. Затем два участника помещают свои таблицы на доске.
    - От чего может еще зависеть выбор корневой гласной при чередовании в корне? Фиксируем запись в протоколе:
    2.От суффикса – а - за корнем (кос/кас, бер/бир, мер/мир, пер/пир, тер/тир, блест/блист).

    ФИЗМИНУТКА
    В) Продолжим наше расследование.
    На пути к истине у нас следующее испытание. Оно называется «Волшебный ларец». Ваша задача собрать в ларцы нужные слова. В первый ларец вы должны вложить слова с буквой –А- , во второй – с буквой –О-. Каждый член команды выходит к доске, берёт два слова из разных кучек. Называет нужную букву и вставляет в ларец.
    1 команда
     Выр...стать, р...стение, выр..щенный,
     р...сток, отр...сль, подр...сли, зар...сли.
     Предпол...жить, предл...жить, пол...гать,
     пол...жить, вл...жить, предл...гать, прил...гать.
    2 команда
     Выл...жить, зал...жить, прил...гать, дол...жить,
     предпол...гать, нал...жить, сл...гать.
     Р...стов-на- Дону, прир...сли, зар...стает,
     отр...сли, р...сточек, водор..сли, разр..стались
    - Ребята скажите, от чего зависит чередование гласных в этих корнях?
    3. От конечной гласной корня (лаг/лож, рос/раст, ращ)

    Г) Вернемся к нашему расследованию. Все ли корни с чередованием мы назвали? Какие ещё корни остались? А это поможет нам выяснить очень ценный свидетель, который имеет нужную для нас информацию. Будьте предельно внимательны. В его истории вы встретите слова с корнями, в которых есть чередующиеся гласные, рекомендую вам их выписать. Как истинные сыщики, вы должны всегда держать ушки на макушке. Сейчас мы узнаем историю нашего свидетеля.
    МОКРАЯ ИСТОРИЯ
    Живу я в городе Орфографика и потому все знаю. Хотела сразу пойти и помочь разобраться в скандале, но попала под ливень и вся вымокла. Ботинки мои промокли насквозь. Мой непромокаемый плащ напоминал больше промокашку. А шляпу будто в бочку с водой макнули. В общем, подмочила я свою репутацию. Опоздала я тогда, но, может, сейчас смогу вам помочь. Теперь-то я уж точно знаю, что – МОК- это когда пропускают влагу, как мои ботинки. А вот – МАК- всегда опускают в жидкость, т.е. макают, как например, мою шляпу
    - Спасибо, свидетель. Вы нам очень помогли. Теперь мы тоже вспомнили, как пишутся корни МАК-МОК.
    - Ребята, сколько же слов с корнями мак-мок вы успели запомнить? (6)
    - Я тоже их записала. Можете проверить себя.
    - От чего зависит их правописание?
    4.От значения слова (мак/мок).
    - Скажите, а ещё в каком корне выбор гласной тоже зависит от значения слова?
    - Верно, в корне равн/ровн.
    - Насколько же вы знаете эти корни, сейчас выясним. Придумайте словосочетания, используя слова с данными корнями. Каждая группа должна сделать запись своего варианта на доске и объяснить.
    VI. Рефлексия.
    - А теперь предлагаю составить кластер классификации чередований.
    Каждая команда может выбрать один вид чередования и изобразить правило в виде схемы.
    Защита кластера.
    Наше следствие закончено, и мы, вероятно, сможем помочь жителям г. Орфографики - Корням. Подведем итоги. Все выводы позже приложим к делу. Расследование мы провели и попутно выполнили наши задачи. Пора проверить все, что знаем. На столе у вас лежат тесты из 4-х заданий. Вам нужно в каждом тесте выбрать 1 ряд слов.
    1. В каком ряду во всех словах пропущена буква а?
    1) ур..вновешенный, з..рница, сл..гаемое, р..сточек;
    2) р..внина, заг..реть, возг..рание, р..стительность;
    3) м..кать хлеб, предл..гать, к..сательная, з..гар; *
    4) з..ря, накл..ненный, нар..стить, прик..сновение.

    2. В каком ряду во всех словах пропущена буква о ?
    1) заг..релый, подг..реть, пог..релец, выг..рание;*
    2) предл..жение, сл..гаемое, изл..жение, подр..стает;
    3) з..рница, оз..рение, з..рька, оз..ренный;
    4) тв..рить, р..стение, сотв..ривший, притв..рить.

    3. В каком ряду во всех словах пропущена буква и ?
    1) уб..рать, нат..рание, бл..стящий, расст..лить;
    2) заб...рёт, зап...реть , прид..раться, выб..рать;
    3) расст..лать, прот...реть, соб..раться, уд..ру;
    4) зам..рание, оп..раться, прот..рать, бл..стать.*

    4. В каком ряду во всех словах пропущена буква е ?
    1) раст..реть, расст..лавший, бл..стящий, прот..рать;
    2) соб..ру, прид..русь, зам..реть, зап..реть;*
    3) отп..рать, нат..рание, бл..стательный, разж..гать;
    4) подст..лить, зап..реться, неразб..риха, зам..рание.

    – Какая же команда у нас сегодня самая сообразительная? Подсчитайте общее количество фишек на столах.
    - А кто в команде больше всех приложил усилий к расследованию? Кто самое ‘сильное звено’?
    VII. Домашнее задание.
    Предлагаю вам на выбор:
    1) Составить два тестовых задания по изученным правилам;
    2) составить словарный диктант из 15 слов.
    Задание №1
    День кл..нился к концу. Дог..рала румяная з..ря, и на землю легли вечерние тени. Вдруг всё оз..рилось мягким сиянием. Верхушки деревьев заг..релись нежным светом. Гладь моря оз..рена красотой дог..рающего солнца. Невозможно оторвать глаз от этой картины, изумительным тв..рением природы.

    Задание №1
    День кл..нился к концу. Дог..рала румяная з..ря, и на землю легли вечерние тени. Вдруг всё оз..рилось мягким сиянием. Верхушки деревьев заг..релись нежным светом. Гладь моря оз..рена красотой дог..рающего солнца. Невозможно оторвать глаз от этой картины, изумительным тв..рением природы.

    № Е И
    1


    2


    3


    4


    5


    6


    7


    8


    9


    10


    № А О
    1


    2


    3


    4


    5


    6


    7


    8


    9


    10



    Задание №2
    1. Но не хочу, о други, ум..рать; я жить хочу, чтоб мыслить и страдать.
    2. Перстами лёгкими как сон моих зениц к..снулся он.
    3. До свода адского к..салася вершиной.
    4. Далеко преступны виды старик надменный прост..рал.
    5. Его щедротою безм..рной осыпан, дивно вознесён…
    6. Моих ушей к..снулся он.
    7. Тем лучше! Наб..рет он новых дум и чувств.
    8.Девушка прижалась в угол, фартук разб..рая.
    9. Так дуновенья бурь земных и нас нечаянно к..сались.
    10. Опрятней модного паркета бл..стает речка, льдом одета.

    Задание №2
    1. Но не хочу, о други, ум..рать; я жить хочу, чтоб мыслить и страдать.
    2. Перстами лёгкими как сон моих зениц к..снулся он.
    3. До свода адского к..салася вершиной.
    4. Далеко преступны виды старик надменный прост..рал.
    5. Его щедротою безм..рной осыпан, дивно вознесён…
    6. Моих ушей к..снулся он.
    7. Тем лучше! Наб..рет он новых дум и чувств.
    8.Девушка прижалась в угол, фартук разб..рая.
    9. Так дуновенья бурь земных и нас нечаянно к..сались.
    10. Опрятней модного паркета бл..стает речка, льдом одета.

    Выр...стать р...стение
    выр..щенный р...сток отр...сль подр...сли зар...сли распол...жить предл...жить пол...гать пол...жить вл...жить предл...гать прил...гать
    выл...жить зал...жить прил...гать дол...жить
    предпол...гать нал...жить сл...гать. прир...сли
    Р...стов отр...сли
    зар...стает р..сточек водор..сли разр..стались

    МОКРАЯ ИСТОРИЯ
    Живу я в городе Орфографика и потому все знаю. Хотела сразу пойти и помочь разобраться в скандале, но попала под ливень и вся вымокла. Ботинки мои промокли насквозь. Мой непромокаемый плащ напоминал больше промокашку. А шляпу будто в бочку с водой макнули. В общем, подмочила я свою репутацию. Опоздала я тогда, но, может, сейчас смогу вам помочь. Теперь-то я уж точно знаю, что – МОК- это когда пропускают влагу, как мои ботинки. А вот – МАК- всегда опускают в жидкость, т.е. макают, как например, мою шляпу

    1. В каком ряду во всех словах пропущена буква а?
    1) ур..вновешенный, з..рница, сл..гаемое, р..сточек;
    2) р..внина, заг..реть, возг..рание, р..стительность;
    3) м..кать хлеб, предл..гать, к..сательная, з..гар; *
    4) з..ря, накл..ненный, нар..стить, прик..сновение.

    2. В каком ряду во всех словах пропущена буква о ?
    1) заг..релый, подг..реть, пог..релец, выг..рание;*
    2) предл..жение, сл..гаемое, изл..жение, подр..стает;
    3) з..рница, оз..рение, з..рька, оз..ренный;
    4) тв..рить, р..стение, сотв..ривший, притв..рить.

    3. В каком ряду во всех словах пропущена буква и ?
    1) уб..рать, нат..рание, бл..стящий, расст..лить;
    2) заб...рёт, зап...реть , прид..раться, выб..рать;
    3) расст..лать, прот...реть, соб..раться, уд..ру;
    4) зам..рание, оп..раться, прот..рать, бл..стать.*

    4. В каком ряду во всех словах пропущена буква е ?
    1) раст..реть, расст..лавший, бл..стящий, прот..рать;
    2) соб..ру, прид..русь, зам..реть, зап..реть;*
    3) отп..рать, нат..рание, бл..стательный, разж..гать;
    4) подст..лить, зап..реться, неразб..риха, зам..рание.

    1. В каком ряду во всех словах пропущена буква а ?

    1) ур..вновешенный, з..рница, сл..гаемое, р..сточек;

    2) р..внина, заг..реть, возг..рание, р..стительность;

    3) м..кать хлеб, предл..гать, к..сательная, з..гар; *

    4) з..ря, накл..ненный, нар..стить, прик..сновение.

    2. В каком ряду во всех словах пропущена буква о ?

    1) заг..релый, подг..реть, пог..релец, выг..рание;*

    2) предл..жение, сл..гаемое, изл..жение, подр..стает;

    3) з..рница, оз..рение, з..рька, оз..ренный;

    4) тв..рить, р..стение, сотв..ривший, притв..рить.

    3. В каком ряду во всех словах пропущена буква и ?

    1) уб..рать, нат..рание, бл..стящий, расст..лить;

    2 заб...рёт, зап...реть , прид..раться, выб..рать;

    3) расст..лать, прот...реть, соб..раться, уд..ру;

    4) зам..рание, оп..раться, прот..рать, бл..стать.*

    4. В каком ряду во всех словах пропущена буква е ?

    1) раст..реть, расст..лавший, бл..стящий, прот..рать;

    2) соб..ру, прид..русь, зам..реть, зап..реть;*

    3) отп..рать, нат..рание, бл..стательный, разж..гать;

    4) подст..лить, зап..реться, неразб..риха, зам..рание.

    Знатоки получают индивидуальную работу по перфокартам.
    Остальные выполняют ‘Дубль-диктант’- слово не записывают, а приводят свой пример на данный корень, объясняют: полагать, подрасти, росток, выложить, заросли.

    перфокарты. Подписали фамилии. Пишем только букву корня – а или о:
    1. наклонение 6. касание
    2. возгорание 7. макнуть (перо)
    3. заросли 8. зарница
    4. предложение 9. равноправие
    5. соприкосновение 10. Прилагательное
    Категория: Разработки учителей | Добавил: annader (10.03.2014) | Автор: Анна Дэр E
    Просмотров: 5513 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 1
    1  
    Какой интересный, необычный урок. Спасибо!

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]