Среда
22.11.2017
21:01
Категории раздела
Разработки учителей [163]
Сочинения учеников [7]
Вход на сайт

Поиск
Наш опрос
Какому источнику информации Вы доверяете?
Всего ответов: 370
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Онлайн всего: 3
    Гостей: 3
    Пользователей: 0
    Сайт учителей русского языка и литературы Казахстана
    Главная » Статьи » Русский язык в школе » Разработки учителей

    Прямое и переносное значения слова
    Русский язык 5 «А» класс
    Грамматическая тема: Прямое и переносное значение слова.
    Лексическая тема: « Осень»
    Цели: Познакомить учащихся с понятиями «прямое» и «переносное» значение; научить различать прямое и переносное значения слов; формировать умение находить в тексте; правильно употреблять в речи слова в переносном значении.
    Развивать творческую активность учащихся , обогащать словарный запас , совершенствовать грамматический строй речи учащихся.
    Воспитывать осознанную потребность в знаниях, любовь к слову.
    Ход урока
    I. Орг. момент. Психологический настрой.
    -Отчет о самостоятельной работе дома
    II. «Мозговой штурм».
    -Что такое лексика?
    -Однозначные-? Многозначные слова-? Омонимы-?
    Назвать несколько слов омонимов?(мир, лук, печь, ели) Выделить многозначное слово. (слайд)
    -Троллейбус, самолет, речка, компьютер, , корень, мост, лист, дружба, краска, кошка, кисть, детвора, ручка, трава, осень, иголка.
    III. Объяснение нового материала.
    Работа по лексической теме «Осень» (слайд)
    -Анализ стихотворения Абая «Осень». Лексико-грамматическая работа
    Информационный текст.
    Нельзя язык, не зная слов. ( слайд ) Объясните выражение.
    Многозначные слова /прямое значение (слайд)
    /переносное значение
    -Слово, обозначая предметы, признак, действие, количество выступает в прямом значении.
    -Переносное значение слова происходит на основе сходства предметов.( слайд)
    Море-прямое значение.
    море огней, море людей, море книг- переносное значение (море обозначает большое количество чего-либо)

    1.На столе горели свечи.
    Его глаза горели от счастья. горели: 1-прямое, 2-переносное.
    2.Бежит /мальчик, спортсмен, собака. Бежит /вода, ручей, река.
    3.-Слово холодный – прямое значение, имеющий низкую температуру.
    Определить значение слов.
    --Вымыть руки холодной водой.
    -С севера дул холодный ветер.
    -холодное пальто; холодные оттенки картины; холодная встреча; холодный взгляд.
    IV.Определите, какие из выделенных слов употреблены в прямом значении, а какие – в переносном значении.
    За столом сказала мать:
    -Хватит языком болтать!
    А сынишка осторожно:
    А болтать ногами ногами ?
    болтать языком- ; болтать ногами-;

    -Золотой –прямое значение, обозначает предметы , сделанные из золота.
    золотые волосы, золотые руки, золотые монеты, золотые серьги, золотое сердце, золотой кубок.(слайд)

    -Тяжелый. Тяжелый груз.( ящик, портфель, взгляд, день)
    -Девочка скачет. Температура скачет. (слайд)

    -ФИЗМИНУТКА.
    V.Закрепление полученных знаний:
    -чтение учебного материала.
    -письменно упр.103 стр.46.
    2Составьте словосочетание. Запишите словосочетание только в переносном значении.
    Злой (мороз, волк); черные(краски, мысли); шапка (мамина, снега),хвост (лисы, поезда)
    ударил ( мороз, молотком);барабанит ( дождь, музыкант).(слайд)

    VI.Инструктаж домашнего задания.
    -упр. 107, 108. стр. 46- 47.

    VII.Итог урока
    -Что нового узнали на уроке?
    -Оценка знаний учащихся.
    Категория: Разработки учителей | Добавил: skorpion (02.01.2016)
    Просмотров: 341 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]