Суббота
29.07.2017
14:37
Категории раздела
Разработки учителей [163]
Сочинения учеников [7]
Вход на сайт

Поиск
Наш опрос
Какому источнику информации Вы доверяете?
Всего ответов: 367
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Сайт учителей русского языка и литературы Казахстана
    Главная » Статьи » Русский язык в школе » Разработки учителей

    Программа кружка по русскому языку для начальных классов.
    Программа по русскому языку для начальных классов.

    Выполнила : Учитель русского языка и литературы.
    Зинекешова А.Ж

    Средняя школа №1 г. Эмбы

    Программа предметного кружка 3-4 класса

    по русскому языку « Веселые ребята»

    Пояснительная записка
    Организация внеурочной деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах: добровольности участия школьников, научности, сознательности и активности, наглядности, доступности, связи теории с практикой, индивидуального подхода к учащимся и др.
    Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей роли внеклассной работы по русскому языку.
    В отборе материала для занятий ориентировалась на связи с программным материалом по русскому языку, учитывая необходимость осуществления преемственности между начальными и средними классами.
    Действующая программа по русскому языку для начальных классов позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе наблюдения за особенностями употребления слова в стихотворных произведениях школьники могут увидеть «волшебство знакомых слов», понять, что обычные слова достойны изучения и внимания «как неизведанные страны». Воспитание интереса к изучению мира слов должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.
    Знание русского языка создает условие для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях следует обращать на задания, направленные на развитие речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого повед
    Цель и задача кружка «Веселые ребята»

    Цель: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

    Задачи:
    Обучающие:
    -развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;

    -приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
    развитие мотивации к изучению русского языка;

    -развитие творчества и обогащение словарного запаса;

    -совершенствование общего языкового развития учащихся;
    Воспитывающие:
    -воспитание культуры обращения с книгой;
    -формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.

    Развивающие:
    -развивать смекалку и сообразительность;

    -развивать умение пользоваться разнообразными словарями;

    -связь теории с практикой;
    Кружок позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.

    IV. Формы проведения занятий

    -теории
    -практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
    -анализ и просмотр текстов;

    -самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;

    Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

    В каждом занятии прослеживаются три части:

    -игровая; (сюжетно-ролевая,коллективная, групповая,индивидуальная)

    -теоретическая;
    - практическая

    Планируемые результаты.

    осознавать роль языка и речи в жизни людей;

    -эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
    -понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
    -высказывать своё отношение к учителью

    -описать свои потребности ,чувства и мысли

    -испытывать и демонстрировать любопытство и интерес

    -к печатному тексту,знакам,словам, символом

    -выделять звуки речи среди других звуков

    - Отличать звуки в начале и окончание слов,узнавать епрвые и

    последние звуки в знакомых словах

    -стараться говорить ясно,чтобы быть понятным,

    экспериментировать с произношением слов

    Четко артикулировать слова воспринимать и воспризводить интонацию речи.



    Программа кружка по русскоиу языку «Веселые ребята » на 2014-2015 уч.год
    4- класс
    № Тема занятия Кол-во час тоерия практика

    1-. Общие понятия о русском языке. Правила этикета
    Ролевые игры на тему « Этикет» 4ч 2ч 2ч
    2 Фонетика и Орфoэпия. Что такое орфoэпия? Что такое фонография или звукозапись Звуки не буквы Банты и шарфы. «Пигмалион» чит орфоэпии.
    Неожиданная остоновка в пути. В удивительном городе Звуки волшебники. Опасные согласные. 8ч 4ч 4ч
    3 К словам разнообразным,одинаковым,но разным. На карнавале слов.В театре близнецов. Конкурс знатаков.Новое представление.Необычный урок. Следопоты развлекают гостей. 8ч 4ч 4ч
    4 В Клубе веселых человечков.К словом- родственникам.Почему их так назвали? Экскурсия в прошлое.Полет в будущее.Обьяснение устаревших слов. 8ч 4ч 4ч
    5 Как обходились без письма? Древние письмена.
    Как возникла наша писменность? Меня зовут-. Фонема Для всех ли фонем есть буквы? «Ошибкоопасные» места. Тайны фонемы. Опасные согласные. На сцене гласные . «Фонемы повелевают буквами»

    8ч 4ч 4ч
    6 . Когда ь пишется,а когда не пишется?
    Ваши старые знакомые.Правила о непроизносимых согласных.Волшебное средство- «самоинструкция».. 8ч 4ч 4ч
    7 Лексикология. Имена вещей. О словорях энциклопедических и лингвистических. В царстве смыслов много дорог . «Откуда катится каракатица?» Слова антонимы. Неологизмы.Синонимы. Омонимы.В царстве смыслов много дорог. «Что обозначает слова-синонимы». Игра «Подбери нужные слова».Омонимы в русском языке и их роль. Игра «Докажите....» В королевстве ошибок.Крылатые слова. Об одном и том же –разными словами. Как возникают названия.слова-антиподы. Фразеолгические обороты.Словари « чужих» слов. 28ч 14ч 14ч
    8 Времена годы. Осень- унылая пора Зимушка зима. Благодатная весна.Жаркое лето. Послвицы и загадки (нарисовать вечерние пейзажы.и написать рассказы ) 8ч 4ч 4ч
    9 Состав слова.Словообразование. Окончание. Основа Слова. Корень слова. Приставка.Суффикс.Сказочные царство слов.Чудесные превращение Слов. В гостях у слов родствееников . Добрые слова. 8ч 4ч 4ч
    10 Анаграммы и метаграммы.Шарады и логогрифы.Составление и разгадывание шарад илогогрифов.Илюстрирование слов-ответов.Откуда пришли наши имена? Занимательная словообразование игра на превращение слов «Буква заблудилась», «Замена буквы.» «Какое слово задумано?» Шарады. 8ч. 4ч 4ч
    11 Синтаксис. Словосочетание.Повествовательные, вопросительные, и побудительные. Главные члены предложения Второстепенные члены предложения. Игра «Кто главный?» Загадки и пословицы . 6ч. 3ч 3ч
    12 Части речи. Имя существительное.Имена существительные собственные и нарицательные. Игра « Кто и Что?» Склонение имен существительных. Игра «Кто быстрее?» Работа над ошибкой: 6ч 3ч 3ч

    13 Имя прилагательное. Изменение прилагательных по родам и по числам.игра «Третий лишний»..( разгадывание кроссвордов) Склонение имен прилагательных во множественном числе. 8ч 4ч 4ч

    14
    Словарный диктант 4ч 2ч 2ч
    15
    Знакомство с поэтами.Игра «Третий лишний» Язык Пушкина. Он весь свободв торжества. 6ч 3ч 3ч
    16 Тестовые вопросы 4ч 2ч 2ч
    17 Повторение пройденной темы .Организовать просмотр мульфильмов « О животных» 4ч 2ч 2ч

    18 Глагол. Неопределенная форма глагола. Роль глагола в предложении. 6ч 3ч 3ч

    19 Развитие речи. Значение речи в жизни человека. Текст как еденица речи? Заполни анкету? 4ч 2ч 2ч

    Всего : 144 час



    Солержание занятий.

    Тема 1. Общие понятия о русском языке. Правила этикета
    Ролевые игры на тему « Этикет» Рассказать ученикам о правиле этикета . Слово этикет - французского происхождения. Etiquette в переводе означает ярлык, этикетка и церемониал, то есть порядок проведения определенной церемонии. В русский язык это слово вошло в XVIII столетии, когда складывался придворный быт абсолютной монархии, устанавливались широкие политические и культурные связи России с другими государствами.

    Тема 2. Фонетика и Орфэпия. Что такое орфэпия? Что такое фонография или звукозаписьЗвуки не буквы Банты и шарфы. «Пигмалион» чит орфоэпии.
    Неожиданная остоновка в пути. В удивительном городе Звуки волшебники. Опасные согласные.

    Тема 3. К словам разнообразным,одинаковым,но разным. На карнавале слов.В театре близнецов. Конкурс знатаков.Новое представление.Необычный урок. Следопоты развлекают гостей.

    Тема 4. В Клубе веселых человечков.К словом- родственникам.Почему их так назвали? Экскурсия в прошлое. Полет в будущее.Обьяснение устаревших слов

    Тема 5. Как обходились без письма? Древние письмена.
    Как возникла наша писменность? Меня зовут-. Фонема Для всех ли фонем есть буквы? «Ошибкоопасные» места. Тайны фонемы. Опасные согласные. На сцене гласные . «Фонемы повелевают буквами»

    Тема 6. Когда ь пишется,а когда не пишется?
    Ваши старые знакомые.Правила о непроизносимых согласных.Волшебное средство- «самоинструкция

    Тема 7. Лексикология. Имена вещей. О словорях энциклопедических и лингвистических. В царстве смыслов много дорог . «Откуда катится каракатица?» Слова антонимы. Неологизмы.Синонимы. Омонимы.В царстве смыслов много дорог. «Что обозначает слова-синонимы». Игра «Подбери нужные слова».Омонимы в русском языке и их роль. Игра «Докажите....» В королевстве ошибок.Крылатые слова. Об одном и том же –разными словами. Как возникают названия.слова-антиподы. Фразеолгические обороты.Словари « чужих» слов

    Тема 8. Времена годы. Осень- унылая пора Зимушка зима. Благодатная весна.Жаркое лето. Послвицы и загадки (нарисовать вечерние пейзажы.и написать рассказы ) показать сюжет о зиме
    .
    Тема 9. Состав слова.Словообразование. Окончание. Основа Слова. Корень слова. Приставка.Суффикс.Сказочные царство слов.Чудесные превращение Слов. В гостях у слов родствееников . Добрые слова.

    Тема 10. Анаграммы и метаграммы.Шарады и логогрифы.Составление и разгадывание шарад и логогрифов.Илюстрирование слов-ответов.Откуда пришли наши имена? Занимательная словообразование игра на превращение слов «Буква заблудилась», «Замена буквы.» «Какое слово задумано?»Шарады.Знакомство с историей изобретения анаграмм и метаграмм.с авторми. Работа с примером ( актер-терка). Игры на превращения слов: « Буква заблудилась», « Замена буквы», (8ч.)

    Тема 11.
    Синтаксис. Словосочетание.Повествовательные, вопросительные, и побудительные. Главные члены предложения Второстепенные члены предложения. Игра «Кто главный?» Загадки и пословицы .(8ч.)

    Тема 12.
    Части речи. Имя существительное.Имена существительные собственные и нарицательные. Игра « Кто и Что?» Склонение имен существительных. Игра «Кто быстрее?» Работа над ошибкой (8ч.)

    Тема 13.
    Имя прилагательное. Изменение прилагательных по родам и по числам.игра «Третий лишний»..( разгадывание кроссвордов) Склонение имен прилагательных во множественном числе.(8ч.)

    Тема 14.
    Словарный диктант (4ч.)

    Тема 15.

    Знакомство с поэтами. Игра «Третий лишний» Язык Пушкина. Он весь свободв торжества. А также их жизнь и творчества. Крылатые выражения поэтов.
    Ребус на тему « великий Пушкин»(8ч.)

    Тема 16. Тестовые вопросы.

    Тема 17.
    Повторение пройденной темы .Организовать просмотр мульфильмов « О животных»

    Тема 18.

    Глагол. Неопределенная форма глагола. Роль глагола в предложении. Игра « Кто быстрее». Рассказать ученикам объяснить что вся наша жизнь зто-движение. Движение это действия, а значить глагол. Он отвечает на все вопросы действия .(8ч.)

    Тема 19.

    Развитие речи. Значение речи в жизни человека. Текст как еденица речи? Заполни анкету?(4 ч.)

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
    1. Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.

    2.Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1997 г.

    3.Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 2000 г.
    Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. Москва “Просвещение”, 1999 г Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1-4) Москва “ВЛАДОС”, 2003 г.
    4 .Маршак С. Веселая азбука. Веселый счет. Ростов-на-Дону кн. изд-во, 1999 г.

    Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 2003г.
    5.Учебники для 3-4 класса общеобразавательной школы. 2013-2014 год Алма-ата «Атамура»

    6 .Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! М.: РИО “Самовар”, 2012 г.

    Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! М.: РИО “Самовар”, 2011 г.

    Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! М.: РИО “Самовар”, 1995 г.

    Тоцкий П. С. Орфография без правил. Начальная школа. Москва “Просвещение”, 1997 г.
    7. Сборник загадок. Сост. М. Т. Карпенко. М., 2010г.

    8.Одинцов В. В.Школьный словарь иностранных слов /под ред. В. В. Иванова- М : Просвещение 2000г.

    9.Журнал «Русский язык и литература»в казахской школе 2009 г.,2010 г,2011 г,2012г,2013 г. г.Алматы .


    Цель и задача кружка «Веселые ребята»
    Цель - воспитание любви к великому русскому языку;
    - развитие интереса к языку как учебному предмету;
    - расширение и углубление программного материала;
    - пробуждение у учащихся потребности к самостоятельной работе над познанием родного слова и над своей речью;
    - совершенствованию общего языкового развития младших школьников.

    Задачи:

    Обучающие:

    развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;

    приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;



    развитие мотивации к изучению русского языка;

    развитие творчества и обогащение словарного запаса;

    совершенствование общего языкового развития учащихся;


    Воспитывающие:

    воспитание культуры обращения с книгой;

    формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.

    Развивающие:

    развивать смекалку и сообразительность;

    приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;

    развивать умение пользоваться разнообразными словарями;

    учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой

    Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

    занимательность;

    научность;

    сознательность и активность;

    наглядность;

    доступность;

    связь теории с практикой;
    Кружок позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.

    ^ IV. Формы проведения занятий

    теории

    практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.

    анализ и просмотр текстов;

    самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;

    Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

    В каждом занятии прослеживаются три части:

    игровая;

    теоретическая;

    практическая

    . Планируемые результаты.


    осознавать роль языка и речи в жизни людей;

    эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

    понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

    высказывать своё отношение

    Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности
    научно-познавательного направления
    «Веселые ребята » 4 класс
    № Тема занятия Кол-во час Планир. дата Фактич дата
    1. Хорошо ли ты знаешь русский язык?
    Рассказ-беседа. Игры-соревнования: «Умеешь ли ты красиво и грамотно писать?», «Умеешь ли ты правильно и точно говорить?» (составление рассказов по картине), «Сколько слов ты знаешь?» 1ч.
    2-4 Сокровища родного языка. Беседа о богатстве русского языка. Игра «Знаешь ли ты пословицы?» чтение текстов. Объяснение значения слов, устойчивых сочетаний; подбор слов близких по значению. 3ч.
    5-7 Хорошо ли ты знаешь алфавит? Беседа о том, какое практическое значение имеет алфавит. Упражнения на группировку слов (имен собственных и нарицательных) 3ч.
    8-10 Умеешь ли ты пользоваться словарем? Рассказ-беседа о роли словарей. Упражнения на нахождение в орфографическом словаре слов на определенные правила. Игра «Проверь себя по словарю. Кто быстрее?» 3ч.
    11-13 Трудные слова. Рассказ-беседа «Как составить словарь трудных слов?» упражнения на группировку трудных слов, на составление с ними предложений, рассказов. Составление, разгадывание кроссвордов. 3ч.
    14-16 Умеешь ли ты произносить слова, правильно пользуясь ударением? Рассказ-беседа. Наблюдение над смыслоразличительной ролью ударения в таких словах. как «ирис-ирис», «замок-замок», «Атлас-атлас» и тд. Составление предложений, текстов с этими словами. Игра «Правильное ударение». Скороговорки. Загадки. 3ч.
    17-18 Тематические группы слов. Подбор слов к рассказам о временах года, о лесе, о школе. Составление текстов. Игра «Лишнее слово». 2ч.
    19-22 «А все-таки она хорошая!» (о роли орфографии) рассказ-беседа о роли орфографии. Группировку слов, подбор слов на определенные правила (с использованием словарей). Игра «Лишнее слово» 4ч.
    23-26 Слова-родственники (об однокоренных словах). беседа. Игры «Подбери слово», «Кто быстрее», «Лишнее слово» 4ч.
    27-30 Трудные слова. Группировка слов по тематическим группам. Составление предложений, текстов с использованием слов с непроверяемыми написаниями. Составление, разгадывание кроссвордов. 4ч.
    31-32 Почему подлежащее и сказуемое – главные в предложении? Беседа. Разбор предложений. Составление предложений на определенную тему, выявление с помощью вопросов связи между членами предложения. Игра «Найди и исправь ошибку» 2ч.
    33 Для чего нужно изучать русский язык? (Итоговое занятие: Проекты «Загадки», «Пословицы», «Кроссворды») Беседа. Викторины, кроссворды, игры. 1ч.


    Всего: 33 часа.

    ^ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
    1.
    Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.
    2.
    Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.
    3.
    Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996
    4.
    Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г.
    5.
    Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”, 1991 г.
    6.
    Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ “БАО”, 1997 г.
    7.
    Журналы: “Начальная школа”, “Веселые картинки”, “Мурзилка”.
    8.
    Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. Москва “Просвещение”, 1991 г.
    9.
    Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1-4) Москва “ВЛАДОС”, 2003 г.
    10.
    Маршак С. Веселая азбука. Веселый счет. Ростов-на-Дону кн. изд-во, 1991 г.
    11.
    Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 1997 г.

    Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва
    Категория: Разработки учителей | Добавил: Эльвирок (19.09.2015) | Автор: Зинекешова Арай
    Просмотров: 813 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]