Тема урока: "Гласные о – а в корне с чередованием -кос- (-кас-)". Лаг (лож), раст(рос). Цели и задачи: изучить правило написания букв О – А в корне –КОС- -КАС–лаг-лож, раст-рос. определить различия в условиях выбора между корнями с чередованием гласных и корнями с безударными гласными, проверяемыми ударением научить применять изученное правило на практике, графически обозначать условия выбора правильных написаний, употреблять слова с изученной орфограммой в речи отработать навыки правописания чередующихся гласных; развивать умение обобщать, самостоятельно мыслить, быстро соображать; способствовать развитию поисковой активности и навыков исследовательской деятельности; воспитывать умение работать в коллективе, умение соотносить свои интересы с интересами других, слушать и понимать друг друга.
Класс предварительно поделен на три группы. Занятие будет состоять из нескольких этапов: 1. Подготовительный этап. Работа с классом, постановка целей урока, создание проблемной ситуации. 2. Практический этап. Работа в группах. 3. Выступление от групп. 4. Работа в парах. 5. Индивидуальная работа. 6. Подведение итогов. Оборудование: Презентация, кластеры, маркеры, жетоны, тесты, раздаточный материал.
Ход урока -Здравствуйте ребята! Я очень рада видеть вас в хорошем настроении, и надеюсь, что этот позитив мы с вами сохраним на протяжении всего урока. Тренинг «Подарок» для создания психологически комфортной атмосферы в классе. (Представим, что мы надуваем шарики, завязали, подарили )
2. Деление на группы. деление на группы по цвету) 1. Мы продолжаем изучать тему “Словообразование и орфография”. На сегодняшнем уроке мы познакомимся с новой орфограммой, определим условия ее выбора, научимся применять изученное правило на практике.
III. Организация работы учащихся Ребята, на наш школьный сайт пришло сообщение о том, что 10 февраля 2015 г жители г.Орфографика оказались свидетелями большого скандала, который возник из-за возмущений Корней с чередованиями. Они выступили против нарушения своих прав, жалуясь на то, что очень часто их употребляют в речи с ошибками. Им никак не удаётся доказать свою правоту, все меньше людей считаются с их принципами. Просим срочно помочь в разрешении этого конфликта. Материалы дела прилагаются. -Я уже наслышана об этом скандале. Дело это сложное, запутанное, требует не только знаний, но и умения думать, анализировать. Ну что, поможем разобраться в этой проблеме? Участвовать в процессе приглашаю всех. Согласны? В ходе следствия каждый, выдвинувший свои доводы, версии, будет поощрен жетоном: красный – верный ответ, жёлтый – пол-ответа, коричневый – предупреждение А так как вы сегодня разделены на группы, у вас будет прекрасная возможность совместными усилиями завоевать звание лучших сыщиков. Возглавляют каждую команду знатоки, ребята, которые отлично работали на предыдущих уроках. Итак, готовы ли тетради для ведения записей? (запись числа в тетрадь) Объяснение нового материала
1. На доске ряд слов с пропущенными буквами: выр…стать, выр…сла, предл…жить, пол…жение, предл…гать, к…сание, к…снулся (запись в тетрадь) Задание: вставьте пропущенные буквы • На какие три группы вы могли бы разделить эти слова? • Какими орфографическими правилами вы пользовались при выполнении данного задания? Как вы думаете, какая тема нашего урока? (ответ)
Сегодня мы изучим новую орфограмму с чередованием гласных в корне: “Буквы О – А в корне КОС – КАС. Лаг-лож.раст-рос. Работа в группах 1. Руководитель группы знакомит всех участников с заданием, задает вопросы на понимание. 2. Каждый участник группы самостоятельно работает над заданием. 3. Обсуждение в группе. 4. Общий вывод. 5. Подготовка выступающего от группы.
Задание группе № 1: 1. Изучите орфографическое правило на странице . 2. Определите условия выбора орфограммы. 3. Составьте схему-алгоритм применения данного правила. 4. Дополните схему примерами.
Задание группе № 2: 1. Изучите орфографическое правило на странице . 2. Определите условия выбора орфограммы. 3. Составьте схему-алгоритм применения данного правила. 4. Дополните схему примерами.
Задание группе № 3: 1. Изучите орфографическое правило на странице . 2. Определите условия выбора орфограммы. 3. Составьте схему-алгоритм применения данного правила. 4. Дополните схему примерами. оценивание Во время выступления представителей от групп и общего обсуждения участники других групп задают вопросы на понимание. ФИЗМИНУТКА – Итак, начало расследованию положено. Теперь нам предстоит разобраться с каждым корнем в отдельности. Обратимся к материалам дела. Закрепление пройденного материала Теперь мы попробуем применять изученное правило, выполняя различные упражнения. На пути к истине у нас следующее испытание. Оно называется «Волшебный ларец». Ваша задача собрать в ларцы нужные слова. В первый ларец вы должны вложить слова с буквой –А- , во второй – с буквой –О-. Каждый член группы выходит к доске, берёт два слова из разных кучек. Называет нужную букву и вставляет в ларец.
Задание: 1.Спишите, вставляя пропущенные буквы. Обозначьте орфограмму. 2. Продиктуйте свой вариант задания напарнику. 3. Обсудите полученный результат. I группа упр К…снуться, к…саться, прик…сновение, к…сание, к…снулись 2 группа упр Выл…жить, зал…жить, прил…гать, дол…жить, предпол…гать, нал…жить, сл…гать. 3 группа упр Выр…стать, р…стение, выр..щенный, р…сток, отр…сль, подр…сли, зар…сли. — Ребята скажите, от чего зависит чередование гласных в этих корнях? От конечной гласной корня (лаг/лож, рос/раст, ращ, касс-кос.) VI. Рефлексия. — А теперь предлагаю составить кластер классификации чередований. Каждая команда может выбрать один вид чередования и изобразить правило в виде схемы. Защита кластера. Наше следствие закончено, и мы, вероятно, сможем помочь жителям г. Орфографики — Корням. Подведем итоги. Все выводы позже приложим к делу. Расследование мы провели и попутно выполнили наши задачи. Пора проверить все, что знаем. На столе у вас лежат тесты из 4-х заданий. Вам нужно в каждом тесте выбрать 1 ряд слов. 1. В каком ряду во всех словах пропущена буква а? 1) ур..вновешенный, з..рница, сл..гаемое, р..сточек; 2) р..внина, заг..реть, возг..рание, р..стительность; 3) м..кать хлеб, предл..гать, к..сательная, з..гар; * 4) з..ря, накл..ненный, нар..стить, прик..сновение. 2. В каком ряду во всех словах пропущена буква о ? 1) заг..релый, подг..реть, пог..релец, выг..рание;* 2) предл..жение, сл..гаемое, изл..жение, подр..стает; 3) з..рница, оз..рение, з..рька, оз..ренный; 4) тв..рить, р..стение, сотв..ривший, притв..рить. 3. В каком ряду во всех словах пропущена буква и ? 1) уб..рать, нат..рание, бл..стящий, расст..лить; 2) заб…рёт, зап…реть , прид..раться, выб..рать; 3) расст..лать, прот…реть, соб..раться, уд..ру; 4) зам..рание, оп..раться, прот..рать, бл..стать.* 4. В каком ряду во всех словах пропущена буква е ? 1) раст..реть, расст..лавший, бл..стящий, прот..рать; 2) соб..ру, прид..русь, зам..реть, зап..реть;* 3) отп..рать, нат..рание, бл..стательный, разж..гать; 4) подст..лить, зап..реться, неразб..риха, зам..рание. – Какая же команда у нас сегодня самая сообразительная? Подсчитайте общее количество фишек на столах. — А кто в команде больше всех приложил усилий к расследованию? Кто самое ‘сильное звено’? IV этап. Подведение итогов урока 1. ?: Как вы думаете, добились ли мы на сегодняшнем уроке поставленной цели? Свой ответ аргументируйте. 2. Заполните карточку эмоционального состояния. Карточка эмоционального состояния Ф.И. ___________________________________класс __________ дата ______________ (можно не указывать) Заполните карточку значками
На уроке мне было интересно Я чувствовал (а) себя комфортно Я чувствовал (а) свою значимость на уроке Я был(а) успешен (успешн -А сейчас попробуйте определить, насколько хорошо усвоено вами новое знание. У нас в гостях 3 человечка: Какого из них вы выберете для себя сегодня на уроке? Покажите мимикой лица и движением рук. Дети пантомимой выбирают человечка.