Среда
17.04.2024
01:35
Категории раздела
Разработки учителей [173]
Сочинения учеников [7]
Вход на сайт

Поиск
Наш опрос
Какому источнику информации Вы доверяете?
Всего ответов: 435
Закладки
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Сайт учителей русского языка и литературы Казахстана
    Главная » Статьи » Русский язык в школе » Разработки учителей

    разработка урока русского языка "Деепричастный оборот", 7 класс
    Автор учитель русского языка и литературы КГУ «СОШ №36» Умырзакова Рауза Джамелевна.
    Тема "Деепричастный оборот" Класс: 7.

    Цели:

    Образовательные:

    Ознакомление учащихся с понятием «деепричастный оборот»

    отрабатывать умение находить и выделять деепричастный оборот; предупреждать ошибки в употреблении деепричастного оборота;

    учиться использовать деепричастные обороты в речи.

    Воспитательные:

    воспитывать любовь к слову, к родной природе.

    Развивающие:

    развивать творческие способности учащихся.

    УМО: Таблица, карточки, презентация

    Ход урока

    Доброе утро, друзья! За окном мороз и солнце, день чудесный. Наш сегодняшний урок посвящён самому удивительному, самому прекрасному времени года – зиме. А тема нашего урока «Деепричастный оборот»

    Эпиграф

    Под голубыми небесами
    Великолепными коврами,
    Блестя на солнце, снег лежит… Пушкин А.С.

    I. Повторение

    Что такое деепричастие?

    Какие признаки имеет деепричастие?

    Какую синтаксическую роль в предложении выполняет деепричастие?

    Как образуются деепричастия несовершенного и совершенного вида?

    Вывод: деепричастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом. Деепричастия помогают дорисовать основное действие, наполняют речь динамикой, действием.

    II. Проверка домашнего задания.

    Орфографический диктант

    (Не)прекращающийся снегопад, звук (не)услышан, (не)чувствуя усталости, (не)отчаиваешься, (не)возвращаясь назад, (не)подошедший вовремя, (не)хоженая тропинка, (не)увидишь издали, (не)пуганые птицы, сильно (не)доумевая.

    III Объяснение нового материала.

    VI Работа с учебником.

    Что называется деепричастным оборотом?
    – Какими членами предложения является деепричастие и деепричастный оборот?
    – Как выделяется деепричастие и деепричастный оборот на письме?

    Вывод

    Выборочный диктант (письменно).

    Запишите строки замечательных поэтов о зиме, комментируя, обращая внимание на место деепричастного оборота в предложении и делая вывод о знаках препинания.

    И ночь тянулась без конца…
    Порой, дремотой обвевая,
    Шумела тише вьюга злая,
    Шуршала снегом у крыльца.

    (Бунин И.)

    2) Буря мглою небо кроет,
    Вихри снежные крутя.
    То как зверь она завоет,
    То заплачет как дитя.
    (А.С. Пушкин)

    3) Свежий воздух собой заполняя,
    Стены, крыши домов заметая,
    В зимнем танце снежинки кружат.

    (Фет А.)

    4) Тихо падают снежинки,
    землю серебря.

    (И. Суриков)

    IV. Работа для класса.

    – Сделайте вывод о роли деепричастных оборотов в речи.

    (Деепричастия украшают глагол, дополняя его другими действиями. Я люблю деепричастия за то, что с деепричастием изящна наша речь, благодаря ему, становится более гибкой, способной передать любые оттенки действия.)

    Конструирование предложений с деепричастным оборотом.

    Замените глаголы деепричастием. Запишите сразу в изменённом виде, расставляя знаки препинания.

    Луна всплывает и серебрит лёд на речке.
    Луна, всплывая, серебрит лёд на речке.

    Небо покрывается тучами и приобретает грозный вид.
    Небо покрывается тучами, приобретая грозный вид.

    Радость от общения с природой нарастает и переполняет всё существо.
    Радость от общения с природой нарастает, переполняя всё существо.

    2) Перфоконтроль 8 мин.

    Укажите в таблице номера предложений, в которых встретились деепричастный и причастный обороты.

    Ветер прошёлся вдоль берега, обломав сухие ветви.

    Солнце, послав на землю последний луч, зарылось в седую мглу.

    Природа, затаившая дыхание, замерла.

    Снежный ковёр, изменяя обычный наряд леса, опушил ель.

    Видны лишь верхушки ёлочек, сиротливо растущих у опушки.

    Взметая вихри, с шумом взлетают из-под ног птицы.

    Ночь, приближающаяся неумолимо, погружает всё в темноту.

    Завораживает вид молодых берёз, розовеющих в лучах красного зимнего солнца.

    Замерев, ты услышишь разные звуки.

    Удивительное чувство испытывает каждый человек, находящийся в зимнем лесу.
    Ответы: I - 2, 4; II - 1 ,3; III - 1, 4; IV - 3, 4.

    9) Творческая работа. Сочинение-миниатюра "Зимний лес".

    - Вернемся к эпиграфу сегодняшнего урока. Читается эпиграф. - Найдите в стихотворении деепричастный оборот. (Дети называют).

    Зиму любят все: и взрослые, и дети. Ее воспевают художники в своих картинах, о ней сочиняют песни и слагают стихи. А все это потому, что природа зимой особенная, она какая-то торжественная, величавая, сияющая чистотой и свежестью; воздух морозный, деревья в инее и снегу. Посмотрите, пожалуйста, на картины о зиме, и вы убедитесь, что зима - это очень красивое время года. На мой взгляд, сегодняшнему состоянию природы вторит картина Кустодиева "Зима". (Слайд 25) Опишите картину, используя деепричастные обороты:

    Искрясь на солнце, оторвавшись от ветки, наклоняясь над рекой, задремав на холоде, прижавшись друг к другу, золотясь на солнце, кое-где еще зеленея, нависая над землей, навевая грустные мысли.

    III. Рефлексия и подведение итогов урока:

    Что нового мы узнали сегодня на уроке?

    Какие задания вызвали наибольший интерес или затруднения?

    Что особенно понравилось?

    Домашняя работа.

    Разноуровневое задание на дом:

    1 уровень. Составьте текст из 12-15 предложений (используя деепричастные обороты) о ближайшем будущем родного города Семея

    2 уровень. Обозначить графически все деепричастные обороты, указав определяемые слова и деепричастия.

    3 уровень. Сделать синтаксический разбор предложения с деепричастным оборотом.
    Категория: Разработки учителей | Добавил: multik (09.02.2014) | Автор: Умырзакова Рауза Джамелевна E
    Просмотров: 2631 | Комментарии: 2 | Теги: русский язык 7 класс | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 2
    2 cotik  
    0
    Очень интересный урок! Учитель умело использует методику критического мышления. Дети сами ищут ответы на поставленный вопрос, и такие знания будут более прочными, нежели учитель бы просто объяснил. Спасибо!

    1 Окся  
    0
    Тема не из легких. Самое главное - доступно донести ученикам эти знания. Мне кажется, этот урок не прошел даром и дети получили достаточный багаж знаний.

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]