Четверг
02.05.2024
00:54
Категории раздела
Разработки учителей [173]
Сочинения учеников [7]
Вход на сайт

Поиск
Наш опрос
Какому источнику информации Вы доверяете?
Всего ответов: 435
Закладки
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Сайт учителей русского языка и литературы Казахстана
    Главная » Статьи » Русский язык в школе » Разработки учителей

    РАЗВИТИЕ РЕЧИ. СТИЛИ РЕЧИ
    КГУ «СШ имени Н.Островского»
    с. Бородулиха
    Каербекова Шолпан Кенжибековна
    учитель русского языка и литературы

    Тема: РАЗВИТИЕ РЕЧИ. СТИЛИ РЕЧИ
    Цели: систематизировать изученный материал о стилях речи; научить девятиклассников различать разные стили речи, определять их жанры, функционально-смысловой тип, характерный для стиля речи, создавать собственное высказывание, учитывая ситуацию общения, упражнять учащихся использовать характерные для каждого стиля речи изобразительно-выразительные средства языка.
    Ход урока
    I. Организационный момент.
    II. Слово учителя.
    – Что такое стилистика? Это особый раздел науки – лингвистики, которая изучает стили и стилистические ресурсы.
    – Что такое стили? Это разновидности языка, обусловленные различиями в сферах общения и основными функциями языка.
    – Какие же существуют сферы общения, или речевые ситуации?
    1. Бытовая сфера.
    2. Научная сфера.
    3. Правовая сфера.
    4. Сфера политики.
    5. Сфера искусства.
    – Каковы функции языка?
    1. Общение.
    2. Сообщение.
    3. Воздействие.
    Разновидности стилей, выделяемые в зависимости от речевых ситуаций и функций языка:
    1. Разговорный стиль используется в бытовой сфере и выполняет функцию общения, реже – сообщения.
    2. Научный стиль – сфера науки, функция сообщения.
    3. Официально-деловой стиль – сфера права, функция сообщения.
    4. Публицистический стиль – сфера политики, искусства, функции сообщения и воздействия.
    5. Художественный стиль – сфера искусства, функция эмоционального воздействия.
    III. Работа в группах.
    Задание. Определить стиль речи, охарактеризовать языковые средства, назвать сферу употребления, функции.
    1-я группа. «За месяц до отъезда из Москвы у нас не стало денег – это папа готовился к рыбной ловле… И вот началась ловля. Уселся отец на берегу, разложил все свое хозяйство, опустил садок в воду, закинул удочки – нет рыбы». (А. Яшин.)
    2-я группа. «Наиболее важными хозяйственно-биологическими признаками сортов являются: стойкость к условиям произрастания (к климату, почве, вредителям и болезням), долговечность, транспортабельность и длительность хранения». (Г. Фетисов.)
    3-я группа. Штормовое предупреждение. К берегам Скандинавии движется циклон. Уровень воды в Неве поднялся на 162 см. Всем организациям, расположенным в затопляемой зоне, принять необходимые меры при возможном затоплении. (Росгидрометцентр.)
    4-я группа. «Сегодня не надо гадать, «чей стон раздается над великою русской рекой». То стонет сама Волга, изрытая вдоль и поперек, больная с рассольной водой, перетянутая плотинами гидростанций, распухшая от водохранилищ с убывающим год от года знаменитым рыбным богатством. Глядя на Волгу, особенно хорошо понимаешь цену нашей цивилизации – тех благ, которыми человека заманили, как неразумное дитя, заменили ему радость бытия радостью эгоистических побед и достижений. Кажется, побеждено все, что можно было, даже душа, даже будущее; все больше горечь, как пепел из заводских труб, гнетет нам сердце…» (В. Распутин.)
    5-я группа. «Вдруг в стоячем воздухе что-то прорвалось, сильно рванул ветер и с шумом, со свистом закружился по степи. Тотчас же трава и прошлогодний бурьян подняли ропот, и на дороге спиралью закружилась пыль, побежала по степи и, увлекая за собой солому, стрекоз и перья, черным вертящимся столбом поднялась к небу и затуманила солнце». (А. Чехов.)
    IV. Самостоятельная работа с теоретическим материалом.
    Задание. Составить простой план § 3.
    Категория: Разработки учителей | Добавил: гульнараж (24.10.2014) | Автор: Шолпан E
    Просмотров: 685 | Рейтинг: 1.0/1
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]