Русский язык 6 класс Имя числительное. Морфологический разбор.
Урок русского языка в 6 классе. Тема: Имя числительное в словосочетании и предложении. Морфологический разбор имени числительного. Общая цель: Учащиеся умеют находить имена числительные в словосочетаниях и предложениях, выполнять морфологический разбор; умеют работать в группах, анализировать, делать выводы, отстаивать свои идеи. Задачи: – обобщение и систематизация знаний учащихся об имени числительном; – развитие логического мышления; творческих способностей детей; навыков работы в группах; –воспитание культуры речи, бережного отношения к природе. Тип урока: урок обобщения и систематизации Метод: частично-поисковый. Оборудование: мультимедийный проектор, таблица «Морфологический разбор имени числительного», лист самооценки «Светофор».
Ход урока I. Организационный момент. II. Актуализация знаний.
1. Мыслительная задача - «Лингвистические пропорции».( в слайдах) Существительное = Числительное Предмет пятьдесят, число, книга
2.Запись на доске: В каждой 2(второй) книге отсутствовал 5 (пятый) лист. 12 (двенадцати) ученикам раздали по 3 (три) книги. Детям необходимо восстановить этот лист аналогично листу 7(семь) из 3(третьей) книги. Учитель: Прочитайте данную запись. Сформулируйте задание, учитывая специфику записи и изучаемую за последние несколько уроков тему. Учащиеся восстанавливают запись в правильном порядке. 2. Формулирование учащимися темы и цели урока. Учитель. - Как называется слова, записанные цифрами? (Имена числительные) - На какие признаки числительных вы опирались? (Мы опирались на морфологические и синтаксические признаки) - Вспомните, при какой работе полностью воспроизводятся морфологические и частично синтаксические признаки любой части речи. ( Морфологические и синтаксические признаки воспроизводятся при морфологическом разборе какой-либо части речи.) Значит тема урока: Морфологический разбор имени числительного. (Запись в тетрадях даты и темы урока) II.Новая тема. 1) Работа в группах. (Деление на группы по интересам) «Письмо по кругу». Каждый в течение 2-3 минут записывает по 2 предложения по теме, затем внутри команды меняются листами, дополняя записи. В конце один ученик от группы зачитывает записи. Выявляется группа, которая наиболее полно преподнесла тему. 1,3 группы-«Имя числительное. Количественные числительные». 2,4 группа-«Имя числительное. Порядковые числительные». 2) Знакомство с порядком морфологического разбора имён числительных. (Приложение №1) III. Физминутка (слайд) Веселые цифры (Прочитать вслух, сопровождая движениями рук, головы. Одинаковые цифры- повторяющиеся движения под веселую музыку.) 2 15 42 42 15 37 08 5 20 20 20! 7 14 105 2 00 13 37 08 5 20 20 20! IV. 1.Работа с пословицами: 1) Объяснение значения. 2) Выполнение теста. (в слайдах) 1.Семь раз отмерь- один раз отрежь. 2.Первый блин комом. 3.Весна да осень- на дню погод восемь. 4.Семеро одного не ждут. 1.Определить разряды по значению подчеркнутых числительных в пословице№1 А. оба количественные В. оба порядковые С. 1 количественное, 1 порядковое. 2.Определи синтаксическую роль числительного в пословице №2 А. дополнение В. определение С. обстоятельство. 3.В пословице №3 числительное по структуре: А. простое В. составное С. сложное. 4.В пословице №4 определи разряд количественного числительного. А.целое В.дробное С.собирательное 2.Выполнение морфологического разбора числительных из данных пословиц.
I. Первый-числит. Блин (какой?)-первый. II.Н.ф.- первый. А) Постоянные признаки: простое, порядковое; Б) Непостоянные признаки: в И.п., ед. числа, муж. рода. III. Блин (какой?) первый. Выполняет роль определения.
I.Семеро- числит. (Сколько?) семеро II.Н. ф. – семеро. А) Постоянные признаки: простое; собирательное. Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме именительного падежа. III.Семеро выполняет роль подлежащего.
3.Выполнение морфологического разбора числительных (по усмотрению учителя) из упражнения №468 текст «Казахстан. Охрана природы». (1 абзац-выписать словосочетания с числительными.) V.Домашнее задание. (на выбор) • 1 уровень –№468- 2-3 абзацы, морф. разбор числительных • 2 уровень –№469 Ответить на вопросы об экологических проблемах края. • 3 уровень- №.470 Творческая работа. VI. Итоги урока. Рефлексия. Самооценивание «Светофор» (Учащиеся выбирают стикеры разного цвета: Красный- ничего не понял Желтый- на 50% Зеленый –все понял.)
Приложение №1 Порядок морфологического разбора имени числительного I. Часть речи. Общее значение. II. Начальная форма – именительный падеж (для количественных числительных), либо именительный падеж, мужской род, единственное число (для порядковых числительных). Морфологические признаки: А) Постоянные: Простое, составное или сложное. Количественное (целое, собирательное или дробное), порядковое. Б) Непостоянные: Падеж. Число (если есть). Род (если есть). III. Синтаксическая роль.