Среда
24.04.2024
23:17
Категории раздела
Разработки учителей [173]
Сочинения учеников [7]
Вход на сайт

Поиск
Наш опрос
Какому источнику информации Вы доверяете?
Всего ответов: 435
Закладки
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Сайт учителей русского языка и литературы Казахстана
    Главная » Статьи » Русский язык в школе » Разработки учителей

    Степени сравнения имен прилагательных
    Урок русского языка в 6 классе.
    Тема урока: Формы сравнения имён прилагательных.
    Тип урока: изучение нового материала.
    Цель урока: дать понятие о формах сравнения имён прилагательных.
    Задачи урока:
    формировать умение образовывать формы сравнения прилагательных, различать их в контексте; расширять словарный запас школьников;
    развивать мышление, орфографическую зоркость, речь обучающихся;
    воспитывать бережное отношение к слову, интерес к изучению русского языка.
    Оборудование: учебник русского языка для 6 класса, наглядность, рабочий лист с заданиями.
    Ход урока.
    1. Орг. момент. «Зарядка для ума»
    Три пути у человека, чтобы поступить разумно: первый, самый благородный,- размышление; второй, самый легкий,- подражание; третий, самый горький,- опыт… ( Конфуций)
    -Какой путь выбираете вы?
    2. Проверка домашнего задания. «Крестики-нолики»
    • Ученики работают с картой готовых утверждений:
    1. Обозначает признак предмета
    2. Изменяется по числам и падежам.
    3. В предложении имя прилагательное чаще всего бывает обстоятельством

    4. Имя прилагательное связано в роде, числе и падеже с именем существительным.
    5. Прилагательные обозначают такой признак предмета, который может быть выражен в большей или меньшей степени.
    6. Имя прилагательное изменяется по родам.
    7. В предложении имя прилагательное чаще всего бывает определением, в краткой форме – сказуемым.
    8. Имена прилагательные во множественном числе изменяются по родам.
    9. Все прилагательные имеют краткую форму
    10. Прилагательные имеют две степени сравнения.
    1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
    Х Х О Х Х Х Х О О Х

    • Распределить данные словосочетания по разрядам. Объясните свой выбор. Вставить пропущенные окончания, объяснить выбор.
    Бел.. блузка, коровь.. молока, фарфоров.. посуду, соломенн.. крышей , воробьин.. писк, широк.. простора, лис.. хвост, декабрьск.. метель, о великолепн.. зрелище, вчерашн.. газета.
    Вывод : На какие разряды делятся имена прилагательные? Как согласуются прилагательные с существительными? Как определить написание окончаний имен прилагательных?

    3.Введение в тему.
    На доске предложения.
    Перед нами открылся красивый пейзаж.
    Этот пейзаж был красИвее предыдущего.
    Перед нами открылся красИвейший пейзаж.
    - Какое прилагательное показывает, что признак предмета проявляется в большей степени? (красИвее)
    - Какое прилагательное показывает, что признак предмета превосходит остальные признаки предмета? ( красивейший)
    - Как назовём форму, где признаки сравниваются? (Сравнительная)
    - Как назовем вторую степень, если известно, что она превосходит всех? (Превосходная)
    Вывод: Качественные имена прилагательные имеют две формы сравнения: сравнительную и превосходную.
    Сценка.
    - Послушайте, стихотворение «Два приятеля».
    Вывод: Все ли имена прилагательные могут образовывать степени сравнения?
    - Как же образуются эти две формы?
    Изучение нового материала. Немая таблица. Схема на доске.
    Формы сравнения
    Сравнительная Превосходная
    Простая Составная Простая Составная
    -ее(-ей), -ше, -е Более, менее -ейш(-айш) Самый, наиболее, наименее
    Красивее
    Добрей
    Моложе
    Старше Более красивый
    Менее привлекательный Добрейший
    Величайший
    Самый добрый
    Наиболее удобный
    - Сделайте вывод о том, какими членами предложения являются прилагательные в сравнительной и превосходной форме на примере предложений данных выше.
    Вывод: Прилагательные в сравнительной форме являются сказуемыми, а в превосходной форме – определениями.

    4. Первичное закрепление.
    Упражнение 648, страница 196. В гостях у пословиц. Образовать от имен прилагательных, данных в скобках, сравнительную степень. Указать синтаксическую роль в предложении.
    Дороже, больше, хуже, вкусней, лучше, мудренее.
    Вывод: В русском языке имеются имена прилагательные, которые в сравнительной степени меняют свой звуковой состав. (Опора)

    Физминутка. Закрыли глаза, представили, что вы в зимнем лесу любуетесь красотой окружающего пейзажа. Какие прилагательные вы услышали, в какой степени они употреблены?
    Чистейшего снега, И, пухом легчайшим
    Белейшего снега На солнце блистая,
    Зима отряхнула Пустила гулять
    На рощу с разбега. По лесам горностая.

    5. Прочитайте прилагательные и формы их превосходной степени. Правильно ли образована простая превосходная форма прилагательных? Запишите правильно, образовав ещё и сложную превосходную форму.
    Строгий – строгайший
    добрый – добрейший
    тихий – тишайший
    храбрый – храбрейший
    глубокий – глубокайший
    богатый – богачейший
    скучный – скучнейший
    редкий - редкейший
    верблюжий- верблюжайший

    Избегайте речевых ошибок.
    - Произносите правильно: «красИвее»
    - Правильно образуйте составные формы степеней сравнения: более умный, самый умный
    - Нельзя два раза употреблять -ее
    (более умнее)
    - Самый не сочетается с суффиксами -айш, -ейш
    (самый умнейший)

    6. Самостоятельная работа. «Шифровка»
    Определить степень сравнения имен прилагательных. Данные указать в таблице.
    1 Величайший поэт,2 лучшие картины,3 худший день,4 тверже камня,5 глубочайшего смысла,6 нижайший поклон, 7 нежнее цветка, 8 кратчайший путь, 9 самая высокая,10 тишайший голос,11 легче всего,12 более легкое упражнение,13 чернее тучи, 14 ярче солнца, 15 мельчайшая река, 16 строжайший наставник, 17 интереснее фильма, 18 длиннее всех,19 смелее неприятеля,20 самый красивый.
    Проверка.
    1 П 2С
    3 С 4С 5П
    6П 7С 8П 9П 10П
    11П 12С
    13С 14С
    15П
    16П 17С
    18С 19С 20П

    Вывод: Образование степени сравнения имен прилагательных
    Итог урока.
    Что нового узнали на уроке?
    Чему научились на уроке?
    • Как вы думаете. Можно ли встретить в нашей жизни употребление данных форм сравнения имен прилагательных.
    Примеры.
    Название кинофильмов:
    «Самая обаятельная и привлекательная», «Хатико: Самый верный друг»;
    песни:
    Прекрасное далеко, Лучший день;
    Реклама:
    Жить-хорошо. А хорошо жить- еще лучше.
    Наши телевизоры не хуже импортных.
    Наше турагенство отправляет людей в жаркие и холодные страны. Мы самая старая фирма города. Наши гиды сопровождают вас и не дадут вас в обиду. Ни один наш клиент не заразился холерой, малярией, брюшным тифом. Ни одного не съел крокодил, ни один не достался пираньям, не упал с высоты, не потерялся в джунглях, не был убит, не разбился в скалах, не был съеден людоедами. Мы лучшие!

    Сразу предложите потенциальному клиенту наилучшее решение вопроса. Желательно сделать это в краткой, убедительной форме, чтобы человек почувствовал, как легко будет избавиться от проблемы.

    Оценки.
    6. Домашнее задание. Третий путь, самый горький,- опыт.
    Для слабых учащихся стр. 198, правило. Упр. 655.
    Для сильных уч-ся: написать небольшой текст о зиме, используя прилагательные в сравнительной и превосходной форме.

    7. Рефлексия.
    • Поделитесь своим мнением об уроке , используя степени сравнения имен прилагательных.
    • Кто хочет кого-нибудь похвалить?

    Игра «Хвастунишка», которая поможет проверить, умеете ли вы образовывать формы степеней сравнения. Например: я высокая – а я выше – а я самый высокий. Старайтесь использовать разные формы степеней сравнения. (Учитель называет положительную степень прилагательного, учащиеся – другие формы.)

    Я счастливая (ый)
    Я умная
    Я красивая
    Я спокойная
    Я нежная
    Я добрая
    Я веселая
    Категория: Разработки учителей | Добавил: Лен (12.03.2014) | Автор: Панова Елена Викторовна E
    Просмотров: 2724 | Комментарии: 1 | Теги: конспект крока по word | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 1
    1 Valenta  
    0
    Очень интересный урок, много познавательных моментов, взяла себе на вооружение, спасибо за Вашу работу. Мне очень понравилось.

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]