Вторник
09.03.2021
08:49
Категории раздела
Разработки учителей [173]
Сочинения учеников [7]
Вход на сайт

Поиск
Наш опрос
Какому источнику информации Вы доверяете?
Всего ответов: 419
Закладки
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Сайт учителей русского языка и литературы Казахстана
    Главная » Статьи » Русский язык в школе » Разработки учителей

    Тема урока :Фразеологический словарь русского языка
    7 класс
    Тема урока :Фразеологический словарь русского языка
    Цель урока:
    1. Обучающая: познакомить учащихся с синонимией фразеологизмов, с особенностями употребления фразеологизмов в речи;
    2. Развивающая: пополнить фразеологический словарь учащихся; развивать умения и навыки использования фразеологизмов в речи.
    3. Воспитывающая: постижение национальной культуры с помощью фразеологизмов
    Задачи урока:
    1. Закрепить понятие “фразеологизм”, определить историю возникновения устойчивых сочетаний, источники фразеологизмов.
    2. Развивать мыслительную деятельность учащихся, их творческие способности.
    Ход урока
    I. Оргмомент.
    II. Объявление цели и темы урока.
    На прошлом уроке мы с вами познакомились с фразеологизмами, их строением.
    Сегодня мы продолжим открывать для себя удивительный и занимательный мир фразеологизмов.
    Запишите в тетрадях тему урока. Слайд №1.
    III. Повторение изученного.
    1. Беседа с классом.
    1-й вопрос: что вы уже знаете о фразеологии?
    Фразеология – это наука, которая изучает фразеологизмы.
    2-й вопрос: что же такое фразеологизмы?
    Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов. Например: сбиться с ног, скрипя сердце, обвестивокруг пальца.
    3-й вопрос: каким членом предложения является фразеологизм?
    - Посмотрим подсказку на слайде. Слайд №2.
    Учитель:
    - Вы справились с заданием. Теперь мы можем продолжить изучение этого занимательного раздела языкознания - Фразеология и нас приветствует очень добрый фразеологизм. Какой!?Добро пожаловать!
    Появляется надпись “Добро пожаловать!” Слайд №3
    IV. Объяснение нового материала
    1. Страницы истории
    Учитель:
    - Одним из лучших украшений речи являются особые обороты, устойчивые выражения, которые называются фразеологизмами.
    Ещё великий М. В. Ломоносов называл устойчивые сочетания “фразесами”,
    “российскими пословиями”, предлагая включить их в словарь. Учёные поняли, что фразеологизмы создают как бы особый ярус в языке. Родился новый раздел о языке – фразеология. Фразеологизмы по-своему отражают жизнь нашего народа с очень далёких времён, в них выражен дух народа, его история, обычаи. Слайд №4
    2. Устное наблюдение
    Учитель:
    Иногда, ребята, вам непонятны выражения взрослых. Потому что вы не знаете, как рождаются фразеологизмы. Вот послушайте мой рассказ.
    Живут-поживают слова-детали, ими пользуются по отдельности, или в виде временных сочетаний, но в какой-то момент, когда возникает в этом необходимость, слова сливаются в неделимые сочетания - фразеологизмы. Существуют, например, слова вода, на, сливаются и фразеологизм“водой не разольёшь”. Так из слов, точнее из сочетаний, рождается большинство фразеологизмов. Во фразеологизмах слова теряют прежние значения
    3. Отработка навыка: исследовательская работа учащихся.
    Учитель:
    - “Неспроста и неспуста слово молвится и до веку не сломится” - говорят в народе. И действительно, каждое выражение, ставши крылатой фразой, имеет своё основание, часто – в глубокой древности. Знание происхождения таких выражений открывает нам глаза на многие интересные факты из истории нашего народа.
    - Ребята, вам хочется узнать, откуда фразеологизмы входят в нашу речь? Почему мы говорим “рог изобилия”, “бить баклуши”, “крокодиловы слёзы”? Давайте послушаем сообщения ребят.
    Ученики к уроку должны подготовить сообщения о происхождении фразеологических оборотов, используя разные словари и пособия.
    Рог изобилия. Древнегреческий миф повествует о том, что жестокий бог Крон не желал иметь детей, так как боялся, что они отнимут у него власть. Поэтому жена его родила Зевса тайком, поручив нимфам ухаживать за ним. Зевс был вскормлён молоком божественной козы Амалфеи. Однажды она, зацепившись за дерево, отломила себе рог. Нимфа наполнила его плодами и подарила его Зевсу. Тот подарил его воспитавшим его нимфам, пообещав, что из него будет появляться всё то, чего они бы ни пожелали. Так выражение стало символом неисчерпаемого богатства, достатка.
    Бить баклуши. Что такое баклуши? оказывается, первоначально это словосочетание значило: раскалывать осиновый чурбан на чурки (баклуши) для изготовления из них ложек, поварёшек и других мелких изделий. Дело это было простое, не требующее больших усилий и умений, поэтому выражение “бить баклуши” превратилось во фразеологизм.
    Крокодиловы слёзы. Этот фразеологизм означает притворную, лицемерную жалость, неискреннее сожаление. Выражение произошло от широко распространившегося в старину поверья, что крокодил якобы плачет, съедая свою жертву.
    4. Отработка навыка: работа учащихся с фразеологическим словарем.
    - О значении и истории возникновения фразеологизмов мы можем узнать в толковых словарях. Существуют словари фразеологизмов. Например, Фразеологический словарь русского языка под ред. А.И. Молоткова. Из такого словаря можно узнать об истории происхождения фразеологизмов, давайте поработаем с ним. Найдите в словаре о происхождении фразеологизмов:
    Казанская сирота. После завоевания Иваном Грозным Казани татарские мурзы (князья), пользуясь незлопамятностью русских, прикидывались бедными и назойливо выпрашивали награды. С той поры того, кто прибедняется, чтобы разжалобить кого-либо и получить себе выгоду, народ насмешливо называет казанской сиротой.
    Канитель тянуть. В старину медные, золотые и серебряные нити для церковных риз, офицерских эполет и для вышивки по бархату изготовляли вручную, кустарным способом: раскаляли металл и осторожно вытягивали клещами тонкую проволоку, которая называлась канитель. Делалось это очень долго, поэтому стали говорить: канитель тянуть, т.е. медлить, мешкать. Отсюда и слово проволочка – одного корня с проволокой, которую приходилось очень долго волочить, тянуть.
    Заварить кашу. В наши дни каша – только вид пищи, а раньше это слово имело ещё один смысл: свадебный пир, свадьба. О том, какое значение придавалось каше, можно судить по свадьбе Дмитрия Донского. Приятно было устраивать кашу у отца невесты. Но Дмитрий Донской считал ниже своего достоинства ехать к нижегородскому князю Дмитрию Константиновичу, а последний отказался ехать в Москву, к молодому Дмитрию, которому в то время было 16 лет. Поэтому кашу устроили между двумя городами в Коломне.От этих хлопотливых “каш”, в которое втягивался весь город, и родилось выражение заварить кашу.
    На воре шапка горит. Происходит это выражение от старинного анекдота. Искали однажды вора, не смогли найти и обратились к мудрецу. Тот повёл потерпевших на базар, где обычно все собирались, и вдруг крикнул в толпу: “на воре шапка горит!” Один человек невольно схватился за голову. Он то и оказался вором. С тех пор так и говорят о человеке, который невольно выдаёт себя нечаянным словом или поступком.
    5. Наблюдение по картинкам.
    - На картинках художник изобразил фразеологизмы, давайте попробуем определить их значение и запишем их в тетрадь. Слайд №5,6
    Денег куры не клюют - в достаточном количестве.
    Жить припеваючи – хорошо.
    Глаза разбегаются - нельзя сосредоточиться от разнообразия впечатлений.
    Клевать носом – дремать.
    Без сучка без задоринки - добросовестно, четко, аккуратно.
    Влюбиться по уши - очень, сильно.
    Ехать зайцем - без билета, без оплаты.
    Браться за ум - становиться рассудительнее, благоразумнее.
    6. Дополнительная информация.
    - А как появились фразеологизмы остаться с носом и зарубить на носу?
    Учитель:
    - Оказывается, они не только различного происхождения, но и не имеют никакого отношения к слову нос как к обозначению части лица. По древнему обычаю жених приносил родителям невесты подарок, выкуп. Если жениху отказывали, он оставался с носом. Позже это слово было связано со словом нос в современном понимании и появились выражения:
    показать нос
    натянуть нос
    водить за нос (вводить в заблуждение, дурачить)
    Иного происхождения фразеологизм зарубить на носу (хорошо запомнить). Носом в старину называли памятную дощечку, бирку, которую носили с собой ( тем самым нос – от глагола носить) неграмотные люди, делая на ней различные заметки, зарубки.
    7. Отработка навык: творческий поиск.
    - Ребята, попробуйте записать как можно больше устойчивых сочетаний со словами:
    голова, нос, язык
    - Запишем примеры в тетрадь Слайд №7
    V. Закрепление
    1. Работа по рисункам
    - Назовите фразеологизмы, которые изображены на рисунках Слайд № 8, 9
    - Объясните, когда эти фразеологизмы употребляются в речи.
    (Ребята знакомятся с шуточными рисунками и разгадывают, какие же фразеологизмы нарисованы на них, объясняют их употребление в речи)
    На рисунках фразеологизмы:
    крокодиловы слёзы с
    есть в калошу
    взять быка за рога
    кот наплакал,
    как собаке пятая нога,
    спустя рукава
    как с гуся вода
    черепашьим шагом
    как рыба в воде
    покупать кота в мешке
    медведь на ухо наступил
    как корова языком слизнула
    тянуть кота за хвост.
    - А теперь вспомните несколько постоянных сравнений. Подсказкой вам будут иллюстрации
    Слайд №10
    2. Дидактическая игра
    Отгадать загадки. Слайд №11
    1. Как говорят о человеке, который совершенно лишён музыкального слуха?
    2. Выполняется быстро, ловко, хорошо.
    3. Так говорят о человеке, который легко меняет свои решения, намерения
    4. Очень темно, совершенно ничего не видно.
    5. Оказаться в неловком, глупом положении.
    6. Молчать, не говорить лишнего.
    7. Выполнять обещание.
    8. Изобретать то или сообщать о том, что уже давно изобретено или известно.
    9. Как говорят о человеке очень скромном, тихом, кротком.
    10. Его вешают, приходя в уныние.
    11. Не цветы, а вянут.
    Ответы:
    1. Медведь на ухо наступил.
    2. Горит в руках.
    3. Семь пятниц на неделе.
    4. Ни зги не видно.
    5. Сесть в калошу.
    6. Будто муху проглотил.
    7. Дать зарок.
    8. Открывать Америку.
    9. Мухи не обидит.
    10. Вешать нос.
    11. Уши вянут.
    3. Отработка навыка
    - Найдите в тексте фразеологизмы. Объясните, что они обозначают. Слайд №12,13.
    Попались на удочку.
    Пригласил нас как-то сын лесника к себе. За грибами, говорит, сходим, поохотимся, рыбу удить будем. Уху сварим- пальчики оближешь.
    Мы, конечно, обрадовались, уши развесили, слушаем.Мой братишка так голову потерял от счастья. Потом он мне покою не давал: "Пойдем да пойдем! Говорят, он такой мастер рыбу ловить, собакуна этом деле съел". Не знаю, каких собак он ел, а вот мы попались на удочку.
    Договорились прийти в субботу к вечеру. Пять километров одним духом отшагали. А нашего приятеля дома не оказалось.
    "Вот пустомеля, -возмутился дед,- все время кому-нибудь морочит голову.
    У братишки слезы в три ручья. Я, конечно, тоже не в своей тарелке.
    "Ничего, ребятишки,- успокоил нас дед,- со мной пойдете".
    И пошли. И рыбу ловили, и костер развели, и уха была- ни в сказке сказать, ни пером описать.
    - Выписываем в тетрадь фразеологизмы и определяем их значение.
    4. Творческое задание
    -Некоторые ученые к фразеологизмам относят также пословицы и поговорки. (Их называют обычно крылатыми словами и выражениями.) Закончите начатые пословицы:
    Любишь кататься – ... . Тише едешь – ... . Лучше синица в руках, чем ... . Кончил дело – ... . Не спеши языком, ... . На вкус и цвет ... . Готовь сани летом, а ... .
    (люби и саночки возить; дальше будешь; журавль в небе; гуляй смело; торопись делом; товарища нет; телегу зимой.) Слайд №14
    5. Дидактическая игра “Лото”.
    Слайд№15
    В русском языке существуют немало синонимических фразеологизмов, различных по своему звучанию, но близких по значению. Мы поиграем с вами в лото. Для игры приготовлены в 1 ряду фразеологизмы, во 2 ряду – тоже фразеологизмы, но фразеологизмы-синонимы. Ваша задача к данным фразеологизмам подобрать соответствующие фразеологические синонимы.(Учитель произносит фразеологизмы 1 ряда, учащиеся называют синонимичный фразеологизм из 2 ряда).
    Выигрывает тот, кто больше всех назовет синтаксических фразеологизмов и по требованию учителя сумеет объяснить значения некоторых из них. За каждый правильный ответ дается балл.
    1. Без сучка и задоринки. 2. Валится из рук. 3. Важная птица.4.. Души не чаять. 5. Заваривать кашу. 6. Вдоль и поперёк. 7. Бьюсь об заклад. 8. Выйти в свет. 9. Глазом не моргнёт. 10. Лицом к лицу. 11. Считать ворон. 12. Каши просят. 13. Море по колено. 14. Молоко на губах не обсохло. 15. На краю пропасти. 16. Падать духом. 17.. Руки в брюки. 18. Тёртый калач. 19. Хоть лопатой греби. 20. Утереть нос. 21. Терять голову.
    2. Как по маслу. 2. Руки опускаются. 3. Птица высокого полёта. 4. Сходить с ума. 5. Огород городить. 6. Как свои пять пальцев. 7. Держать пари. 8. Увидеть свет. 9. Рука не дрогнет. 10. Сойти со сцены. 11. Глаза в глаза. 12... Сидеть сложа руки. 13. Разевают рот. 14. 19. Трын-трава. 15. Нос не дорос. 16. На краю гибели. 17. Вешать нос. 18. Шалтай-болтай. 19. Непочатый край. 20. Заткнуть за пояс. 21. Сбиваться с толку.
    Подсчитаем заработанные баллы (назовите победителя).
    VI. Выводы
    Слайд №16
    - Давайте вспомним, что мы сегодня нового узнали нового о фразеологизмах?
    - Как фразеологизмы помогают изучать прошлое нашего народа?
    - Чем могут различаться фразеологизмы-синонимы?
    - Что необходимо учитывать при употреблении фразеологизмов в речи?
    - Какова роль фразеологизмов в языке?
    VII. Итоги урока
    - Ребята, мы с вами убедились, что наука Фразеология сказочно богата. В ее кладовых хранятся слова от самых-самых древних до только что родившихся. Там по крупицам собирались фразеологические обороты – мудрость русского народа. А вот послушайте, как об этом же, но только в стихах сказала поэтесса Мария Комисарова:
    Слайд №17
    Народ – властитель тайны слова
    И всех сокровищ языка,
    Им выткана его основа
    Для поколений на века.
    Он создал чудо тени, света,
    И звука взлёт, и слова лад,
    Им жизнь поэзии согрета,
    В нём звёзды вечности горят.
    Народ – певец, ваятель, воин,
    И в безмятежности своей
    Бессмертия он удостоен
    Одной с ним жизнью жить умей.
    Слайд №18
    - Вот и закончился наш урок. Говорят, конец – делу венец. И хочется верить, что все эти задачи и рассказы не только увлекли вас, но и показали, как интересно изучать русский язык, как много в нём тайн, как много неожиданного в каждом слове, если в него пристально вглядеться.
    Наш язык – это великое сокровище народа, созданное на протяжении многих веков его истории. Берегите его, не портите, не искажайте, не засоряйте грубыми словами.
    VIII. Домашнее задание
    Слайд №19
    Задания по группам:
    1 группа готовится к конкурсу “Лучший оформитель книги фразеологизмов".
    2 группа составит сочинение- рассказ, используя фразеологизмы.
    3 группа выписывает значение фразеологизмов:
    Авгиевы конюшни.
    Ахиллесова пята.
    Вавилонское столпотворение.
    Держать в ежовых рукавицах.
    Блудный сын.
    из фразеологического словаря.

    Источник: http://levadiya.ru
    Категория: Разработки учителей | Добавил: Кульжан (16.05.2014) | Автор: Нургалиева Кульзия Жолдасовна E W
    Просмотров: 1814 | Комментарии: 2 | Теги: фразеология, дидактическая игра, крылатые слова | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 2
    0
    2 alef   [Материал]
    Тоже любимая тема. Вот где источник обогащения словарного запаса.Ведь как выражаемся , так и живем. Спасибо, проведена очень большая подготовка

    0
    1 Надежда   [Материал]
    Замечательная разработка! Я люблю работу с фразеологизмами, жаль что в школьной программе мало уделено часов этой теме.А ведь это очень интересная тема.

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]