«Тихая поэзия»(обзор) А.А.Тарковский, Д.С.Самойлов ,Н.М.Рубцов.
Дата: Класс:11 Тема: «Тихая поэзия»(обзор) А.А.Тарковский, Д.С.Самойлов ,Н.М.Рубцов. Цель урока: определить основные темы и мотивы лирики Николая Рубцова, Арсения Тарковского и Давида Самойлова; проследить, как Русь, её природа и история, судьба народа и его нравственные ценности отражены в « тихой поэзии»; отметить, как традиции русской классической поэзии проявились в их стихах; Деятельность учителя Деятельн обучающ Наглядности I. Орг. момент Прослушать песни 1. « Я буду долго гнать велосипед» Рубцов 2. «Было,было и прошло» Тарковский 3. «Ты моей никогда не будешь» Д.Самойлов 4. « В горнице» Рубцов Ученики делятся на группы. (литературоведы) презентация II. Проверка пройденного материала. Показать роль периода «оттепели» в общественной жизни страны и литературы 1)Отыскать связь «тихой» лирики с литературной традицией 2)Определить основные темы, идеи, образы «тихой»поэзии 3)Дать представление о поэтическом мире поэтов этого периода 4)Связь с фольклором Демонстрируют свои знания. III. Актуализация знаний «Колоссальнейшая эпоха!» — так охарактеризовал Андрей Вознесенский 50-60-е годы XX века. Это время отмечено небывалым всплеском поэзии и — главное — интересом к ней массового читателя. Учреждается и начинает свою работу Союз писателей Российской Федерации. Появляются новые журналы, такие, как «Иностранная литература», «Вопросы литературы», «Москва», «Нева» и, конечно, «Юность» — журнал молодых, талантливых авторов. «Достаточно заглянуть в толстые журналы, в альманахи, чтобы увидеть, как ожила наша поэзия... Настало время стихов», — пишет Илья Эренбург в 1956 году. В 1954 году в Москве прошёл первый День русской поэзии. 29 июля 1958 был открыт памятник В. Маяковскому. Площадь Маяковского с тех пор стала излюбленным местом встреч московской интеллигенции. По субботам у памятника поэту встречались молодые литераторы, философы, историки. Встречались и читали стихи. Повзрослело поколение поэтов, повзрослело поколение читателей В середине шестидесятых место «эстрадной» поэзии занимает «тихая лирика», во многом противопоставленная «эстрадной». На смену герою-преобразователю приходит герой-созерцатель, любующийся закатом и восходом, первым снегом и последними жёлтыми листьями; герой, размышляющий о тайнах бытия. Пейзаж в «тихой лирике» всегда созвучен движениям души лирического героя, он дан вне времени. Замечательный русский композитор ХХ века Георгий Васильевич Свиридов (1915—1998), с какой-то трогательной нежностью относившийся и к «святой простоте» зрелого Сергея Есенина, и к Первая группа литературоведов Николай Рубцов, родившийся 3 января 1936 года в городке Емецке Архангельской области, пятый ребёнок в семье, в шесть лет (в 1942 году) потерявший мать, а вслед за этим и отца, погибшего на фронте, отданный в детдом, испытал горечь сиротства и бездомности. Поэт долго не имел постоянной прописки, после детдома замелькали бесконечные общежитские койки — во время работы на Кировском заводе, работы на тральщике на Балтике, учебы в Литературном институте (с 1962 года). Поэт Станислав Куняев вспоминает, как в один из жарких дней 1962 года зашел в редакцию журнала «Знамя» молодой человек с худым лицом, «на котором выделялись большой лоб и глубоко запавшие глаза... Обут он был в дешевые сандалии. С первого взгляда видно было, что жизнь помотала его изрядно и что, конечно же, он держит в руках смятый рулончик стихов. — Здравствуйте! — сказал он со стеснительным достоинством. — Я стихи хочу вам показать. — Давайте ваши стихи!.. Куняев начал читать: Я запомнил, как диво, Тот лесной хуторок, Задремавший счастливо Меж звериных дорог... Словно бы струя свежего воздуха и живой воды ворвалась в душный редакционный кабинет... — Как вас зовут? — Николай Михайлович Рубцов». Поэтический образ Рубцова многозначен. И в этом выражении «с надеждой и свистом» есть и безудержный полет юности, стремительный, порывистый, дерзкий, есть и насмешка над её неопытностью, есть и опасение, что этот резкий свист тоже разрушителен. По Рубцову, есть бури в природе (набег вьюги), есть порывы в человеческой судьбе («мои поезда»), и они зовут из дома в большой мир. Но не дано им, этим стихиям движения, разрушить родной приют, гнездо, спокойную и ничем не отменяемую красоту мерцающих звезд. И может быть, в этом у Рубцова — светлая надежда на гармонию бытия. При жизни Николай Рубцов выпустил всего четыре небольшие книги лирики: «Лирика» (1965), «Звезда полей» (1967), «Душа хранит» (1969) и «Сосен шум» (1970). Анализ стихотворения «Звезда полей» -Художественные приемы использ. ,автором в стихотворении(повторы-горит,горит, Эпитеты- (мгла заледенелая,тревожные жители земли, приветливый луч) Метафоры сон окутал Родину мою) Вторая группа литературоведов Арсений Тарковский Поэзия Творческие дебюты отца и сына Тарковских состоялись в 1962 году. Первая книга стихов отца «Перед снегом» и выход фильма «Иваново детство» сына, получивший в 1963 году премию Венецианского кинофестиваля и принесший автору мировую известность. А потом Арсению Тарковскому пришлось пережить гонения на сына, его отъезд из страны и смерть Андрея в 1986 году на чужбине, во Франции. Замечательный поэт жил в безвестности почти 35 лет. И с годами все более очевидней становилась неразрывность кровного и духовного родства отца и сына. Арсений вспоминал, что был воспитан в преклонении перед законами человечности, уважения к личности и достоинству людей. Самым главным считал добро, идею добра во всех воплощениях. В четверть шума я слышал, вполсвета я видел, но зато не унизил ни близких, ни трав, равнодушием отчей земли не обидел. Арсений Александрович родился 25 июня 1907 года в городе Елизаветграде Херсонской губернии. Отец его, Александр Карлович, в молодости был народовольцем, за что сидел. А позднее отправлен в Сибирь. В ссылке вел подробные записи о жизни в Туруханском крае, о людях, о политике. Вернувшись из ссылки, женился на Марии Дмитриевне Рачковской. В семье было трое детей: дочь Александра Карловича от первого брака (первая жена умерла) и двое сыновей: Валерий и Арсений. Дети, живя в одном доме, переписывались между собой, издавали на даче рукописный журнал. Отец Арсения Александровича знал более 10 языков. Детство у Арсения было безоблачным и счастливым. Никогда я не был Счастливей, чем тогда. В фильме «Зеркало» с особой остротой выразилась тоска героя по детству. Брат Арсения Валерий Александрович (Валя) был убит во время гражданской войны в 1919 году. В 1924 году Арсений закончил Единую трудовую школу-семилетку, и семья переехала в Москву. В 1925 году, сдав экзамены, состоявшие из чтения собственных стихов и разговоров о литературе, он был принят на Литературные курсы при Всероссийском союзе поэтов. Учителем для Арсения стал поэт и переводчик Георгий Шенгели, который не дал молодому поэту умереть с голоду. Шенгели уступил свое место в «Гудке» (газета). Конец 20-х – начало 30-х годов – время становления А. Тарковского как поэта. В начале творчества Тарковский был подвержен влиянию О. Мандельштама, с которым познакомился в конце 20-х годов. Влияние акмеситов сказалось во многих стихах конца 20-х – начала 30-х годов. Все разошлись. На прощанье осталась Оторопь желтой листвы за окном, Вот и осталась мне самая малость Шороха осени в доме моем. И все же Тарковскому удалось стать самостоятельным поэтом. Творческая судьба была тяжелой. Рапповцы обвинили его в «мистицизме», из-за чего он лишился работы на радио. Русская классическая традиция – вот в чем нашел Тарковский основу для поэтического творчества. В 1946 году Тарковский решился, наконец, выпустить свою первую книгу. Ее набрали в типографии, но вышло постановление о журналах «Звезда» и «Ленинград», книга была рассыпана. Удар был сильный, только в 1960 году Тарковский снова решился на издание книги. Сборник стихов «Перед снегом» - неожиданный и драгоценный подарок читателю. Самое поразительное то, что слова, которые мы произносим каждую минуту, делались в стихах неузнаваемыми, облеченными в тайну. Я тот, кто жил во времена мои, Но не был мной. На фронт Тарковский ушел добровольцем в декабре 1941 года. С 1941 по 1943 год был военным корреспондентом фронтовой газеты «Боевая тревога» и участвовал в боевых действиях под Москвой, на Западном, Брянском, Втором Белорусском и Первом Прибалтийском фронтах. Награжден орденами Красной Звезды и Отечественной 1 степени. В декабре 1943 года был тяжело ранен, перенес ампутацию ноги и был демобилизован в 1944 году в звании капитана гвардии. У Тарковского есть жуткие стихи о войне: …снег сошел, и ранняя весна На цыпочки привстала и деревья Окутала своим платком зеленым («Полевой госпиталь») Оживают искалеченные деревья, оживает душа поэта. Тема защиты родины от врагов вечная. Яркий образ ветра – один из любимых в поэзии Тарковского. Восходит к фольклору. Идет жестокая война. Тарковский обращается к «Слову о полку Игореве». В стихотворении «Тебе не наскучило каждому сниться» центральный образ Ярославны. Это монолог воина, погибшего на Каяле. Кукушка Ярославна горюет обо всех. В ее плаче бессмертны все безымянные бойцы, сложившие головы за русскую землю. И вот это уже не героиня древнерусской литературы, а любимая поэта, обернувшись кукушкой, выручает его из беды. Эта женщина – его спасение и надежда в безумстве войны. В стихотворении «Кони ржут за Сулою» - продолжена тема исторической памяти и защиты родины. Поэт верит, что Россия спасет и сохранит себя, потому что в ней таится силы, которую врагу не пересилить. Эта мысль ярко выражена в стихотворении «Земля» (1944) К тебе, истомившись, потянутся руки С такой наболевшей любовью объять, Я снова пойду за Великие Луки, Чтоб снова мне крестные муки принять. Горькая память о войне не дает покою поэту. Тема памяти. Тема вины перед убитыми переплетается и в поэзии Тарковского в темой нравственного долга перед ними: Мы делили Одну судьбу. Они достойней были И умерли, а я еще живу. «Памяти друзей» 1945 В стихах переплетается личное и общее, горе и любовь, смерть и жизнь, война и мир. Земля – родина. Эти понятия святы для поэта, святы для каждого из нас. Отстоять родину – значит защищать свой дом, землю предков, свою культуру, самобытность. В 1966 году выходит второй сборник стихов Арсения Тарковского «Земле – земное». В него вошли стихи периода 1941-1966 годов. Любовь, время, смысл человеческой жизни, загадка творчества и судьбы поэта в этом мире – вот основные темы сборника. Цикл стихов «Памяти М.И. Цветаевой». Цветаева предстает в стихах упрямой, гордой, но несчастной и уставшей – она устала бороться с судьбой. Устала от одиночества, просто устала отстаивать любовь и талант. Здесь же продолжена тема личной утраты, смешанной с острым чувством вины, которая на совести поэта. «Я слышу, я не сплю» (1946).так случилось, что Арсению Тарковскому была подарена последняя дружеская привязанность Цветаевой, ему же посвящено последнее стихотворение. Цветаева откликнулась на стихотворение Тарковского «Стол накрыт на шестерых». В очередном сборнике Арсения Тарковского «Вестник» (вышел в 1969 году) стихотворение, ставшее эстрадным шлягером. Спокойная мудрость, грусть, сдержанность и лиризм. Вот и лето прошло, Словно и не бывало, На пригреве тепло, Только этого мало. Все, что сбыться могло, мне, как лист пятипалый, Прямо в руку легло, Только этого мало. В это время Тарковский признал, что он мэтр стиха. Признание пришло ему на склоне лет. Государственная премия СССР оказалась посмертной. Жизнь брала под крыло, Берегла и спасала, Мне и вправду везло, Только этого мало. Самый значительный образ поэзии Тарковского – зеркало. Это предмет для поэзии традиционной. Для поэта – это возможность вернуться в прошлое, ведь молодость, творчество, любовь – вся прошедшая жизнь поэта – навсегда остались в мире зазеркалья: Вся жизнь моя прошла и стала рядом, Как будто вправду много лет прошло, И мне чужим, зеленоватым взглядом Ответило зеркальное стекло. «Посвящение» Зазеркальный мир - это мир сбывшихся надежд, счастливой любви. То, что порой не случается в жизни действительной, может произойти там, за гранью реальности, как в стихотворении «Первые свидания». Главное назначение зеркала – отражать окружающий мир правдиво и честно, не обманывая и не приукрашивая. Фильм «Зеркала» назван так не случайно. За кадром звучат 4 стихотворения поэта. Фильм рассказывает о доме, семье, об отце. Вглядываясь в прошлое, герой пытается осознать себя в настоящем, по-новому взглянуть на отношения с близкими людьми. И зеркало, которое никогда не лжет, примиряет его с собственной жизнью и судьбой. Для него важны понятия – личность, достоинство, дом, семья, род, традиция. Дом тоже зеркало, в котором остаются «сны», воспоминания, забытые надежды и желания. В доме вещи несут отпечаток прошлого. Дом – люди, живущие в нем, и те, которым еще только предстоит прийти сюда. Неразрывна связь времен: прошлого, настоящего, будущего. Неразрывна и связь поколений: отца и сына, деда и внука. Годы, которые поэт жил вне литературы научили его не суетиться, жить спокойно и мудро. Для него едины душа и Вселенная, как едины человек и природа. Все на земле живет порукой круговой: Созвездье, и земля, и человек, и птица. «Дума», «Сам себя потерял я в России», «Последний поэт серебряного века». Когда-то Тарковский сказал: На всякий звук есть эхо на земле…. Я надеюсь, что наша с вами беседа вызвала эхо в ваших сердцах, и вы не забудете ни этого поэта, ни его стихи…. Что несет в себе творчество Тарковского(спокойная мудрость, грусть, сдержанность в лирике) Перед кем считал себя виноватым и даже в смерти этого человека? Мне хотелось бы познакомить вас еще с одним замечательным поэтом фронтового поколения – Третья группа литературоведов Давидом Самуиловичем Самойловым. Как и многие его сверстники, он со студенческой скамьи ушел на фронт. Звучит стихотворение «Сороковые». Анализ стихотворения. - Каким настроением пронизано стихотворение? (Поэт вспомнил «сороковые» 20 лет спустя. Это позволило ему шире и глубже понять трагедию «свинцовых» и «пороховых» лет, вспомнить с грустью себя молодым. Казалось бы, такие несовместимые понятия: юность, задор, беспричинное веселье, жажда жизни и война, страдания, лишения и необходимость расстаться с жизнью. (Как это было, как совпало – война, беда, мечта и юность!..) - Какие эпитеты использует поэт для описания 1940-х годов? (Сороковые, роковые – они выпали на долю целого поколения, сломали судьбы миллионов людей, военные и фронтовые – эти годы совпали с ВОВ, свинцовые, пороховые). - С каким чувством вспоминает о себе юном поэт 20 лет спустя? (Возмужавший, пройдя все испытания войны, с удовольствием вспоминает поэт свою молодость, безмятежность, готовность в любой ситуации радоваться жизни). Прошла война, прошли года, Но боль взывает к людям! Давайте, люди, никогда Об этом не забудем! 1. Какими настроениями пронизано стихотворение Д. Самойлова? Как вместе с настроением меняется авторская интонация? С каким чувством вспоминает о себе юном поэт двадцать лет спустя? Почему автор даёт длинный ряд определений: «сороковые, роковые, военные и фронтовые»? Что означает каждое из них? Какой оттенок вносит определение в стихотворение? Добровольцем – по внутреннему желанию , следовательно он – патриот.) Воевал. Сначала был пулеметчиком, а затем командиром взвода разведки. Давид Самойлов прошел от Вязьмы до Берлина. - Как вы думаете , какими чертами характера обладал Самойлов Д. С. ? (Поэт очень сильно любил свою родину, ему была невыносима мысль о том, что фашисты бесчинствуют на родной земле , он пожелал участвовать в освобождении своей страны и в первые же дни войны ушел сражаться на фронт. Давид Самойлов был мужественным и бесстрашным человеком , ведь только обладая этими качествами он смог стать командиром взвода разведки. - Давид Самуилович был тяжело ранен. Награжден орденом Красной Звезды, медалями. Стихотворение «Сороковые» было написано спустя много лет после окончания войны. Почему автор возвращается к этой тематике спустя годы? ( Спустя почти два десятка лет Давид Самойлов по-прежнему не мог избавиться от того ужаса, который ему довелось пережить на фронте. Война для него – это «извещенья похоронные и перестуки эшелонные», толпы беженцев, которые пытаются прорваться в тыл. Однако именно на этот сложный период истории пришлась молодость поэта, который даже под свистом пуль не утратил способности остро чувствовать окружающий мир, увлекаться девчонками и хромать сильнее из-за ранения, чтобы произвести на них впечатление.) От А. Ахматовой Давид Самойлов унаследовал увлечение пушкинской темой и воспринимал Пушкина как обобщенный образ поэта, чьи судьба и творчество должны являться примером для каждого пишущего стихи. Многие годы он исследовал феномен Пушкина, находя для себя новые ориентиры не только в поэтическом, но и в нравственном плане. В 1960-е годы образ первого русского поэта возник в стихотворениях "Болдинская осень", "Пестель, поэт и Анна", что означало углубление раздумий о сущности поэзии, законах творчества. Демонстрируют знания, умения. учебник IV. Закрепление урока. Выразительное чтение стихов V. Итог урока Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности. Проводит рефлексию. -Какую цель мы поставили сегодня на уроке? -Достигли мы целей, которые ставили в начале урока? Карточки
VI. Домашняя работа. 1) Мини-эссе «На всякий звук есть эхо на земле….» 2) Мифологическая проза Анатолия Кима Ученики записывают в дневниках. Дневник
Источник: http://урок по литературе |
Категория: Разработки учителей | Добавил: Этери (09.04.2018)
| Автор: Этери E
|
Просмотров: 4095
| Рейтинг: 0.0/0 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|