Воскресенье
23.07.2017
07:37
Категории раздела
Разработки учителей [162]
Сочинения учеников [7]
Вход на сайт

Поиск
Наш опрос
Какому источнику информации Вы доверяете?
Всего ответов: 367
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Сайт учителей русского языка и литературы Казахстана
    Главная » Статьи » Русский язык в школе » Разработки учителей

    Учебная программа факультативного курса « Школа этикета»
    Факультативный курс « Школа этикета»
    Этикет - это разум для тех, кто его не имеет.
    Вольтер

    На умение вести себя мы тратим три четверти нашей жизни.
    Мэтью Арнольд

    Держись середины.
    Сократ
    Для успеха в жизни умение обращаться с людьми гораздо важнее обладания талантом.
    Джон Леббок

    Пояснительная записка.

    Программа курса « Школа этикета» представляет собой факультативный курс.
    Курс может быть использован для изучения учащимися 7-ых классов общеобразовательной школы. Программа позволяет учащимся познакомиться с правилами поведения, общения с окружающими людьми, развивает умения адекватно оценивать свои поступки. За основу взята «Золотая книга этикета» автора-составителя В.Ф.Андреева.
    Данная программа способствует формированию представления о культуре поведения, умению правильно поступать в соответствии с жизненной ситуацией.
    Этикет – это нормы, правила поведения, поддерживаемые общественным мнением ( понятие из толкового словаря Д. Н. Ушакова). Известно, что сердцевиной воспитания детей является формирование в нём нравственности. Вырастить человека в соответствии с общечеловеческими нормами нравственности и добродетели – это сложная задача, которую может решать школа только в тесном союзе с семьёй.
    Введение курса направлено на повышение духовного и нравственного уровня воспитанности школьников путём изучения правил и законов морали, практического применения знаний в типичных ситуациях повседневной жизни. Важно так построить учебно – воспитательный процесс, чтобы дети не только систематически получали нравственные знания, умения и навыки, но и испытывали эмоциональные переживания, способствующие усвоению этих знаний, умений и навыков.
    Содержание и методика занятий позволяют на уровне возрастных возможностей детей систематизировать знания, которые уже имеются у получают в ходе учебно – воспитательного процесса, и применять их на практике в отношениях с окружающими.
    У каждой эпохи свой стиль, у каждого общества свои правила поведения.
    Но есть ценности общечеловеческие, и именно на их основе развивается культура любого народа. Современное общество находится в условиях, когда общение становится необходимо важным. Разнообразные формы общения пронизывают всю человеческую деятельность. Жители крупных городов и сёл ежедневно имеют многочисленные социальные контакты. Культура поведения и этикет в этой связи не только не теря¬ют своего значения, но и становятся актуальными.

    Нормы этикета долгое время не учи¬тывались в общественной практике, хотя вопросы воспитания, поведения, манер волновали людей давно – первая книга об этом, изданная в 1204 году, так и называется - «О правилах поведения». Но именно этикет является тем инструментом, который спо¬собствует более эффективному общению.

    А критерием этой эффективности, как известно, является достижение наших целей в общении.
    Несоблюдение преемственности нравственных и культурных традиций, предание их забвению в начале XX века, не самым лучшим образом сказа¬лось на общественных нравах. Этикет долгое время отождествлялся с элитарной культурой и подвергался всяческому замалчиванию и отрицанию как одно из про¬явлений чуждой новому социальному строю буржуазной идеологии.

    Когда же этикет изживает себя, свою сущность, теряет содержание и остаётся только его форма, его внешнее проявление – это фарисейство, лицемерие.
    Плоды искоренения культуры мы пожинаем сегодня. Дефицит культуры поведения, элементарной вежливости в общении между людьми - такова реаль¬ность наших дней. До сих пор недостаточное внимание уделяется формированию у ребёнка навыков культурного поведения. К сожалению, нередко приходится стал¬киваться с тем, что подростки, молодые люди не знают правил этикета, не умеют вести себя в соответствии с культурными эталонами, предпочитая им подчас вуль¬гарную непосредственность.
    Реальность подтверждает, что социальная потребность в этикете существует.
    Сегодня в современном деловом мире обстоятельства складываются таким обра¬зом, что успех профессиональной деятельности человека во многом зависит от того, насколько он уважает достоинство коллег, руководства, подчиненных, клиентов, заказчиков, а также соблюдает основные нормы общественного поведения. Кроме того, межличностные отношения сильно влияют на эмоции, настроение и, наконец, успеш¬ность деятельности каждого человека.

    Коммуникативная сфера требует от человека воспитанности, сдержанно¬сти и такта.
    Отсутствие образования в области культуры межчеловеческого взаимо¬действия приводит к тому, что люди, разговаривая на разных «языках», не могут найти точки соприкосновения, как в общемировом масштабе, так и на уровне от¬дельно взятой семьи. При нынешнем динамизме жизни следование этикету, бес¬спорно, поможет заложить фундамент в улучшении взаимопонимания между людь¬ми. Поэтому в современном обществе, где происходит переоценка многих явлений, не последнее место занимает этикет.
    Программа курса “ Школа этикета” включает в себя 34 занятия, логически связанных друг с другом общей целью и идеей и предполагает наряду с лекциями, занятия – практикумы по психологии (элементы диагностики: тесты, игры, тренинги.)
    Заканчивается программа курса итоговым занятием: уроком - зачётом, на котором бу-дут подведены итоги изучения материала данного курса и закреплены полученные знания.

    Цель курса: раскрыть сущность этикета, привить учащимся потребность соблюдения

    основных правил этикета в общественных местах, в трудовом коллективе, в различных

    ситуациях общения.

    \

    Задачи куpca:

    1. Расширить представления учащихся о специфике человеческого общения.

    2. Научить видеть себя со стороны, свободнее ориентироваться в различ¬ных жизненных ситуациях.

    3. Помочь выработать определённую линию поведения при контактах с окружающими.

    4. Научить культуре диалога: умению слушать и вести диалог, культуре речи.

    Учебно-тематический план.

    № п/п
    Название темы Часы Форма проведения Образовательный продукт
    Лекция, беседа. Практикум
    тренинг
    I Из истории этикета. 2 2 конспект
    II Хороший тон в доме и семье. 8
    1 «Мой дом – мой кров» 3 1 2 Конспект.
    Решение практических задач.
    Тренинг: “Мой дом – моя крепость”.
    2 Правила поведения в семье. 3 1 2 Составление свода правил.
    Тест: “Какая у вас семья”
    3 Правила хорошего тона за домашним столом. 2 1 1 Конспект.
    Составление«Правил поведения за столом»,
    ролевые игры.
    III Виды приёмов.
    1 1 Конспект.
    IV Виды домашних приёмов 3 3
    1. Детский праздник.
    1 1 Конспект. Составление сценария детского праздника.
    2. «Вечеринка» подростка
    1 1 Составление программы мероприятия
    3. Молодёжная вечеринка. 1 1 Музыкальное оформление,
    развлечения.
    V Этикет домашних приёмов. 2 1 1 Конспект
    VI Разговор за столом.
    2 1 1 Конспект.
    Решение речевых ситуаций.
    VII
    Этикет общения 6
    1. Порядок представлений и знакомств.
    Приветствие, обращения. 2 1 1 Ролевая игра.
    Решение речевых ситуаций.
    2. Беседа, разговор. 2 1 1 Составление свода правил:
    - правила для говорящего.
    - правила для слушающего.
    -правила для разговора.
    3. Как создать впечатление о себе. 1 1
    4. Тест «Познай себя» 1 1
    VIII Подарки. Золотые правила преподношения подарка. 2 1 1 Решение проблемной ситуации «Выбор подарка».
    IХ О визитах вообще 2 1 1 Конспект.
    Тренинг общения.
    Х Этикет поведения в общественных местах.
    5 3 2
    1 Правила поведения в общественных местах: лифт, транспорт, улица.
    1 1 Создание и решение проблемных ситуаций.
    Дорожный этикет (рассадка по автомобилям, в автобусе, железнодорожный транспорт, самолет). В магазине. 1 1
    В театре, на концерте и в кино. 1 Экскурсия.
    ХI Итоговое занятие. 1
    Итого 34


    Программа
    Тема 1. Из истории этикета. (2 часа)
    Становление этикета. Современный европейский этикет. Виды этикета. Принципы этикета. Немного истории.
    Тема 2. Хороший тон в доме и семье. (Этикет дома и в гостях) (8 часов)
    Жилище. Обстановка и убранство комнат. Чистота и порядок в доме. Семья – это 7 «Я». Общение с родными. Домашний этикет. Правила поведения в семье. Хороший тон в отношениях между супругами. Дети.
    Тема 3. Виды приёмов. (1 час)

    Виды приёмов: официальные и неофициальные приемы; дневные и вечерние приемы.
    Приём гостей – целое искусство.

    Тема 4. Виды домашних приёмов. (3 часа)
    Виды домашних приёмов: детский праздник, «вечеринка» подростка, молодёжная
    вечеринка.

    Тема 5. Этикет домашних приёмов. (2 часа)

    Правила поведения гостей за столом. Неожиданный гость. Незваный гость. Завершение
    приема гостей. Прощание.
    Тема 5. Разговор за столом. (2 часа)
    Искусство застольной беседы: чём можно и нельзя говорить за столом. Правила ведения разговора за столом. Правила провозглашения тоста.
    Тема 6. Этикет общения. (6 часов)

    Порядок представлений и знакомств. Приветствие, обращения. Беседа, разговор.
    Правила разговора. Культура речи: правила для говорящего, слушающего.

    Тема 8. Подарки. Золотые правила преподношения подарка. (2 часа)

    Виды подарков (литературные, музыкальные, живые, съедобные и др.).
    Правила преподношения подарка и приема подарков у разных народов.
    Цветы как подарок.
    Тема 9. О визитах вообще. (2 часа)
    Какие бывают визиты. Особенности визитов и приглашений. Приём визитов.
    Тема 10. Этикет поведения в общественных местах. (5 часов)
    В транспорте: дорожный этикет (рассадка по автомобилям, в автобусе, железнодорожный
    транспорт, самолет). Правила поведения на улице. В магазине. На выставке, в музее, в
    библиотеке. Театр, концерт. Экскурсия.

    Тема 11. Итоговое занятие. (1 час)

    Литература в помощь учителю, учащимся

    1. В.Ф. Андреев «Золотая книга этикета».
    2. Дорохов А. Это стоит запомнить.
    3. Дюнн М. Все о детской вечеринке.
    4. Егорова А.С. Этикет для детей.
    5. Как помочь ребенку войти в современный мир. Под ред.Т.Антоновой.
    6. Афанасьева Т.М. Семья. – М. Просвещение, 1996.
    7. Безруких М. Правила поведения для всех. - М. Издательство политической
    литературы, 1998.
    8. Лазарев А.Д., Чирун С.Н. Социология молодежи. – Монография. – Кемерово: КузГТУ, 2006. – 184 с.
    9. Мы живем среди людей: Кодекс поведения / Авт.-сост. И.В. Дубровина. – М.: Политиздат, 2005. – 383 с.
    10. Хорват Ф., Орлик Ю. Вежливость на каждый день / Пер. со словац. Н.Шульгиной. – М.: Молодая гвардия, 1999. – 192 с.
    Интернет-ресурсы
    1. http://www.etikets.ru/history.php
    2. http://www.etiket.ru/home_family/good_form.html
    3. http://www.knigge.ru/znakomstvo.html
    4. http://prazdnik.neolove.ru/etiket/porjadok_predstavlenij_i_znakomstv_etiket_privetstvija.html
    5. http://www.servirovka.com/publish/4/
    6. http://www.wild-mistress.ru/wm/wm.nsf/publicall/2007-08-23-596523.html
    7. http://www.etiket.ru/contact/addressing_greeting.html
    8. http://etiketetika.ucoz.ru/publ/povedenie_v_obshhestvennykh_mestakh/povedenie_na_ulice
    9. http://www.knigge.ru/pravila_obsheniya.html
    10. http://zhenshchina.ucoz.ru/index/ehtiket_privetstvija/0-14
    11. http://www.vampodarok.com/kprazdnikam/etiket/cont399.html
    12. http://alenushka75.ru/otnosheniya/etiket-obshheniya-kak-proizvesti-priyatnoe-pervoe-
    vpechatlenie/
    13. http://krasna-devica.ru/etiquette
    14. http://narmedlek.info/30gadano/o5test01.php
    Категория: Разработки учителей | Добавил: ElenaGrubyh (10.02.2014)
    Просмотров: 846 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]