Суббота
20.04.2024
00:20
Категории раздела
Разработки учителей [173]
Сочинения учеников [7]
Вход на сайт

Поиск
Наш опрос
Какому источнику информации Вы доверяете?
Всего ответов: 435
Закладки
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Сайт учителей русского языка и литературы Казахстана
    Главная » Статьи » Русский язык в школе » Разработки учителей

    Урок-диспут
    Урок-диспут в 7-8 классах «Час речевого этикета»

    «Ничто не обходится нам так дёшево
    и не ценится так дорого,
    как вежливость».
    Сервантес
    Тема: Речевой этикет. Культура общения.
    Цель урока: знают о правилах речевого этикета и умеют применять их в жизненных ситуациях.
    Методы и приёмы: исследовательский, поисковый, наглядный, практический, драма, метод «Джиксо».
    Оборудование: интерактивная доска, презентационное сопровождение урока, звуковое сопровождение, видео-ролик Ералаша «Ну почему мы так говорим?», ватманы с высказываниями и правилами (работы в группе, ведения диспута), ватманы с критериями оценивания кластеров и постеров, календарь успеха, карта успеха, дерево чистых слов, корзина знаний, эмблемы, стикеры, Интернет, словари, песня Булата Окуджавы «Давайте говорить друг другу комплименты».
    ХОД УРОКА
    Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые гости! Предлагаю вам для начала просмотреть видео-ролик, наш с вами всеми любимый Ералаш «Ну почему мы так говорим?».
    Просмотр видео-ролика для определения темы урока (Ералаш «Ну почему мы так говорим?»
    Вопросы учащимся после просмотра.
    1. О чём мы сейчас просмотрели серию Ералаша?
    2. Всё ли нам было понятно в разговоре главных героев?
    3. Для чего я вам показала это видео?
    4. Как будет звучать тема нашего сегодняшнего урока?
    5. Как вы думаете, что мы будем делать сегодня на уроке? И что бы хотели сегодня делать вы?
    Учитель: Вспомните, какой литературный герой жил на необитаемом острове? Он был многого лишен: еды, одежды, предметов домашнего обихода. Но больше всего он страдал не от голода и лишений, а от одиночества, ему не с кем было общаться. Без общения человек перестает быть человеком.
    (Робинзон Крузо) А кто автор произведения? (Даниель Дефо).
    Вводно-мотивационный этап
    1. Приветствие.
    Действительно, ребята! Сегодня мы с вами будем вести диспут о важности речевого этикета в нашей повседневной жизни.
    Слайд 1,2,3
    Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова Сервантеса
    «Ничто не обходится нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость».
    Как вы думаете, какова цель нашего урока, и в какой форме мы будем работать?
    Для более плодотворной работы я предлагаю вам, ребята, разделиться на 2 группы.
    2. Деление на группы.
    Каждый из вас выбирает стикер. Догадайтесь, что вам нужно сделать, чтобы у нас получилось 2 группы. Конечно, разделиться по цветам.
    1 группа – красный цвет «Этикет», 2 группа – синий цвет «Вежливость».
    3. Повторяем законы диспута и правила работы в группе.
    Предлагаю вам сесть поудобнее, и мы начинаем наш диспут. Давайте повторим законы диспута и правила работы в группе, которые мы с вами выработали ранее и договорились их придерживаться.
    ЗАКОНЫ ДИСПУТА:
    1. Здесь нет наблюдающих, каждый – активный участник разговора.
    2. Неуместные шутки запрещаются!
    3. Острое, меткое слово приветствуется!
    4. Говори, что думаешь – думай, что говоришь.
    5. Будь тактичным, искренним, взаимно вежливым и принципиальным.
    6. Поднятая рука – прошу слова.
    ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППЕ:
    1. Уважать и ценить мнение каждого.
    2. Выслушивать, не перебивая.
    3. Помогать друг другу.
    4. Быть тактичным и вежливым.
    5. Работать дружно и сплочённо.
    6. Не повышать голос.
    4. Распределение ролей.
    Сегодня мы с вами будем работать в группах, а значит работать сообща. Я предлагаю вам интересную мозаичную методику – джиксо. Для такой работы самостоятельно распределите роли внутри группы. В своей группе вы выбираете: председателя, хронометражиста, секретаря, докладчика, наблюдателя А, наблюдателя В, наблюдателя С для более плодотворной и сплочённой работы. Прошу распределить роли и прикрепить эмблемы.
    Напоминаю вам, что:
    Председатель – руководит работой всей группы.
    Хронометражист - следит за рациональным распределением времени на ту или иную работу.
    Секретарь – занимается записью необходимых данных.
    Докладчик – берёт на себя ответственность выступать с докладами, кластерами, постерами.
    Наблюдатель А – оценивает навыки председателя, хронометражиста, секретаря и докладчика. То есть как они справляются со своими ролями, делая при этом специальные пометки в бланке наблюдателя А.
    Наблюдатель В – оценивает принципы взаимного обучения в группе, то есть как в группе осуществляется обучение друг друга и помощь друг другу, записывая все заметки в лист наблюдения В.
    Наблюдатель С – наблюдает за проявлением особых способностей или таланта у участников группы, фиксируя заметки в лист наблюдения С.
    Теперь ученики, получившие роли несут огромную ответственность за работу в своей группе, а остальные им помогают. На столе каждой группы лежит светофор. Предлагаю вам сигнализировать об успехах и затруднениях в своей групповой работе.
    Зелёный – справились с заданием без затруднений.
    Жёлтый – частично справились с заданием, но необходима помощь.
    Красный – необходима помощь учителя или другой группы.
    В ходе работы на уроке мы заполняем карту успеха, в которой объективно и честно оцениваем свою работу.
    5. Приветствие.
    Ребята, а давайте пожелаем друг другу и нашим гостям чего-нибудь доброго и хорошего (учащиеся желают своим одноклассникам и гостям хорошего настроения, улыбок, здоровья, творчества и т.д.). А теперь я предлагаю вам, ребята, сочинить речёвку о своей группе. Эта речёвка будет вашим девизом на протяжении всего урока. Выступление учащихся с речёвками (хором).
    У нас на уроке есть корзина знаний. Из этой корзины мы будем брать задания и вкладывать в неё выполненные нами упражнения.
    Групповая работа
    1 задание «Исследователь»
    Каждой группе предлагаю отыскать толкование слова «этикет» (разрешено пользоваться Интернетом, словарями и другими источниками информации).
    После выполнения задания Слайд 4
    Аплодисменты друг другу.
    2 задание «Разминка-пантомима»
    Сейчас мы проведём разминку-пантомиму. Какая из групп быстрее и лучше, используя мимику и жесты, покажет ситуацию?
    Выходят представители команд, вытягивают ситуацию. (2 минуты)
    Ситуация 1.
    «На улице». Прохожий спрашивает вас, как пройти к кинотеатру. А кинотеатр совсем рядом, напротив. Какой жест вы используете, отвечая прохожему?
    (Подсказка: Нельзя показывать пальцем, только всей рукой)
    Ситуация 2.
    За ужином бабушка предлагает вам съесть кашу, а вы молча отказываетесь. Какие жесты и мимику вы при этом используете? А как сказать словами, чтобы не обидеть бабушку?
    3 задание «Игра «Корректор»
    Ребята! У меня в предложениях всё перепуталось! Откорректируйте их! Какая группа быстрее справится! (3 минуты)
    Слайд 5
    1. Попугай, назначивший даме свидание, оказался говорящим.
    2. Дети, купленные в зоомагазине, станут грамотнее.
    3. Повесть, поливаемая садовником, известна всем.
    4. Ухажёр, гонимый ветром, не пришёл на встречу.
    5. Тучи, редактируемые корректором, обещали дождь.
    6. Цветы, обучаемые на уроке, красивы.
    Обменяйтесь друг с другом работами и проверьте их.
    Слайд 6
    Правильные ответы:
    1. Попугай, купленный в зоомагазине, оказался говорящим.
    2. Тучи, гонимые ветром, обещали дождь.
    3. Повесть, редактируемая корректором, известна всем.
    4. Ухажёр, назначивший даме свидание, не пришёл на встречу.
    5. Дети, обучаемые на уроке, станут грамотнее.
    6. Цветы, поливаемые садовником, красивы.
    4 задание «Редактор»
    1 группе:
    Проинсценируйте текст, составленный на основе речи современной молодёжи.
    2 группе:
    Отредактируйте текст, составленный на основе речи современной молодежи и проинсценируйте.
    Сравните получившийся текст с исходным. Сделайте вывод. (5 минут)
    Слайд 7
    - Привет.
    - Хай.
    - А у меня новый постер с группой «Мобильные блондинки»
    - Супер, а у меня завтра сейшн, предки разрешили, придешь?
    - Сори, никак не могу, идем с родаками на новый блокбастер.
    - Ну, плиз, без тебя скука будет, одни лузеры соберутся.
    - Пардон. Не получится.
    - Ну, ладно, тогда на следующей неделе вместе в супермаркет сходим.
    - Окей!
    Слайд 8
    Отредактированный текст
    -Привет.
    -Привет.
    -А у меня новый плакат с группой «Мобильные блондинки»
    -Отлично, а у меня праздник с большим количеством гостей, родители разрешили, придёшь?
    -Извини, не могу, идём с родителями на новый фильм.
    -Ну, извини, без тебя скучно будет, одни глупцы соберутся.
    -Извини, не получится.
    -Ну ладно, тогда на следующей неделе вместе в магазин сходим.
    -Хорошо!
    5 задание «Кластер» (5 минут)
    Ребята, предлагаю вам составить на белом ватмане кластер на тему «Какой должна быть наша речь», затем обменяться кластерами и презентовать кластер другой группы. Но для этого нам нужно совместно выработать критерии оценивания, то есть, как мы будем оценивать работы друг друга и на что будем обращать внимание.
    1. Соответствие теме.
    2. Актуальность.
    3. Визуальное оформление.
    4. Подача материала.
    5. Качество работы в группе.
    6 задание «Давайте говорить друг другу комплименты» (3 минуты)
    Я предлагаю группам поработать над предложенной ситуацией: разыграть её.
    Ведь каждому приятно услышать о себе похвальные слова.
    Предлагаю выйти представителей команд. Вам надо сказать комплимент, учитывая предложенную ситуацию.
    1 группа
    Ситуация 1
    После каникул вы случайно встретили своего друга и обратили внимание, что он хорошо выглядит: загорел, вырос, повзрослел
    Ситуация 2
    Вам понравился ответ друга на истории. Сделайте ему комплимент
    2 группа
    Ситуация 3
    Ваша мама чем-то расстроена. Вы делаете ей комплимент, который бы поднял ей настроение.
    Ситуация 4
    Вам сделал комплимент младший брат. Как бы вы ответили?
    7 задание «Конкурс любезников» (3 минуты)
    В.Г.Белинский говорил: «Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых естественных понятий». Предлагаю назвать как можно больше фраз-извинений и фраз-сочувствий, утешений.
    Слайд 9
    (Фразы-извинения: прошу извинить, простить, я очень огорчён, мне неприятно, мне неловко, извините, виноват, не сердитесь за то, что…; я не хотел вас обидеть, я виноват перед вами, извинитесь за меня перед, простите, я не хотел, позвольте попросить прощения)
    (Фразы-утешения, сочувствия: я вам сочувствую, примите мои соболезнования, мне жалко (жаль), я вас понимаю, не волнуйтесь, ничего не поделаешь, всё пройдёт, всякое бывает, забудьте об этом, возьмите себя в руки, не горюйте, потерпите, соберитесь с мыслями)
    Расширение словарного запаса, обогащение своего речевого «репертуара «позволит» вам «выразить себя», проявить свои лучшие человеческие качества в общении.
    8 задание «Памятка» (5 минут)
    Помогите мне ребята составить памятку «Правила общения» (на ватмане). Учащиеся составляют памятку о правилах общения и презентуют её.
    10 задание «Одной строкой» (3 минуты)
    Попробуйте придумать однострочное сообщение о событии в нашей школе. При этом все слова в этом сообщении начинаются на одну букву. В этом сообщении постарайтесь употребить как можно больше чистых и красивых слов.
    11 задание «Работа с постером» (10 минут)
    Изобразите на ватмане рисунок, относящийся к речевому этикету, а может то, что вы ассоциируете с речевым этикетом, общительностью и вежливостью. Напишите на нём свои знания, мысли и предложения о культуре общения в нашей жизни.
    12 задание «Дерево чистых слов» (итоговое) (3 минуты)
    “Слово есть великий властелин, который, обладая весьма малым и совершенно незаметным телом, совершает чудеснейшие дела. Ибо оно может и страх нагнать, и печаль уничтожить, и радость вселить, и сострадание пробудить”.
    Вы за 3 минуты на «Дерево чистых слов» должны посадить как можно больше добрых, красивых, правильных, чистых слов.
    Давайте проанализируем работу в группе и выполнение своих обязанностей, выслушаем наблюдателей. Теперь выслушаем каждого: какую оценку ты себе поставил и почему?
    Рефлексия
    Предлагаю вам представить себя в роли теоретика, практика и ученика.
    Что вы знаете и умеете как теоретик, практик, ученик после сегодняшнего урока. Обозначьте свои мысли на стикере и прикрепите его на наш календарь успеха.
    Слайд 10
    Ну вот и подошёл наш урок к концу. Я надеюсь всё, что мы здесь обсуждали не исчезнет, а укрепится в вашем сознании. Ответьте мне на вопрос:
    - Пригодятся ли вам эти знания в повседневной жизни? Где именно?
    Слайд 11, 12
    Наш сегодняшний урок мне хотелось бы закончить стихотворением:

    Настанет, друзья, счастливое время,
    Настанут чудесные дни:
    Ребята приветливы будут со всеми,
    Грубить перестанут они.
    Не будет детей нехороших,
    Придут золотые года,
    И в комнату люди в калошах
    Не будут входить никогда.
    Подует ветер свежий,
    Фиалки расцветут,
    Исчезнут все невежи,
    Навеки пропадут.
    Распустятся фиалки,
    Зимой придёт весна,
    И в школьной раздевалке
    Настанет тишина.
    Пусть грубость исчезнет навеки.
    Пускай по рецептам врачей
    Появится в каждой аптеке
    Лекарство для грубых детей!

    Слайд 13

    Спасибо за работу!
    Категория: Разработки учителей | Добавил: Никуша (16.12.2013)
    Просмотров: 2056 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 3
    3 Борлен  
    0
    Содержание занятия интересное. Для полного представления не хватает презентации, на которую автор ссылается в ходе урока.

    Актуальная тема для современной жизни.Интересные формы и методы  работы.Дальнейших вам успехов!

    1 гульнараж  
    0
    спасибо вам за разработку интересного урока .Очень занимательный и интересный материал!

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]