Вторник
23.04.2024
15:56
Категории раздела
Разработки учителей [173]
Сочинения учеников [7]
Вход на сайт

Поиск
Наш опрос
Какому источнику информации Вы доверяете?
Всего ответов: 435
Закладки
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Сайт учителей русского языка и литературы Казахстана
    Главная » Статьи » Русский язык в школе » Разработки учителей

    УРОК-ИГРА ПО ТЕМЕ « ПРИЧАСТИЕ»
    Учитель русского языка и литературы
    Акпарова Гульнара Сейткалиевна
    7 класс
    УРОК-ИГРА ПО ТЕМЕ « ПРИЧАСТИЕ»
    ЦЕЛЬ УРОКА : 1. Обобщить изученное о причастии
    2.Совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки
    3.Развивать интерес учащихся к предмету, воспитывать
    чувство коллективизма и взаимовыручки
    ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА: карточки с заданиями, перечень тем к домашнему заданию, листы оценки, перфокарты, отличительные знаки игрокам — победителям.
    ЭПИГРАФ НА ДОСКЕ: Сии глагольные имена служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу(М.В. Ломоносов).
    Ход урока:
    1. Вступительное слово учителя.
    - Во время завоевательных походов в Малой Азии Александр Македонский, пройдя Ликию и Памфилию, вступил в столицу Фригии Гордион и остановился здесь на отдых. В Гордионе Александру показали повозку, которая якобы принадлежала фригийскому царю Гордию. Тому, кто сумеет развязать узел на ее ярме, было предсказано владеть Азией. Александр не смог развязать узел, и тогда он вынул меч и одним ударом разрубил его. Отсюда пошло выражение « разрубить гордиев узел», т.е. преодолеть трудности, решить задачу. Сегодня мы с вами тоже будем преодолевать трудности и решать задачи на пути к обобщению и закреплению темы « Причастие». Наш урок пройдет в форме интеллектуальной игры, в которой примут участие две команды теоретиков. Помогать мне и вам будут эксперты. Они будут оценивать каждый тур, пройденный вами. В том случае, если команда не сможет самостоятельно выполнить какое - то задание, она может обратиться за помощью к экспертам, но тогда с команды будет снято очко. Итак, мы начинаем.
    2. Игра
    1 тур
    Лингвистическая разминка
    Задание командам: Прочитайте эпиграф к уроку и ответьте на вопрос: почему М.В. Ломоносов назвал Пч « глагольными именами?» Для чего они используются в речи?
    ( В художественной литературе для создания образов, т.к. совмещают в себе признаки глагола и имени, более экономичны и содержательны; в разговорной речи используются редко).
    2 тур
    Словарный диктант « До 1 ошибки»
    ( По одному участнику от команды работают у доски)
    Сеющий, строящий, избираемый, зависимый, таявший, просеянный, качающийся, независимый, не замеченный мной, неутомимый, необозримые просторы, ничем не нарушаемая тишина, несклоняемые существительные, не прекращающийся всю ночь дождь, неотправленное письмо, трава не скошена, невыносимая духота, афиши не расклеены, не -расколотый орех, не нашедший дороги отряд,, далеко не оконченная работа, непогасший костер, вовсе не выученные уроки, ни с кем не простившийся человек, постель не убрана, созданный, отданный, положенный, причастный, невиданный.
    Зтур
    Блиц - игра
    1) Что такое причастие?
    2) Признаками глагола у причастия являются …
    3) Признаками имени прилагательного у причастия являются
    4) Можно ли бродящую по двору собаку назвать бродячей? (Бродящая по
    двору собака может и не быть бродячей. Эти два слова демонстрируют разницу между причастиями и прилагательными.
    «Бродячая» - бездомная; «бродящая- та, которая бродит).
    5) Образуйте все возможные формы причастий от глагола видеть (Видящий, видимый, видевший, виденный)
    6) Образуйте все возможные формы причастий от глагола светлеть(Светлеющий, светлевший)
    7) Не пишется раздельно… ( с крат.Пч, с полн.Пч, при которых есть зависимые слова или противопоставление с союзом а).
    8) Пч в краткой форме изменяется по… ( числам)
    9) В предложении крат.страд Пч является (сказуемым)
    10) Если страдательное Пч настоящего времени образовано от глагола 1 спряжения, то в его суффиксе пишется... (буква е)
    11) В суффиксах действительных причастий настоящего времени - ущ-(-ющ-) и -ащ (-ящ-) пишется буква у или ю, если причастие образовано от…
    (Глагола 1 спряжения)
    12) Причастия, обозначающие признак того предмета, который сам
    производит действие, называются (действительными)
    13) Причастный оборот выделяется на письме запятыми, если он стоит... ( после определяемого слова)
    14) Причастия бывают ( совершенного и несовершенного вида,настоящего и прошедшего времени)
    15) Причастный оборот это... (причастие с зависимым словом)
    16) Причастия изменяются по (падежам, числам иродам)
    17) Одна буква Н пишется в суффиксах (кратких страд.Пч)
    18) Если причастие и прилагательное образовано от глаголов на -ить или -
    еть, то перед одной или двумя буквами Н в них пишется буква…(е)
    19) В суффиксах причастий -енн- и -ен- после шипящих под ударением
    пишется ... (ё)
    20) Машина, которая въехала в гараж ( въехавшая машина)
    4 тур
    Орфографические и пунктуационные задачки.
    (Работа по карточкам)
    5 тур
    Перфокарты
    6 тур
    Синтаксическая загадка
    Один древний правитель оставил своим сыновьям завещание: «Поставьте на моей могиле статую золотую чашу держащую». Сыновья призадумались: золотая чаша потребовала бы всего оставленного отцом золота. Однако один из наследников нашёл выход, как, не нарушая завета отца, разбогатеть. Найдите и вы это решение.
    (Отец забыл поставить запятую. Видимо, он предполагал такое прочтение: «Поставьте на моей могиле статую золотую, чашу держащую». Один из сыновей решил, что запятая должна стоять в другом месте: «Поставьте на моей могиле статую, золотую чашу держащую». Золотой в этом случае оказалась лишь чаша.)
    7 тур ( дополнительный)
    « Кто быстрее?»
    1)Расставить в предложениях недостающие знаки препинания
    1. Листья пригретые солнцем падали на сырые дорожки.
    2. Широкий шум берёзовых лесов
    И грозный гул летящих в небе сосен
    Нагадывали мне что скоро осень
    И грянула она в конце концов. (И. Шкляровский)
    3. Чернеет лес теплом разбуженный Весенней сыростью объят. (С. Маршак)
    4. На иных берёзах обращённых к солнцу появились серёжки.
    5. На самой середине избы висела люлька привязанная к концу длинного
    шеста. (И. Т.)
    6. ...Из-под сросшихся широкий бровей смело глядели небольшие карие
    глаза. (И. Т.)
    7. Во дворе исполкома сотрудники зарывали зашитые в мешки бумаги. (М. Ш.)
    8. Из-за кургана караулящего шлях выполз багровый от натуги месяц. (М.Ш.)
    9. С крыльца исполкома видно Якову равномерно покачивающуюся лошадиную шею... (М. Ш.)
    10.Ты открыл утром глаза переполненный жаждою счастья. (И. Б.)
    2) Найти «третье лишнее».
    Ему хотелось хохотать и дурачиться, играть в горелки, петь до полночи, носиться на гигантских шагах и слушать взволнованный шёпот гимназистов о писателе Гаршине, написавшем рассказ «Четыре дня», запрещённый цензурой. (К. Паустовский)
    8 тур
    « Домашнее задание»
    Каждая команда читает текст, написанный до урока « Речь в защиту Причастия». - 2-3 минуты
    3. Подведение итогов, заключительное слова экспертов, объявляющих результаты игры и вручающих отличительные знаки игрокам-победителям.
    Слово учителя.
    - Вот и закончилась наша игра, и я надеюсь на то, что вы, ребята сумеете теперь преодолеть любые трудности, связанные с употреблением и правописанием причастий. Ваше домашнее задание: еще раз пересмотреть все изученное и отметить на листе бумаги знаком +темы, которые вам понятны и знаком - - темы, которые до сих пор вызывают у вас затруднение. Спасибо за урок!
    Категория: Разработки учителей | Добавил: гульнараж (05.10.2014) | Автор: ГУЛЬНАРА E
    Просмотров: 3449 | Комментарии: 7 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 7
    7 sanda80  
    0
    Согласна, что разработка очень интересная. Возьму себе на заметку игру"до 1 ошибки", если не возражаете. Успехов в работе. Спасибо.

    6 Zhannaazatova  
    0
    Хороший урок. Очень понравился ваш подход к раскрытию темы, интересный подход к работе над ошибками, я обязательно буду использовать на своих уроках словарный диктант "до 1 ошибки", учитывая что тема достаточно сложная, вы прекрасно справились с задачей. Спасибо за урок!.

    5 Лилюша  
    0
    Тема достаточно сложная, особенно в школах с казахским языком обучения. Разработка замечательная возьму на заметку. Понравился словарный диктант "до 1 ошибки" - буду использовать на уроках. Спасибо!!!!

    4 фантазия  
    0
    Разработка урока понравилась, спасибо. Интересное вступление к уроку.Обязательно проведу такой же урок. Больших творческих успехов в дальнейшей вашей работе.

    3 ai-smirnov  
    0
    интересная разработка.Использую в своей работе.

    2 galya  
    0
    2 galya 7556 
    Цели, которые вы поставили на уроке достигнуты.Урок познавательный. Спасибо. Дальнейших творческих  успехов вам.

    1 Довбыш  
    0
    Замечательная разработка. Жаль...в этом году 7 класса нет, я бы провела такой урок.

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]