Учитель русского языка и литературы Акпарова Гульнара Сейткалиевна 7 класс УРОК-ИГРА ПО ТЕМЕ « ПРИЧАСТИЕ» ЦЕЛЬ УРОКА : 1. Обобщить изученное о причастии 2.Совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки 3.Развивать интерес учащихся к предмету, воспитывать чувство коллективизма и взаимовыручки ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА: карточки с заданиями, перечень тем к домашнему заданию, листы оценки, перфокарты, отличительные знаки игрокам — победителям. ЭПИГРАФ НА ДОСКЕ: Сии глагольные имена служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу(М.В. Ломоносов). Ход урока: 1. Вступительное слово учителя. - Во время завоевательных походов в Малой Азии Александр Македонский, пройдя Ликию и Памфилию, вступил в столицу Фригии Гордион и остановился здесь на отдых. В Гордионе Александру показали повозку, которая якобы принадлежала фригийскому царю Гордию. Тому, кто сумеет развязать узел на ее ярме, было предсказано владеть Азией. Александр не смог развязать узел, и тогда он вынул меч и одним ударом разрубил его. Отсюда пошло выражение « разрубить гордиев узел», т.е. преодолеть трудности, решить задачу. Сегодня мы с вами тоже будем преодолевать трудности и решать задачи на пути к обобщению и закреплению темы « Причастие». Наш урок пройдет в форме интеллектуальной игры, в которой примут участие две команды теоретиков. Помогать мне и вам будут эксперты. Они будут оценивать каждый тур, пройденный вами. В том случае, если команда не сможет самостоятельно выполнить какое - то задание, она может обратиться за помощью к экспертам, но тогда с команды будет снято очко. Итак, мы начинаем. 2. Игра 1 тур Лингвистическая разминка Задание командам: Прочитайте эпиграф к уроку и ответьте на вопрос: почему М.В. Ломоносов назвал Пч « глагольными именами?» Для чего они используются в речи? ( В художественной литературе для создания образов, т.к. совмещают в себе признаки глагола и имени, более экономичны и содержательны; в разговорной речи используются редко). 2 тур Словарный диктант « До 1 ошибки» ( По одному участнику от команды работают у доски) Сеющий, строящий, избираемый, зависимый, таявший, просеянный, качающийся, независимый, не замеченный мной, неутомимый, необозримые просторы, ничем не нарушаемая тишина, несклоняемые существительные, не прекращающийся всю ночь дождь, неотправленное письмо, трава не скошена, невыносимая духота, афиши не расклеены, не -расколотый орех, не нашедший дороги отряд,, далеко не оконченная работа, непогасший костер, вовсе не выученные уроки, ни с кем не простившийся человек, постель не убрана, созданный, отданный, положенный, причастный, невиданный. Зтур Блиц - игра 1) Что такое причастие? 2) Признаками глагола у причастия являются … 3) Признаками имени прилагательного у причастия являются 4) Можно ли бродящую по двору собаку назвать бродячей? (Бродящая по двору собака может и не быть бродячей. Эти два слова демонстрируют разницу между причастиями и прилагательными. «Бродячая» - бездомная; «бродящая- та, которая бродит). 5) Образуйте все возможные формы причастий от глагола видеть (Видящий, видимый, видевший, виденный) 6) Образуйте все возможные формы причастий от глагола светлеть(Светлеющий, светлевший) 7) Не пишется раздельно… ( с крат.Пч, с полн.Пч, при которых есть зависимые слова или противопоставление с союзом а). 8) Пч в краткой форме изменяется по… ( числам) 9) В предложении крат.страд Пч является (сказуемым) 10) Если страдательное Пч настоящего времени образовано от глагола 1 спряжения, то в его суффиксе пишется... (буква е) 11) В суффиксах действительных причастий настоящего времени - ущ-(-ющ-) и -ащ (-ящ-) пишется буква у или ю, если причастие образовано от… (Глагола 1 спряжения) 12) Причастия, обозначающие признак того предмета, который сам производит действие, называются (действительными) 13) Причастный оборот выделяется на письме запятыми, если он стоит... ( после определяемого слова) 14) Причастия бывают ( совершенного и несовершенного вида,настоящего и прошедшего времени) 15) Причастный оборот это... (причастие с зависимым словом) 16) Причастия изменяются по (падежам, числам иродам) 17) Одна буква Н пишется в суффиксах (кратких страд.Пч) 18) Если причастие и прилагательное образовано от глаголов на -ить или - еть, то перед одной или двумя буквами Н в них пишется буква…(е) 19) В суффиксах причастий -енн- и -ен- после шипящих под ударением пишется ... (ё) 20) Машина, которая въехала в гараж ( въехавшая машина) 4 тур Орфографические и пунктуационные задачки. (Работа по карточкам) 5 тур Перфокарты 6 тур Синтаксическая загадка Один древний правитель оставил своим сыновьям завещание: «Поставьте на моей могиле статую золотую чашу держащую». Сыновья призадумались: золотая чаша потребовала бы всего оставленного отцом золота. Однако один из наследников нашёл выход, как, не нарушая завета отца, разбогатеть. Найдите и вы это решение. (Отец забыл поставить запятую. Видимо, он предполагал такое прочтение: «Поставьте на моей могиле статую золотую, чашу держащую». Один из сыновей решил, что запятая должна стоять в другом месте: «Поставьте на моей могиле статую, золотую чашу держащую». Золотой в этом случае оказалась лишь чаша.) 7 тур ( дополнительный) « Кто быстрее?» 1)Расставить в предложениях недостающие знаки препинания 1. Листья пригретые солнцем падали на сырые дорожки. 2. Широкий шум берёзовых лесов И грозный гул летящих в небе сосен Нагадывали мне что скоро осень И грянула она в конце концов. (И. Шкляровский) 3. Чернеет лес теплом разбуженный Весенней сыростью объят. (С. Маршак) 4. На иных берёзах обращённых к солнцу появились серёжки. 5. На самой середине избы висела люлька привязанная к концу длинного шеста. (И. Т.) 6. ...Из-под сросшихся широкий бровей смело глядели небольшие карие глаза. (И. Т.) 7. Во дворе исполкома сотрудники зарывали зашитые в мешки бумаги. (М. Ш.) 8. Из-за кургана караулящего шлях выполз багровый от натуги месяц. (М.Ш.) 9. С крыльца исполкома видно Якову равномерно покачивающуюся лошадиную шею... (М. Ш.) 10.Ты открыл утром глаза переполненный жаждою счастья. (И. Б.) 2) Найти «третье лишнее». Ему хотелось хохотать и дурачиться, играть в горелки, петь до полночи, носиться на гигантских шагах и слушать взволнованный шёпот гимназистов о писателе Гаршине, написавшем рассказ «Четыре дня», запрещённый цензурой. (К. Паустовский) 8 тур « Домашнее задание» Каждая команда читает текст, написанный до урока « Речь в защиту Причастия». - 2-3 минуты 3. Подведение итогов, заключительное слова экспертов, объявляющих результаты игры и вручающих отличительные знаки игрокам-победителям. Слово учителя. - Вот и закончилась наша игра, и я надеюсь на то, что вы, ребята сумеете теперь преодолеть любые трудности, связанные с употреблением и правописанием причастий. Ваше домашнее задание: еще раз пересмотреть все изученное и отметить на листе бумаги знаком +темы, которые вам понятны и знаком - - темы, которые до сих пор вызывают у вас затруднение. Спасибо за урок!
Хороший урок. Очень понравился ваш подход к раскрытию темы, интересный подход к работе над ошибками, я обязательно буду использовать на своих уроках словарный диктант "до 1 ошибки", учитывая что тема достаточно сложная, вы прекрасно справились с задачей. Спасибо за урок!.
Тема достаточно сложная, особенно в школах с казахским языком обучения. Разработка замечательная возьму на заметку. Понравился словарный диктант "до 1 ошибки" - буду использовать на уроках. Спасибо!!!!
Разработка урока понравилась, спасибо. Интересное вступление к уроку.Обязательно проведу такой же урок. Больших творческих успехов в дальнейшей вашей работе.