Суббота
27.04.2024
02:15
Категории раздела
Разработки учителей [173]
Сочинения учеников [7]
Вход на сайт

Поиск
Наш опрос
Какому источнику информации Вы доверяете?
Всего ответов: 435
Закладки
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Сайт учителей русского языка и литературы Казахстана
    Главная » Статьи » Русский язык в школе » Разработки учителей

    Урок мастерская по русскому языку
    Тема: Осень в звуках и красках
    Цель: повторени и закрепление изученного материала по орфографии и пунктуации, обучение работе в коллективе, развитие речи, развитие творческих способностей учащихся
    Оборудование: репродукции картин осени русских художников, стихотворения об осени русских поэтов, диск с музыкой А.Вивальди "Времена года" (композиция "Осень"), листы бумаги формата А-4, карандаши и краски.
    Тип урока: урок-мастерская
    Эпиграфы к уроку
    Отговорила роща золотая
    Березовым, веселым языком,
    И журавли, печально пролетая,
    Уж не жалеют больше ни о ком.
    С. Есенин

    Дни поздней осени бранят обыкновенно,
    Но мне она мила, читатель дорогой,
    Красою тихою, блистающей смиренно…
    А.С.Пушкин
    Ход урока:
    1. Вводно-мотивационный этап
    Ребята, поздороваемся с гостями на разных языках:
    По-казахски – салимет сызбе
    По-русски - здравствуйте
    По-украински – здоровеньки буллы
    По-английски – гуд монин
    По-немецки – гутен таг
    По-болгарски – добер ден
    По-польски – джень добжи
    По-французски – бонжур
    По-испански – буэнос диас
    По-румынски – буна зиуа
    2. Эмоциональный настрой. Целевая установка учителя
    Сегодня у нас необычный урок, а урок-мастерская. Так уж получилось, что изучение раздела «Орфография» приходится на осенние дни. Одарив нас последним теплом «бабьего лета», она готовит для нас холод, ненастье, слякоть. Есть от чего впасть в уныние. А вот Пушкин любил эту пору, умел находить в ней свою прелесть.
    Как вы понимаете слова А.С.Пушкина «мила красою тихою, блистающей смиренно»?
    Дети, объясняя слова поэта, говорят о неяркой, неброской красоте поздней осени. Учитель подскажет ещё один синоним: «кроткая». Нельзя не заметить и слова «блистающей», утверждающего настоящую, высокой пробы красоту.
    «Дням поздней осени» посвятит поэт немало чарующих своей красотой стихотворных строк.
    Порой и звуки могут передать осеннее настроение. Прочитаем стихотворение, записанное на доске.
    На доске:
    Шуршат осенние кусты.
    Шуршат на дереве листы.
    И дождь шуршит,
    И мышь, шурша,
    В нору спешит.
    - Какое слово чаще всего встречается? А звук? Что же шуршит? Чем является слово шуршит? Каким членом предложения? Давайте подчеркнем грамматическую основу предложения.
    3. Орфографический диктант
    Осе(н/нн)яя п(о/а)ра, по(з/зд)няя ос(е/и)нь, п(е/и)р(е/и)летные птиц(ы/и), пох(о/а)лодало, пр(о/а)ливной дож(дь/ть)
    4. Орфографический и пунктуационный разбор
    Уж(?) небо осенью дышало,
    Уж(?) реже солнышко бл.стало,
    Короче ст.новился день.
    Лесов т.инстве(н,нн)ая сень
    С печальным шумом обн.жалась,
    Л.жился на поля туман,
    Гусей крикливых караван
    Т.нулся к югу: пр.ближалась
    Довольно скуч(?)ная пора;
    Стоял ноябрь уж(?) у двора.
    4. Нарисуем словесный образ осени
    Представим себе осень. При слове «осень» возникает у каждого свой образ: ранняя или поздняя. Нарисуйте словесный образ осени: ранней и поздней.
    Ранняя осень,- когда появляются первые разноцветные листья на деревьях, и поздняя,- когда завершается листопад и жизнь замирает, готовясь принять белый наряд. Но больше всего мы любим золотую осень. В это время в лесу становится веселее и наряднее. Кроны деревьев расцвечены всеми оттенками от зеленых до пурпурных. Красный, желтый, бурый, золотистый ложится на землю лист. По болотам краснеет клюква, кое-где мелькают гроздья брусники. Природа становится пышной, величавой и удивительно красивой.
    5. Составление кластеров: ранняя и поздняя осень
    Составим кластер «Природа осенью». Какая природа осенью?
    6. Прослушивание и анализ стихотворений
    – Тютчев называет осень «дивной порой», Некрасов – «славной», у Лермонтова осень вызывает ощущение печали, а Фет прямо говорит о желании скорее расстаться с ней.
    Но мы любим осень. У многих поэтов осень тоже была любимым временем года. Самый известный русский поэт А.С. Пушкин в своем стихотворении «Осень» признается в своей нелюбви к весне:
    Скучна мне оттепель; вонь, грязь - весной я болен...
    Не любит он и лето:
    Ох, лето красное! любил бы я тебя,
    Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи...
    К зиме поэт относится более благосклонно:
    Суровою зимой я более доволен,
    Люблю её снега...
    И только осень действительно мила его сердцу:
    Люблю я пышное природы увяданье...
    А.С.Пушкин любит осень в самом её разгаре, когда «роняет лес багряный свой убор» и «роща отряхает последние листы». Ему приятны и «редкий солнца луч, и первые морозы»... Осень в стихах у Пушкина торжественно - печальна и величаво - красива.
    Унылая пора! Очей очарованье!
    Приятна мне твоя прощальная краса
    - Люблю я пышное природы увяданье,
    В багрец и в золото одетые леса...
    Поэту легко отдыхается в эту прекрасную пору, легко пишется, легко рифмуется:
    И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
    Минута - и стихи свободно потекут.
    Сможете ли вы объяснить значение слов «очей очарованье» («Очи – глаза»; «Очаровать – произвести неотразимое впечатление на кого-то, что-либо, подчинить своему обаянию»; «природы увяданье»; «багрец» (образовано от прилагательного «багровый»), «багровый» – красный густого, темного оттенка.

    7. Синтаксическая разминка (разбор предложения)
    Осень - самое плодотворное время года в творчестве Александра Сергеевича Пушкина.
    Но не только Александр Сергеевич Пушкин обращался к теме осени. Этой теме посвящали свои стихотворения такие замечательные поэты как Ф.И.Тютчев, И.А. Бунин, К.Д. Бальмонт… Федора Ивановича Тютчева принято называть «певцом природы». Много стихов, и при этом самых радостных, самых жизнеутверждающих из всего им написанного, он посвятил весне. Но есть одно стихотворение поэта, которое невозможно не вспомнить, говоря о стихах, посвященных осени:
    Есть в осени первоначальной
    Короткая, но дивная пора -
    Весь день стоит как бы хрустальный,
    И лучезарны вечера...
    В этом стихотворении поэт описывает начало осени, когда «далеко еще до первых зимних бурь». Не началось еще буйство красок в лесу и в природе ощущается некая пустота: урожай собран, поля пусты, «птиц не слышно более». Замечается только блестящий на солнце «тонкий волос» паутины. Скоро, скоро заиграет красками осень, но пока только «чистая и теплая лазурь», льющаяся на отдыхающее поле заполняет эту пустоту. О лазури голубой упоминает в своем стихотворении «Листопад» другой русский поэт - Иван Алексеевич Бунин:
    Лес, точно терем расписной,
    Лиловый, золотой, багряный,
    Весёлой, пёстрою стеной
    Стоит над светлою поляной.
    Берёзы жёлтою резьбой
    Блестят в лазури голубой
    Как вышки ёлочки темнеют
    А между клёнами синеют
    То там, то здесь в листве сквозной
    Просветы в небо, что оконца,
    Лес пахнет дубом и сосной...
    И.А.Бунин описывает здесь уже золотую осень. Он сравнивает лес с теремом, расписанным лиловыми, золотыми, багряными красками. Кроны берез - это желтая резьба, которая особенно выделяется на фоне голубого неба. Весь этот отрывок у А.И.Бунина - жизнерадостный, ободряющий и не верится, что этот лес скоро станет голым и пустым, что это – «последние мгновенья счастья».
    Бальмонт Константин Дмитриевич «Осень»
    Поспевает брусника,
    Стали дни холоднее,
    И от птичьего крика
    В сердце только грустнее.
    Стаи птиц улетают
    Прочь, за синее море,
    Все деревья блистают
    В разноцветном уборе.
    Солнце реже смеется,
    Нет в цветах благовонья.
    Скоро Осень проснется,
    И заплачет спросонья.
    Чаще всего строки об осени написаны с тоской, унынием, но у Н.А.Некрасова:
    «Славная осень! Здоровый, ядреный
    Воздух усталые силы бодрит ...»
    Мы должны представить себе осень так, как мы ее видим, чувствуем, понимаем. Передать, как меняется природа осенью. Какое чудо мы можем наблюдать с приходом осени?
    Как осень без красок и без кисти разукрасила все листья, соткала яркий разноцветный ковер на земле, укрыла ее теплым лоскутным одеялом.
    Какие листья вы видели осенью?
    Красные, желтые, бурые, золотистые, желто-зеленые, пятнистые, пурпурные, пестрые, оранжевые, багряные, бронзовые, лиловые, пунцовые.
    Все лето листья подставляли солнцу свои ладошки и до того налились и пропитались солнцем, что к осени стали багряными и золотыми. Приходилось ли вам наблюдать за тем, как падают листья?
    Да, конечно...
    Как такое явление называется в природе?
    Такое явление называется листопадом.
    С чем можно сравнить листопад?
    Листопад можно сравнить с золотым дождем.
    Что вам показалось особенно красивым во время листопада?
    Если вдруг ветер налетит, то закружится пестрый смерч, а если ударит по дереву, то хлынет сверкающий водопад.
    Листья падают. А какие еще слова, называющие действия, можно будет использовать в своей работе?
    Они не просто падают, а кружатся, летят, качаются на паутинках, скачут, плывут.
    Да, полетели листья, как птицы по ветру, запрыгали белками по сучкам, понеслись, как куницы, по земле, зашумел золотой дождь.
    А если прислушаться, то что можно услышать осенью?
    Как листья скребутся, шелестят, шуршат под ногами.
    Да, куда ни взглянешь, листья вверху, внизу, вокруг – одним словом, всюду и везде. Вот листья, красиво покачиваясь на «крыльях ветерка», опускаются на воду тихо и плавно, не спеша и спокойно. Как разноцветные кораблики, они плывут по реке – желтые, красные, оранжевые.
    Гуляя в парке, бывая в лесу, мы с вами наблюдали за деревьями. На какие деревья мы обращали внимание? Красивы ли они?
    Да, только осенью можно по-настоящему оценить красоту деревьев, поэтому я предлагаю дать название следующей части плана, в которой мы будем описывать красоту осенних деревьев.
    В народных песнях рябину часто ласково называют рябинушкой. Как она выглядит осенью?
    Рябинка, словно девушка, нарядившаяся ради праздника, вся в красных бусах и серьгах, одни листья у нее пожелтели, другие стали пурпурными.
    Да, в народе про рябину говорят: «Весной зеленела, летом загорала, осенью надела красные кораллы».
    Ребята, у какого дерева даже в самый безветренный день листья дрожат?
    У осинки дрожат листики, будто все время шепчутся.
    В лесу осиновом дрожат осинки,
    Срывает ветер с осин косынки.
    (В.Степанов)
    Как выглядит осинка осенью?
    Осенью она превращается в ослепительную красавицу. Листья, как фонарики, могут быть зеленовато-розовыми с перламутровым переливом, лимонно-желтыми, малиновыми, пурпурными, огненно-красными, почти черными.
    Да, ни одно дерево не знает такого разнообразия осенних красок, как осина.
    А как осенью выглядят березки и клен?
    Березки словно в золоте.
    Клен роняет листья, будто оранжевые звезды.
    В чем красота их осеннего наряда?
    8. За что мы любим осень?
    За что мы любим осень? За красоту ! Но не только. Завершается годовой цикл. Природа сначала все время брала для того, чтобы пробудиться, расцвести, завязать плоды, вызреть. И, наконец, наступило время, когда она отдает все, что накопила. Мудрость и зрелость осени, ее красота и ощущение ее краткости - вот что привлекало и привлекает в этом удивительном времени года.
    Это всего лишь зима настает,
    Это всего лишь кончается осень,
    Грустную песню нам скрипка поет,
    Песню надежды о лете доносит...
    Лермонтов М.Ю. «Осень»
    Листья в поле пожелтели,
    И кружатся, и летят;
    Лишь в бору поникши ели
    Зелень мрачную хранят.
    Под нависшею скалою
    Уж не любит меж цветов
    Пахарь отдыхать порою
    От полуденных трудов.
    Зверь отважный поневоле
    Скрыться где-нибудь спешит.
    Ночью месяц тускл и поле
    Сквозь туман лишь серебрит.
    9. Загадки про осень
    1.Пусты поля, мокнет земля,
    Дождь поливает, когда это бывает?
    (Осенью)
    2.Утром мы во двор идём -
    Листья сыплются дождём,
    Под ногами шелестят
    И летят, летят, летят...
    (Осень)
    3.Пришла без красок
    B без кисти
    И перекрасила все листья.
    (Осень)
    4.Солнца нет, на небе тучи,
    Ветер вредный и колючий,
    Дует так, спасенья нет!
    Что такое? Дай ответ!
    (Поздняя осень)
    5.Рыжий Егорка
    Упал на озерко,
    Сам не утонул
    И воды не всколыхнул.
    (Осенний лист)
    6.Кто всю ночь по крыше бьёт
    Да постукивает,
    И бормочет, и поёт, убаюкивает?
    (Дождь)
    7.Без пути и без дороги
    Ходит самый длинноногий,
    В тучах прячется,
    Во мгле,
    Только ноги на земле.
    (Дождь)
    8.Тучи нагоняет,
    Воет, задувает.
    По свету рыщет,
    Поет да свищет.
    (Ветер)
    9.Осень в гости к нам пришла
    И с собою принесла...
    Что? Скажите наугад!
    Ну, конечно ...
    (Листопад)
    10.Не колючий, светло-синий
    По кустам развешан ...
    (Иней)
    - прослушивание музыки;
    - выполнение творческой работы (дети рисуют, звучит музыка)
    - за 15 мин. до окончания урока сдают работы на отдельный стол и берут для знакомства чужие работы. Задача - как можно больше прочитать работ.
    Рефлексия:
    - понравился ли урок?
    - что запомнилось?
    - для чего нужны подобные уроки?
    Осень – это необычная пора года. Чтобы описать ее, многие поэты прибегали к тысячам весьма ярких сравнений. Художнику в этом плане намного легче: он передает свое видение с помощью красок. Но от этой кажущейся простоты картина становится еще ценнее.
    На картине Левитана «Золотая осень» природа показана в самом лучшем виде. Ведь все знают, что осень бывает плаксивой, а осень Левитана именно золотая. Деревья стоят в своем самом прекрасном наряде. Листва переливается разными оттенками золотого и красного. Неподалеку затаилась компания робких березок, которые никак не могут расстаться со своим летним, зеленым убранством. Они со страхом ожидают своей очереди. А вот березки, которые разместились на переднем плане, неспешно расстаются со своей золотой накидкой. Легкое дуновение ветерка вызывает настоящий золотой дождь. Небо чистое, но на нем уже бродят легкие тучки. Со временем они закроют все небо, но пока дают небольшую передышку.
    Вода в реке похожа на зеркало. Кажется, что в ней все отражается. Но эта легкость слишком обманчива, потому что от реки уже веет прохладой. А тонкая паутинка, которая кружит в воздухе, говорит о скором наступлении холодов. И становится грустно, что эта красота не может длиться вечно.
    Но автор напоминает, что грустить рано. Еще не все готовы к наступлению холодов, а трава пожелтела лишь местами. Впереди непродолжительное свидание с уходящим летом, которое и зовется в народе золотой осенью.
    Картина Левитана «Золотая осень» полна неподдельного восхищения красотой засыпающей природы. В следующий раз, когда эта волшебная пора постучится к вам, просто впустите ее в свое сердце.

    Александр Сергеевич Пушкин «Ох, лето красное! любил бы я тебя»
    Ох, лето красное! любил бы я тебя,
    Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.
    Ты, все душевные способности губя,
    Нас мучишь; как поля, мы страждем от засухи;
    Лишь как бы напоить, да освежить себя --
    Иной в нас мысли нет, и жаль зимы старухи,
    И, проводив ее блинами и вином,
    Поминки ей творим мороженым и льдом.

    Александр Сергеевич Пушкин «Унылая пора! очей очарованье!»
    Унылая пора! очей очарованье!
    Приятна мне твоя прощальная краса --
    Люблю я пышное природы увяданье,
    В багрец и в золото одетые леса,
    В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
    И мглой волнистою покрыты небеса,
    И редкий солнца луч, и первые морозы,
    И отдаленные седой зимы угрозы.

    Иван Алексеевич Бунин «Листопад»
    Лес, точно терем расписной,
    Лиловый, золотой, багряный,
    Весёлой, пёстрою стеной
    Стоит над светлою поляной.
    Берёзы жёлтою резьбой
    Блестят в лазури голубой
    Как вышки ёлочки темнеют
    А между клёнами синеют
    То там, то здесь в листве сквозной
    Просветы в небо, что оконца,
    Лес пахнет дубом и сосной...

    Константин Дмитриевич Бальмонт «Осень»
    Поспевает брусника,
    Стали дни холоднее,
    И от птичьего крика
    В сердце только грустнее.
    Стаи птиц улетают
    Прочь, за синее море,
    Все деревья блистают
    В разноцветном уборе.
    Солнце реже смеется,
    Нет в цветах благовонья.
    Скоро Осень проснется,
    И заплачет спросонья.

    Михаил Юрьевич Лермонтов «Осень»
    Листья в поле пожелтели,
    И кружатся, и летят;
    Лишь в бору поникши ели
    Зелень мрачную хранят.
    Под нависшею скалою
    Уж не любит меж цветов
    Пахарь отдыхать порою
    От полуденных трудов.
    Зверь отважный поневоле
    Скрыться где-нибудь спешит.
    Ночью месяц тускл и поле
    Сквозь туман лишь серебрит.
    Категория: Разработки учителей | Добавил: Никуша (15.12.2013)
    Просмотров: 2141 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 4
    4 Tatyana  
    0
    Очень интересная разработка! Работа творческая! Спасибо!

    0
    Методически грамотная разработка урока. Используются различные методы и приемы работы, что делает урок содержательным. Спасибо!

    2 женисхан  
    0
    разработка урока понравилась, учитель использует разные методы и приемы, понравилась творческая работа, спасибо.

    1 Inarabulatova  
    0
    интересный урок, были использованы различные формы работы, много полезного взяла для себя. Спасибо.

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]