Вторник
26.09.2017
14:07
Категории раздела
Разработки учителей [163]
Сочинения учеников [7]
Вход на сайт

Поиск
Наш опрос
Какому источнику информации Вы доверяете?
Всего ответов: 367
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Сайт учителей русского языка и литературы Казахстана
    Главная » Статьи » Русский язык в школе » Разработки учителей

    Урок-путешествие в страну "Местоимение" – 6 класс
    Скочеляс Валентина Владимировна Новогречановская средняя школа с.Новогречановка Тайыншинского района Северо-Казахстанской области

    Тема: урок-путешествие в страну "Местоимение" – 6 класс

    Цель: обобщение знаний о местоимении, как о части речи, его роли в устной и письменной речи; закрепление пройденного материал по данной теме.

    Задачи:
    1. Обучающая – повторить, обобщить и систематизировать знания по теме «Местоимение» в процессе выполнения тренировочных упражнений;
    2. Развивающая – определить для учащихся перспективы в изучении местоимений; способствовать активизации мыслительной деятельности учащихся через упражнения систематического и аналитического характера;
    3. Воспитательная – добиться того, чтобы учащиеся поняли, что в обществе нужно жить по законам взаимопонимания, дружбы, вежливости и прощения.

    Материалы и ТСО: интерактивная доска, слайд-шоу, карточки.

    Методы и приемы: словесный, частично-поисковый, индивидуальная работа, работа в группах, творческие задания, практический, наглядный.

    Тип урока: урок-путешествие, систематизации и обобщения знаний
    (комбинированный).

    Ход урока

    I Организационный момент
    Тема нашего урока «Путешествие в страну Местоимение». Мы должны закрепить изученный материал. Наш урок будет необычный: мы с вами отправимся в замечательную страну «Местоимение». Страна эта большая, она занимает третье место, после существительного и глагола. Из тридцати самых частых слов – двенадцать местоимений. Путешествовать мы будем как туристы. Наш путь будет проходить через равнины, леса, озера, горы. Нас ожидают трудности и серьезные испытания. Но я надеюсь, что нам все под силу.
    Но прежде чем отправиться в путешествие, я прошу всех присутствующих закрыть глаза …, представить страну «Местоимение» …, вот мы идем по равнинам …, проходим вдоль реки …, всюду горячий, сыпучий песок …, берем его в руки …, пропускаем сквозь пальцы …, поднимаемся в гору …, все выше и выше …, поднимаемся к самой вершине …, с вершины горы смотрим на окрестную красоту …, откроем глаза, посмотрим друг на друга и взглядом пожелаем успехов друг другу.

    II Эпиграфом нашего урока возьмем такие слова:
    Я о себе такого мнения:
    Огромна роль местоимения!
    Я делу отдаюсь сполна,
    Я заменяю имена.

    III Итак, начнем наше путешествие, но прежде чем мы отправимся в путь, нужно проверить готовы ли мы к этому путешествию. А чтобы это проверить, нужно ответить на вопросы.

    ОН, ОНА, ОНИ, и МЫ,
    ЭТОТ, ТОТ, у НАС был ТЫ.
    С ВАМИ, ВЫ, о ВАС и Я-
    Что же это за слова?
    Это, без сомнения,
    Слова – ...
    - Правильно, это слова-местоимения.

    1. Что такое местоимение?
    2. Какие разряды местоимений вы знаете?
    3. Какие местоимения называются относительными?
    4. Расскажите об отрицательных местоимениях?
    5. Притяжательные местоимения – это…

    IV Вижу, что к путешествию вы готовы, так что вперед! Во время путешествий мы часто играем в различные игры, вот и я предлагаю сыграть в такую игру, как «Полиглот». Я буду вам показывать карточки с местоимениями на одном языке (казахском, русском или английском), а вы будете называть их на двух других языках, например, я показываю карточку на русском языке, а вы переводите на казахский и английский языки.
    Я I МЕН
    КТО WHO КІМ
    ТЫ YOU СЕН
    ЧТО WHAT НЕ
    МЫ WE БІЗ
    ОНИ THEY ОЛАР
    ВЫ YOU СІЗ
    МОЙ MY МЕНІҢ
    ВАШ YOUR СЕНДЕРДІКІ

    V Вот мы вошли в чудесный лес, и здесь нас ждут новые испытания. Открываем тетради, записываем число, классная работа и выполняем следующее задание:
    Нужно выписать из предложений только местоимения, определить их разряд. Повторяющиеся местоимения записывать один раз.

    1. Мой первый друг, мой друг бесценный
    И я судьбу благословил, когда мой двор уединенный,
    Печальным снегом занесенный, твой колокольчик огласил.
    (Пушкин)
    2. Всякая лиса свой хвост хвалит.
    3. Её вкус изумляет всех, только не ее саму.
    4. Я люблю ходить вдвоем В поле, в лес, на водоем. Я люблю пускаться в путь Не один, а с кем (нибудь)… Белка в зелени густой Скачет в перелеске. Крикнуть (н…)кому: «Постой!» Я один: мне красотой Поделит…ся (н…)с кем. (А. Барто)
    Мой – притяжательное Я – личное Твой – притяжательное Всякая – определительное Свой – притяжательное Её – притяжательное Всех – определительное Саму – определительное С кем – нибудь – неопределенное Некому – отрицательное Не с кем – отрицательное
    VI Вот мы прошли через лес и вышли к прекрасному озеру, и чтобы нам перебраться через него нам опять же необходимо выполнить задания. Я раздаю вам карточки, и вы делаете ее со своим соседом по парте. В этом задании вам нужно вставить в текст личные местоимения.
    … нарисую ёлочку. А … что будешь рисовать? Когда … приедет? Завтра … пойдём на речку. Кого … ждёте? Почему … улетают?

    Прочитаем, что у нас получилось.

    А теперь давайте немного отдохнем, сделаем привал и порыбачим. (Задания на рыбках). Кто желает поймать рыбку?

    1 рыбка: Когда руки бывают тремя личными местоимениями? (Когда они вы-мы-ты).
    2 рыбка: Какой остров называет местоимение, когда говорит о своей величине? (Ямал).
    3 рыбка: Какое местоимение не имеет именительного падежа, рода и числа? (Возвратное).
    4 рыбка: Какие два местоимения мешают движению на дорогах? (Я-мы).
    5 рыбка: Сколько личных местоимений в слове семья? (7я).
    6 рыбка: Первый слог - личное местоимение. Второй - звук, который издает лягушка. Вместе - овощ. (Ты—ква).
    7 рыбка: Какое местоимение можно считать и самым хвастливым, и самым скромным? (Я)
    8 рыбка: Какое личное местоимение, если к нему добавить шипящую согласную и мягкий знак, превратится в маленького грызуна? (Мы-шь)

    VII Молодцы! Порыбачили мы хорошо, но теперь нужно двигаться дальше. Теперь нужно будет проходить через красивую степь, но чтобы нам ее пройти, нужно выполнить следующее задание. Нужно просклонять следующие местоимения:
    Наш
    Никто
    Сам
    Себя
    Иной
    Мы хорошо справились с этой задачей, и можем двигаться дальше. Давайте проведем небольшую викторину.
    Викторина
    1. Назовите личное местоимение 1-го лица, множественного числа, родительного падежа. (нас)
    2. Назовите личное местоимение 1-го лица, единственного числа, дательного падежа. (мне)
    3. Назовите указательное местоимение мужского рода, единственного числа, родительного падежа. (этого)
    4. Какое местоимение не имеет форму именительного падежа?
    5. Назовите начальную форму местоимения тобой. (ты)
    Образуйте начальную форму местоимений:
    ко мне (Д.п.) – я (1 лицо)
    с тобой (Т.п.) – ты (2 лицо)
    о нас (П.п.) – они (3 лицо)
    к нам (Д.п.) – мы (1 лицо)
    от него (Р.п.) – он (3 лицо)
    без них (Р.п.) – они (3 лицо)
    у нее (Р.п.) – она (3 лицо)
    Замечательно, очень хорошо справились со своей задачей и заодно отдохнули. Двигаемся дальше.
    VIII Наше путешествие подходит к концу, но для того, чтобы добраться домой нам нужно выполнить следующее задание. Нужно списать текст, заменяя выделенные существительные местоимениями.
    Текст.
    Юра должен был начертить три угла – острый, прямой и тупой. Перед мальчиком (ним) лежали транспортир, линейка и карандаш. Вдруг с этими (ними) инструментами стало происходить невообразимое. Кто-то невидимый отмеривал градусы, проводил прямые линии, отмечал углы. В углах (них) появились красивые обозначения. Над обозначениями (над ними) засверкала надпись: “Привет засоням!”. И засоня (он) проснулся.
    IX Перед тем, как мы попадем домой, давайте сыграем в игру «Диалог». Я задаю вам вопрос, а вы отвечаете отрицательными местоимениями.
    - Кто сегодня опоздал? (Никто)
    - Какое задание вызвало у вас затруднение? (Никакое)
    - Чей ответ был плохим? (Ничей)
    - Кого винить, если сам виноват? (Некого или никого)
    - Что исправить, если нет ошибок? (Ничего)
    Молодцы. А теперь давайте заполним таблицу, в которой необходимо написать примеры местоимений на каждый разряд и указать его синтаксическую роль.
    № п/п Разряды
    местоимений Местоимения Роль в предложении
    1 Личные Я, ты, он, она, мы, вы, они. Подлежащее, дополнение
    2 Возвратное Себя Дополнение
    3 Вопросительные Кто?, что?, какой?, чей?, который?, сколько?, каков? (формируют вопросительные предложения.) Подлежащее, дополнение, определение, обстоятельство
    4 Относительные Кто, что, какой, чей, который, сколько, каков (связывают части сложного предложения.) Подлежащее, дополнение, определение, обстоятельство
    5 Неопределенные Некто, нечто, некоторый, несколько, кое-кто, кто-то, кто-либо. Кто-нибудь, кое-какой, какой-то, какой-либо, сколько-то, сколько-нибудь. Подлежащее, дополнение, определение, обстоятельство
    6 Отрицательные Никто, ничто, ничей, никакой, некого, нечего. Подлежащее, дополнение, определение, обстоятельство
    7 Притяжательные Мой, твой, ваш, наш, свой, его, ее, их. Определение
    8 Указательные Тот, этот, такой, таков, столько. Определение, сказуемое
    9 Определительные Весь, всякий, сам, каждый, самый, любой, иной, другой. Определение
    X Мы хорошо попутешествовали и наше странствие подошло к концу. Я надеюсь, что вам понравилось путешествовать по стране Местоимение. А теперь давайте запишем домашнее задание:
    Домашнее задание – Аукцион
    На «4» - упражнение 833
    На «5» - написать мини-сочинение на тему «Город Местоимений»
    Общее задание § 54 – 65
    XI Рефлексия. Вот и закончилось наше путешествие, но хотелось бы узнать:
    1. Знания о какой части речи сегодня закреплялись на уроке?
    2. Что такое местоимение?
    3. Какие разряды местоимений вы знаете?
    Категория: Разработки учителей | Добавил: Valenta (09.06.2014) | Автор: Скочеляс Валентина Владимировна E
    Просмотров: 1146 | Комментарии: 4 | Теги: рефлексия, местоимение, разряды, часть речи | Рейтинг: 5.0/1
    Всего комментариев: 4
    4  
    Очень я люблю необычные уроки. Сама стараюсь придумать что-нибудь эдакое. Мне понравилось. Спасибо. Если не возражаете, возьму себе.

    3  
    Урок подробный, интересный по содержанию. Использованы различные формы работы. Молодец! Спасибо.

    2  
    Очень хорошая содержательная  разработка урока. Спасибо!

    1  
    Урок понравился, охвачен почти весь материал о местоимении, особенно в плане недопущения ошибок в употреблении местоимений в повседневной жизни, что обычно трудно  поддается в национальной школе.Спасибо

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]